Как эмигрировать в США, построить успешный стартап и выйти на пенсию в 33 года

Привет, меня зовут Илья. В конце 2018 года я вышел на пенсию и теперь живу в небольшом городке на берегу Тихого океана на юге Калифорнии.

Двенадцать лет назад я тратил бесконечное количество времени, читая истории людей, удачно эмигрировавших в США, и мечтал, что когда-то и мне удастся чего-то добиться. Надеюсь, мой личный опыт вдохновит других людей и поможет им исполнить свою мечту.

С чего все началось

В феврале 2004 года я, учась в институте в Москве, узнал о программе Work & Travel. Загорелся, приехал домой, просил родителей дать денег на поездку, обещал всё вернуть по приезду, но они меня отговорили, заверив, что это очередной «развод». Пока я их уговаривал, все сроки на подачу документов прошли, и мне пришлось ждать следующего года. За это время я нашел работу программистом, накопил денег и «купил» предложение о работе в Америке.

Летом 2005 года я впервые приехал в США и устроился работать спасателем в бассейне в Вашингтоне. За то лето я заметно прокачал свой английский, общаясь с местными жителями по несколько часов в день. Больше делать в бассейне было нечего: глубина была меньше метра, но по американским правилам спасатель должен был присутствовать. Также я начал думать, как бы получить работу программистом. Программа Work & Travel этого не позволяла, но я нашел другую похожую программу (J-1 Internship) и решил, что на следующий год поеду уже по ней.

После приезда в Россию в сентябре я начал готовиться и усиленно искать работу. Первый час каждого рабочего дня я искал вакансии, рассылал резюме и проходил телефонные собеседования. Через полгода поисков я уговорил одну маленькую фирму нанять меня стажером, получил визу и уехал работать в Бостон на всё лето 2006 года.

В конце моей стажировки я договорился с боссом и по приезду в Москву, уже практически не уделяя времени учебе, продолжил работать на американцев удаленно. В течение учебного года я работал из дома, а летние и иногда зимние каникулы проводил в Бостоне. В 2008 году я закончил учебу, получил диплом и уехал, как потом оказалось — навсегда.

Битва за грин-карту

Для того чтобы иммигранту постоянно проживать в США, нужен вид на жительство, который обычно называют грин-картой. Есть множество путей ее получения, но для меня наиболее реальным был путь через работодателя. Проблема была в том, что моя виза была временной, и нужно было что-то более существенное, чтобы спокойно заниматься получением грин-карты. К сожалению, в то время начался бум на рабочие визы в США. Количество желающих получить их было в 2-3 раза больше количества выделенных. Правительство не придумало ничего лучше, чем устроить лотерею, подавать заявку на участие в которой можно было раз в год. Я подавался два года и оба раза — безрезультатно. Временная виза между тем закончилась и настала пора что-то делать.

Я принял решение пойти учиться. Кроме предпринимательства меня больше ничего не привлекало, и я решил получить MBA (не советую). В Бостоне очень много известных университетов вроде Harvard и MIT, но я не настолько умный, чтобы туда поступить. На мое счастье, выяснилось, что в рейтингах по программе «Предпринимательство» на первом месте, выше всех крутых университетов, стоит малоизвестный Babson College, куда вступительные требования были гораздо ниже. Полгода подготовки к GMAT и один день подготовки к TOEFL сделали свое дело: я набрал нужное количество баллов и с января 2009 года пошел учиться. К сожалению, учеба в США стоит дорого (у меня выходило $35 000 в год), поэтому, чтобы ее оплатить, я продолжал работать на полную ставку. По условиям студенческой визы учиться тоже надо было очно, поэтому следующие два года были, мягко говоря, насыщенными.

В январе 2011 года я закончил учебу. К тому времени я уже наконец получил рабочую визу и ушел работать в легендарную ранее компанию Nokia. Однако когда я туда пришел, компания уже стала гораздо менее легендарной — дела ее были плохи, начались сокращения, и моя грин-карта, которая в это время ждала своей очереди, была «зарублена». Но тут мне неслыханно подфартило: я в прямом смысле этого слова выиграл в лотерею. Дело в том, что правительство США раз в год выдает небольшое количество грин-карт, причем не по заслугам, а просто на основе жребия. Шансы на получение зависят от страны, гражданином которой является претендент, и мои шансы на тот момент были 1,1%. Понятное дело, я особо ни на что не рассчитывал, но летом 2011 года мне безумно повезло, и пришло известие о выигрыше.

Переезд в Кремниевую долину

Поскольку в Nokia делать было уже особо нечего, и в мои планы всегда входил переезд в Калифорнию, я начал искать там работу. 9 из 10 позиций для программистов предлагались на небольшом участке от Сан-Франциско до Сан-Хосе, который в России именуется Кремниевой долиной. Меня пригласили на интервью и даже оплатили билеты и проживание. Воспользовавшись бесплатным проездом и проживанием, я назначил еще пять собеседований в Кремниевой долине и получил четыре предложения о работе. Поскольку мне всегда хотелось организовать что-то свое, я решил принять предложение компании, в которой на тот момент работали только два основателя. Забегая вперед, скажу, что все компании, в которых я проходил интервью, стали очень успешными (Pinterest, Optimizely, Credit Karma, SlideShare), за исключением одной, в которой я, собственно, согласился работать.

В октябре 2011 года мы с моей женой собрали все наши вещи, погрузились в машину и поехали через всю страну — с северо-востока на юго-запад. Поселившись в городке Sunnyvale, я начал работать на свою новую компанию, параллельно ожидая получения грин-карты. У меня не было уверенности, что я ее получу: грин-карты выдавали в порядке очередности номеров выигрышных билетов, и до меня было далеко — в предыдущие годы до таких номеров не доходили.

Работа особой радости не приносила. Мне хотелось начать что-то своё и казалось, что у моих начальников не было достаточно навыков. Я постоянно ныл и жаловался. 27 апреля 2012 года, в пятницу, незадолго до окончания рабочего дня, два основателя, с которыми я работал, пригласили меня с ними прогуляться. Далеко мы не ушли: через десять метров они сказали, что я уволен, и мы решили вернуться в офис, чтобы я начал собирать вещи. Придя домой, я объявил жене, что теперь я безработный. Мы пошли в местный кабак, отпраздновали это, а на следующее утро я написал первые строки кода для Datanyze.

Создание и развитие стартапа

Идея Datanyze пришла во время работы. Нам пытались продать продукт — BuiltWith — будущий конкурент Datanyze. Я тогда подумал, что идея очень хорошая, но очень плохо реализована. При этом с моими навыками я мог очень быстро сделать такой продукт, и сделать его гораздо лучше.

В первую неделю у меня уже появился первый потенциальный покупатель. Один из моих знакомых представил меня их директору по продажам. Ему продукт понравился с первого взгляда, и через неделю они уже начали платить по подписке. В следующий месяц появился еще один клиент. Через несколько месяцев я вышел на уровень дохода, примерно равного моей зарплате до увольнения. При этом расходы на хостинг были меньше $100 в месяц.

Моя предыдущая компания, видя, что дела у меня идут в гору, попыталась меня засудить. Как мне говорили знакомые предприниматели: «Пока на тебя никто не подает в суд, у тебя не настоящая компания, а так — хобби». Но в тот момент мне было не до шуток: если бы они преуспели, я бы остался у разбитого корыта. К счастью, судья оказался разумным человеком, и дело в итоге закрыли.

В конце 2013 года я решил, что мне не хочется заниматься продажами, а хочется сосредоточиться на продукте. Для этого нужно было нанять хорошего человека, который мог бы с меня эти обязанности снять. Я уговорил того самого директора первого клиента, и так нас стало двое. Через три месяца мы наняли еще одного человека, потом еще одного. В итоге мы дошли до годовой выручки в $1 000 000 с восемью сотрудниками, при этом я был чуть ли не единственный программист (по совместительству гендиректор). Остальные занимались продажами, маркетингом и поддержкой.

В то время к нам начали приходить инвесторы: предлагали деньги и помощь. Сначала мы отказывались — хотелось развиваться своими силами. Но затем подумали, что при наличии известных инвесторов (например, Google Ventures) нам будет гораздо проще продавать продукт. Очень часто мы просили клиентов заплатить нам за два или три года вперёд, и у них были, мягко говоря, сомнения, что маленькая компания без фандинга сможет эти три года выжить. Шутили, что мы возьмём их деньги и уедем жить на Гавайи. На Гавайи мы в итоге уехали, когда закрыли посевной раунд и решили все это дело отпраздновать. К сожалению, через неделю пришлось вернуться, но после этого дела пошли еще лучше, и к концу года мы удвоили нашу выручку и штат сотрудников.

Так продолжалось следующие два года. Мы росли и развивались довольно быстро. В 2016 году все пошло наперекосяк. Нам пришлось деактивировать одну популярную фичу, старые клиенты начали уходить, а новые перестали подписываться. В итоге рост перешёл в стагнацию, а потом доход по подпискам стал резко падать. Нам надо было переделывать продукт, причем делать это срочно. При этом стали заканчиваться деньги на счету. В ноябре 2016 года нам пришлось провести ряд сокращений. Наверное, это был самый худший период за все время существования компании, но после этого дела пошли в гору. За несколько месяцев до сокращения мы открыли офис в Питере, который стали развивать еще более активно. Каждый раз, когда мы теряли сотрудника в Калифорнии, мы нанимали ему замену в Питере. Я поменял людей на многих ключевых постах, и в конце 2017 года мы наконец начали расти. Открыли еще один офис в России, на этот раз в Казани, и начали переводить всех американских сотрудников на удалёнку.

Продажа

Несмотря на то, что дела начали идти в гору, в конце 2017 года я решил, что компанию нужно продавать. На то было много причин. Во-первых, рынок стал перенасыщенным. Появились конкуренты, некоторые из которых были довольно сильными. Во-вторых, в Европе приняли новый закон о защите персональных данных, и мы стали терять клиентов оттуда. Я понимал, что вскоре нечто подобное появится в США (и такой закон сейчас уже принят в Калифорнии). В-третьих, всюду были предвестники экономической рецессии, пережидать которую мне совершенно не хотелось. Наконец, в результате шести лет работы накопилась определенная усталость, особенно тяжелым был 2016 год. И в конце 2017 года я начал процесс продажи компании.

Процесс этот довольно сложный. Нельзя пойти на базар, поставить палатку и написать: вот компания — кто хочет, покупайте. Для продажи необходим очень солидный покупатель. Большинство компаний не продаются, они покупаются. Но при этом можно подать сигнал, что компания готова к продаже. Поскольку опыта у меня в этом было мало, я нанял фирму (investment bankers), которая специально занималась этим.

Процесс шёл медленно: у большинства потенциальных покупателей не было либо такой потребности, либо денег, либо времени. В итоге к лету 2018 года звёзды сошлись правильным образом, мы подписали предложение о покупке и начали процесс аудита (Due Diligence). Аудит продолжался все лето, и все это время я не имел права говорить об этом сотрудникам, так что, кроме меня и еще нескольких человек, о запланированной продаже никто не знал. Ситуация осложнялась еще и тем, что я решил провести лето в России: шел Чемпионат мира по футболу, плюс хотелось подольше побыть в питерском и казанском офисах, так как развиваться мы хотели именно там. К счастью, все прошло успешно, и в сентябре 2018 года компания была продана.

Пенсия

В Америке все больше набирает обороты движение FIRE (я предпочитаю FatFIRE). Традиционно считалось, что нужно найти хорошую работу, всю жизнь работать, зарабатывать на пенсию, А ПОТОМ наслаждаться жизнью. Но дело в том, что наслаждаться жизнью в 65 лет довольно сложно. Многие это поняли и пытаются устроить свою жизнь так, чтобы занять эту позицию как можно раньше. По сути, это и есть выход на пенсию — работать необязательно, и можно делать то, что действительно нравится (в том числе работать, но не из-за денег, а в удовольствие).

Мой «выход на пенсию» случился в 33 года. Мы переехали на юг Калифорнии, где, по мнению многих, лучший климат на земле. Я занимаюсь различными хобби, провожу много времени с семьей и друзьями, активно занимаюсь спортом (недавно пробежал Ironman) и здоровьем.

Самый главный урок, который я извлек из своей предпринимательской деятельности, это то, что в построении бизнеса совершенно неважно, что девять из десяти твоих проектов заканчиваются ничем. До Datanyze у меня было много проектов, которые оказались немасштабируемыми и заканчивались, в лучшем случае, продажей за 5-10 тысяч долларов. Важно осознавать то, что один правильно выстроенный проект может обеспечить тебя до конца жизни, а поиск и воплощение этого проекта в жизнь стоит провала остальных девяти.

3636
29 комментариев

да какая разница какие там цифры, кто то доволен жизнью за 3к$ в месяц, кому то надо 30к$, главное что чувак в 33 не думает как прокормить семью) а с каким депозитом, это его дело.  
Всем так! и пусть не кто не уйдет обиженным!

6
Ответить

Илья, я конечно не Юрий Дудь, но где цифры?)) 

Спасибо за статью!

2
Ответить

Какие именно цифры интересуют? Я, к сожалению, не все могу раскрыть по условиям сделки. 

1
Ответить

Комментаторы хотят на пенсию, а не вот это вот всё

2
Ответить

Жена совсем внезапно в тексте появилась и пропала ^_^ 
Американка? )

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Не важно чем пользуются конкуренты, важно кто пользуется вашими конкурентами. 

Допустим вы делаете LiveChat в России но хотите выйти на американский рынок и начать продавать подписки на $100К в год. Кому вы изначально пойдёте продавать ваш продукт? Датанайз мог вам сказать кто в Америке использует похожий на ваш продукт, таким образом вы бы знали что им по крайней мере это нужно. Более того мы могли сказать кто только что стал пользоваться продуктом ваших конкурентов, и скорее всего это был трайл. Таким образом вы могли в самое правильное время позвонить самым «правильным» потенциальным клиентам. 

4
Ответить