{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как создать агентство и не облажаться

Разочаровывающий калькулятор для желающих угодить экономным клиентам и при этом что-то заработать.

«А почему у вас так дорого? Почему такая большая комиссия? А можно подешевле?», — вопросы, которые хоть раз слышал каждый собственник рекламного агентства. И да, на старте многим хочется делать не так, как у всех — лучше, человечнее, добрее. И дешевле, чтобы все хотели и могли с вами работать.

Поначалу идеалистический взгляд на вещи и мечты об индустрии, в которой любое деловое взаимодействие — это сплошная радость и абсолютный комфорт для всех, заставляют делать скидки «по знакомству», опускать цены ниже рыночных и в целом идти на любые уступки, лишь бы клиентам было хорошо.

Но с опытом приходит понимание: увы, подешевле никак нельзя, а снижение цен — это не тот метод, который помогает перекроить рынок и изменить ситуацию в рекламе к лучшему. Единственное, что меняется от такой щедрости, — бюджет агентства и финансовое положение основателей. И перемены эти — к худшему. Я постараюсь объяснить арифметику агенства максимально подробно.

Траты первой необходимости

В ООО обязательно должен быть генеральный директор, который в любом случае должен получать зарплату. Новый МРОТ в Москве с 2019 года — 18 741 рублей. Мы не будем брать это — самое низкое — значение, хотя бы чтобы не следить за его изменением, и назначим директору оклад 19 тысяч рублей.

Теперь вычитаем налоги и взносы: НДФЛ (13%, 2470 рублей), пенсионное страхование (22%, 4180 рублей), медицинское страхование (5,1%, 969 рублей), страхование по временной нетрудоспособности (2,9%, 551 рублей) и страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (0,2%, 38 рублей). Хотя многие думают, что в России с зарплаты нужно удерживать только 13%. Увы.

В результате в счёт налогов нужно забрать 8208 рублей. Это 43,2% от суммы зарплаты до налогообложения. Учитывая НДФЛ (как раз 13%), наш директор получит на руки только 16 530 рублей из 19 тысяч рублей.

Взносы оплачиваются отдельно, а вот НДФЛ вычитается непосредственно из зарплаты. Большинство людей предпочитают считать от суммы, которую человек получает на руки, так что это уже не 43,2%, а почти 50%. То есть, если вы хотите получать, к примеру, 50 тысяч рублей на руки, то почти 25 тысяч рублей нужно отложить на налоги: 7471,26 — на НДФЛ и 17 356,32 — на взносы. Так-то!

Итог: чтобы выплачивать минимальную возможную зарплату генеральному директору, нам понадобится 24 738 рублей в месяц.

Операционные расходы

Но траты на этом не заканчиваются. За ведение расчётного счёта банк тоже берёт деньги, это (как и всё вообще?) не бесплатно. Это может быть абонентская плата, фиксированная комиссия за каждый платеж, комиссия за снятие и внесение наличных.

Кстати, уплата налогов — это тоже платежи, точнее, уплата каждого налога — отдельный платеж, соответственно, комиссия рассчитывается за каждый из них. Возможности оплатить все налоги разом нет. И учитывайте ещё комиссию за снятие и внесение наличных. По моему опыту, в среднем вы будете платить от 6000 рублей в месяц за расчётный счёт.

Держим все эти траты в голове и переходим, непосредственно, к рекламе.

Издержки взаимодействия с физлицами

Предположим, в этом месяце у вас есть клиенты с общим бюджетом в 500 тысяч рублей. Для удобства наших дальнейших подсчётов предположим, что все клиенты перевели вам всю эту сумму в начале месяца.

На самом деле, в жизни это так не работает, вы неизбежно столкнетесь с кассовым разрывом и дебиторской задолженностью, но об этом я расскажу как-нибудь в другой раз. Пока что предположим, что все клиенты отправили вам 500 тысяч рублей на рекламу.

Если вы работаете по упрощенной системе налогообложения, вам нужно заплатить 6% с поступающих средств, то есть сразу вычитаем 30 тысяч рублей. Для дальнейшей работы у вас остается всего 470 тысяч рублей.

Теперь вам нужно закупить рекламу на площадках ваших партнёров. К сожалению, в РФ организация не может просто взять и отправить деньги физическому лицу. А большинство площадок — физические лица, например, администраторы каналов в Telegram, у которых нет даже ИП. И надо заплатить им за размещение. Разберемся, какие у нас есть варианты законно провести такую операцию.

  • Можно перевести нужную сумму в качестве зарплаты. Но это очень дорого: почти 50% от суммы, как мы уже посчитали выше. К тому же всех администраторов площадки, которая принимает платеж, нужно будет взять в штат — это, скорее всего, по разным причинам невозможно.
  • Можно перечислить подотчётную сумму. Но по закону деньги под отчёт можно выдать только оформленному сотруднику, опять не вполне реальный вариант.
  • Можно выдать займ, но займы нужно возвращать. А у нас оплата за размещение, которую нам, конечно, не вернут.
  • Можно оплатить услуги физического лица как подрядчика. Для этого нужен гражданско-правовой договор. Если, например, вы размещаете рекламу на 70 площадках, и у вас есть по администратору на каждой, то вам нужно 70 договоров. Договор нужно будет оформлять (составлять, подписывать и так далее) каждый раз, когда вы будете закупать рекламу. Делать это в реальности, естественно, никто не захочет (или не сможет).

Есть и другие, более экзотичные варианты (например, начисление дивидендов), но их я рассматривать не буду — на то, что они не пользуются популярностью, есть причины.

Главное — чтобы вы сейчас поняли, что на этом моменте у нас что-то не складывается. Кажется, заплатить администраторам за размещение невозможно: у 99% из них нет ни ИП, ни своей компании, поэтому заключить договор с юридическом лицом тоже не получится.

Но решение есть. Мы заключим договор на размещение с ИП «Василий Пупкин», чтобы оттуда уже оплачивать работу физических лиц. Правда, перед тем, как заключить такой договор, давайте сразу отложим деньги на зарплату директору и на оплату расчётного счёта.

Для простоты подсчётов округлим эту сумму (в меньшую сторону, заметьте) до 30 тысяч рублей. Мы заплатим за размещение всё, что у нас останется, а именно 440 тысяч рублей. Но Василию тоже нужно заплатить 6% по УСН, поэтому от нашей суммы в 440 тысяч рублей у него остается 413 600 рублей. Исходные 500 тысяч рублей стремительно убывают. И это размещений же ещё не было, понимаете?

Наконец — оплата за размещение

В процессе оплаты размещений Василий в среднем потеряет ещё около 6% от суммы — оплата комиссий, пошлин и сборов, потому что разные администраторы пользуются разными платежными системами. И да, 6% — это очень оптимистичный прогноз, но я вообще делаю много щедрых допущений.

Пока что заложим такую сумму на потери. Итого на размещения осталось 392 920 рублей. Это около 78% от 500 тысяч рублей, то есть примерно 22% мы потеряли по пути. По достаточно оптимистичным прогнозам. Заработали мы только на зарплату директору (он у нас получает 16 530 рублей на руки). Фактически, это вся чистая прибыль, которую получила компания. То есть примерно 3%.

Итоги: по результатам, наценка на размещения составила примерно 27%. Почему не 22%? Потому что, если стоимость размещений 392 920 рублей, а заплатили нам 500 тысяч рублей, то заплатили нам около 127%, то есть на примерно 27% больше. Многие совершают ошибку в расчётах, полагая, что процент будет таким же, если считать в обратную сторону. Но математика так не работает.

Вернёмся в реальность

Как вы уже наверное поняли, всё намного сложнее. В нашем гипотетическом агентстве:

  • генеральный директор получает 16 530 рублей на руки и не умирает от голода;
  • в бюджет не заложены зарплаты — значит, в штате нет никаких других сотрудников (видимо, генеральный директор сам договаривается о размещениях, создаёт контент, контролирует документооборот и ищет клиентов);
  • у агентства нет офиса или хотя бы места в коворкинге.

И даже в таких условиях наценка составляет 27%.

В реальности зарплаты будут, и они, вероятно, будут выше 19 тысяч рублей, также потребуются деньги на аренду помещения, появятся дополнительные бытовые расходы — даже пачка бумаги не выдается бесплатно при регистрации юридического лица.

Так что наценка реального агентства вырастет где-то до 35–40%. И этого хватит только на то, чтобы полноценно вести операционную деятельность, не говоря о стильных офисах-лофтах, высоких зарплатах и премиях, печеньках на кухне и прочих атрибутах современного рекламного агентства.

Вывод из этой истории довольно прост: снижение комиссии не просто нежелательно, оно невозможно. Агентства, которые берутся за работу и в качестве наценки насчитывают меньше, чем 30% от суммы заказа, либо пытаются кого-то обмануть, либо… Скорее всего, они просто пытаются кого-то обмануть (возможно, самих себя).

Компания, которая хочет нормально функционировать (а в идеале ещё и получать от своей деятельности какую-то прибыль), просто не может выставить меньший процент в качестве комиссии за свои услуги. В противном случае собственники довольно быстро свернут своё убыточное предприятие, а в таких условиях ни о каком сохранении, уж тем более развитии, рынка рекламы речи идти не может.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Овсянников

А зачем вам ООО для одного сотрудника и бюджета 500 000 руб.? И расскажите про 6000 руб. оплаты за расчетный счет, у какого банка такие тарифы? Я бы на месте заказчиков с такими расходами обходил бы вас стороной.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Это пример расчёта минимальный. В реальности же сотрудников больше и бюджеты выше, но и расходы растут практически по такой же схеме.

А про 6к - Модульбанк с опцией белый бизнес, например.

А где видели, где-где, попробуйте с более-менее крупным заказчиком поработать не будучи ООО 😂

Ответить
Развернуть ветку
Artem Dzyuba

Мне сказали "надо оформиться на тендерной площадке", при этом идет хороший конструктивный диалог. Но вот беда, на тендерной площадке не прописана возможность ИП )

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

Как называется эта тендерная площадка?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Dzyuba

Это in-house площадка на ресурсах клиента

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Без ООО? Легко. Кто сейчас вообще на это смотрит?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Смотрят :)
А ещё, бывает, отказывают - юристы или сб после проверки контрагента. Например слишком молодое юрлицо, или наличие исполнительных производств даже на рубль.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Это вопрос денег. Всегда можно предлагать надежное брлицо или ип со скидкой

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Часто у вас с ИП со скидкой банк из топ 3 страны берет рекламу? 😂

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Если скидка не нужна, цена не важна, то к чему вообще эта статья? Закладывай 200-1000% накрута, снимай офис, ставь баристу, кальян-мальян и принимай банки с заказами...

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Для такой схемы нужно быть очень циничным.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Почему? В чем тут цинизм? Если клиенту это нужно, то почему нет? В этом и заключается смысл коммерческой деятельности. У банка есть выбор, платить агенству-ип 115% за услугу или ООО-агенству 150% или 1500% Артемке Лебедеву и он делает свой выбор. Я стригусь за 300 рублей, а в барбершопе стригут за 3000 рублей и в чем тут цинизм? Каждый выбирает ровно то, что ему нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Ценообразование должно, на мой взгляд, быть прозрачным и его требуется пояснять :)
Пояснить 40% - вот, собственно, статья об этом.
Адекватно пояснить за 100-200% уже сложнее.

Ну это мой личный взгляд, комьюнити-менеджерский.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Это неправильный, нерыночный, совковый подход, все считать от себестоимости. От совка здесь даже не сам расчет от себестоимости, а неявно постулируемая уверенность, что труд самого человека ничего не стоит.

Подсчет рентабельности, это чисто технический расчет, единственная цель которого - вовремя определить финансовый минус в итогах деятельности. Не разориться. И все.

Обоснование цены услуги строится не на себестоимости а на сравнении стоимости разных предложений для клиента. Клиент может сам заплатить телеграмщикам за рекламу? Почему бы и нет. Ему для этого нужен свой менеджер, который составит пул владельцев телеграммных площадок, подготовит договора, через бухгалтерию получит налик, раздаст, проследит,составит отчет и т.д.

Если у агентства бюдже 500 тыр, то у клиента он по идее должен быть меньше. Допустим, это основной клиент, пусть будет 300 тыр

А теперь расходы. Менеджер - 50 тыр. зарплаты, допустим, берем ничтожество без опыта, связей готовое работать за еду и эти 50 тыр включают в себя 55% налогов (в том числе страховых платежей и ндфл). Еще нужно рабочее место, но пусть хрен с ним, удаленщик. Плюс обналик бюджета -- 43% Бухгалтерия и так есть, допустим их нагнули на обслугу этого процесса.

Итого: 300 тыр полезных расходов.

Налик 536 тыр + 50 тыр работник .
Итого (586 тыр - 300 тыр пользы )/ 300 тыр пользы = 95% накрута при хреновом результате (помним, что взяли дерево без связей вместо специалиста?) .

Вот это правильное, рыночное сравнение.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Расчёт верный, им можно дополнить аргументы для заказчиков которые спрашивают «с какого рожна у вас комиссия» и админов с тем же вопросом.

Собственно, мы с вами и не спорим. Просто мы показали от себестоимости а вы от сравнения. И тот и тот подход уместен.

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда