Посадка на Луну
Новые MacBook и iPad Air
Восьмой запуск Starship
Электрическая Toyota за $15000
Cамая бюджетная «ламба»
Jaguar Type 00 в Париже
Как Трамп покупал Tesla
Флешмоб против ИИ

Гайд: как оценить качество текста

Для пиарщиков, контент-менеджеров и тех, кто взаимодействует с авторами и должен следить за качеством их работы. Авторам также может пригодиться.

Гайд: как оценить качество текста

С помощью этого руководства вы сможете поэтапно и с разных сторон оценить, насколько хорош тот или иной материал (статья, колонка, исследование, пост в блог), а по итогам проверки — внести комментарии для авторов или поправить текст своими силами.

Грубая проверка: быстро оцениваем текст

Проверяем на актуальность — читаем заголовок и лид, визуально сканируем текст (о чем он?). Тема должна соответствовать площадке, где вы хотели бы опубликовать материал, быть актуальна для ее аудитории. Соответствует — продолжаем проверку. Нет — решаем вопрос о смене площадки и/или изменении темы текста.

Проверяем, что уже выходило по этой теме на площадке. Материал не должен дублировать уже опубликованные. Если с этим все в порядке, переходим к следующему пункту. Нет — выбираем, что делать: расширять тему, углублять ее, заменять на другую.

Проверяем на уникальность. Для текстов, которые не содержат объемных цитат, мы ориентируемся на уникальность не ниже 95%. Оценить можно с помощью специализированных сервисов.

Если текст прошел грубую проверку, переходим к более тщательной.

I. Сканирование. Ищем возможные противоречия между структурными блоками

1. Заголовок отражает написанное. Все просто — о чем текст, о том и заг. Так вы убедитесь, что читатель получит то, на что рассчитывал.

2. Лид отражает тему текста, не уводит читателя в сторону. В лиде можно конкретизировать проблему, коротко отметить интересные моменты, подробнее рассказать о спикере, но принцип остается один — лид привязан к теме и служит продолжением заголовка.

3. В тексте есть подзаголовки. Если это не сверхкороткий справочный материал, крайне желательно, чтобы он имел зримую структуру. За это отвечает дробление на смысловые блоки — подразделы. Если дробления на подразделы нет, придется его организовать. Главный принцип организации — в следующем пункте.

4. Сканируя подзаголовки, вы видите «логику повествования». Текст может быть выстроен по-разному: как хронология событий; «горизонтальный» взгляд на проблему (вопрос рассматривается широко, с нескольких сторон, даются разные мнения об одной и той же теме); «вертикальное» погружение — от общего к частному, от простого к сложному и т.д.

Вне зависимости от выбранного подхода, вам уже на этапе сканирования должно быть понятно, почему за разделом А следует раздел Б, какая просматривается между ними связь. Если подзаголовки выбраны творчески и не «говорят сами за себя», логика построения текста должна быть понятна при беглом просмотре первых абзацев каждого подраздела.

Если на этом шаге есть проблемы, пути решения (добавлять/убирать подразделы, менять структуру) будут понятны по итогам чтения.

II. Чтение. От формы к содержанию

1. Содержание подразделов соответствует заявленному в подзаголовках. Проходимся по каждому подразделу. Раскрыт ли вопрос/подтема, заявленная в подзаге? И если нет, то почему?

Иногда проще видоизменить подзаголовок (в этом случае важно перепроверить, насколько новый вариант впишется в существующую структуру «заголовок-подзаголовки»). А в некоторых случаях при вдумчивом чтении становится очевидно, что текст в подразделе придется дописать или изменить. Иначе текст развалится.

На этом шаге у редактора/контент-менеджера должно сформироваться полное представление о тексте: теперь он может окончательно определить, во-первых, насколько логично и непротиворечиво выстроена структура, и что нужно делать с ней (это к вопросам из пункта I-4). А во-вторых, насколько качественно проработан каждый элемент этой структуры — каждый подраздел.

В результате становится ясно, сколько правок будет в тексте. Однако это еще не все. Даже если серьезных изменений не предвидится, нужно разобраться с нюансами и тонкосятми.

III. Фактчекинг. Закапываемся в детали

1. Все термины и понятия употреблены/переведены корректно. Если в тексте есть специфическая терминология, очень важно разобраться с ней и лишний (нелишний!) раз перепроверить автора.

Красный флажок: длинные, перегруженные терминами предложения и сложные, путаные объяснения. Если автор — не эксперт в предметной области, высока вероятность, что он сам что-то недопонял, и, как следствие, не смог объяснить читателю.

Эксперту некоторая сумбурность мысли может быть простительна, особенно если он не профессиональный писатель, но в этом случае можно либо пояснить непонятное врезкой, либо задать дополнительные уточняющие вопросы спикеру и расширить материал.

2. Приведены пруфы на статистику/мнения/высказывания. Тут проще — в тексте указано исследование? Значит, должна быть ссылка. Аналогично со статистикой, мнениями экспертов и другими внешними источниками. Более того, желательно не только убедиться, что ссылка есть, но и проверить ее содержание — об этом ниже.

3. Источники актуальны и авторитетны. Если в статье о текущей экономической ситуации приводятся прогнозы начала 2010-х (и речь не об экскурсе в историю, и не о том, как думали тогда и теперь), дело плохо. Если в материале заявлено экспертное мнение, нелишним будет убедиться, что этот человек действительно авторитет в предметной области.

Если дается ссылка на объемное исследование, хорошим тоном будет указать, где именно в теле первоисточника содержится пруф (указание на главу, а лучше на конкретную страницу) — это важно не только для редактора, но и для читателей, которые могут захотеть узнать о вопросе больше. Мы советуем также обращать внимание на ссылки на материалы, закрытые пейволлом — ситуация бывают разные, но мы не рекомендуем ссылаться на источник, который невозможно изучить, не купив подписку.

4. Приведенные данные и статистика корректны. Цифры — то, что легче всего проверить, и этим лучше не пренебрегать. Обратите внимание на размерность — миллионы или миллиарды, гига- или терабайты, милли- или микрограммы — все ли соответствует действительности и информации из источников.

5. Имена и названия написаны корректно. Нелишним будет перепроверить все имена собственные — обязательно учитывайте, «как это будет по-русски». Кристофер Коламбус или Христофор Колумб? И все в таком роде.

Еще один небольшой совет — если речь идет об узком, неизвестном широкой публике специалисте, обязательно погуглите его/ее, поищите фотографии и дополнительную информацию, которая сможет точно указать на пол человека. После публикации автору и редакции бывает очень неприятно узнать, что, к примеру, «Алекс» — на самом деле женщина (не говоря уже о более экзотических именах).

6. Нет переведенных кусков из англоязычных источников. Копипасту с русскоязычных источников вы могли поймать уже на этапе грубой проверки. С англоязычными все сложнее — ее отловить можно только в процессе сверки со ссылками. Если вы видите, что большой кусок англоязычного текста приведен в материале «как есть», не закавычен и не оформлен как цитата — минус автору.

В лучшем случае это означает, что автор не переработал информацию и при этом поленился грамотно оформить включение отрывка чужого текста в свой материал. В худшем случае на этом этапе может вскрыться правда о том, что весь текст — это Франкенштейн, составленный из кусков чужих работ.

IV. Подача. Придираемся к словам

Несмотря на то, что речь о стилистике, практически за всеми пунктами из этого раздела прячутся более серьезные проблемы.

1. Отсутствуют слишком сложные и длинные формулировки. Очень часто и то, и другое — следствие того, что автор «плавает» в теме. Формулировки «с подвыподвертом» и унылый чиновничий язык всегда можно преобразовать в живой рассказ — если писатель сам понимает, «что он хотел этим сказать». Если нет — материал идет на доработку, а автор отправляется учить матчасть.

2. В тексте нет «спасибо, Кэп». Обращайте внимание на начало текста, а также на начало подразделов — капитан Очевидность часто прячется там. Причина обычно в том, что автор хочет «раскачаться» и неспешно стартует издалека — с того, что и так всем хорошо известно и в повторении не нуждается.

Где еще может скрываться Кэп? В блоках текста, где присутствует краткий пересказ ситуации или исследования. Иногда автор в желании объяснить что-то «по-быстрому», начинает срезать углы — в итоге рассказ превращается в перечисление очевидных вещей, потому что все интересные подробности и детали из него убрали.

И еще один момент. Обязательно думайте о том, кто ваша аудитория — от этого напрямую зависит уровень «очевидности» текста.

Специализированные площадки или каналы (для айтишников, медиков, пиарщиков и так далее) — не то место, где стоит объяснять людям азы их работы или смысл профессиональных терминов, при том, что неподготовленному читателю материал может показаться увлекательным, а пояснения — уместными. Казалось бы, банальная вещь, но автору, который привык писать для одной аудитории иногда бывает очень тяжело перескочить на другие рельсы (и привет, Кэп).

3. Оценочные суждения отсутствуют или подкреплены фактами и кейсами. Тут все довольно просто — никаких оценок из воздуха. Даже если автору очень хочется, даже если это просто вступительное слово или последний абзац. Исключение — если материал готовится со слов экспертов или представителей какой-либо компании. Но в этом случае важно убедиться, что оценочные суждения точно отражают позицию спикера/специалистов.

4. Нет «рекламных» оборотов. Никому не нравятся приторные похвалы и слоганы. Читатель видел много качественного контента и легко распознает джинсу. Осторожнее с этим.

V. Орфография, пунктуация. Делаем красиво

1. В тексте нет навязчивых повторов. Иногда без какого-то термина или оборота бывает не обойтись. Но чаще всего повторяются простые слова и связки — «это», «который», «позволяет» и так далее. Мы советуем отлавливать повторы не только в пределах предложения, но и в рамках абзаца, сравнивать формулировки в подзаголовках. И не увлекаться заменами в стиле плохой журналистики —«труженики полей», «огнеборцы», «автоледи» и прочие тухлые эвфемизмы — не выход из ситуации.

2. Оформление соответствует площадке. Избавление от повторов — универсальный способ повысить качество текста. Теперь к более специфическим моментам. Перепроверьте то, как выглядят тексты на целевой площадке, и убедитесь, что ваш соответствует ее требованиям и в части «косметики». Заголовок лучше длинный или компактный? Подводка на одно предложение или на абзац? Точка в конце лида ставится или нет? Ритейл или ретейл?

3. Оформление по всему тексту консистентно. Это значит — везде одинаковые тире и кавычки, в тексте нет нескольких вариантов написания одного и того же имени или названия, и уж либо «Эпл» и «Гугл», либо Apple и Google. И тому подобное.

VI. Сервисы в помощь

Разумеется, полезные сервисы можно использовать на любом этапе работы с текстом, но мы рекомендуем делать это (в том числе) в конце вычитки. К этому моменту текст может измениться — и вам важно будет оценить его финальную версию.

1. Главред. Помогает обратить внимание на штампы, «рекламные» заходы и канцелярит. Советуем не полагаться на один лишь Главред и предварительно оценить подачу материала (раздел IV) самостоятельно. На финальном этапе Главред укажет на мелочи, которые вы могли пропустить. Кстати, похожим функционалом обладает и Тургенев (он, кроме прочего, оценивает текст с точки зрения поисковых машин) — попробуйте тот и другой.

2. Орфограммка и Орфограф. Средства дополнительной проверки текста на грамотность и стилистические ошибки. Позволяют отловить все, что пропустил уставший глаз редактора.

3. Типограф. Нужен, чтобы поставить в тексте кавычки, поменять дефисы на тире, поставить неразрывные пробелы — в общем, навести красоту автоматически там, где вы забыли это сделать.

P.S. Что мы не обсудили: работу с иллюстрациями, мультимедиа врезками и то, как вообще подходить к выбору тем материалов и согласовывать структуру текста до начала его подготовки. Если этот гайд покажется вам полезным, мы продолжим делиться опытом.

3131
реклама
разместить
8 комментариев

пока читал - потерялся в тексте, возможно, неплохо бы разбить по абзацам, дозированность жи 
 

7

Попробуйте в таком формате https://list.glph.media

1

99,99% копирайтеров, да и большинство журналистов не пройдут.

1

У нас редакторам норм. Но команда небольшая, это правда. Есть требования к отбору, все-таки специализация на подготовке сложных текстов.

1

Комментарий недоступен

1
Раскрывать всегда
«Узнаваемость марки взлетела»: актёр озвучки рассказал, как в телеэфир прошла реклама, где название китайской машины Bestune звучит как «п****н»

Цели исковеркать название ради хайпа не было.

6666
1515
Читал отзывы на эти машины, говорят название полностью соответствует.
реклама
разместить
Мою карьеру на vc похоронил ноунейм-разоблачитель, грустно ли мне?

Батюшку окрестили вором и мошенником! Правда ли, что я несколько месяцев обманывал аудиторию, — давайте разбираться.

Простите, автора замазал, сегодня без рекламы пиявок обойдёмся)) 
1717
99
88
33
22
Указывай ссылку на оригинал. Без указания ссылки, это плагиат (воровство). Получается, что ты не уважаешь труд автора-оригинала, а нам здесь за справедливость чешешь.
B2B-продажи: как выстроить систему, которая работает и масштабируется

Всем привет. Меня зовут Елисов Артем, я коммерческий директор компании «Комплето». В продажах b2b с 2009 года. Сегодня я кратко и тезисно расскажу о своем опыте выстраивания системных b2b продаж.

11
🏋️ ♂️ Тренировки дома: как прокачать тело без спортзала
🏋️ ♂️ Тренировки дома: как прокачать тело без спортзала
99
33
Невыдуманные истории, когда владельцы бизнеса решили пренебречь информационной безопасностью

Мечта собственника — сильная команда и высокая производительность. Но риски для компании мало кто осознает. Рассказываем, как предпринимателю понять мотивы сотрудников, есть ли угроза мошеннических схем, подделок документов, утечек информации и финансов.

Невыдуманные истории, когда владельцы бизнеса решили пренебречь информационной безопасностью
2424
44
33
22
22
11
11
Китайская Baidu выпустила рассуждающую модель Ernie X1 и базовую мультимодальную Ernie 4.5

Компания сравнивает их с Deepseek R1 и GPT-4.5.

88
22
11
11
Ооо наконец-то очередной убийца ChatGPT. _ Начал волноваться что уже неделю новых убийц не выходило Про прошлых что-то быстро забыли
Космический корабль Crew Dragon с российским космонавтом Кириллом Песковым пристыковался к МКС

Он должен вернуть на землю в том числе экипаж миссии Boeing Sraliner, который застрял на станции из-за неисправности своего корабля.

Фото NASA 
1010
22
А батут-то ничего, да, Дмитрий Рогозин?
Почему лендинги - это хр*нь сливающая бюджеты и как понять какой же сайт нужен компании
Почему лендинги - это хр*нь сливающая бюджеты и как понять какой же сайт нужен компании

Почему лендинги, несмотря на мифические кейсы вроде «одна страница = миллион продаж», на самом деле чаще становятся причиной потери денег, а не источником успеха и развития компании? Давайте разбираться.

88
77
Telegram-каналы — это ловушка: как я потеряла 400.000₽ и чему научилась

Привет, меня зовут Мария. Я — занимаюсь боксом, но, как оказалось, в битве с Telegram-каналами я пропустила нокаутирующий удар. За моей спиной два года взлетов, падений и долгов, которые могли бы стать сюжетом для драмы, если бы не были такими смешными. Сегодня я расскажу, как я потеряла свои кровные, набрала долгов и почему Telegram — это не тольк…

Telegram-каналы — это ловушка: как я потеряла 400.000₽ и чему научилась
88
реклама
разместить
Недвижка подорожала до максимума, рубль сильно укрепился. Ипотека, дивиденды, облигации, крипта и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Всем желающим купить первичную недвижку лучше присесть. Она подорожала до максимумов, спасибо льготной ипотеке. Но есть и хорошие новости для фанатов крепкого рубля и дивидендов. Пока крипта валится вниз, замедляется рост инфляции, а эксперты гадают по поводу снижения ключевой ставки. В вашем любимом дайджесте ещё много про что, читайте!

Недвижка подорожала до максимума, рубль сильно укрепился. Ипотека, дивиденды, облигации, крипта и другие новости. Воскресный инвестдайджест
2525
33
33
11
11
Меня выгнали с работы, и я открыла глянцевый журнал. Разборки, воровство, слёзы...

Девушка была главным редактором журнала, но нахамила любовнице босса и её уволили. Запустила свой журнал, о котором узнал весь город, но перед этим были конфликты, кражи денег и отчаяние.

Меня выгнали с работы, и я открыла глянцевый журнал. Разборки, воровство, слёзы...
1919
1010
33
11
11
Мой портфель акций на 16 марта 2025. Какие акции я купил?

Вялая волатильность в акциях продолжается, а дивидендный сезон ещё не начался. Геополитические новости и появляющиеся отчёты вносят свои корректировки, а я внёс очередную сумму на брокерский счёт и продолжаю покупать в свой портфель. Посмотрел, как идут успехи с приведением его к целевым значениям. Размер портфеля составляет 2,430 млн рублей.

Мой портфель акций на 16 марта 2025. Какие акции я купил?
1212
22
22
[]