Возможности сквозной аналитики на осень 2023
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса сквозной аналитики utmstat. Консультировал более 500 проектов.
Зачем нужна сквозная аналитика?
В 95% случаев задача сквозной аналитики показать окупаемость вложений в рекламу в виде метрики ROI/ROMI c точностью до ключевого слова, где это возможно.
Примерно вот так
Остальные 5% приходится на различные узкие задачи типа мультиканальной аналитики, атрибуций, когорты и прочих отчетов.
Если послушать различные конференции — эти задачи очень важны, но на практике деле мало кому нужны. Большим успехом является если хотя бы будет наведен базовый порядок на основе проблем, которые покажет сервис аналитики.
Еще бы я добавил базовую бизнес-аналитику.
Если у вас задача хоть как-то оцифровать бизнес, чтобы увидеть ключевые метрики по месяцами/неделям, чтобы понимать куда бизнес движется, то для этого не обязательно бежать строить персональный дашборд в power bi/datalens, можно для начала подключить готовое решение, чтобы разобраться в азах и потом уже более осознанно сформулировать что вам нужно от аналитики.
Если интереснее посмотреть детальнее, демо тут.
Чем сквозная аналитика лучше метрики и google analytics? Зачем за нее платить?
Сквозная аналитика и метрика/google analytcs — не конкурируют, а дополняют друг друга.
Можно фиксировать оффлайн-источники
В метрике и аналитиксе вообще никак нельзя, потому что они работают на базе client id, которого у оффлайн источников нет.
А в сервисе сквозной аналитики в качестве источника можно брать тег или источник из CRM и таким образом понять откуда пришла оффлайн заявка.
Реалтайм синхронизация с CRM, цели не нужны
В сквозной аналитике не нужны цели, «заявки» там берутся напрямую из CRM и привязываются к рекламному источнику.
Обновление статуса сделки в CRM автоматически обновляет статистику в сервисе аналитики, например было 0 продаж, а стало 1.
Это очень полезно и удобно когда цикл сделки долгий и рекламные кампании нужно оценивать с задержкой в цикл сделки — от нескольких недель до месяцев.
В метрике и аналитиксе нужно возиться с целями, пробрасывать продажи, строить когорты и далеко не всегда можно получить в статистике полученную выручку за определенную дату для корректного расчета ROI.
Сервис сквозной аналитики — это готовое ПО сбора данных, а не просто платный аналог метрики
Помимо дашборда с источниками заявок, сервис сквозной аналитики может:
- Коллтрекинг и анализ звонков, расшифровка в текст
- Email-трекинг
- Форма-трекинг
- Оффлайн трекинг на основе данных из вебхуков
- Контроль точности данных
- Сотни готовых интеграций с другими сервисами
Все эти задачи важны и их нужно решить, чтобы получить корректные данные откуда у вас продажи. В метрике и аналитиксе они не решены.
Оплачивая сервис сквозной аналитики — вы получаете доступ к готовому решению и возможности построить нормальную аналитику, которое для вас стоит не 1 млн руб в случае персональной разработки, а какие-нибуть 5000-10000 руб/мес.
Это выгодно.
Какие основные трудности со сквозной аналитикой сейчас?
С технической точки зрения — все давно изобретено.
Алгоритм работы и последовательность шагов как довести аналитику до рабочего состояния — давно изобретена.
Подключайте готовый сервис и он вам подсветит 95% проблем с маркетингом и продажами. По крайней мере в utmstat.
Основная проблема на рынке — экспертиза и отсутствие мотивации.
Экспертиза
По нашему опыту, далеко не все клиенты сквозной аналитики, а это в первую очередь рекламные агенства, понимают как она работает.
В итоге задачи решаются задом наперед, вместо того чтобы разобраться в текущих инструментах, постоянно изобретаются новые решения.
А по итогу аналитика нормально не работает — сервис виноват, пилим новый.
Для тех кто хочет подтянуть экспертизу, сделали курс.
Мотивация
Сервис сквозной аналитики — это инструмент диагностики, а не кнопка «сделать хорошо».
Не у всех хватает терпения и желания устранить найденные замечания.
В итоге аналитика снова «не работает».
Но можно делегировать.
В какую сторону движется utmstat
Видя что тяжелая аналитика не особо востребована, а базовая хоть и нужна, но тяжело дается клиентам, мы пошли по пути максимального упрощения и автоматизации получения пользы от аналитики, а не создании 100500 отчетов, которые нужны 10 человекам на рынке.
Что мы сделали.
Действительно оцифровали бизнесы клиентов и завернули ключевые показатели в индикаторы
Индикаторы позволяют сходу понять как дела на проекте — в маркетинге, продажах, а также со сбором данных для их анализа.
А также полностью отвязаться от человеческого фактора и субъективного мнения подрядчика — на любом проекте формула одинакова.
Индикаторы:
- Трафик — доля кликов с правильными utm-метками чтобы данные можно было свести потом.
- Трекинг — доля заявок, у которых известен рекламный источник.
- Продажи — доля сделок которые закрыты, а не забыты менеджерами.
- Маркетинг — уровень окупаемости маркетинга. Если меньше 100 — не окупается.
- Успешные продажи — доля успешных продаж.
Взяли на себя роль интегратора
Сервис автоматически анализирует что не так с техническим сбором данных и дает готовые шаги что нужно поправить.
На практике бывает что директолог с 10-й попытки не может проставить utm-метки, не говоря уже о более сложных задачах, поэтому технический объективный анализ очень полезен.
Взяли на себя роль руководителя отдела продаж
Сервис автоматически анализирует все сделки за 6 месяцев и выдает список текущих проблем.
У многих клиентов бардак в CRM.
Вместо сложной аналитики лучше в CRM навести порядок, там реально могут быть закопаны миллионы — просто продайте по текущим незакрытым сделкам.
Взяли на себя роль директолога
После того как буден наведен порядок в сборе данных и CRM, можно уже оценивать рекламные кампании по их окупаемости.
Тут тоже все автоматически.
Каждая рекламная кампания оценивается по бюджету, трафику и ROI и выдаются советы: увеличить бюджеты, решать проблему, подождать.
В целом это часть работы директолога, которую мы автоматизировали.
Промежуточный итог
Ну и целом все. Просто устраните выше описанные проблемы и вы получите ту самую пользу от сквозной аналитики в виде роста выручки и прибыли.
Все довольно просто и на поверхности, никаких секретных дашбордов на базе ИИ нет.
Основная трудность — в вашей мотивации решить задачу.
Если хотите делегировать задачу — есть такая возможность.
Чего не надо делать в сквозной аналитике
На мой взгляд — это креативить и изобретать свое решение, все уже изобретено.
У нас есть клиенты, у которых более 1000 заявок в день и они прекрасно работают на готовом решении, поэтому если ваш бизнес меньше — возможно стоит подумать что вам тоже хватит готового решения.
Причины следующие:
- Если вы не разобрались досканально в текущих решениях и пилите свое по принципу «я так вижу« или в целях »хочу бесплатно», то с вероятностью 99% вы так не получите рабочую версию аналитики. Там довольно много трудоемких технических проблем о которых вы пока не знаете. Особенно это касается всяких google sheets/datalens/powerbi.
- Сквозная аналитика стоит от 4500 руб в месяц, а номера для коллтрекинга от 99 руб/мес. Покрайней мере в utmstat. Это явно дешевле чем пилить свое.
- Возможно стоить довериться решению тех, кто решал вашу задачу сотни раз и уже имеет некоторый опыт, которым с вами делится.
Но я конечно же не отговариваю, если есть время, желание и бюджет у вас и у клиента — пилите, лучший опыт — полученный лично.
Как надо работать со сквозной аналитикой
Я рекомендую доверится советам сервиса аналитики и исправить все о чем он говорит по рекомендуемому плану.
Только после того как вы достигните потолка в текущем сервисе и у вас будет явная задача которая по идее даст ощутимый профит, но которую не может решить сервис аналитики — только в этом случае имеет смысл задуматься о каких-то кастомных решениях.
А посчитать ROI в различных срезах может любой сервис, тут не нужно пилить свое — работайте по плану.
Все равно не нужна ваша сквозная аналитика, метрика/ga лучше
Хорошо, вот статья, как нормально построить аналитику там.
Итого
Сквозная аналитика давно перешла из разряда эксперементального инструмента, где нужно что-то изобретать, в состоявшийся инструмент с известным количеством шагов до требуемого результата.
Сейчас весь креатив в основном от незнания возможностей готовых инструментов или желания получить бесплатное решение, когда бюджет на проекте — 0.
Если вы готовы заплатить за аналитику вашего бизнеса 5000-20000 руб/мес, то самым правильным решением будет следовать по типовой дорожке, которую предлагает сервис сквозной аналитики — так вы решите бизнес-задачу по аналитике быстрее всего.
Креативить не надо.