Всё не то, чем кажется: часть 2 или как маркетологи манипулируют вами, а вы и не замечаете

В первой части статьи я показал ряд примеров, как мы не обращаем внимание на очевидное, мозг вводит нас в заблуждение и даже как не видим того, что находится прямо перед глазами.

В этой, второй части я постараюсь связать это все с маркетингом и доказать свой тезис, что маркетинг в общем и реклама в частности влияют на нас, даже если мы уверены, что это не так.

Photo by Morgan Housel on Unsplash

Крайне рекомендую посмотреть сначала первую часть статьи, так как без нее не всё будет понятно:

Сначала короткое вступление.

Карта — это не территория

Карта, даже хорошая — лишь интерпретация территории. На карте отражено не все, карты могут быть разными (физическими, политическими, топографическими и т.д.), в конце концов карта всегда искажена, потому что она плоская, а Земля (вроде как) — нет. А еще карт может быть несколько, и все хорошие, но при этом противоречить друг другу. Другими словами, в объективной реальности существует территория, а карта лишь интерпретирует или, если хотите, отображает, проецирует эту территорию в наше сознание.

Мы взаимодействуем не с объективной реальностью, а лишь с ее интерпретацией — картой территории, но не самой территорией.

И вот маркетологи пытаются нарисовать у нас в голове выгодную им карту, умело используя присущие нам различного рода глюки и баги восприятия.

Кстати, раз уж примеры в прошлой статье были построены на оптических иллюзиях: разумеется, это не я придумал иллюстрировать ими «ошибки» в мозгу. Известный астрофизик Нил Деграсс Тайсон прямо называет оптические иллюзии отказами мозга (на 59:32), а нобелевские лауреаты психолог Канеман и экономист Талер используют их для иллюстрации идей о нерациональности человеческого мышления.

И еще. Дальше я буду использовать выражение «маркетинг работает» — под ним я понимаю «влияет на принятие потребителем решения о покупке».

Ок, хватит теории, посмотрим на несколько примеров.

Ширина и высота

Как вы уже догадались, линии одинаковые, но вертикальная кажется длиннее.

Как это используют маркетологи? А вот как:

Пример из книги Фила Бардена "Взлом маркетинга"

Бутылки одинакового объема, но левая большинству покажется больше. Дело в том, что опыт говорит нам — высокие объекты больше низких: дом больше автобуса, дерево больше куста, слон больше собаки. То есть мы усвоили, что высокие объекты больше низких, и автоматически переносим это восприятие на все остальное, не обращая внимания на ширину или глубину.

Вывод для маркетолога: изучайте опыт и установки, которыми оперируют люди. В той же упомянутой книге Бардена их приведены десятки.

Вывод для остальных: никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Кока-Кола и Пепси

Вы, конечно, слышали о том, что в слепых тестах побеждает Пепси, а в открытых — Кока-Кола.

Оказывается, этот тест еще и проводили с использованием аппаратов фМРТ — это метод исследования мозговой активности, основанный на анализе количества кислорода, доставляемого гемоглобином в разные отделы мозга (нейроны требуют кислорода, и в случае усиления активности в том или ином отделе его туда доставляется больше).

Так вот, в слепом тесте Пепси вызывала больше активности в отделах мозга, отвечающих за вознаграждение и удовольствие. А в открытом тесте Кока-Кола усиливала активность в отделах, отвечающих за память и эмоции.

Таким образом, участники исследования больше удовольствия получали от Пепси, но выбирали все же Кока-Колу, видимо, в связи с эмоциями от восприятия бренда. Мозг определяет выбор.

Вывод для маркетолога: знаете, как это работает — умеете влиять. Главное правило — брендинг построен на эмоциях.

Вывод для остальных: никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Нейронные предикторы покупок

Это пример, подтверждающий идею, что решения о покупках мы принимаем неосознанно.

В эксперимента Кнутсона людей клали в аппарат фМРТ, показывали картинки с товарами и фиксировали мозговую активность.

Показывали последовательно:

  1. Фото продукта
  2. Фото продукта с ценой
  3. Предлагали принять решение — покупать или нет

Каждый шаг длился 4 секунды.

В результате эксперимента увидели, что фото продукта и цена активируют разные отделы мозга, а именно отвечающие за оценку приобретений и потерь, соответственно.

Думаю, тут все понятно: фото товара -> приобретение, цена -> потеря. Получается, имея информацию о мозговой активности с первых двух шагов, можно достаточно достоверно спрогнозировать решение покупателя, которое появится только на шаге 3. В будущее заглядываем!

Таким образом, мозговая активность охарактеризовала решение, которое будет принято покупателем только через несколько секунд. Или, другими словами, решение было принято человеком за несколько секунд до того, как он его осознал. В этом эксперименте это 8-12 секунд, хотя понятно, что оно зависит от длительности каждого шага — важны не конкретные цифры, а сам факт — сначала решение где-то там в мозгу, потом осознание этого решения потребителем.

Вывод для маркетолога: учиться влиять не на осознание (третий шаг в эксперименте), а на факторы, которые определят это решение (шаги 1 и 2). Потом, конечно, надо еще помочь потребителю это решение рационализировать, но это отдельная история.

Вывод для остальных: никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Интуиция и вентральный стриатум

Многие считают, что интуитивные решения зачастую дают лучшие результаты, чем рациональная оценка. Это так и есть. Дело в том, что интуиция — неосознанное узнавание ситуаций, в которых мы уже бывали. То есть мы попадаем в определенные ситуации, учимся на этом, потом попадаем в схожую ситуацию и принимаем решение, как мы называем, интуитивно. На самом деле это просто наш опыт, к которому мы обращаемся неосознанно.

Маттиас Пессиглион с товарищами провели такой эксперимент. Участникам предлагали сыграть в игру, причем игра собственно заключалась в том, что можно было согласиться на нее или не соглашаться. А дальше человек выигрывал 1 фунт, проигрывал 1 фунт или ничего не происходило. Выглядит как абсолютная случайность.

Перед игрой людям демонстрировали визуальные подсказки (просто абстрактные символы — на картинке ниже обозначено «cue»), но:

1) подсказки показывалась в течение миллисекунд, то есть увидеть или разглядеть их люди не могли;

2) бОльшую часть времени символы эти были еще закрыты масками («mask» на картинке ниже), то есть разницу между ними, если дать время, увидеть можно, но определить сам скрытый символ нельзя.

Ну и вот человеку показывают картинку (в течение миллисекунд) и спрашивают: «Играем?». Он соглашается или нет. Результат игры — выигрыш, проигрыш или ни то ни другое — был связан с показанной картинкой. Понимаете, да? Картинка определяет исход игры, но саму картинку люди разглядеть не успевают.

В итоге обнаружилось, что после нескольких попыток люди учатся и соглашаются на игру, когда им показали картинку, означающую выигрыш. Еще раз: картинка показана в течение миллисекунд, увидеть и разглядеть ее за это время невозможно.

Потом участников спрашивали, а почему они приняли то или иное решение. Они отвечали, что да просто случайным образом, тут не на чем основывать решение.

Но выходит, что на самом деле неслучайным: мозг обучался на подсказках и начинал давать правильный ответ, то есть принимал решение играть, когда можно было выиграть, а не проиграть.

Ну и, конечно, любимое занятие нейробиологов — засовывать людей в аппараты фМРТ. Тут они обнаружили, что во всем этом процессе участвует такая структура мозга, как вентральный стриатум, который еще называют «центром вознаграждения».

То есть этот стриатум активно участвует в процессах обучения и принятия решений, но нам не надо сознательно к нему обращаться — он не должен быть частью сознательного опыта, чтобы принимать правильные решения.

Итого, человек (его мозг) учится на базе предыдущего опыта и использует его при принятии решений — мы называем это интуицией.

Вывод для маркетолога: если мы хотим влиять на человека, нам надо научиться давать ему определенный опыт и связывать его с нужным нам результатом. В таком случае повторение опыта снова приведет к нужному нам результату. Очевидная мысль, это и так было понятно. Но тут интересно, что опыт этот не обязательно должен быть сознательным.

Вывод для остальных: никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Эффект Лейк Уобегон

Давайте немного отвлечемся. Возможно, кто-то из вас подумал: ну ок, есть там странные персонажи, на которые легко влиять, но я-то не такой.

Так вот, в городе Лейк Уобегон «все женщины сильны, все мужчины — красавчики, а дети — со способностями выше среднего». Город этот, разумеется, вымышленный и существует только в старом американском радиошоу. Ведь не может же быть, что все круче всех?

Но, по разным исследованиям, 75-93% водителей считают, что водят лучше некоего среднего водителя, а 98% студентов оценивают свои лидерские качества выше среднего. Думаю, очевидно, что примерно половина водителей и студентов заблуждаются.

Мы склонны переоценивать свои способности, и ничего не можем с этим поделать.

«На меня реклама не действует»

И напоследок пример, который посвящается тем, кто уверен, что на них-то реклама точно не действует.

Профессор университета Копенгагена нейробиолог Томас Рамсой описывает такой эксперимент: участникам показывали рекламные ролики, в том числе определенного бренда краски. При этом одна группа видела 15-секундную версию, а вторая — 30-секундную. Контрольной группе рекламу этого бренда не показывали вообще.

А потом их отправили в магазин со списком заданий. На самом деле исследователей волновало только одно задание — купить краску, но для чистоты эксперимента давали несколько. В процессе эксперимента фиксировали направление взгляда с помощью айтрекинга и снимали электроэнцефалограмму.

Результаты эксперимента:

  • Участники, которые ранее видели рекламу, больше времени и внимательнее изучали стенд с краской по сравнению с контрольной группой, то есть теми, кто рекламу не видел.
  • 91% участников, посмотревших 15-секундный ролик, купили рекламируемый бренд краски. Среди посмотревших 30-секундный ролик рекламируемый бренд купили 100%. В контрольной группе этот же бренд купили 78% (что, кстати, тоже очень хорошо).
  • После эксперимента участники отрицали, что на их решение как-то повлияла увиденная реклама. Они говорили, что им понравился цвет краски или бренд, и даже после того, как им еще раз показали ролик, все равно утверждали, что нет, дело вовсе не в рекламе.
Так выглядит исследование с помощью айтрекинг-устройств и электроэнцефалографии.

Вывод для маркетолога: реклама работает, люди не только не осознают этого, но еще и отрицают.

Вывод для остальных: никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют

Зачем я это повторил столько раз? Чтобы донести мысль:

Мы несовершенные существа, наш организм подвержен различного рода ошибкам, багам, глюкам — и мы воспринимаем окружающий мир через эти ошибки. То, что мы считаем реальностью — лишь ее интерпретация, и профессиональные маркетологи влияют на то, какой эта интерпретация будет.

Мы как потребители можем утверждать, что в нашем конкретном случае это не так (привет, прекрасный город Лейк Уобегон), или допустить вероятность того, что нами манипулируют, а желание купить тот или иной продукт определено вовсе не рациональным выбором или осознанной необходимостью, а этой манипуляцией.

Единственный способ сопротивляться — все время учитывать такую вероятность и активно сопротивляться. Впрочем, можно этого и не делать — в конце концов мы получаем удовольствие от потребления. Но вот обманывать себя не стоит.

Общие выводы по итогам двух частей

  • Мы подвержены различного рода искажениям — от оптических иллюзий до когнитивных.
  • Мы видим не реальный мир, а интерпретацию, созданную нашим телом и подверженную таким искажениям.
  • Если мы чего-то не видим, это не значит, что этого нет.
  • Если мы что-то видим, это не значит, что это есть.
  • Маркетинг работает, даже если мы это отрицаем.
  • Если вы маркетолог, изучайте и применяйте.
  • Если вы не маркетолог, никому не верьте, маркетинг работает, вами манипулируют.

Спасибо, что дочитали! Пишу о практическом маркетинге в телеграм-канале — без протухших новостей и надоевшей рекламы.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Василий Митрофанов

Кажется, надо делать поправку на аудиторию. У нас средний покупатель да, посмотрел рекламу, собрал все уловки маркетологов и рад бы принять «нужное» для нас решение, но все равно купил «чтоб подешевле» или ваще не купил, потому что до ЗП еще 2 недели ждать. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Какую именно сделать поправку? :) Открывать магазин только в день зарплаты или продавать самое дешевое? Но ведь все самым дешевым не могут быть - самый дешевый в любом случае один.
.
Конечно же, в статье только примеры - специально разные. Вне зависимости от доходов населения, задача маркетологов сделать так, чтобы выбрали их продукт.
.
А еще есть всякое направленное именно на "получи больше за меньшие деньги": от относительно безобидного до так ненавистной мне шринкфляции (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F) и самого ужасного - фейковых объемов (мало продукта в большой упаковке).

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Маркетинг работает, даже если мы это отрицаем" "маркетинг работает, вами манипулируют"
*
Глупо отрицать маркетинг ("...деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли" - Википедия).
*
Логично, что маркетологи должны знать и использовать психологию.
*
Неправильно сводить маркетинг к манипуляции. Манипуляция ("...стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора" - Википедия) работает на короткой дистанции, следующего шанса у манипулятора может не быть. Потребители учатся, даже если вы считаете иначе. Другое дело, мы можем осознавать, что нами манипулируют, но на решение купить это не влияет (до определенного момента).

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
Глупо отрицать маркетинг

Ну я-то с этим согласен, о том и пост. Только вот огромное количество людей считает, что это все "разводки для лохов", а они не лохи.

Неправильно сводить маркетинг к манипуляции.

Я правда где-то свел маркетинг к этому? :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"огромное количество людей считает, что это все "разводки для лохов", а они не лохи."
Вспоминается "если вам кажется, что вас ... эээ... "разводят", то вам не кажется".
Тем, кто уверен, что они не лохи, никакие статьи не помогут (а может, они действительно не лохи).
*
"Я правда где-то свел маркетинг к этому?"
По моему ощущению, да. Но я могу ошибаться (субъективное восприятие работает).
С другой стороны, если манипуляция приводит к покупке качественного продукта на приемлемых для покупателя условиях, то почему бы и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
"Я правда где-то свел маркетинг к этому?"
По моему ощущению, да.

Ну я прямо пишу:
"В первой части статьи я показал ряд примеров, как мы не обращаем внимание на очевидное, мозг вводит нас в заблуждение и даже как не видим того, что находится прямо перед глазами.
В этой, второй части я постараюсь связать это все с маркетингом и доказать свой тезис, что маркетинг в общем и реклама в частности влияют на нас, даже если мы уверены, что это не так."
.
Разумеется это один из многих аспектов, я не свожу к одному, но здесь показываю этот один.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Маркетинг работает, нами манипулируют

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Тагаев

Здорово, спасибо!!!

Ответить
Развернуть ветку
Marat Shagiev

Андрей, во-первых спасибо за статьи!
Во-вторых, посоветуйте, плиз литературу начинающему веб-дизайнеру для овладения базовыми знаниями в современном интернет-маркетинге. Моя текущая цель - создание успешных продающих лендингов (на платформе Тильда). Заранее спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Марат, спасибо. О литературе писал здесь https://t.me/rocketyze/286

И надо понять главное: на лендингах работает текст, а не дизайн (в смысле картинок и цветов). Так что думайте о сообщениях и текстах, их выражающих, и потом уже о внешнем виде.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким

Маркетинг и манипулирование потребителем - это рыночная необходимость. Т.е. когда один вид товара выпускает несколько конкурирующих производителей. Хотя, если задуматься, будь производитель один, ему не требовалось бы как-то выделять свой товар, изощряться с упаковкой и можно было не держать в штате армию маркетологов, что снизило бы себестоимость товара.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 что снизило бы себестоимость товара

А еще его качество.

 будь производитель один, ему не требовалось бы как-то выделять свой товар, изощряться с упаковкой и можно было не держать в штате армию маркетологов

Мы такое уже видели :) Не знаю, как вы, а я застал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким

Про качество - спорно, а "мы такое уже видели" - не аргумент. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

А какая-то аргументация будет? :) Вы правда знаете случаи, когда плановая экономика (при рыночной не бывает одного производителя - или покажите плз примеры) создала качественный потребительский продукт?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким

Аргументация чего? Я же не топлю за плановую экономику 50-летней давности. Хотя, даже если так, невозможно отрицать что в то время могли создавать качественные потребительские товары. Например, натуральные молочные продукты, которые сейчас в основном делаются из пальмового масла (не все, естественно), или тот же хлеб.
 
Любой производитель в рыночной экономике стремится к монополии. Крупные компании поглощают мелкие. Ты заходишь в магазин, видишь кучу брендов, например, шоколада или стирального порошка, но выясняется, что хозяин у них один. Т.е. один производитель, который скупил своих конкурентов, мог бы (в теории) делать упаковку своих товаров в едином корпоративном стиле, сократив издержки на маркетинг, но вместо этого для потребителя поддерживается иллюзия выбора. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор
 натуральные молочные продукты

А в те времена в рыночных экономиках они были хуже? Тут дело в экономике или технологиях или гонке за прибылью или еще чем?

 видишь кучу брендов, например, шоколада или стирального порошка, но выясняется, что хозяин у них один

Да,  для разных сегментов, а бывает что даже и для одного сегмента с целью создания конкуренции между собственными брендами.

В общем, моя позиция в том, что монополия до хорошего не доведет.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Tyamin

Честный производитель-монополист, который уменьшил издержки и делает качественный товар по разумной цене...господа, утопия же.
Всё-таки конкуренция в наших реалиях намного лучше. Она сподвигает конкурирующие компании брать клиента сервисом, качеством, скидками в конце концов. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov
Автор

Впрочем, справедливости ради, конкуренция тоже автоматически не означает постоянный рост качества - вспоминаем запланированное устаревание.

Ответить
Развернуть ветку
#id Name

А что, это кто то не знал? Зачем говорить очевидное

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда