Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

Привет, я Владислав Григоренко, продуктовый дизайнер и менеджер продуктов. В начале 2022 года я занялся редизайном сайта языковой школы ILS — начал с переработки личного кабинета, а в итоге привлек SEO-специалиста и полностью переделал весь проект. Результат — органический трафик увеличился на 50%, плюс все стало намного лучше с глубиной просмотров и количеством отказов, нагрузка на сотрудников техподдержки уменьшилась. И главное — продажи выросли. В этом кейсе расскажу, что и как мы делали, чтобы добиться этого — внедряйте практики в свои проекты или пишите мне, помогу.

А еще отвечу на вопросы, которые регулярно слышу от бизнеса: «Точно ли нужно менять сайт целиком? Что делать, если сайт кажется устаревшим? Просмотры и посещения падают — точно ли поможет редизайн? Может, лучше не редизайн, а просто что-то небольшое поправить?».

Что за школа и почему для нее важен сайт

ILS — языковая школа для детей и взрослых. Занятия в ней проходят онлайн и офлайн, индивидуально или в группе. Сайт для бизнеса выполняет сразу несколько функций:

  • Источник потенциальных клиентов. Обычно на главную страницу и минилендинги приходят лиды из поиска и таргетированной рекламы.
  • Сервис для уточнения уровня языка — тоже часть воронки продаж.
  • Платформа, где люди учатся онлайн — есть личный кабинет, статистика прохождения уроков, возможность подключиться к вебинарам, пройти уроки.
  • Сервис для сдачи экзаменов — у школы есть тестирование на подтверждение уровня.
  • Часть контент-маркетинга — есть блог с полезной информацией для учеников и просто интересующихся языком.

Проект развивался постепенно, свои задачи сайт выполнял, но со временем даже сотрудникам было сложно найти нужную информацию на портале, а ученики терялись в личном кабинете.

Как из-за проблем с дизайном стали уходить клиенты

Первая задача, которую поставил заказчик — редизайн личного кабинета. Нужно было поработать над структурированием информации, расставить визуальные акценты, потому что интерфейс был аляпистый, многоцветный — люди не понимали, куда нужно смотреть и нажимать. Это плохо сказывалось на лояльности клиентов, а еще сильно нагружало отдел техподержки — ученики задавали однотипные вопросы, не могли разобраться, как включить нужный урок или отследить прогресс.

Когда начали изучать сайт целиком и пути пользователей, выяснилось, что проблема глубже, чем казалось в начале — портал в целом был выполнен без единого визуального стиля, без продуманной эргономики. Причина, скорее всего, была в быстром развитии — проект востребованный, растет быстро, учеников много, поэтому заказчик ставил задачи разработчикам по доработке ключевых функций, а на дизайн банального не хватало времени и компетенций.

Вот как было — устаревшая главная страница. Много визуальных пятен, пользователь теряется, ему непонятно, куда нажимать. 
Вот как было — устаревшая главная страница. Много визуальных пятен, пользователь теряется, ему непонятно, куда нажимать. 
Переделали — стало меньше визуального шума, кнопку с призывом к действию явно видно, пользователю сразу понятно, куда он попал
Переделали — стало меньше визуального шума, кнопку с призывом к действию явно видно, пользователю сразу понятно, куда он попал

Еще была инженерная проблема — сайт и портал для учеников были сделаны на собственном движке, который архитектурно отличался от популярных систем управления контентом. Не могу рассказывать подробности, но представьте себе смесь между CMS, CRM и EMS системами, и все без единой архитектуры, с множеством сущностей. Поэтому любые изменения в дизайне требовали времени и внимания и без того перегруженных разработчиков. Поэтому любые решения нужно было продумывать заранее — переделка стоила слишком дорого.

Пообщавшись, мы решили — нужно переработать весь проект, целиком. Я выступаю в проекте не только дизайнером, но и менеджером. Дизайн — это комплексный инженерный процесс, поэтому в одиночку и с наскока сделать все невозможно. Придерживались таких принципов:

  • Используем итерационный подход: портал огромный, поэтому никаких больших ТЗ и попыток охватить все сразу, берем одну блок-функцию, прорабатываем, подходим к следующей.
  • Сразу привлекаем SEO-специалиста, потому что лиды идут в основном из органического трафика, проекту это выгодно.
  • Работаем в связке с маркетологом заказчика — он вместе с копирайтером помогает сформулировать смыслы и предложения клиентам на ключевых страницах сайта.
  • Все нововведения постепенно тестируем, собираем данные и уже на основе них строим новые гипотезы — любые изменения в дизайне должны быть подкреплены фактами и аналитикой.

Результат — 10 месяцев работы, порядка 126 макетов . Заказчик оценивает проект отлично — конверсия выросла, нагрузки на сотрудников техподдержки стало меньше, глубина просмотра на сайте — более двух страниц.

Расскажу, какие типовые блоки мы создали и почему я советую внедрить их аналогичным обучающим проектам.

Меню и навигация

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

Навигация — обычно самое проблемное место для крупных контент-проектов, ведь у сайта есть десятки разделов и сотни подразделов, и вряд ли пользователь будет разбираться в огромном вложенном списке. Плюс нужно учитывать семантическое ядро, и уже затем выстраивать информационную архитектуру сайта.

Создавая навигацию ILS, мы вдохновлялись банковскими сервисами — у них тоже широкая аудитория, много продуктов с нюансами. Банки тратят на UX-исследования миллионы, в продакшн попадают удачные решения — если у вас сложный проект, берите за основу их практики.

Меню и структура страниц важна в том числе для SEO — если грамотно продумать навигацию, пользователям будет проще найти то, что нужно, будет меньше закрытий и быстрых переключений со страницу на страницу. Опыт показывает, что такое поведение поисковые системы воспринимают как позитивное, выше шанс, что проект будет чаще выпадать в результатах Яндекса и Гугла.

Блок «Преподаватели»

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

Это автоматически обновляемый элемент, CMS подтягивает данные преподавателей из базы данных. При дизайне таких блоков нужно учитывать человеческий фактор — не всегда менеджер заполняет все нужные ячейки, или какая-то строка получится огромный, например, как в случае с регалиями. Плюс важно учитывать особенности фото — у кого-то снимок будет светлее, у кого-то наоборот, темнее.

Проблему решили визуально — сделали карточки явно отделенными от фона. И проработали шаблон — теперь, если карточка растягивается, это все равно выглядит органично в общем дизайне блока.

Калькулятор на главной странице

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

Когда у бизнеса сложные продукты с нюансами, всегда встает вопрос: «Что делать с ценами, как их написать на сайте, чтобы никто ничего не перепутал?». Знаю две крайности в решении этой проблемы — выложить на сайт прайс, в котором пользователи точно запутаются, или «отправлять всех в личку», то есть предлагать созвониться с менеджером.

Мы попробовали третий вариант, сделали калькулятор с приблизительными ценами. Так Решили сразу несколько проблем:

  • Потенциальным клиентам комфортно — не нужно разбираться в сотне строк прайса, достаточно выбрать нужные фильтры и сайт покажет цену «от».
  • Бизнесу тоже хорошо — тем, кому дорого, не звонят и не тратят время, как свое, так и сотрудников.
  • Появляется прямой контакт с заинтересованным клиентом — когда менеджер уточняет цену по телефону, он же может сразу предложить дополнительную услугу по теме, так повышается средний чек.

Я фанат таких калькуляторов — кажется, это реальный способ показать ориентировочную цену на сложный продукт так, чтобы учесть интересы и бизнеса, и пользователя.

Языковые клубы оффлайн

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

У ILS есть классный формат для тех, кто хочет больше практиковаться — разговорные клубы, оффлайн и онлайн. Но почему-то школа не использовала их активно — записаться в клуб можно было только через личный кабинет, который сначала нужно еще зарегистрировать. Плюс были трудности с выбором онлайн или офлайн — в CMS это разные сущности.

Мы переделали все для комфорта пользователя:

  • Вынесли информацию о клубах на основной сайт, теперь расписание видят не только ученики школы, но и вообще все пользователи.
  • Онлайн и офлайн-форматы разделили — все-таки их выбирает разная аудитория, у них разные цены, особенности проведения. В конце концов, оффлайн-клубы могут проходить в разных школах, важно, чтобы клиент не запутался.
  • Меньше действий от клиента, больше автоматизации — теперь пользователь выбирает клуб на главной странице и оставляет заявку на занятие, а система сама создает ему личный кабинет и переправит на страницу оплаты.

Вся информация о клубах теперь структурирована в одинаковых карточка, менеджеры заполняют все по шаблону, дизайн аккуратный и понятный с первого взгляда.

Онлайн-тесты на знание языка

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

У ILS есть классный магнит для потенциальных клиентов — можно пройти онлайн-тест и выяснить, насколько хорошо знаешь язык. Тесты разделены по языкам и по возрасту.

Как было раньше: все тесты были размещены на одной странице.

Как сделали: для каждого теста создали отдельную страницу, заказали у копирайтера описание в мире пользователя, собрали ссылки на каждый тест в блок на главной.

В результате посещаемость проекта выросла, люди стали активнее приходить на страницы с конкретным тестом. Судя по общению с менеджерами, конверсия из прохождения теста в покупку занятий тоже выросла.

Страница с акциями

Как решиться на редизайн и точно ли он вам нужен. На примере кейса языковой школы

Раньше про акции и скидки проект рассказывал как про обычные новости — создали страницу, опубликовали и забыли. Теперь акции для системы сайта это новая сущность, у записи есть время проведения, а еще отдельная страница и классные шаблоны для размещения.

Почему редизайн работающего проекта — путь к росту

Обычно под редизайном понимают глобальные работы — формулируем глобальное ТЗ и стратегию, продумываем новую архитектуру и механику, перерисовываем вообще все. Такой подход ок, если проект совсем старый и не приносит денег. Но если у бизнеса есть сайт, которые привлекает клиентов и работает, вряд ли стоит переделывать вообще все и сразу.

Я советую сосредоточиться на частностях, переделывать блоки, разделы и механики, в которых пользователи теряются, задают много вопросов техподдержке, где резко снижается конверсия и растут отказы. С таким подходом можно найти проблему, исправить ее, посмотреть на аналитику и тесты и уже затем делать выводы.

Нельзя сказать, что редизайн — это волшебная таблетка и он поможет взлететь каждому бизнесу. Но я уверен, что даже небольшая доработка типовых блоков поможет клиентам проще ориентироваться в вашем интерфейсе — а значит, испытывать больше положительных эмоций от проекта в целом. Если нужна помощь с дизайном, пишите, сделаем ваш проект прибыльнее.

2
11 комментариев