{"id":8499,"title":"vc.ru \u0438\u0449\u0435\u0442 \u0432\u044b\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u0430 ","url":"\/redirect?component=advertising&id=8499&url=https:\/\/vc.ru\/team\/314459-vypuskayushchiy-prodyuser-kreativnogo-otdela&placeBit=1&hash=34698330acc58f51615fd71105e84a558eebd5a4f60d32de70f3a794ef4ca846","isPaidAndBannersEnabled":false}
Маркетинг
Reactive

Формула AIDA: что это, зачем и как использовать в маркетинге и дизайне сайтов (с примерами)

В дизайне сайта, маркетинге, продажах заложены приёмы, которые работают на уровне поведенческой психологии человека. Они вызывают интерес и желание купить, захватывают внимание, подталкивают к действию. Такие приёмы заложены в формулу AIDA. Рассказываем, что это такое, как её использовать и увеличивать продажи.

Что такое AIDA?

AIDA — модель скрытого управления покупателем.

В классической модели AIDA 4 этапа:

  • A (attention — внимание). Привлекайте внимание к продукту с помощью рекламы.
  • I (interest — интерес). Вызовите интерес к продукту уникальным торговым предложением.
  • D (desire — желание). Вызовите у пользователя желание купить ваш продукт.
  • A (action — действие). Подведите человека к покупке.

Иногда к формуле прибавляют пятый этап: S — satisfaction — удовлетворение. Его задача — наращивание базы постоянных клиентов. Чтобы клиент возвращался и рекомендовал продукт своим друзьям, он должен получить удовлетворение от покупки.

Также в аббревиатуре иногда встречается M — motivation — мотивация. Её используют после D — желания купить продукт. На этом этапе помещают триггер, который побуждает к покупке.

Этапы AIDA должны быть последовательны. Если проигнорировать один, целостность формулы нарушится. Если их переставить местами — предложение вызовет у пользователя диссонанс.

Положительные эмоции у пользователя, возникающие через модель AIDA, мотивируют купить. Чем дальше по формуле прошёл пользователь, тем больше у него эмоций к продукту, побуждающих его купить.

Как работает модель AIDA

Разберём подробнее каждый этап с примерами, чтобы всё точно стало понятно.

A — внимание

Если не привлечёте внимание, остальные этапы формулы AIDA не пригодятся. Учитывая, как много информации сейчас в интернете и вне его, привлечь внимание непросто. Нужна яркая, необычная реклама, если это картинка и фото или видео на главном экране сайта.

Если это рекламный текст, сформулируйте заголовки в виде вопроса со спорным ответом, приведите список достоинств с первых строчек.

Также внимание привлекают щедрые предложения, акции, ограниченность товара.

Чтобы привлечь внимание, нужно хорошо знать свою целевую аудиторию, понимать их страхи и потребности. И с помощью рекламы решить их или хотя бы смягчить.

I — интерес

Когда рекламное сообщение заметили, разожгите интерес. Лучше на этом этапе AIDA давать структурированную информацию о продукте. Например, если это сервис по рассылке писем, напишите:

  • какие инструменты для работы есть в сервисе;
  • о возможности бесплатно попробовать услугу;
  • об интеграции с другими сервисами;
  • о тарифах — какие есть, чем выгодны.

Когда пользователь прошёл этап I, он должен чётко понимать, что такое ему предлагают, зачем ему этот продукт, а ещё лучше — хотеть купить его, даже если видит его впервые.

D — желание

После созревания интереса, вызовите желание купить здесь и сейчас. Преподнесите информацию со стороны потерянной выгоды или просто выгоды. Но не обманывайте потенциального покупателя! Будьте максимально честными. Если клиент уйдёт с сайта в этот раз и позже вернётся, а информация об ограниченном предложении останется, он поймёт, что его хотят обмануть и перестанет вам доверять. И, скорее всего, уже не купит продукт.

A — действие

Только когда пользователь прошёл все три этапа, пора конвертировать посетителя в покупателя. Главная цель этапа — звонок, заявка, регистрация. Необязательно сразу просить купить, пусть действие будет простым. А дальше покупателя можно «‎добивать» email-рассылкой, например.

Вот несколько простых действий, которые вы можете предложить пользователю, чтобы получить от него контактные данные или заставить его купить сразу:

  • оставить email, чтобы получить бесплатный пробник;
  • заполнить форму с номером телефона и почтой, чтобы получить бесплатную книгу или чек-лист;
  • пройти тест, чтобы получить скидку 20%;
  • попробовать бесплатно пользоваться сервисом неделю;
  • оплатить со скидкой 58% до первого августа.

Зачем модель AIDA нужна вашему бизнесу

AIDA успешно используют уже более 100 лет, и она всё ещё работает. Вот ещё несколько доводов в пользу формулы AIDA.

  • AIDA можно использовать в любой сфере. Неважно, продаёте вы часы или автобетоносмесители, формула будет работать. Только нужно подстраивать её под свою целевую аудиторию.
  • Формула AIDA настолько простая, что с ней может разобраться даже маркетолог с минимальным опытом.
  • Можно получить быстрый результаты в сегменте товаров повседневного спроса: продукты питания, косметика, средства для стирки и уборки, корма для животных и другое.
  • Эффективность каждого этапа легко отслеживать. Для этого определитесь с главными метриками и показателями KPI на каждом этапе.
  • Есть простор для воплощения своих идей. AIDA — это не скучное следование единым правилам. Например, на первом экране сайта или в рекламе можно сделать оригинальные баннеры, каких ещё ни у кого не было. Для получения контактов можно придумать множество техник, некоторые из них перечислены выше. Комбинация триггеров даёт безграничное поле для развития продукта.

Особенности модели AIDA

Продажи по формуле AIDA эффективны, только если вы работаете для целевой аудитории. Если вы проработали сайт по этапам, но расписали УТП общими фразами, пользователь не дойдёт до этапа действия. Каждому хочется, чтобы продукт был создан конкретно для него. А если это непонятно из текста, рекламы, формула не будет работать эффективно.

Поэтому до запуска модели AIDA тщательно проработайте целевую аудиторию. Соберите как минимум такие данные о ней:

  • возраст;
  • место проживания;
  • профессиональная сфера;
  • пол;
  • местные особенности;
  • актуальные для целевой аудитории проблемы, страхи.

Сосредоточьтесь на тех, кто приносит больше всего прибыли — настройте под них маркетинговые активности, распределите на них большую часть рекламного бюджета.

Где используется модель AIDA

Формула AIDA повышает конверсии, объем продаж, формирует спрос. Она актуальна в продажах, рекламных материалах.

  • Прямые продажи с коротким циклом принятия решения. Например, те же товары повседневного потребления. AIDA в этом случае используют в создании структуры сайта, продавцы и менеджеры в общении с покупателями.
  • Продажа через колл-центр. Менеджеры по телефону убеждают потенциальных клиентов в необходимости продукта.
  • Копирайтинг. Стратегия AIDA для них как план для написание рекламного объявления и продающей статьи.
  • Сетевой маркетинг. Для привлечения новых участников AIDA используют в презентациях, общении с клиентом.
  • Сценаристы и режиссёры используют AIDA при создании рекламных роликов.
  • Платные программы и сервисы. На своих сайтах создатели создают структуру текста, которая отвечает на все вопросы пользователя.
  • Онлайн-магазины. Здесь может использоваться многоступенчатая система. Первый раз AIDA используется на главной, чтобы убедить в покупке именно в этом магазине. Второй раз — в конкретных продуктах.

Как использовать формулу AIDA в маркетинге

Рассказываем, как на практике использовать AIDA в рекламе.

Внимание

Каждый день на людей со всех сторон наваливается куча информации, среди которых сотни рекламных объявлений. Компаниям приходится бороться за внимание потребителя с десятками конкурентов. Если не бороться, не будет конверсий, лидов, сделок, трафика. Для завоевания внимания можете использовать технику JTBD. В отличие от других техник, когда приходится определять возраст, пол, интересы пользователей, вы будете определять задачу, которую нужно решить с помощью вашего продукта.

Если человеку нужно сделать отверстие в стене, ему нужна дрель. Пока конкуренты будут создавать улучшенную версию дрели, вы можете придумать новый продукт, который будет делать отверстия быстро и без шума.

Если вы знаете, как решить проблему лучше, чем это у конкурентов — используйте преимущество в рекламе.

  • Придумайте вызывающий заголовок. Используйте цифры, задавайте вопросы, делайте смелые заявления. Заголовок рекламы должен вызывать эмоции.
  • Картинка должна быть красочной, отличаться от конкурентов.
  • Используйте нестандартные формы, цветовые решения, чтобы они выделялись на фоне конкурентов.
  • Рекламируйте продукт в необычных местах: на потолке, на асфальте, на авто.

Если используете JTBD, можете в заголовке сразу заявить, как ваш продукт решит проблему.

Например, «‎Кофта-трансформер! Просто превратите в платье, если стало жарко».

Или вот решение для тех, кому нужно привлекать клиентов, но нет времени на самостоятельное ведение рекламы или денег для привлечения агентства.

Интерес

Интерес вызывать придётся, скорее всего, уже с помощью текста на сайте. Главная цель этого этапа — убедить клиента, что ваш продукт решит его проблему, рассказать, как он её решит.

На примере сервиса рассылок рассмотрим главные силы, влияющие на покупку продукта:

  • Недовольство тем, что есть сейчас: «‎В этом сервисе нет возможностей для аналитики».
  • Привлекательность нового продукта: «‎Увидел рекламу другого сервиса, в котором есть возможность аналитики».
  • Тревога, страхи: «‎А что, если и в этом сервисе что-то пойдёт не так? Если мои письма будут попадать в спам?».
  • Привязанность к старому продукту: «‎Я пользуюсь сервисом уже пять и всё там знаю».

Развейте страхи. Расскажите пользователю:

  • какие у вас есть функции и для чего они нужны
  • есть ли у вас бесплатные обучающие материалы, чтобы быстро научиться пользоваться сервисом
  • как работает сервис
  • как вы решаете проблемы клиента, за какое время, есть ли техподдержка.

Предложите бесплатно попробовать продукт несколько дней.

Желание

Создайте у покупателя ощущение, что он уже купил продукт и использует его.

Для этого можно использовать:

  • ограничение по количеству товаров и срокам акции;
  • демонстрация продукта в работе — видео, гифки, демо-версия;
  • бесплатные опции — доставка, скидка, сопутствующие товары;
  • дополнительные преимущества: расскажите, что у вас, например, уже 20 000 постоянных клиентов, и, если есть, покажите кейсы.

Действие

Предположим, пользователь морально готов к покупке. Вам осталось только призвать к действию. Призыв должен быть чётким, чтобы человек понимал, что от него хотят. Предлагайте, например:

  • оформить заказ в интернет-магазине;
  • подписаться на рассылку.

Пример AIDA в маркетинге

Один из примеров сайта по формуле AIDA — сервисы повышения эффективности маркетинга Callibri.

Callibri продвигается с помощью контекстной рекламы. Вот одно из объявлений — рекламирует одну конкретную услугу для людей, которые искали коллтрекинг. Как и положено, картинка яркого цвета, сразу привлекает внимание. Текст — простой, но сразу понятно, что рекламируется и для чего вам этот сервис нужен.

После клика по рекламе или просто перейдя на сайт пользователь видит оригинальный сайт с анимациями, яркими деталями, а текст отвечает на все вопросы.

Услуги, которые вы можете получить:

Цифры, которые часто говорят больше, чем целый абзац текста:

Кейсы по использованию сервиса:

Предложение бесплатной помощи и пробного срока:

Как использовать формулу AIDA в продажах

Так как большая часть продаж сейчас происходит в интернете, расскажем, как модернизировать сайт, чтобы подвести клиента к покупке.

Внимание

Даже если пользователь кликнул по целевой рекламе, он может быстро уйти с сайта. Тут тоже нужно привлечь внимание: проработать первый экран. Продукт должен привлекать внимание с первого взгляда. В зависимости от бизнеса подбирайте решение, посыл для целевой аудитории.

Тут тоже используйте методику JTBD. Зная страхи, тревогу клиентов, вы можете на первом же экране их перекрыть пользой от вашего продукта. Или, например, если вы устраиваете мероприятия, узнайте, когда ваша целевая аудитория больше всего скучает, сидит дома, и на первом экране обозначьте эти даты, дни недели. Используйте эти знания для составления заголовка, конструирования меню и структуры сайта.

Если используете на фоне картинку, покажите предмет в жизни. Например, у Nike на первом экране целое тематическое видео:

Интерес

Кроме маркетинговых текстов вы можете дополнить сайт продающими элементами. Для подогрева интереса можно использовать поп-апы. Только показывать их нужно не сразу, как только человек зашёл на сайт — это, наоборот, отпугнёт. Показывайте его, когда человек уже провёл некоторое время на сайте.

Используйте чат-боты. У них много функций — они общаются с пользователями, задают вопросы о том, чтобы им хотелось купить, что покупателям не нравится в товарах, отвечает на однотипные вопросы. Чат-бот закрывает сразу несколько проблем:

  • повышает лояльность клиента, так как он может узнать в реальном времени информацию о магазине, товаре, сервисе;
  • собирает контактные данные;
  • экономит деньги на чате с менеджером;
  • вы получаете обратную связь от клиентов и можете улучшить свой бизнес.

Также используйте обычные чаты, в которых отвечают люди. С людьми общаться приятнее, и они могут ответить на любой вопрос.

Добавьте отзывы людей, лучше со ссылками на их страницу или хотя бы с логотипом компании.

Желание

Предложите скидку или снижение цены, если клиент нашёл товар дешевле у других продавцов.

Создайте ограничение по срокам покупки:

Покажите демо-версию продукта, если это возможно, или дайте пользователю возможность использовать продукт бесплатно на протяжении нескольких дней:

Действие

Действие зависит от цели бизнеса. Если вы интернет-магазин, вам нужно, чтобы купили. Сделайте кнопку с переходом в каталог товаров.

Если хотите просто собирать контактные данные или мотивировать человека попробовать бесплатную версию, делайте форму заявки с минимум полей:

Пример AIDA в продажах

Сайт GeekBrains с первого экрана подкупают: они предлагают закрыть проблему пользователя. А ещё можно начать учиться бесплатно.

Есть отзывы настоящих людей:

Есть скидки, ограниченные по времени:

Есть чат, в котором можно задать вопрос человеку:

Инструкция по применению формулы AIDA

Первое, что вы должны сделать — определить свою целевую аудиторию, а уже для неё создавать тексты, креативы, триггеры.

Чтобы их правильно использовать, ответьте на вопросы:

  • Как в вашей сфере бизнеса можно привлечь внимание к продукту? Как сделать это оригинально?
  • Какими способами привлекают внимание, рекламируют свой продукт ваши конкуренты? А бизнесы из другой сферы?
  • Что вам нужно для создания креативов? Какие цвета и формы можно использовать?
  • Как вы будете коммуницировать с потенциальным клиентом? Это может быть презентация, лендинг, контекстная реклама и другое.
  • Чем ваш продукт отличается от других подобных?
  • Если человек купит ваш товар, что изменится в его жизни? Чем продукт ему поможет?
  • Какие ценности у вашей компании? Какие из них можно отразить в рекламе и как они повлияют на продвижение?
  • Какие чувства будут у покупателя, когда он получит товар?
  • Что нужно клиенту для того, чтобы он купил продукт?
  • В каких местах будут располагаться триггеры? Когда будут показываться поп-апы? Нужен ли чат-бот?

Используйте полученные знания и обязательно анализируйте статистику посещений, конверсий, с какого места пользователь ушёл с сайта, какие страницы чаще посещают. И корректируйте продающие страницы в зависимости от полученных данных. Но делайте это не нарушая удобство пользования сайтом. Тогда люди будут посещать его и конвертироваться в покупателей.

0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Так вот почему реклама везде одинаково скучная. Формулу придумали к которой уже выработалось отторжение.

0
Читать все 1 комментарий
Как пирамида Пола Грэма помогает отделять конструктивный фидбэк от токсичных комментариев

Всем привет! Я веду telegram-канал о применении проектного подхода в жизни, работе и воплощении идей. Сегодня делюсь очень полезным инструментом - пирамида аргументации от основателя YCombinator Пола Грэма, которая помогает работать с критикой, избегать бессмысленных споров и не грустить из-за существования хейтеров.

«СберМегаМаркет» не возвращает деньги

Имею небольшое количество заказов на данном маркетплейсе и столкнулся с фактом, который можно расценивать как мошенничество, о котором решил предупредить других клиентов и потенциальных клиентов данной площадки. Если кому-то лень читать, то можете сразу промотать до конца данного текста - там вывод.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Истории поиска product/market fit от основателей Netflix, Uber, Airbnb и других успешных компаний Статьи редакции
42 % и 20-5-3: рецепты от выгорания и что делать, если истощения на работе избежать не удалось

Привет! Меня зовут Евгения, я редактор лектория Сигнум. Расскажу, как можно предотвратить эмоциональное и умственное истощение на основе правил 42 процентов и «природной пирамиды». Поговорим также о том, что делать, если выгорание уже случилось.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Финалисты 6-го отбора RITA
Кейс про Амазон: Почему так сложно скопировать «Голубой океан»?

«Лучше быть первым, чем потом доказывать, что вы лучше» - утверждает выдающийся маркетолог Джек Траут, автор «Маркетинговых войн» и других бестселлеров. На этом принципе во многом построена концепция «Голубых океанов».

Потратили $1 млн на клинику для профилактики здоровья зубов в Москве — и через десять месяцев закрыли проект

История о неудачном запуске монопродукта в стоматологии — его пришлось переформатировать.

Та самая клиника
Сервис Boxberry по доставке посылок из США в Россию не умеет забирать посылки из почтового отделения, товар потерян?

Прочитала статью и решила воспользоваться сервисом, заказав товар на eBay.com:

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

null