{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Lena Nexman

Маркетолог: начиная новый проект — сначала проверь сайт!

Краткая заметка о том, почему перед запуском рекламы и планированием активности — лучше проверить сайт на предмет ошибок и прочих радостей.

Встретитесь с таким - пишите чеклист и исправляйте до запуска рекламы.

Меня зовут Лена и я — дизайнер (не маркетолог), хотя маркетингом тоже часто приходится заниматься, когда планируешь редизайн сайта, а штатного маркетолога у заказчика нет.

Проблема не в вас

Неработающее меню на сайте Леново. Баг, который непросто найти. Lena Nexman

Часто, даже на крупных проектах, куда в сутки льется рекламы от 1.000.000 рублей, работая в составе команды я замечала такие забавные штуки:

  1. Сайт некорректно работал в планшетах. Из-за некорректной адаптации сайта — корзина просто не помещается в экран и на планшете найти ее невозможно. Итог: 0 продаж с планшета, слито в трубу несколько миллионов за месяц.
  2. На обновленном магазине не работал платежный шлюз. Почти неделю это никого не беспокоило, пока раздосадованный пользователь не написал, что не смог оплатить онлайн. Итог: минус 5-7 миллионов рублей на пользователях, которые не смогли оплатить картой.
  3. После 9 нажатий на кнопку Меню — оно переставало работать. Видимо, цифра "10" была магической. Нашлось спустя месяц активной работы сайта, упущенный бюджет даже посчитать трудно.

И это только — несколько самых значимых примеров. Я видела тысячи мелких "багов", которые в целом не убивали продажи в ноль, однако отпугивали сотни пользователей, и команде проекта на это было откровенно плевать. Не потому, что они их не видели — они просто не искали их и не находили. И от этого будет страдать эффективность вашей рекламы.

Крайне редко я вижу культуру самопроверки и перекрестной проверки в российских компаниях. Отсюда, начиная новый проект — я очень рекомендую самостоятельно проверить сайт, сделать заказ, проверить работу форм хотя бы на своих устройствах. Это займет не более часа времени, однако вы точно будете понимать, если что-то пойдет не так — вряд ли проблема в сайте.

Как самостоятельно проверить сайт?

Если у вас есть час — вполне достаточно взять свой телефон, планшет, компьютер и прогнать основные пользовательские сценарии. Лучше всего, если у вас будет:

  • Телефон на Android и iOS
  • Планшеты — на тех же ОС, чаще всего достаточно и iOS
  • ПК на Windows 10, несколько основных браузеров. Сайт должен корректно работать в разрешениях от 1366x768 до 2560x1440, поэтому лучше всего проверить на мониторе с высоким разрешением, уменьшая объем окна.

Попробуйте:

  1. Пройти полный путь с главной страницы до заказа. Если это интернет-магазин — купите товар, выбирая все возможные его опции.
  2. Проверить работу всех форм заказа товара/услуги, обратную связь.
  3. Убедиться что кликая на телефоны, почты, мессенджеры — у вас открываются соответствующие приложения на телефоне.
  4. Пройтись по страницам и убедиться что они выглядят +- однаково на всех устройствах, основные элементы вроде корзины, CTA кнопок — не пропадают.

Найденные ошибки можно записать в чеклист в Google Docs, сгруппировав по типу устройства, версии операционной системы и обязательно приложив скриншот ошибки.

Такая быстрая проверка не защитит вас от багов на редких устройствах и телефонах со старой версией ОС. Однако, практика показывает, что этого чек листа достаточно для закрытия запросов 80-90% пользователей. Оставшееся ошибки — могут найти профессионалы, которые занимаются тестированием, QA и т.д., которым можно поручить эту задачу.

Напоследок

Если в компании, которой вы начинаете заниматься — нет мониторинга основных точек отказа, настаивайте на том, чтобы она появилась.

Как минимум, нужно следить за:

  • Тем, что открываются все страницы
  • Скорость открытия страниц
  • Доступность сайта из разных регионов
  • Онлайн-чат
  • Корректный номер, соцсети и учредительные данные фирмы
  • Онлайн-оплата и корректность данных

А делать это нужно для того, чтобы не прозевать тот момент, когда отвалится корзина или когда какой-нибудь из старых сотрудников не решит поменять реквизиты поступления средств на свои, о чем недавно писали на VC.

Помните: да, за состояние сайта отвечают верстальщики и программисты. Но, часто, их внимания может быть недостаточно для корректной работы ресурса, особенно когда они заняты постоянным внедрением новой функциональности. А за конечный результат в виде сниженных продаж - отвечать, скорее всего, вам.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Sergei Zotov
Помните: да, за состояние сайта отвечают верстальщики и программисты. Но, часто, их внимания может быть недостаточно для корректной работы ресурса, особенно когда они заняты постоянным внедрением новой функциональности.

И для этого есть такие ребята, называются QA-инженеры (по-простому тестировщики), про которых даже в статье есть немного текста. Если после деплоев у этих ребят получается так, что у многих пользователей полсайта не работает, надо увольнять и тестировщиков, и проджектов/продактов, которые за этим наблюдают. Потому что они тупо сливают деньги компании (если, конечно, они не в сговоре с разработкой на тему того, что "нужен огромный рефакторинг").

Если проджект/продакт не делает сам UA тестирование (как раз оно по факту в статье описано), то его так же стоит уволить. Он не отвечает за свой проект на самом деле (как после выкатки в прод не проверить хотя бы элементарные сценарии новой фичи + основные сценарии, за которые компания деньги получает?)

Проверкой работы проекта маркетологи не должны заниматься, потому что у них нет экспертизы в тестировании. Ровно как и не хватит и не должно хватать того набора устройств, которые перечислены в статье (каждый раз, когда вспоминаю сколько разных устройств, ОС и разрешений есть на Android, мне становится плохо).

Еще есть ребята, зовущиеся аналитиками. Они также должны выявлять странные loop'ы в поведении пользователей (типа 30 раз обновил одну страницу или 15 раз попытался пройти один и тот же сценарий - явно что-то хотел сделать, но не смог, и вряд ли по своей вине, надо проверить страницу/сценарий, желательно с того устройства, с которого он заходил - нужно создать таск на QA).

Ну и плюс надо бы повнедрять всякие кнопки быстрых отзывов типа "Что-то не работает?" Иногда люди ими пользуются.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Спасибо за комментарий, согласна со всем. 
Однако, прошу заметить, что реалии малого и среднего бизнеса часто не позволяют держать в команде отдельного QA, а проджекты/продакты вообще не занимаются тестированием.

Меня часто привлекают как дизайнера на проекты, где я настаиваю на внедрении тестирования, но не буду же я ему говорить что "вашего продакта, программистов следует уволить". Да и если скажу - ничего от этого не меняется, поэтому, живем в тех реалиях что есть :) А в них лучше перепроверять проект хотя бы поверхностно, чтобы не напороться...

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov
 а проджекты/продакты вообще не занимаются тестированием

это их огромная ошибка. Они даже не знают, как работает их проект :)

 реалии малого и среднего бизнеса часто не позволяют держать в команде отдельного QA

а это ошибка малого и среднего бизнеса. Многие теряют на неработающих функциях и уходе людей с сайта сильно больше, чем зарплата тестировщика. Просто владельцы бизнеса об этих потерях чаще всего даже не подозревают, в то время как зарплата тестировщика кажется вполне понятной "потерей" из бюджета :)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Мне кажется, русский бизнес вообще часто про экономию, выходящую за грани разумного. Я часто ранее встречала предложения сделать редизайн довольно серьезных компаний за 10-30-50 тысяч рублей. Начальство спустило бюджет PM'у, он кивнул головой и пошел искать кто сделает сайт за эти деньги. Результат предсказуем...что уж тут говорить о найме отдельного человека на тестирование...

В моей статье есть баг на офсайте Lenovo, у которой, на минуточку, 63000 сотрудников. Если уж у них встречаются лютые баги на сайте, представьте что творится у остальных :) 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

полностью согласен :)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Хорошо когда сайт с маркетологом пишется. Плохо когда залетаешь на готовый уже

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Согласна. Однако, уметь действовать нужно в любом случае и простая проверка в виде часа вашего времени может многое рассказать о клиенте, в том числе о том - насколько внимательно и бережно они относятся к своему проекту :) 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Вот берусь за нового клиента. Отношения нулевое, сайт чертпойми какой.
Доделывать переделывать не собирается.
Настройте ему компании, выстроите аналитику, вот максимум запросов) 
Возможно по ходу уже получиться как то убеждать

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Ну, это какой-то рашн бизнес, я бы побоялась за такое браться :) 
Потом же еще и негатива могут выкатить, а все из-за сайта...

Ответить
Развернуть ветку
Артём Рубченков

К сожалению, как раз такие люди и есть в малом/среднем бизнесе. Для них реклама=кнопка "бабло". А если не работает - значит ты не правильно сделал, ибо "сайт-то у нас есть, вот он, работает"

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

И директору он нравится. Самое важное замечание.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Если директор не доверяет вам как специалисту и не слышит вас с самого начала...о чем с ним разговаривать?) 

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Я, как специалист, стараюсь отказываться от таких категорий заказчиков. В дизайне, где я работаю, если будешь идти на поводу у заказчика, который руководствуется не принципами UX/UI, а хотелками = получится лютый колхоз, за который будет стыдно и в портфолио не положишь :)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

не хотите того, что требует хозяин, хотите работать для портфолио - делайте за свой счет, вас наняли и диктуют условия

Ответить
Развернуть ветку
Николай Шумилов

Разумно +++

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Tarasov

Много правильных вещей, но вам лично на заметку - не все мобильные фичи можно проверять через devtools. То же меня леново на телефоне может работать корректно. 

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Спасибо за оценку материала. В целом, это базовая проверка, которую можно быстро сделать у себя. Предполагается, что маркетолог - не тестировщик и им быть не планирует :)  
Хорошую проверку, по моему мнению, делают QA за отдельные деньги и там тестируют на целом зоопарке устройств. Вопрос только в том что не всем это может быть по карману ИЛИ просто маркетолог просто не сможет убедить дира это заказать. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null