{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зачем на самом деле нужна реклама

В моем телеграм-канале о маркетинге и предпринимательстве подписчики иногда задают вопросы, и недавно прозвучал следующий: «Зачем крупные компании типа Кока-Колы так активно рекламируются, ведь их и так все знают?»

Очевидных ответов множество: чтобы больше покупали, чтобы поддержать имидж, узнаваемость и позицию top-of-mind, такова судьба всех крупных брендов, помноженная на стремление маркетологов и рекламных агентств продемонстрировать креативность и накачать собственную капитализацию…

Все это верно, но предлагаю поговорить детальнее об узнаваемости бренда — именно ее чаще всего упоминают маркетологи в связи с рекламой и продвижением в целом. На мой взгляд, тут все несколько сложнее, а узнаваемость — не лучший маркетинговый показатель.

Дисклеймер. Далее я говорю о бренд рекламе, и это не особенно относится к продуктовой рекламе, из которой в основном и состоит, например, контекстная выдача Яндекс.Директа или Google Ads. Так что речь не о продуктовой контекстной рекламе, о которой вы могли подумать, увидев слово «реклама» в заголовке, а в большей степени о рекламе медийной.

Но сначала разберемся, что такое бренд

В контексте обсуждаемого вопроса нас интересуют не определение из учебника по маркетингу или отличия бренда от торговой марки, а зачем бренд вообще нужен потребителям, и как они его используют.

Для потребителя бренд — помощник, позволяющий сократить ресурсы на принятие решения о выборе в пользу того или иного продукта.

Мозг предпочитает экономить ресурсы, и для него достаточно хорошее, но неидеальное решение с небольшими затратами лучше идеального, на которое было потрачено много ценной энергии.

Наш мозг экономит энергию и по возможности «срезает путь». Можно пойти по длинному пути, проанализировав все аспекты, а можно по короткому: не всё учли, зато энергоэффективно и быстро.

Существование когнитивных искажений, о которых вы наверняка слышали, вызвано именно этой особенностью нашего мозга. Детальнее я писал об этом в статьях:

Бренд — это легкий способ принять решение в ситуации выбора, например, перед полкой в магазине.

Мозг чаще предпочитает знакомое, потому что оно несет меньше рисков и угроз, чем незнакомое, а бренд (и в более узком смысле — торговая марка) позволяет легче запоминать и узнавать продукт. Для этого есть масса инструментов брендинга: нейминг, сочетания букв, их звучание и семантика, логотипы, фирменные знаки, цвета, звуки, запахи, формы, упаковка и т.д.

Но люди не очень большие фанаты брендов, как бы ни хотели маркетологи думать иначе. Бренд для людей — это всего лишь помощник в ситуации выбора, чтобы долго не ломать голову, вот и всё.

Да, в одной-двух продуктовых категориях у нас может быть любимый бренд, которому мы действительно лояльны, но ежедневно мы потребляем несравнимо больше и категорий и продуктов. И по большому счету нам всё равно, какой бренд выбрать.

Таким образом, знакомые бренды и правда более предпочитаемы нами, но настоящая причина — в избегании рисков.

Но только ли в узнавании дело?

Проведем эксперимент

Предположим, вам необходимо выбрать банк, и выбор состоит только из трёх вариантов ниже:

При чтении статьи мы можем кокетничать, но, уверен, в реальной ситуации большинство выберет Сбер, потому что его мы знаем, а остальные — нет (банков «Роскредитбанк» и «Звездный» не существует, я их только что придумал и «забрендировал»).

Обратите внимание, я говорю «знакомое» и «незнакомое», «знаем» и «не знаем». На маркетологическом это называется «знание бренда» и связано с понятиями узнаваемости бренда, или осведомленности о бренде (brand awareness), и его двух компонентов: вспоминания (без подсказки) и узнавания (с подсказкой).

Маркетологи и бренд-менеджеры зачастую ориентируются на узнаваемость как на один из ключевых показателей и бодро отчитываются о его росте (о падении — не так бодро). Да я и сам так делал, когда давным-давно работал зеленым маркетологом-аналитиком в одном известном коммуникационном агентстве и анализировал результаты панельных исследований.

И тут мы подобрались к связке «реклама — узнаваемость бренда». И многие считают, что именно для узнаваемости реклама и нужна. Корни вопроса «Зачем Кока-Коле реклама?» — именно в этой связке.

Но дело не в узнаваемости бренда

Или не только в ней.

Давайте повторим эксперимент с банками, но приблизим его к реальности, ведь на самом деле выбор выглядит скорее так:

Думаю, не ошибусь, если предположу, что вы знаете все эти банки. Другими словами, узнаваемость этих трех брендов в конкретном потребительском сегменте (в данном случае, читателей этой статьи) — 100%, но выбор-то всё равно надо делать и какой-то вы сделаете. Но почему именно такой?

Разумеется, у вас есть объяснение, но, вероятнее всего, вы и сами не знаете. То есть вам кажется, что вы знаете, а на самом деле — нет. Не исключено даже, что вводите себя в заблуждение или как минимум объясняете — это называется рационализацией.

В реальности выбор сделал ваш мозг (впрочем ваш мозг — это вы и есть), но сделал это незаметно для вашего сознания, автоматически. И подсунул объяснение.

Но почему мозг выбрал именно так?

В этот момент читающие статью маркетологи шепчут заклинание «top-of-mind», а по-русски — какой бренд или два-три бренда потребитель вспоминает первыми, когда думает о продуктовой категории. Считается, что потребитель выбирает top-of-mind бренд.

Но давайте подумаем: мы выбираем бренд, потому что знаем его? Если я думаю «банк» и первым делом вспоминаю «Сбер», то Сбер — предпочитаемый мною выбор? На мой взгляд, сомнительно.

Я для себя принял подход Байрона Шарпа — профессора маркетинга в университете Южной Австралии и автора книги «Как растут бренды. О чем не знают маркетологи».

Он вводит понятие ментальной доступности и утверждает, что оно шире узнаваемости бренда и его аспектов — вспоминания, узнавания и top-of-mind.

Ментальная доступность

Ментальная доступность характеризует склонность потребителя выбрать бренд в ситуации покупки.

Вроде бы похоже на top-of-mind, но ментальная доступность определяется не только знанием потребителя о бренде, а еще и сложившимися ассоциациями. Чем их больше, тем большее место бренд занимает в памяти человека, тем легче ему извлечь оттуда бренд в ситуации покупки.

Обратите внимание — это важно: «в ситуации покупки», а не в «ситуации маркетингового опроса». Ведь top-of-mind — про исследования, а не реальные ситуации покупки, да еще и по сути с наведенным ответом, так как название продуктовой категории фактически является подсказкой — во время исследований на предмет top-of-mind называют продуктовую категорию и ждут, какие бренды назовет человек. В реальной жизни — находясь в магазине перед полкой — человек оперирует не продуктовой категорией, а контекстом (ситуация и задачи) и ассоциациями (что он знает, помнит, чувствует в связи с брендом).

Чем больше разнообразных ассоциаций в голове потребителя связано с конкретным брендом, тем выше ментальная доступность, тем больше вероятность, что потребитель выберет именно этот бренд.

Таким образом, вероятность покупки зависит не только и не столько от узнаваемости бренда, сколько от ментальной доступности — другими словами, насколько легко бренд возникает в голове человека как предпочтительный выбор в ситуации, когда ему такой выбор необходимо сделать. При этом выбор определен контекстом и имеющимися ассоциациями.

Мы не выбираем незнакомые бренды. Но мы не выбираем бренд только потому, что знаем его.

Более того, даже «более реалистичный» эксперимент с банками выше тоже далек от реальности. Ведь в ситуации покупки вы будете выбирать вовсе не между брендами, которые подсунули вам в опросе.

Набор предпочитаемых (ментально доступных) брендов у каждого будет свой:

На самом деле все еще сложнее. Ведь важна не только продуктовая категория («банк»), но и контекст («для чего мне нужен банк в этой ситуации»), а контекст может быть разным:

  • Банк для перевода денег кому угодно.
  • Банк для малого бизнеса.
  • Банк для кредитки.
  • Банк для снятия наличных где угодно.
  • Банк для депозита.
  • Банк для максимальной сохранности денег.
  • Банк для ипотеки.и т.д.

В итоге ассоциации у всех свои и выбор в каждой ситуации тоже будет свой. И, скорее всего, он будет разным для разных контекстов у одного человека. Но этот выбор не зависит от узнаваемости — она и так максимальная в потребительском сегменте (то есть среди нас).

При таком подходе становится совершенно очевидным, зачем реклама Кока-Коле и другим известным брендам. Они продолжают активно рекламироваться, несмотря на высочайшие и при этом одинаковые уровни узнаваемости среди целевой аудитории.

Узнаваемость бренда поднимать уже некуда, а битва за ментальную доступность по сути бесконечна. Больше рекламы -> больше ассоциаций -> больше место, занимаемое брендом в голове потребителя -> выше ментальная доступность -> больше покупателей выбирают бренд.

Насчет ассоциаций

Скажу о себе. Когда я думаю «Кока-Кола», у меня в голове возникают образы дома, праздника, удовольствия. Дом и праздник, скорее всего, связаны с этим:

Удовольствие, предполагаю — с красным цветом.

Мои ассоциации с Пепси — социализация, веселье, праздник жизни:

Другими словами, в моем случае Кока-Кола — дом, Пепси — социум.

Кстати, возможно, вам еще будет интересно почитать, почему в слепых тестах люди выбирают Пепси, а в открытых — Кока-Колу.

Разумеется, ассоциации создаются не только рекламой, но и собственным опытом взаимодействия с брендом, а на выбор потребителя в итоге влияют не только ассоциации, но и множество других факторов, причем большая их часть недоступна для сознательной оценки. Но это другая история.

Оговорка для фанатов Кока-Колы и Пепси

Это пример, и я знаю, что вы пьете только Кока-Колу/Пепси «потому что она ж совершенно другая на вкус». Но для большинства людей их вкус не имеет значения и принципиально не отличается.

Кроме того, многие из нас считают, что реклама на нас не действует. Понимаю. Ради интереса посмотрите описание эксперимента с использованием айтрекинг-устройств и электроэнцефалографии.

Итого:

  • Выбор бренда потребителем в ситуации покупки определяется не только и не столько знанием бренда, сколько ментальной доступностью — и это разные вещи.
  • Реклама известным брендам нужна не для роста узнаваемости, а для повышения ментальной доступности.
  • Ментальная доступность определяет, насколько легко бренд придет в голову потребителя как предпочтительный выбор в конкретной ситуации покупки.
  • Работа над ментальной доступностью в основном состоит в работе над созданием сети нужных бренду ассоциаций в головах людей.

Кажется очевидным, да? Тогда вопрос: «Почему же маркетологи и бренд-менеджеры, а также маркетинговые исследования оперируют понятием узнаваемости и top-of-mind как ключевыми показателями здоровья бренда?».

Думаю, что без учета ментальной доступности бренда сложно понять, какие задачи решает реклама, для чего она на самом деле нужна. Если хотите углубиться в тему, то можете почитать 12 главу книги Байрона Шарпа «Как растут бренды» и/или загуглить mental availability.

Что думаете?

Это статья из блога Rocketyze. Подписывайтесь там или в телеге.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Covid 19

Зачем такие сложности ментального уровня?
Вот пример из личного опыта:
Есть 10 шале в лесу, аренда с оплатой посуточно. Заплатил за рекламу на ТВ, клиенты раскупили шале. Сэкономил на рекламе, шале стоят пустые. Прямая зависимость. Невероятно?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Речь о медийной рекламе для продвижения бренда - об этом сказано в начале статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Я определенно олдскульный товарищ, поэтому мне проще.
Но должен сразу возразить, классификаторы-схемы, которые породил маркетинг (реклама, продвижение, марком — примерно 2/3 бюджетов маркетинга) были, есть и д. б. будут бестолковыми.
И деление на медийную и другую рекламу (я так понимаю, отличие в прямом отклике) — большая бессмыслица.
Любая реклама (в массмедиа или в поисковой выдаче, в ленте соцсетей и даже в мобприложении) имеет целью продажу[-сделку] (или обмен, если брать во внимание nonprofit marketing).
В доинтернетные времена (я родом оттуда) рекламой с прямым откликом были маркетинг баз данных (database marketing) и в последствии прямой маркетинг (direct marketing), которые в свою очередь порождение прямых продаж (продажи на дому, разъездная продажа (коммивояжеры) и продаж по телефону), кстати, response rate был (и остается) примерно таким же как сейчас у интернет-маркетинга.
И наличие прямого отклика не означает отсутствие сложных процессов в сознании потребителя. А отсутствие у потребителя возможности откликнуться здесь и сейчас на рекламное сообщение не исключает немедленной (и даже спонтанной) покупки.
Короче, сложные процессы в сознании отдельного потребителя и представителя целевой аудитории происходят вне зависимости как адресант классифицирует свое сообщение — медийное оно или нет, рекламное оно или информационное, навигационное, режимоуказующее…
Если принимать во внимание большую условность всех маркетинговых (а заодно и психологических) схем-обобщений, всё будет нормально, просто расставите акценты так, как вам удобно в конкретной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Любая реклама (в массмедиа или в поисковой выдаче, в ленте соцсетей и даже в мобприложении) имеет целью продажу[-сделку] (или обмен, если брать во внимание nonprofit marketing)

Вопрос горизонта. На дальнем горизонте - да. На ближнем цели отличаются: одно дело я кручу ролик с лого на телеке, другое - рекламирую эвакуатор в контексте.

И давайте возьмём более радикальный, но понятный пример - в чем цель рекламы Газпрома?

А отсутствие у потребителя возможности откликнуться здесь и сейчас на рекламное сообщение не исключает немедленной (и даже спонтанной) покупки.

Не исключает. Но может и не являться целью.

Короче, сложные процессы в сознании отдельного потребителя и представителя целевой аудитории происходят вне зависимости как адресант классифицирует свое сообщение

Разумеется.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Андрей, так не честно. Вот сейчас выяснилось, что мы говорим о «краткосрочной» рекламе. Это сколько по времени? 20 сек., 1 мин., 1 нед., 1 мес., 1 год? Я о рекламе вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Вот сейчас выяснилось, что мы говорим о «краткосрочной» рекламе.

Не, мы о ней не говорим :) я показываю пример, что цели могут быть разные, и деление рекламы на брендовую и небрендовую (ее ж там ещё миллион вариантов) кажется вполне уместным.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Так я и не спорю с этим:
Если адресант находит «уместным» называть какое-то конкретное сообщение «брендовой» рекламой, то только в путь.
Ноя продолжаю настаивать, что цель любой рекламы сделка (обмен).

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Ноя продолжаю настаивать, что цель любой рекламы сделка (обмен).

Я понимаю. Моя мысль в том, что это вопрос горизонта/уровня абстракции. Аналогия: конечная цель любого бизнеса - извлечение прибыли. Но в моменте в зависимости от этапа жизненного цикла компании и стратегии целью может быть проникновение на рынок, рост капитализации, увеличение пользовательской базы и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Все правильно, одно но…
Все этапы подчинены одной цели, но могут решать конкретные (свои, этапные) задачи.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда