Надоело гуглить каждую мелочь про рекламные площадки. Собрали ответы на 2500 вопросов в одном месте
Привет! Меня зовут Никита Наливайко, я работаю AdOps-менеджером в Centra.ai. Когда я только устроился, попал в котел горящих дедлайнов и прочувствовал всю боль новичка. Меня закинули в команду, которая отвечает за экспертизу в области рекламных технологий. Перед ребятами стояла задача сделать самый большой Q&A по рекламным продуктам в Рунете — сначала я присоединился, а потом и вовсе стал главным! Сначала мысленно попрощался с работой: ведь Centra — большой маркетплейс рекламы, поэтому проанализировать нужно было 250 разных сервисов.
Мне предстояло организовать командную работу над задачей, определить самые частые вопросы и найти ответы на них. В статье расскажу, почему в Centra.ai решили заняться этим, как я выстроил процесс и каких результатов мы добились. Спойлер для всех сопереживающих: меня не уволили :)
Почему мы решили систематизировать инфу о площадках
В основном с маркетплейсом рекламы Centra работают маркетологи из крупных компаний и рекламных агентств. Через нас они закупают рекламу на площадках и могут тестировать новые варианты. Наши аккаунт-менеджеры заметили одну закономерность: наши клиенты задают вопросы и просматривают много продуктов, но всё равно работают с одними и теми же. Например, привыкли настраивать рекламу в ВК и Яндекс Директе — только ими и пользуются.
Мы предположили, что специалистам не хватает информации о других рекламных сервисах. Не всегда легко найти данные про способы закупки рекламы, сроки модерации и доступную статистику на конкретной площадке — это проблема рынка рекламы в целом. Несколько компаний подтвердили нашу гипотезу: они были готовы тестировать новые для них продукты, но не хотели делать это вслепую и сливать бюджеты.
Задачу поручили отделу AdOps, который помогает клиентам с техническими вопросами по рекламе: тогда он состоял из 6 человек, включая меня. Нам нужно было проанализировать 250 площадок и сервисов и в понятной форме пересказать главное о них. Сначала никто не понимал, как организовать работу, — все что-то делали независимо друг от друга: гуглили, писали площадкам запросы. Но такой хаос не помогал продвинуться в деле.
Когда меня назначили ответственным, я выстроил процесс в несколько этапов — про это и расскажу подробнее.
Этап 1. Сделали Excel-таблицу со всеми партнерами Centra — и разбили их на категории
Чтобы не составлять отдельные подборки вопросов для каждого сервиса и по максимуму сэкономить время на этом этапе, мы решили разделить рекламные площадки и инструменты на группы по общим признакам. Правда, это получилось не сразу: выделить конкретные категории сложно, поскольку многие продукты мультифункциональны. Знаете ли вы, как отличить аналитическую систему от мобильного трекера? Вот и мы сначала не понимали. Но в результате разобрались и определили семь категорий: программатики, паблишеры, маркетплейсы, мобильные трекеры, аналитические системы, инфлюенсеры и InApp-программатики.
12 площадок и инструментов не вошло ни в одну из групп, поскольку их функционал не вписывается в общие параметры. В основном это аналитические системы или технологические платформы с особым принципом работы — например, TrackAd или Яндекс ПромоСтраницы. Для продуктов, которые не получилось классифицировать, нам предстояло собрать специальные вопросы.
Этап 2. Составили 7 списков из наиболее частых вопросов
Чтобы выделить самые острые вопросы для каждой категории, проанализировали, что клиенты пишут в техподдержку Centra и спрашивают у аккаунт-менеджеров и продажников. А если площадкой пока не интересовались активно — организовывали брейнштормы и сами вспоминали, с какими проблемами сталкивались при работе с продуктом.
В итоге собрали семь списков — для площадок из одной категории вопросы звучали одинаково. В каждом списке получилось примерно 10–12 вопросов, которые мы разбили на две группы:
- Вопросы, которые появляются до работы с площадкой. Ответы помогут решить, стоит ли там закупать рекламу.
- Вопросы, которые возникают в процессе работы с площадкой. Чтобы клиенту было проще сориентироваться в настройках и аналитических показателях.
Вот так, например, выглядел пул вопросов к категории «Маркетплейсы» ↓
Для уникальных продуктов, которые не удалось отнести к какой-то категории, мы составили подборки кастомных вопросов — чтобы понятно рассказать про особенности работы с ними. Например, Bestseller — это агентство, которое помогает монетизировать сайты. Скорее всего, клиент захочет узнать не только про аудиторию и доступные форматы, но и про наценки при размещении рекламы через этот сервис.
Всего у нас получилось 2500 вопросов. Цифра пугающая, согласен. Но всё равно казалось, что самый сложный этап позади — осталось только собрать ответы.
Этап 3. Нашли информацию о площадках и инструментах и прописали ответы
С поиском тоже не сразу заладилось: как я уже сказал, нужной информации в открытом доступе практически не было. Тогда мы распределили вопросы между шестью сотрудниками и начали писать площадкам — партнерам Centra.
Мы просили выслать медиакиты и пробовали найти ответы в них, но чаще приходилось задавать вопросы напрямую. При этом важно было подсветить выгоду для площадки: чем четче и понятнее она ответит на наши вопросы, тем привлекательнее будет выглядеть для потенциальных клиентов. Благодаря такому подходу в нашем Q&A можно найти то, чего не покажет поисковик, — например, данные о рекламных платформах, которые высылают под запрос.
Все ответы собирали и структурировали в общей таблице — чтобы потом проще было переносить информацию на платформу Centra. Вот так выглядела сводка вопросов и ответов ↓
Когда собрали большую часть ответов, поняли, что произошел эпик фейл: мы не обсудили, как они должны выглядеть. У одной площадки ответ мог быть на две строчки, у другой — на половину листа. Некоторые получились слишком сложными и размытыми. Так что, прежде чем добавлять информацию на сайт, пришлось убирать из ответов «воду» и ненужные технические детали. Каждый правил свою часть — занимались этим параллельно с другими задачами и управились за неделю.
За три месяца сделали Q&A по 250 рекламным площадкам — его уже посмотрели более половины посетителей сайта
Все ответы мы добавили в карточки продуктов в витрине Centra.ai. Вы можете перейти по ссылке и найти ответ на интересующий вопрос к любой рекламной площадке, которая представлена на маркетплейсе. Для этого не нужно оформлять подписку или регистрироваться: всё в открытом доступе.
Например, вот как выглядит блок «Вопрос — ответ» для Яндекс Директа ↓
Чтобы оценить, насколько востребован наш Q&A, мы подключили аналитику. Оказалось, каждый пятый посетитель платформы целенаправленно переходит по навигационной кнопке «Вопросы и ответы». Это радует: значит, мы не зря всё делали и Q&A полезен специалистам в работе.
Теперь раз в месяц мы собираем информацию обо всех новых сервисах и делаем для них блоки «Вопрос — ответ» по уже отработанной схеме — это занимает 3–5 дней. При этом понимаем, что условия работы у старых партнеров Centra тоже меняются. Пока планируем подключить отдельного сотрудника, который будет поддерживать актуальность Q&A: добавлять ответы на частые вопросы к новым площадкам и делать ежемесячную рассылку по всем продуктам, чтобы сверить данные. Параллельно разрабатываем технологичное решение для интеграции с партнерами: тогда они смогут передавать информацию для Q&A прямо в интерфейс платформы.
В результате работы над частыми вопросами мы вывели схему — как быстро и качественно обработать большой объем информации без специальных навыков и программ:
Собрать все данные в одном документе. Это сильно упрощает задачу: всё перед глазами, ничего не теряется.
Выделить категории по общим признакам. Так можно существенно сэкономить время на этапе сбора информации.
Распределить ответственность в команде. Намного проще, когда каждый знает, за какую часть он отвечает.
- Заранее договориться насчет единого стиля. Чтобы не тратить неделю на переписывание, как в этот раз получилось у нас.
Думаю, наш опыт по обработке данных можно использовать и в других бизнес-процессах. Например, когда команда маркетологов проводит масштабный кастдев или аналитику эффективности рекламных кампаний на разных площадках.
А вы замечали, что сложно найти нужную инфу, когда работаешь с рекламными инструментами? Как добывали ответы на свои вопросы?
Задача нужная, но очень амбициозная на самом деле. Так что пожелаю ребятам удачи!
Спасибо!
Я что на женский форум попал случайно?! Комментаторы в основном девушки😆
Таков мой путь самурая...
путь у самурая немножечко другой😅
девушек ведь больше, чем мужчин))
Ребята молодцы! Такой труд, но мне если честно не совсем понятно все-таки зачем) тут и актуализировать постоянно нужно и все равно все не промониторить. Но если это кому то нужно и помогает, то почему бы и нет)
Если не получится сделать это автоматизированно, то картина в почте будет следующая:
так много вопросов и так мало ответов
Спасибо! В комментах выше постарался донести ценность. С актуализацией сложно, но обязательно что-то придумаем
Почему собрали информацию только про площадки, с которыми работаете? Если уж взялись, можно было и весь рынок охватить.
Оля, потому что на рекламном рынке тысячи игроков) Всех контактов площадок у нас физически быть не может, поэтому охватили тех, с кем работаем. Ну и это не совсем релевантно, так как задача была изначально для улучшения нашей платформы
Эх, а я думала, вы альтруисты. Но не)
Альтруисты) Ответы ведь все в открытом доступе
Имею в виду, что не требуется никаких подписок/регистраций, чтоб посмотреть на результат нашей работы
На мой взгляд в Q&A не хватает какого-то анализа эффективности сотрудничества с этими площадками или хотя бы описания их ЦА. Указана только посещаемость, и то далеко не везде. Если это Q&A именно для выбора площадки, то, на мой взгляд, сложно выбрать каналы без полного понимания их аудитории и эффективности размещения, особенно если еще никогда там не рекламировался
Все, что касается эффективности, преимуществ и возможностей площадок, у нас есть в карточках-описаниях в Витрине - https://centra.ai/store/product
Там же есть блок Кейсы, где можно увидеть показатели в деле и Параметры с базовыми данными
Очень нудно и долго описываете конечно)) но дело полезное сделали. вопрос — как теперь актуализировать будете всю инфу?)))) вот это точно задача со звездочкой
В идеале все будет так, как описано в статье) "Пока планируем подключить отдельного сотрудника, который будет поддерживать актуальность Q&A: добавлять ответы на частые вопросы к новым площадкам и делать ежемесячную рассылку по всем продуктам, чтобы сверить данные. Параллельно разрабатываем технологичное решение для интеграции с партнерами: тогда они смогут передавать информацию для Q&A прямо в интерфейс платформы." Согласен, задачка со звездочкой)) Будем изобретать)
Жалко этого сотрудника )) но если удастся решить задачу так, чтобы партнёры сами передавали инфу, да ещё и в нужном виде, будет суперудобный Q&A. Удачи!
Ежемесячную рассылку — это прям писать партнерам? Но вы ж понимаете, что минимум половина на банане вертела вам отвечать и актуализировать вместе с вами данные. Но оптимизм — это хорошо
Поэтому важно ребятам доносить ценность в этом контексте) Чем корректнее и свежее будут ответы, тем привлекательнее площадка будет выглядеть на витрине, так что их интересы это тоже затрагивает
какой вы милый!
Неужели процесс сбора информации нельзя было никак автоматизировать? Сделать рассылку, подкрутить какую-то программу для аналитики. 6 человек потратили на такую механическую задачку три месяца, а на дворе 21 век
Даша, к сожалению, это сложно реализуемо) Проблема в том, что часто площадкам нужно объяснять вопросы и получать корректные ответы) Часто было так, что приходилось уточнять или разжевывать какие-то вопросы. В идеальном мире, конечно, все можно автоматизировать, но есть человеческий фактор)
Ну у вас и Q&A конечно🗿 а для какой аудитории вообще это делали? Совсем для зеленых, которые первый день в маркетинге? Вопросы прям детские, странно что специалисты не могут сами в этом разобраться
Вопросы и правда несложные) Мы решаем другую задачу - большинство из этой инфы отсутсвует в открытом доступе. Особенно это касается паблишеров - узнать о способах закупки трафика, о возможных таргетингах - сложно из открытого доступа, без письма/звонка площадке.
А ребята при выборе площадки часто ориентируются на такие, казалось бы, простые вещи)
А в чем проблема людям просто написать вопрос в яндексе, не заходя в ваш FAQ?
Ответил в комменте выше) Этой инфы почти никогда просто нет в открытом доступе
а у вас тогда откуда эта инфа )
Площадки - наши партнеры. Писали на почты конкретные вопросы и брали из медиакитов
А с площадками, которые вам не отвечали, что? Для них блок с ответами не стали делать 🤡
На практике ответили почти все)
Работа конечно огромная, но не совсем понятно, зачем нужен этот Q&A. Работать с площадкой по нему всё равно не научишься, придется идти на какие-то курсы. Кажется, что пользы от вашей работы ноль.
По Q&A не научишься работать с площадкой, это правда) Он помогает выбрать площадку для размещения в условиях недостаточности инфы. Курсы по площадкам у нас тоже есть, но о них расскажем в другой раз)
Было бы неплохо сделать кликабельные скриншоты с увеличением в карточках, т.к на них нифига не видно.
спасибо за совет, согласны, в некоторых карточках действительно есть такой трабл) В ближайшем будущем постараемся проработать этот вопрос