Где найти клиентов художнику

Художник 21 века – это космополит, для которого больше не существует государственных или творческих границ. С приходом в нашу жизнь глобальной сети все рамки стерлись.

Теперь, чтобы найти покупателя на картину в Германии, не обязательно знать немецкий язык и ехать в Берлин. Достаточно зарегистрироваться в онлайн-галерее и оправить довольному клиенту работу по почте.

Остается только один вопрос. Как среди такого многообразия каналов продаж найти именно тот, который будет работать и приносить постоянный доход? Об этом рассказывает Алена Алексеева профессиональный искусствовед, арт-блогер, участник и лектор фестивалей и марафонов по современному искусству, автор курса-бестселлера «За пределами студии».

Где найти клиентов художнику

Собственные связи

История каждого автора начинается с признания в том, что он художник. Следующим шагом нужно рассказать об этом всему миру. Начните с родственников и друзей. Поделитесь с ними информацией о своем новом занятии, пригласите в студию или домой, покажите им готовые работы. Чем больше людей будут знать о том, чем вы теперь занимаетесь, тем больше шансов найти первого клиента.

Сделайте визитные карточки и открытки с вашими работами. Носите их всегда с собой – ведь никогда не знаешь, когда они пригодятся.

Не забывайте о том, что круг ваших знакомых не ограничивается только городом, в котором вы живете. Facebook и ВКонтакте тоже являются отличными инструментами, позволяющими заявить о себе. Разместите фотографии собственных произведений в соцсетях, и не забывайте об описании: каждая картина должна сопровождаться какой-нибудь историей. Это может быть рассказ о создании работы или о том, как возникла идея нарисовать тот или иной сюжет. По мере развития творческой карьеры вам потребуются более профессиональные тексты – экспликации. Это описание серий или проектов, над которыми вы работаете, с отражением их концепции.

Инстаграм

Инстаграм на данный момент является самой важной площадкой для художника. Его популярность у творческих людей обусловлена тем, что это единственная соцсеть, где визуальная составляющая стоит на первом месте и поддерживается текстом – постами. Все художники, кураторы и владельцы галерей регулярно просматривают Инстаграм, надеясь найти новых авторов.

Нужно помнить о том, что собственная страничка – это ваша визитная карточка. И чем ответственнее вы подойдете к оформлению своего профиля, тем больше вероятность привлечения потенциальных клиентов. На что необходимо обратить внимание?

Шапка профиля. Здесь важно указать, над чем вы работаете, как художник, о чем пишите в блоге.

Визуальный ряд. Фотографии, которые вы выкладываете, должны быть такими же яркими, стильными и качественными, как и ваши работы. Фотографируя натюрморт, создайте соответствующий антураж в кадре. Используйте для этого подручные материалы: кисти, краски, свечи – все, что украсит ваш снимок.

Посты. Не пренебрегайте текстом в Инстаграм. Посмотрев на западных звезд в сфере искусства, можно подумать, что посты художнику не нужны. Но российская аудитория отличается от американской и европейской. Фотографии, под которыми нет авторского голоса, не вызывают у нее доверия – а следовательно, и не соблазняют на покупку произведения. Для того, чтобы писать тесты, нужно:

1. Определиться с темами, на которые вы хотели бы говорить с аудиторией.

2. Не забывать о том, что читателю важны не столько факты, которыми вы будете оперировать, но и ваше авторское мнение по различным вопросам. Поэтому, поднимая на обсуждение какую-либо тему, всегда давайте собственную оценку происходящему.

Реклама своего аккаунта. Методов продвижения в Инстаграм множество, в том числе и бесплатных. Из платных выберите тот, который вам будет комфортно использовать с точки зрения финансов. Реклама у блогеров, например, может обойтись в 500-1000 рублей. Есть блогеры, которые готовы взять вашу картину в дар и рассказать о ней своей аудитории.

Самым популярным и относительно недорогим способом увеличения количества подписчиков на сегодняшний день является таргетированная реклама. Художники по всему миру ежедневно тратят крупные суммы денег на то, чтобы показать свои шедевры миллионам потенциальных покупателей. В настройке такой рекламы есть свои хитрости, которые станут вам доступны после прохождения небольшого обучения.

Выставки

Когда у вас уже накопилось несколько десятков готовых произведений, пора подумать о выставках. Конечно, принимать участие в групповых показах можно и на ранних стадиях карьеры – ведь в этом случае вам не потребуется десяток работ, можно обойтись одной-пятью. Но если вы настроились на персональную выставку, то придется поработать в студии.

Многие художники не понимают механизма организации выставок и ждут, когда их пригласят кураторы. Не стоит отдаваться на волю счастливого случая – лучше взять контроль над ситуацией в свои руки. И первым делом озаботиться выбором помещения. В любом, даже самом небольшом, городе найдутся художественные салоны и галереи. Но не спешите обращаться туда. Современные художники все чаще отдают предпочтение так называемым альтернативным пространствам. Это могут быть тематические кафе, лофты и даже заброшенные фабрики и заводы. Известен случай, когда художница организовала собственную выставку на крыше московской многоэтажки.

Посещаемость таких мероприятий полностью зависит от известности художника и огласки предстоящей выставки. Не расстраивайтесь, если в первый раз к вам придут только друзья и знакомые. Пополняя свое резюме, вы неминуемо обзаводитесь новыми поклонниками и расширяете собственную аудиторию.

Как правило, продажи чаще всего происходят на вернисаже, так как на открытие мероприятия приходит больше людей, чем в последующие дни.

Онлайн-галереи

Онлайн-галерея – это интернет-магазин произведений искусства. Их есть два вида:

1. Институциональные галереи – это небольшие онлайн-площадки, организованные, как привило, кураторами или галеристами. Чтобы начать с ними сотрудничество, нужно пройти отбор и понравиться организаторам. Подать заявку можно на сайте, или прислав свое портфолио напрямую куратору на email. В России такими площадками являются Sample, Oily Oil и Borsch Gallery.

2. Крупные мировые площадки, среди которых – Artfinder, Saatchi Art, Etsy и Artfire. У каждой галереи свои правила отбора: у кого-то более строгие, у кого-то менее. Artfinder, например, рассматривает заявки настолько требовательно, что срок ожидания может доходить до одного месяца. У галереи даже есть услуга по экспресс-модерации, которая оплачивается отдельно.

Как и любое коммерческое предприятие, онлайн-галерея берет комиссию после продажи работы художника. В среднем она составляет 20-40% от стоимости произведения.

Специфика работы с галереями

На Etsy и Artfinder у вас будет не просто аккаунт, а целый онлайн-магазин в рамках сайта. Визуальное оформление полностью ложится на плечи художника. На Etsy продаются не только картины, скульптуры и фотографии. Эта галерея позволяет размещать произведения художников, которые работают с самыми разными видами прикладного искусства.

Среди плюсов этих площадок – наличие постоянных покупателей, которые готовы познакомиться с новыми авторами. Помимо процента с продаж, художник может увеличить возможности по оформлению и продвижению своего «магазина», оформив ежемесячную подписку на ресурсе.

В Saatchi Art менее строгий отбор, но автору не позволяется управлять собственным аккаунтом в рамках онлайн-галереи, а также использовать акции и скидки на свои произведения. Специфика этой галереи – fine art, то есть работы высокого качества.

Механизмы работы с онлайн-галереями не ограничиваются только лишь загрузкой фотографий на сайт и выставлением цены.

Успех продаж в онлайн-галерее зависит от многих факторов:

· активности художника, то есть, как часто он размещает новые произведения;

· работает ли автор с маркетинговыми инструментами;

· собирает ли отзывы от покупателей (а это – важный аспект развития доверия между художником и аудиторией).

Коммерческие галереи

Мечтой каждого молодого автора является тот момент, когда он подписывает свой первый контракт с владельцем престижной галереи. И такое действительно часто случается. Большинство директоров и владельцев галерей ежедневно посещают выставки в поисках новых лиц.

У выставочных пространств, которые давно представлены на арт-рынке, пул художников, с которыми они сотрудничают, уже сложился. Такие галереи – так же, как и остальные – находятся в перманентном поиске молодых авторов, но заключают новые контракты один, максимум два раза в год.

Каждая галерея работает в своей определенной узкой нише: нет такой, которая продавала бы одновременно и антиквариат, и современное искусство. Поэтому художнику, перед тем, как высылать портфолио, необходимо выяснить, к какой категории относится то или иное выставочное пространство и с какими авторами оно работает.

Как это сделать? Откройте сайт галереи и проанализируйте произведения тех художников, которые там выставлены. Вписываются ли ваши картины в заявленные тематики и стиль? Если нет, то не стоит тратить свое время – лучше поискать вариант, где специализируются на искусстве, подобном вашему.

Самый простой способ попасть в поле зрения галериста – это напрямую с ним познакомиться. Подобное можно сделать на вернисажах самой галереи или же с помощью посредника.

Коммерческая галерея – это бизнес. И галерист должен быть уверен, что художник, которого он берет себе под крыло, оправдает ожидания и будет успешно продаваться. Автор должен помнить о том, что организатор потратит немалую сумму на его продвижение прежде, чем продаст какую-то работу. Бывает и так, что галерея держится на плаву за счет уже популярных и хорошо известных художников – в то время как произведения начинающих авторов продаются очень редко.

Не скрывайте от галериста фактов продажи своих работ, если они были. Это может стать решающим аргументом в вашу пользу.

Арт-ярмарки

Такие ярмарки по продаже искусства, как Cosmoscow или Da!Moscow, не сотрудничают напрямую с художниками, отдавая предпочтение посредникам – галереям. Однако по всей России ежегодно проходят десятки мероприятий, на которых будут рады авторам лично: Арт Россия, Арт Москва, Арт Пермь и Happy Market.

Отбор заявок производится комиссией и главным куратором. У любой ярмарки есть своя целевая аудитория. Чтобы понять, подходят ли ваши работы под концепцию мероприятия, вам необходимо озаботиться выбором площадки заранее – это позволит успеть посетить каждую из них до подачи заявки.

На ярмарке художник арендует стенд, где самостоятельно продает свои произведения и общается со зрителями. Некоторые площадки берут процент с продажи работ помимо аренды.

Ярмарка – дорогое удовольствие для начинающего художника. Именно поэтому этот пункт находится в самом конце списка. Не стоит участвовать в ярмарках до того, как у вас сформируется своя база подписчиков в соцсетях или аудитория, которая следит за вашим творчеством.

Присутствие художника на подобных мероприятиях обязательно, ведь посетители приходят на ярмарки не просто посмотреть на работы художников, но и пообщаться с ними.

Всем художникам, которые собираются принять участие в ярмарке нужно разработать прайс-лист и учесть в нем скидки для тех клиентов, которые уже покупали у него работы. Ярмарка – это место сближения художника с его аудиторией. Ведь даже если художника на ярмарке представляет галерея, коллекционеры желают пообщаться не только с арт-дилером, но и с самим художником.

Это не полный список каналов продаж, которые доступны современному художнику. Но освоив хотя бы половину из них, вы сможете продавать свои работы не только в пределах одной страны, но и по всему миру.

1 комментарий

"Художник XXI века – это космополит, для которого больше не существует государственных или творческих границ.". Ага, а все остальные - зашоренные ограниченные неудачники. Del.

Ответить