Как мы заручились безвозмездной помощью лучших креативщиков в создании проекта о детском лейкозе
Меня зовут Елена Дубикова.
Почти 10 лет я работаю в Благотворительном фонде "ЖИВИ". Этот блог я завела для того, чтобы делиться своим опытом реализации проектов: буду рассказывать о поиске спонсоров, сотрудничестве с партнерами, об организации благотворительных акций, в создании которых нам безвозмездно помогали одни из лучших специалистов в своих областях.
За те годы, что я возглавляю фонд, у нас было много успешных инициатив. Бывали, конечно, и неудачные. Я думаю, мой опыт мог бы помочь другим благотворительным организациям найти «своих людей», выстроить ценные связи, на которых строится работа в некоммерческой сфере, научиться с умом выбирать партнеров и правильно выстраивать общение с ними.
Фонд как сообщество
Наш Благотворительный фонд "ЖИВИ" с 2013 года помогает детям со злокачественными заболеваниями крови. Мы занимаемся системной поддержкой онкогематологических отделений региональных больниц и оказываем адресную помощь маленьким пациентам, чтобы их лечение было эффективней, а больничная жизнь — ярче и разнообразней.
Конечно, мы бы не смогли помогать без пожертвований от наших доноров — на эти деньги мы закупаем оборудование и расходники для больниц, оплачиваем анализы для наших подопечных, покупаем авиабилеты, если детям из регионов нужна госпитализация в крупные федеральные клиники. Но фонд не смог бы расти и развиваться, если бы мы опирались только на пожертвования.
Мне часто вспоминается история мамы одного нашего подопечного, которая, даже когда ее ребенок выздоровел, продолжила участвовать в жизни фонда. Благодаря своей удивительной живости и харизме она привела партнеров, которые до сих пор помогают нам менять мир к лучшему. Одна известная сеть отелей, например, передает в отделения больниц постельное белье, полотенца, хозяйственные принадлежности.
Поэтому я убеждена, что основной ресурс НКО — не деньги, а люди. Люди, которые помогают, люди, которым помогают. Все строится на взаимной поддержке неравнодушных.
История запуска информационного проекта о детском лейкозе, которую я хочу рассказать в этом посте, — во многом именно об этом. А еще о том, что теория рукопожатий действительно работает.
Разговор между делом
Идея проекта о диагностике и лечении детского лейкоза пришла ко мне еще в 2015 году. Первая версия сайта была простой и минималистичной: на лендинг-странице — название "СтопЛейкоз", информация о симптомах и в конце — короткий тест, где родителям предлагалось ответить на несколько вопросов о самочувствии ребенка, чтобы узнать, есть ли повод беспокоиться за его здоровье.
Мы запустили проект, договорились о рекламе у блогеров. Но реакция нашей целевой аудитории была неожиданно негативной. Нам писали, что мы наводим панику, что этот тест никуда не годится - родители и так боятся за своих детей, а тут мы со своими симптомами.
В итоге проект я решила заморозить проект, после чего долго обдумывала, как его перезапустить. Было понятно, что переделать придется саму концепцию сайта, не только его содержание и визуальное решение. Со временем новая концепция сложилась у меня в голове. Нам нужна была не лендинг-страница, а полноценный ресурс, на котором будут выходить материалы практикующих экспертов: врачей, психологов, юристов. Родители смогут получить на нем исчерпывающую и достоверную информацию о детском лейкозе, так что им не придется листать поисковики и читать статьи с десятков разных ресурсов.
Когда я поняла, в какую сторону мы будем развивать проект, возник вопрос: как его реализовать? Я обдумывала, сколько может стоить разработка дизайна и нарратива для сайта, к кому обратиться с этим, чтобы работа была выполнена качественно.
Сдвинуться с мертвой точки помог случай. Как-то за чашкой кофе я обсуждала с знакомой из соседнего офиса свою задумку. Ей идея понравилась, и она решила поделиться замыслом с мужем, который работает в рекламе. Он выслушал нас и предложил познакомить с ребятами из креативного агентства, которые могли бы взяться за проект на безвозмездной основе.
Мы пообщались, договорились и над брендингом для нашего проекта начала работать профессиональная команда Golova Agency. За спиной у них на данный момент ребрендинг Ситилинк, поддержка проектов Delivery Club, работа над стратегией для сервиса Amediateka, над неймингом для Яндекс Сплит и NUUM.
Меня сразу же приятно удивило их отношение к делу: нас воспринимали как обычных клиентов - согласовывали детали, предлагали варианты, доходчиво объясняли те или иные решения. У меня было много сомнений, ведь визуально проект стал чем-то совершенно другим, когда за него взялись ребята из агентства. Теплые цвета, дружелюбные смайлики-бабблы. Я рада, что в итоге доверилась этим решениям.
Новый взгляд
Более подробно о процессе работы над брендингом и о том, чем ребята вдохновлялись, я попросила рассказать Дмитрия Авдеева, руководителя команды, работавшей над стилем Инфоцентра Детский Лейкоз.
- Тогда мы пятеро были обособленной частью большого коллектива, - вспоминает Дмитрий. - Мы не впервые брались за проект безвозмездно, так что никаких сомнений не возникло, все были рады помочь. В целом работа заняла у нас около трех месяцев, с учетом того, что мы параллельно вели несколько проектов.
В первую очередь перед командой Дмитрия стояла задача выбрать название. Прежнее - "СтопЛейкоз" - вызывало невольную тревогу своей категоричностью, к тому же, его было не так просто запомнить.
- Когда родители беспокоятся о том, что с их ребенком, они не будут долго вспоминать, на каком сайте видели полезную статью. Поэтому важно было выбрать максимально запрашиваемый и простой вариант названия - тот, который сразу бы всплыл в поисковике. "Инфоцентр Детский Лейкоз" - как раз такой вариант. Алгоритмы сразу предложат его, если родитель будет искать по названию болезни.
Выбор визуального решения для Инфоцентра кому-то может показаться неочевидным. Подмигивающие смайлики, будто сошедшие с книжек для самых маленьких, дружелюбно объясняют, как в организме развивается болезнь; короткие диалоги, где один баббл спрашивает другого о здоровье. Объясняя, почему для столь непростого проекта был выбран такой стиль, Дмитрий рассуждает о способах психологической поддержки, которую мы можем оказать близкому человеку.
- Первый способ: сразу предоставить возможное решение проблемы. Разобраться, что можно сделать, чтобы подобного в будущем избежать. Но дело в том, что такой способ исключает возможность прожить эмоции, почувствовать и принять их. Для этого существует второй способ: дать человеку понять, что расстраиваться, бояться или злиться - это нормально. Нарратив, который мы выбрали для Инфоцентра, как раз о принятии. Яркие картинки, простые диалоги, улыбающиеся бабблы - все это создает ощущение комфортного, не пугающего, а принимающего места, где можно узнать все самое важное о непростой болезни, с которой пришлось столкнуться, но при этом не загнать себя еще дальше в угол тревожности.
Одной из главных мыслей, которую Дмитрий и его команда держали в голове, создавая брендбук, был тот факт, что болезнь приходит к нам случайно. Детский лейкоз - это поломка в организме, которая может случиться без каких бы то ни было предпосылок.
- Если это просто часть жизни - тяжелая, но все же часть - то почему ребенок должен покидать свой мир ради неуютных стен больничной палаты? Пусть в его жизни останутся мультики и подмигивающие смайлики.
Запуск проекта
Когда у нас на руках уже был брендбук от Golova Agency и понимание, как будет выглядеть будущий ресурс, оставалось (всего-навсего) создать сайт. Здесь нам также очень помог один из партнеров - компания Лаборатория Касперского выделила средства на запуск проекта. Так нам удалось оплатить верстку сайта и создание статей.
По сей день мы продолжаем развивать и дорабатывать проект, нынешняя версия сайта Инфоцентра уже отличается от первоначальной. В следующем материале я расскажу о том, как мы работаем над SEO-оптимизацией pro bono, а пока что постараюсь резюмировать опыт, который я получила за время работы с партнерами над запуском Инфоцентра Детский Лейкоз.
Важные советы:
Спасибо, что дочитали этот материал до конца! Если вы захотите помочь фонду или присоединиться к числу наших партнеров, пишите и звоните, будем рады обсудить любые идеи. А если у вас есть свой опыт реализации проектов pro bono - расскажите об этом в комментариях.