{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

«Вчера просила у мужа на помаду, сейчас зарабатываю 500 тыщ». Как писать не картонные истории, а нормальный сторителлинг

Как же немыслимо надоели шаблонные истории «Ах, вчера я была кассиром в Пятерочке / мамочкой в декрете, страдала, рыдала, но потом купила курс и как начала зарабатывать! А потом повезла семью в Диснейленд, дети просили еще, муж съел урча, онемела вся маршрутка».

Привет, это Виктория из Итирия, и меня бомбит от бездарного сторителлинга. Раньше это были тру-стори вроде «вчера ел доширак, сегодня чилю на Бали», сегодня мамочки в декрете осваивают заполнение карточек WB или что там еще — суть не меняется.

Начинаются такие истории одинаково: все очень, очень плохо

Это не настоящий сторителлинг, хотя многие называют эти текстовые выкидыши именно так.

В сторителлинге много правил и техник, но почему-то используют в основном только одну: как у героя истории все было плохо, потом что-то случилось и все стало хорошо. Она называется путь героя — прекрасная техника, которая часто используется в кино и литературе. Тем, кто ее опошлил и низвел до бравного пути кассирш и мамочек в декрете, до банального инфоцыганства, гореть вечно в писательском аду.

Нормальный сторителлинг гораздо глубже. Разберем 4 частые ошибки продающих историй и расскажем, как их не допускать.

Ошибка 1. В истории не происходит развития

Неважно, о чем пишем: о построении сквозной аналитики в отдельно взятой компании или о карьерном пути предпринимателя, но рассказ не должен быть монотонным. Мы часто читаем статьи, где герой не меняется, ситуация в компании не меняется, ничего не меняется. Ну и в чем интерес для читателя? Скучно!

Как надо: в жизни так не бывает: здесь взлеты и падения, отчаяние и бешеные восторги. В правильной истории должен быть хоть один такой пик, а лучше несколько. Это хорошо описывают техники сторителлинга — то самое «Путешествие героя, или Мономиф», где герой проходит долгий сложный путь.

В конце пути герой получает награду

В написанной нами бизнес-истории для сервиса сквозной аналитики Alytics главный герой рассказал о своем долгом пути к оптимизации бизнеса, сомнениях и страхах, подводных камнях и сложностях. Пиков в этой истории несколько: только все налаживается, как бац — возникает очередная сложность. Все как в жизни.

Для чего все эти сложные пути? Да для продаж :) У Роберта Макки хорошо описаны этапы переживания эмоционального опыта читателем:

  • Отождествление. Читатель знакомится с историей и думает: «О, этот чел похож на меня. Хорошо бы он получил то, что хотел, давай, чел, болею за тебя!».
  • Подсознательное переключение. Читатель начинает переживать события истории так, будто они происходят с ним. Вместе с главным героем он проходит через все успехи и неудачи, радуется и грустит.
  • Превращение в действие. Читатель рад: у главного героя все сложилось. Он тоже хочет испытать этот опыт — и приобретает товар или услугу.

Вот в этом и профит.

Ошибка 2. В истории все слишком хорошо

Сотрудники не косячат, клиенты стройными рядами несут денежки, сам герой всегда свеж, позитивен и бегает по утрам. Это мертво, это не цепляет: люди чувствуют неискренность. Да и читать это неинтересно: люди хотят хлеба и зрелищ, а не идеального мира идеальных людей.

В фильме «Шоу Трумана» все было идеально, пока не началось самое интересное

Как надо: не бойтесь рассказывать и писать правду: иногда честный рассказ о собственных ошибках работает лучше, чем десяток сладеньких прилизанных историй. Статья нашего основателя Алексея о его карьерном пути принесла много положительных и душевных откликов. И даже парочку клиентов.

Антикейс — тоже весьма смелый формат, который подходит под технику сторителлинга «Гора». Проще говоря, герой упирается в гору, которую не обойти, не объехать, но понимает, что все было не зря и теперь он может рассказать о своем опыте другим. Моя статья о том, как я запорола корпоративный блог в самом начале работы редактором, вовсе не угробила мою репутацию: напротив, была хорошо оценена коллегами.

Коллеги сказали, смело и полезно

Я ее немножко переработаю и выложу сюда на ВиСи.

Ошибка 3. Герои истории картонные

Максим Ильяхов называет их «буратинками». Солидарны: мода на сторителлинг привела к тому, что считается хорошим тоном вставить в статью условных Сашу и Машу. Это делается для того, чтобы оживить материал, добавить примеров, но получается только хуже. Одноклеточные Саша и Маша вызывают лишь раздражение: ну не бывает таких в жизни, не верим мы им.

Как надо: чтобы персонажи стали выпуклыми и живыми, надо придумать их с нуля вплоть до мельчайших черт характера. Это писательская работа: подумайте, стоит ли так заморачиваться ради одной, пусть даже отличной истории? Проще найти реального героя и поговорить с ним.

Где искать такого героя? Им можете стать вы, ваши сотрудники, ваши клиенты. Для компании Кактус мы написали бизнес-кейс от лица их клиента: он рассказал, как работал с маркетплейсами, с какими проблемами столкнулся и к чему в итоге пришел. Получилась яркая реальная история человека с узнаваемыми образами (пергидрольные тетки — это сила!), которая нашла отклик у читателей. Особенно у тех, кому пришлось столкнуться с темой маркетплейсов.

Вот он, наш некартонный герой

Ошибка 4. Мы не узнаем персонажей по характерным чертам

Герой и другие люди, о которых идет речь в истории, не относятся к выраженным классическим архетипам. Читаешь и не понимаешь, кто тут Воин, кто Наставник, а кто и вовсе Трикстер. Или же ведут себя не так: Наставник внезапно рвется в бой, Трикстер ведет себя как отшельник и т. д.

Все архетипы уже описаны до нас

Как надо: конечно, в жизни все бывает, люди играют разные роли, но люди привыкли к определенным архетипам, ассоциируют себя с ними и чувствуют фальшь при несостыковках. Надо облегчить им задачу — ввести архетипы в сюжет и позаботиться об их достоверности. Для чего — да все для того же.

Каждый архетип — упрощенный портрет целевой аудитории. С каждым можно работать, каждому можно продавать.

Мы в контент-агентстве ИТИРИЙ несколько лет изучаем науку сторителлинга. Наш основатель Алексей Александров ведет авторский курс по сторителлингу, мы пишем бизнес-истории почти для всех наших клиентов. Напишем классную историю и вам — обращайтесь, пишите, заходите к нам в ТГ-канал!

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Сообщество WSA.vc
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Буркин

как хорошо, что есть такие люди которые сокращают большой текст

Ответить
Развернуть ветку
Радислав Щербаков

Так ведь есть же СОКР))

Ответить
Развернуть ветку
СОКР

Истинно так 👆🏻

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Подтверждаю 🤘🏻

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

прикольно)) особенно понравилось про "сделать удовлетворительное завершение")

Ответить
Развернуть ветку
Backlog blog

А что это за сервис?

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Виктория и Итирий, спасиб.

Офтоп: интересно, почему Итирий?
Что это?
гугл не знает)

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

Название Итирий придумал наш отец-основатель Алексей. Расшифровывается так: ИТ - айти, Ирий - славянское название рая. То есть рай для айти 😇

Ответить
Развернуть ветку
Marat Hakimov

Спасиб.
Мудрёно получилось..
Интуитивно подумалось, что какой-то новый химич элемент)
Типа химичите тексты, катализируете прибыль)

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

на самом деле есть элемент Иттрий) но хз, с химиченьем текстов это еще более мудрено, наверное)

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Сколько людей знает слово «ирий»? Вот про созвучие с дейтерием подумала, хватило эрудиции. Ирий извините. Не то что мудрено, невозможно угадать. С делирием еще созвучно.

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

так у нас и не было цели, чтобы все отгадывали))) Назвали и назвали, работаем) Этому названию много лет, мы хотели поменять, но решили оставить как есть)

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Да и я ничего. Просто неудачное название.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

А что означает логотип? Будто на нем изображено "V1"

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

Это просто буква И)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

мне кажется, они и стоят мало, и конвертят минимально. Ну я надеюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Sam Duke

жаль в жизни путь героя не всегда получает награду

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

но герой все равно остается героем)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Михеев

ну вот,теперь придется пересмотреть шоу Трумана

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

почему бы и нет)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

То есть вы решили просто очень упрощенно рассказать на целую статью Путь героя?

И при этом костерите таких же как и вы, которые фигачат по шаблонам. Ваши шаблоны чуть более расширенные.

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

Ну почему) мы говорим, что это одна из техник. Самая распространенная - да. Рабочая - да. Мы сами чаще всего ей пользуемся - да. И что теперь, не писать по ней, если она самая популярная? )

Мы костерим инфоцыганскую банальщину и всегда за хорошие истории, неважно, по какой технике они сделаны.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Кац
Максим Ильяхов называет их

Кто это?

Ответить
Развернуть ветку
ИТИРИЙ
Автор

один хороший редактор!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Что там думать, все давно уже придумано - берите сказку Буратино и адаптируйте ее под современные декорации, будет вам супер-история.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда