Как создать агентство и не облажаться
Разочаровывающий калькулятор для желающих угодить экономным клиентам и при этом что-то заработать.
«А почему у вас так дорого? Почему такая большая комиссия? А можно подешевле?», — вопросы, которые хоть раз слышал каждый собственник рекламного агентства. И да, на старте многим хочется делать не так, как у всех — лучше, человечнее, добрее. И дешевле, чтобы все хотели и могли с вами работать.
Поначалу идеалистический взгляд на вещи и мечты об индустрии, в которой любое деловое взаимодействие — это сплошная радость и абсолютный комфорт для всех, заставляют делать скидки «по знакомству», опускать цены ниже рыночных и в целом идти на любые уступки, лишь бы клиентам было хорошо.
Но с опытом приходит понимание: увы, подешевле никак нельзя, а снижение цен — это не тот метод, который помогает перекроить рынок и изменить ситуацию в рекламе к лучшему. Единственное, что меняется от такой щедрости, — бюджет агентства и финансовое положение основателей. И перемены эти — к худшему. Я постараюсь объяснить арифметику агенства максимально подробно.
Траты первой необходимости
В ООО обязательно должен быть генеральный директор, который в любом случае должен получать зарплату. Новый МРОТ в Москве с 2019 года — 18 741 рублей. Мы не будем брать это — самое низкое — значение, хотя бы чтобы не следить за его изменением, и назначим директору оклад 19 тысяч рублей.
Теперь вычитаем налоги и взносы: НДФЛ (13%, 2470 рублей), пенсионное страхование (22%, 4180 рублей), медицинское страхование (5,1%, 969 рублей), страхование по временной нетрудоспособности (2,9%, 551 рублей) и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (0,2%, 38 рублей). Хотя многие думают, что в России с зарплаты нужно удерживать только 13%. Увы.
В результате в счёт налогов нужно забрать 8208 рублей. Это 43,2% от суммы зарплаты до налогообложения. Учитывая НДФЛ (как раз 13%), наш директор получит на руки только 16 530 рублей из 19 тысяч рублей.
Взносы оплачиваются отдельно, а вот НДФЛ вычитается непосредственно из зарплаты. Большинство людей предпочитают считать от суммы, которую человек получает на руки, так что это уже не 43,2%, а почти 50%. То есть, если вы хотите получать, к примеру, 50 тысяч рублей на руки, то почти 25 тысяч рублей нужно отложить на налоги: 7471,26 — на НДФЛ и 17 356,32 — на взносы. Так-то!
Итог: чтобы выплачивать минимальную возможную зарплату генеральному директору, нам понадобится 24 738 рублей в месяц.
Операционные расходы
Но траты на этом не заканчиваются. За ведение расчётного счёта банк тоже берёт деньги, это (как и всё вообще?) не бесплатно. Это может быть абонентская плата, фиксированная комиссия за каждый платеж, комиссия за снятие и внесение наличных.
Кстати, уплата налогов — это тоже платежи, точнее, уплата каждого налога — отдельный платеж, соответственно, комиссия рассчитывается за каждый из них. Возможности оплатить все налоги разом нет. И учитывайте ещё комиссию за снятие и внесение наличных. По моему опыту, в среднем вы будете платить от 6000 рублей в месяц за расчётный счёт.
Держим все эти траты в голове и переходим, непосредственно, к рекламе.
Издержки взаимодействия с физлицами
Предположим, в этом месяце у вас есть клиенты с общим бюджетом в 500 тысяч рублей. Для удобства наших дальнейших подсчётов предположим, что все клиенты перевели вам всю эту сумму в начале месяца.
На самом деле, в жизни это так не работает, вы неизбежно столкнетесь с кассовым разрывом и дебиторской задолженностью, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Пока что предположим, что все клиенты отправили вам 500 тысяч рублей на рекламу.
Если вы работаете по упрощенной системе налогообложения, вам нужно заплатить 6% с поступающих средств, то есть сразу вычитаем 30 тысяч рублей. Для дальнейшей работы у вас остается всего 470 тысяч рублей.
Теперь вам нужно закупить рекламу на площадках ваших партнёров. К сожалению, в РФ организация не может просто взять и отправить деньги физическому лицу. А большинство площадок — физические лица, например, администраторы каналов в Telegram, у которых нет даже ИП. И надо заплатить им за размещение. Разберемся, какие у нас есть варианты законно провести такую операцию.
- Можно перевести нужную сумму в качестве зарплаты. Но это очень дорого: почти 50% от суммы, как мы уже посчитали выше. К тому же всех администраторов площадки, которая принимает платеж, нужно будет взять в штат — это, скорее всего, по разным причинам невозможно.
- Можно перечислить подотчётную сумму. Но по закону деньги под отчёт можно выдать только оформленному сотруднику, опять не вполне реальный вариант.
- Можно выдать займ, но займы нужно возвращать. А у нас оплата за размещение, которую нам, конечно, не вернут.
- Можно оплатить услуги физического лица как подрядчика. Для этого нужен гражданско-правовой договор. Если, например, вы размещаете рекламу на 70 площадках, и у вас есть по администратору на каждой, то вам нужно 70 договоров. Договор нужно будет оформлять (составлять, подписывать и так далее) каждый раз, когда вы будете закупать рекламу. Делать это в реальности, естественно, никто не захочет (или не сможет).
Есть и другие, более экзотичные варианты (например, начисление дивидендов), но их я рассматривать не буду — на то, что они не пользуются популярностью, есть причины.
Главное — чтобы вы сейчас поняли, что на этом моменте у нас что-то не складывается. Кажется, заплатить администраторам за размещение невозможно: у 99% из них нет ни ИП, ни своей компании, поэтому заключить договор с юридическом лицом тоже не получится.
Но решение есть. Мы заключим договор на размещение с ИП «Василий Пупкин», чтобы оттуда уже оплачивать работу физических лиц. Правда, перед тем, как заключить такой договор, давайте сразу отложим деньги на зарплату директору и на оплату расчётного счёта.
Для простоты подсчётов округлим эту сумму (в меньшую сторону, заметьте) до 30 тысяч рублей. Мы заплатим за размещение всё, что у нас останется, а именно 440 тысяч рублей. Но Василию тоже нужно заплатить 6% по УСН, поэтому от нашей суммы в 440 тысяч рублей у него остается 413 600 рублей. Исходные 500 тысяч рублей стремительно убывают. И это размещений же ещё не было, понимаете?
Наконец — оплата за размещение
В процессе оплаты размещений Василий в среднем потеряет ещё около 6% от суммы — оплата комиссий, пошлин и сборов, потому что разные администраторы пользуются разными платежными системами. И да, 6% — это очень оптимистичный прогноз, но я вообще делаю много щедрых допущений.
Пока что заложим такую сумму на потери. Итого на размещения осталось 392 920 рублей. Это около 78% от 500 тысяч рублей, то есть примерно 22% мы потеряли по пути. По достаточно оптимистичным прогнозам. Заработали мы только на зарплату директору (он у нас получает 16 530 рублей на руки). Фактически, это вся чистая прибыль, которую получила компания. То есть примерно 3%.
Итоги: по результатам, наценка на размещения составила примерно 27%. Почему не 22%? Потому что, если стоимость размещений 392 920 рублей, а заплатили нам 500 тысяч рублей, то заплатили нам около 127%, то есть на примерно 27% больше. Многие совершают ошибку в расчётах, полагая, что процент будет таким же, если считать в обратную сторону. Но математика так не работает.
Вернёмся в реальность
Как вы уже наверное поняли, всё намного сложнее. В нашем гипотетическом агентстве:
- генеральный директор получает 16 530 рублей на руки и не умирает от голода;
- в бюджет не заложены зарплаты — значит, в штате нет никаких других сотрудников (видимо, генеральный директор сам договаривается о размещениях, создаёт контент, контролирует документооборот и ищет клиентов);
- у агентства нет офиса или хотя бы места в коворкинге.
И даже в таких условиях наценка составляет 27%.
В реальности зарплаты будут, и они, вероятно, будут выше 19 тысяч рублей, также потребуются деньги на аренду помещения, появятся дополнительные бытовые расходы — даже пачка бумаги не выдается бесплатно при регистрации юридического лица.
Так что наценка реального агентства вырастет где-то до 35–40%. И этого хватит только на то, чтобы полноценно вести операционную деятельность, не говоря о стильных офисах-лофтах, высоких зарплатах и премиях, печеньках на кухне и прочих атрибутах современного рекламного агентства.
Вывод из этой истории довольно прост: снижение комиссии не просто нежелательно, оно невозможно. Агентства, которые берутся за работу и в качестве наценки насчитывают меньше, чем 30% от суммы заказа, либо пытаются кого-то обмануть, либо… Скорее всего, они просто пытаются кого-то обмануть (возможно, самих себя).
Компания, которая хочет нормально функционировать (а в идеале ещё и получать от своей деятельности какую-то прибыль), просто не может выставить меньший процент в качестве комиссии за свои услуги. В противном случае собственники довольно быстро свернут своё убыточное предприятие, а в таких условиях ни о каком сохранении, уж тем более развитии, рынка рекламы речи идти не может.
А зачем вам ООО для одного сотрудника и бюджета 500 000 руб.? И расскажите про 6000 руб. оплаты за расчетный счет, у какого банка такие тарифы? Я бы на месте заказчиков с такими расходами обходил бы вас стороной.
Это вообще напоминает мне (увы, не анекдот)
- у вас есть ИП ? Нам нужен счёт.
- какое ИП, мы в Телеграм пхаххахаха
Это пример расчёта минимальный. В реальности же сотрудников больше и бюджеты выше, но и расходы растут практически по такой же схеме.
А про 6к - Модульбанк с опцией белый бизнес, например.
А где видели, где-где, попробуйте с более-менее крупным заказчиком поработать не будучи ООО 😂
Лол. По закону налоговые платежи обязаны быть без комиссии.
Касательно 6000 рублей на банк - есть много банков с тарифами до 2-3 тысяч.
В модульбанке у меня 0 рублей абонентка и 70 рублей платёж. В месяц делаю 2-3 платежа: себе перевожу и за офис плачу. 210 рублей в месяц максимум. Сейчас такой тариф не доступен (там небольшие изменения внесли), но это вполне реальный пример - не обязательно 6к платить.
Всё что ниже - прочитал с трудом. Какой-то абстрактный пример маркетингового агентства, которое закупает рекламу у телеграмм каналов: чем агентство занимается вообще?
Пример классической проектной работы был сильно понятнее.
Ну это и написано по следам агентства, которое три года было основным на рынке коммерческой рекламы в Телеграм )
Собственно, через какое-то время стало понятно, что денег в размещениях нет вообще, мы свернули это направление и больше не занимаемся Телеграм-рекламой.
Там надо быть одиночкой-ИПшником или работать в черной зоне, без налогов и всего такого.
Для цивилизованного подхода рынок не созрел, а клиенты хотят комиссий по 20% )
Не все так просто. Маленькие тарифы предполагают обычно прогрессивную шкалу при снятии наличных в 3-15%! А в статье автор прямо пишет, что большинство платежей субподрядчиком идут наликом...
"почему ваши услуги такие дорогие?" - "потому что мы не умеем оптимизировать издержки"
Это вообще пример максимально тупой максимизации издержек. Вообще, это Трололо, никто в здравом уме такое не делает. Это какая-то гипотетическая ситуация, в которой собраны все возможные косяки.
Какой способ оптимизации издержек предлагаете?
например, выбрать расчетный счет за 500 р в мес
Не совсем понял, почему выбрана модель, когда рекламные деньги клиентов учитываются как доход с налоговой базой. Неужели нельзя придумать так, чтобы клиенты переводили средства админами/пополняли счета в рекламных аккаунтах сами? Ну реально, 30 тыс. — это точно не доход, тогда уж лучше "доходы минус расходы", и там налоговая база будет смешной.
Кстати в доходах минус расходы есть подводный камень.
Расходы надо доказывать, то есть жёстче требования к бухгалтерии и доп.расходы на это дело. Не бог весть какие суммы но они тоже вычитаются из доходов 😂
Потому что "А большинство площадок — физические лица, например, администраторы каналов в Telegram, у которых нет даже ИП. И надо заплатить им за размещение."
Это не расходы. Платить 15% на разницу при таком раскладе будет только дороже.
1. >Мы заключим договор на размещение с ИП «Василий Пупкин», чтобы оттуда уже оплачивать работу физических лиц. Правда, перед тем, как заключить такой договор, давайте сразу отложим деньги на зарплату директору и на оплату расчетного счета. Для простоты подсчетов округлим эту сумму (в меньшую сторону, заметьте) до 30 000.
У ИП нет директора. Правда, он платит фикс взносы в ПФР, но это всего около 3тыс/мес и их можно вычитать из налога по УСН.
2. При вашей модели, вероятно выгодней будет УСН не 6% с дохода, а 15% с доходов минус расходы. Как для ООО, так и ИП.
3. Я слышал, что гендиректор может написать заявление и отказаться от зарплаты, получая доход, например, раз в квартал в виде дивидендов. А с них только 13% НДФЛ.
Но это не точно.
3. "Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 21 полностью заменить дивидендами зарплату генерального директора не получится, так как этот вид дохода не относится к трудовым отношениям между юридическим лицом и директором"
"В Трудовом Кодексе нет пункта, согласно которому заработная плата даже единственному учредителю в должности генерального директора может не начисляться. Заработная плата хотя бы в минимальном размере должна выплачиваться."
С ИП легче, но мы про агентство с сотрудниками. Можно конечно всем работать как ИП, только вот беда, когда основателей более одного, это не вариант. Ты доли в ИП не дашь :)
"По моему опыту, в среднем вы будете платить от 6000 рублей в месяц за расчётный счёт."
Одно из двух. Или вы несмешно шутите, или вам надо посмотреть текущие расценки.
Если получать такие суммы и переводить на карты физлиц — то вполне может набежать. Но у Точки, например, есть тариф, где за перевод до 400 тыс. на карты будет обслуживаться 2500.
Тинькоф (ИП, пакет средний): 1990/мес обслуживание + 2990 за вывод на карту свыше 300 тыс/мес. Плюс-минус так и набежит, если на карты забрасывать.
Тут еще не упомянуто 20% НДС при работе с рекламными системами. Тоже может быть сюрпризом.
О, это отдельная песня.
договор на ип напрямую. Зачем ооо??? это не круто,это безответственно. если все в расходы сразу идет,то усн 15%. вуаля. налогов почти нет. и 6000 за банк жто вы там 10000 пп делаете по 2 рубля чтоли?? 1 пп щашла на 500, 1 вышла на 470...какие 6к? 500р.
Доли в бизнесе + сотрудники.
У комиссионера доходом является только комиссия.
Да. Поэтому делать бизнес на размещениях - отстой )
Вроде с перечислений налогов любые банки не должны брать комиссии? Или я ошибаюсь?
не ошибаетесь
Не должны, но такое постоянно случается. И я не знаю людей, которые из-за 135 рублей будут выяснять это с сотрудниками банка. Чаще всего своё время оказывается дороже.
Спасибо. Рыдаю.
Если по делу, то увольте бухгалтера, он идиот и хоть немного почитайте про то, как все это работает. Я даже подскажу, что гуглить:
Управляющий ип — чтобы не платить зп директору
Агентский договор – чтобы не платить налоги с чужих рекламных бюджетов
А еще с платежей в бюджет комиссию не берут. И на счет ооо нал обычно не вносят. Но то такое...
Зарплата генерального директора в статье приведена для примера. Всем понятно, что в агенстве обычно есть другие сотрудники и что их зарплата не 19000. Что касается вашего предложения заключить агентский договор с ИП - есть сомнения, что такая конструкция понравится налоговым органам. Скорее всего, налоговая укажет, что данная конструкция направлена на получение необоснованной налоговой выгоды (так и есть) при отсутствии какой-либо экономической целесообразности - соответственно незаконна. Последствия - необходимость доплатить соответствующие налоги, пени и штрафы. Скупой платит дважды, а дурак - пополняет отрицательную судебную практику.
Я не хочу останавливаться на каждой допущенной ошибке, но хочу рассказать автору о возможности заключения агентских договоров с клиентом. Это когда вы берёте у клиента условные 500 000 рублей и отдаёте рекламным площадкам те же 500 000 рублей. Тогда на этот бюджет вы не должны платить никакой налог.
Что касается площадок с администраторами физлицами - их можно просто сразу отфильтровать, оставив только тех, кому можно заплатить по договору.
А ещё — почему вы сразу считаете, что у агентства должно быть несколько учредителей? Может быть можно просто открыть ИП и сэкономить на "зарплатных налогах гендиректору"? :)
Вставлю свои пять копеек: многие почему-то забывают, что при усн 6% вы вправе понижать налоговую ставку до 50% путем вычитания уже оплаченных социальных налогов, т.е. при правильном подходе, можно получить УСН 3%. Это законная оптимизация налогов, но для этого нужен баланс: штат-доходы. На ИП можно понизить до 1%. И не забываем, что в каждом регионе свои правила и там могут быть более лояльные условия, вплоть до налоговых каникул.
а кстати так и есть, если ИП зарегистрирован впервые на УСН или ПСН, то может не платить налоги 2 налоговых периода (обычно = два года если зарегистрировался в начале года). в разных регионах список расширяется по своему, но как минимум это производство, соц сфера. иногда ИТ
+ никто вам не запрещает работать через кикие либо фриланс биржи. таким образом заплатив им комиссию вы вроде как уменьшаете свой геморой по части налогов и учета.