«Найдут $10 млрд на фильмы и сериалы или просто договорятся с конкурентами»: кто и почему сможет победить Netflix

Музыкальный критик и историк Тед Джойя на примерах из прошлого объясняет, почему крупнейший игрок стриминговой индустрии обречён на поражение, а будущее — за открытыми демократичными системами.

Автор: <a href="https://unsplash.com/@popcornmatch" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Marques Kaspbrak</a><br />
Автор: Marques Kaspbrak

На рынке стриминговых сервисов много игроков: Netflix, Amazon Prime, Apple Plus, HBO, Disney+, Paramount Plus, Showtime, Hulu и другие. Выбрать между ними сложно: где-то выходят хорошие фильмы, где-то — сериалы.

«Я начинал с Netflix, но его перестало хватать — поэтому позднее подписался на Amazon Prime. А потом и на Apple Plus, чтобы ничего не упускать. Если добавить музыкальные сервисы, получится всего шесть подписок», — делится Тед Джойя.

Он считает, что в скором времени платформ станет только больше, но они начнут сотрудничать друг с другом — например, делиться каталогами и предлагать общие подписки.

Когда количество автономных конкурентов растёт, это ускоряет консолидацию против лидеров рынка, утверждает музыкальный критик. И в подтверждение своих слов приводит примеры из разных сфер.

Кредитные карты и банкоматы

Первую кредитную карту Visa выпустил Bank of America в 1958 году под названием BankAmericard — она предназначалась только для внутренних клиентов.

Карта стала популярной, и в следующие несколько лет более 400 других банков выпустили свои аналоги. Им не удавалось превзойти BankAmericard до тех пор, пока в конце 1960-х они не объединили свои усилия для запуска MasterCard.

Из-за этого Bank of America открыл свой продукт и стал лицензировать его для других организаций под новым названием Visa. По мнению Джойи, это свидетельствует о том, что закрытые системы под управлением одной компании не могут конкурировать с открытой, в которой участвуют сотни более мелких игроков.

Подобная ситуация произошла с первыми банкоматами: Bank of America и другие крупные партнёры установили машины в каждом своём отделении, отказав в этом конкурентам. Предполагалось, что банкоматы только в собственных помещениях помогут добиться доминирования на рынке.

Однако небольшие банки стали присоединяться к межбанковской сети STAR. В 2022 году в ней более 5700 участников — это крупнейшая система расчётов по картам в США.

ОС и устройства видеозаписи

Нечто похожее, пишет Джоя, произошло и с компьютерными операционными системами. Стив Джобс не хотел делиться лицензией с конкурентами — тогда Билл Гейтс сделал ОС Microsoft доступной для всех и благодаря этому стал одним из самых богатых людей в мире.

Преимущества открытого подхода видны на этом примере, считает критик. Продукт Microsoft, на его взгляд, уступал предложению от Apple, но из-за широкой доступности занял более 90% рынка.

В середине 70-х Sony разработала и запатентовала новый формат видеокассет — Betamax. В ответ другие фирмы представили свои варианты.

Но в итоге победил формат VHS — придумавшая его компания JVC сняла с кассет лицензионные ограничения. Джоя отмечает, что у Sony были более высокое качество видео и узнаваемость бренда, но из-за менее демократичной политики она уступила конкуренту.

Примеры из других областей

По мнению музыкального критика, преимущество открытых систем перед закрытыми подтверждают и другие факты.

  • Конкурирующие авиакомпании устраивают совместные акции для постоянных клиентов.
  • Изобретённые Philips и Sony компакт-диски использовали все звукозаписывающие лейблы.
  • Непродовольственный розничный кооператив в США Ace Hardware объединяет независимых владельцев хозяйственных магазинов — в его программе лояльности Ace Rewards участвуют более 56 млн человек.
  • Принтеры работают с разными компьютерами: например, Hewlett-Packard совместим как с Windows, так и с ОС от Apple.

В каждом из этих случаев конкуренты вынужденно открывали свои сети и платформы — не из гуманистических побуждений, а чтобы выжить. Джоя видит в Netflix «Betamax сегодняшнего дня».

«Компания выбрала неправильную стратегию: сохраняет закрытость и тратит миллиарды долларов на собственные фильмы и телешоу, чтобы занять доминирующее положение — и это только начало. Однако Disney, Paramount и другие и сами пытаются стать лидерами в сфере потокового вещания», — говорит он.

Что будет с Netflix дальше

Джойя прогнозирует, что компании станут объединяться для сотрудничества. Оно может быть разным: принимать форму слияния, лицензионного соглашения или запуска новых платформ с открытым доступом.

В 2022 году на рынке есть множество игроков с хорошими фильмами, телепередачами и другой интеллектуальной собственностью — они смогут конкурировать с Netflix, если объединят усилия и снимут свои проекты с закрытых платформ-гигантов, подчёркивает он. Если Netflix в таких условиях не станет открытым, то уступит конкурентам.

Его рыночная капитализация составляет около $250 млрд, однако доля рынка, которую он занимает, снижается. В 2021 году она упала ниже 50%. Netflix гораздо более уязвим, чем кажется на первый взгляд, считает Джойя, а его оригинальные сериалы вроде «Хода королевы» и «Игры в кальмара» не в состоянии противостоять вселенным Marvel и Star Wars, которые могут стабильно приносить деньги.

Оригинальные сериалы Netflix. Источник: <a href="https://filmdaily.co/news/best-netflix-originals-2020/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Film Daily</a><br />
Оригинальные сериалы Netflix. Источник: Film Daily

Netflix может стать крупнейшей компанией, но деньги при этом не генерировать, как это делают другие платформы с успешными франшизами, пишет музыкальный критик.

При этом, по мнению Джойи, Netflix осознает свою уязвимость: недавно он приобрел каталог фильмов по книгам Роальда Даля — теперь в подписке есть «Чарли и шоколадная фабрика», «Матильда» и другие.

Джойя ставит на Amazon Prime, у которого больше договоренностей о сотрудничестве с Голливудом. Или, рассуждает он, победить сможет какой-то новый сервис, который позволит участникам легко войти в сеть без ощущения поглощения.

Контент такой «мегаплатформы» будущего будет включать не только новые сериалы и фильмы, но также живые концерты, трансляции соревнований по видеоиграм и спорту, подкасты, музыку, стендап-шоу и многое другое.

Для конкуренции с Netflix Джойя предлагает:

  • Попытаться найти $10 млрд на оригинальные фильмы и сериалы.
  • Выработать способ сотрудничества с конкурентами.

Disney и Paramount, на его взгляд, выбрали первый путь, но отрасль уже переполнена — места в ней всем не хватит.

Джойя не знает точно, когда произойдет переход на новый этап в индустрии потокового вещания, но подход Netflix, основанный на единоличном контроле над интеллектуальной собственностью и враждебности ко всем другим игрокам, кажется ему обречённым на провал.

99 показов
12K12K открытий
22 репоста
56 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Телевизор?..

Ответить

Fs клиент

Ответить

Кинопоиск давно уже предлагает покупать "объединенную" подписку. Логично, что скоро людям надоест бегать по 10 сервисам в поисках фильма

Ответить

Ну как по мне это самый адекватный подход)

Ответить

Они бы еще интерфейс удобный сделали, год им платил, но смотреть оказалось удобнее с торрентов. :(

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить