Всё не то, чем кажется. Часть 1
Мы галлюцинируем, и обмануть нас очень легко. Особенно хорошо умеет это делать наш собственный мозг. 10 примеров — в статье.
Привет, я Андрей из Rocketyze и автор канала о практическом маркетинге. В статье из двух частей покажу, почему не согласен с теми, кто утверждает, что реклама на них не действует.
Но сначала посмотрите этот ролик:
А теперь этот:
Комментировать не буду, и так все понятно.
Я не случайно пишу этот пост в подсайт «Маркетинг», но об этом мы поговорим чуть ниже, а начну с оптических иллюзий для демонстрации идеи.
Таких иллюзий вы, конечно, видели миллион. Моя любимая эта:
Можете взять линейку и проверить. Но я уже проверил :)
И вот эта еще:
В этот раз поверите без линейки?
А вот оно в движении:
Еще парочка прикольных:
А хотите вообще сломать мозг?
Не могу удержаться, вот вам еще одна:
А теперь эксперимент
Можете перерисовать на лист бумаги картинку ниже — точку и крест на расстоянии примерно 10-15 см друг от друга, но должно сработать и с экрана.
Картинка располагается горизонтально: точка — слева, крест — справа. Смотрите на нее на расстоянии вытянутой руки. Правой рукой закрываете правый глаз, левым глазом смотрите на крест. Теперь медленно подносите экран или лист к лицу (или придвигайтесь к экрану), а левый глаз не сводите с креста. В какой-то момент вы заметите, что точка исчезла, а потом снова появилась.
Это происходит потому, что на сетчатке есть место, не чувствительное к свету — там, где нервные волокна собираются в зрительный нерв. Но причины для нас сейчас не важны. Важно, что мы не видим объекта реального мира (точку), хотя вот он прямо перед глазами. И что еще интереснее, никаких черных пятен тоже не видим, то есть даже не замечаем, что часть изображения отсутствует.
Дело в том, что это слепое пятно компенсируется вторым глазом и мозгом, который достраивает недостающую информацию. Но, если мы закроем один глаз, то никаких черных пятен в оставшемся нет. И вот сейчас тоже — второй глаз у нас закрыт, точку мы не видим, а белый фон под ней почему-то видим, хотя по идее видеть его не можем. Его нам рисует мозг.
А маркетинг-то тут при чем?
Моя главная мысль:
Объективная реальность и наше ее восприятие — разные штуки. Мы думаем, что видим реальный мир, но на самом деле видим лишь его интерпретацию, каким ее создает тело с помощью органов чувств и мозга.
Многие считают себя этакими рациональными, осознанными продумАнами — мол мы все видим, все понимаем, все распознаем, нас не проведешь, маркетинг и реклама на нас не действуют.
Да достаточно почитать комментарии к статье о девятках в ценниках:
Ребята, почему вы допускаете существование оптических иллюзий, но отрицаете мысль, что в мозгу у вас полно таких же иллюзий, которые могут быть использованы маркетологами?
На эту тему я более подробно писал в статье о девятках в ценниках. Приведу тезисно:
- Мы ежедневно принимаем десятки тысяч решений, и большинство из них — неосознанно, автоматически. Если бы это было не так, наш мозг впал бы в ступор.
- Наш мозг постоянно анализирует огромные объемы сигналов, информации, идей, расставляет приоритеты, принимает решения. И, чтобы облегчить себе работу и сэкономить энергию, периодически «срезает путь».
- «Срезание пути» энергоэффективно и позволяет решить задачу, но совершенно необязательно это решение будет наилучшим или рациональным. Такие неоптимальности называются когнитивными искажениями.
- Когнитивные искажения влияют на наше поведение, даже если мы про них знаем. Оптические иллюзии показывают как раз для иллюстрации этой идеи: вы знаете, в чем подвох, но развидеть не можете. Когнитивные искажения — это своего рода иллюзии, только не оптические, а мыслительные.
Нами легко манипулировать
Сказали смотреть на карты, ну мы и смотрим и ничего вокруг не замечаем (это я про карточный трюк в начале статьи).
И вот мы думаем, что маркетинг на нас не действует.
Если вы заметили манипуляцию, значит просто маркетолог проиграл. А если не заметили, то не можете быть уверены, что ее не было.
Поэтому маркетологи обязаны изучать, как люди на самом деле принимают решения и каким образом на них влиять.
А не маркетологам (хотя и им тоже) лучше всё всегда подвергать сомнению, априори предполагая, что сейчас либо нами пытаются манипулировать, либо решение за нас принимает автопилот, подверженный искажениям, либо и то и другое одновременно.
Во второй части статьи я покажу примеры, как маркетологи (нормальные, а не школьники после трехдневных курсов) используют отличия между реальным миром и нашей его интерпретацией, чтобы влиять на наше потребительское поведение. И как этому противостоять.
Если вам интересные такие штуки, буду рад вас видеть в канале о маркетинге. А еще там много про продуктовый и стратегический маркетинг — без протухших новостей и надоевшей рекламы.
Вторая часть статьи:
Прикольно.
Благодарю.
Жду вторую часть)
Жду вторую часть
Пишу :)
Готово :)
То чувство, когда зашел на VC с утра и уже сломал глазки :) И в принципе, рад! Спасибо!
Ловите вторую часть :)
глазки
А у меня мозг ломается, в том-то и дело :) Спасибо!