Как найти работу за границей прямо сейчас? Эмиграция в 2022

Как найти работу за границей прямо сейчас? Эмиграция в 2022

Мы помогли 2300 специалистам переехать по работе 🇬🇧🇪🇺🇦🇪. Здесь — конкретные шаги по переезду.

Рассказываем, как начать поиск работы за рубежом, чтобы вы могли сделать первый шаг. В первую очередь, говорим об “офисных” профессиях (ИТ, маркетинг, процессы, финансы, управление персоналом и другие отрасли), но и специалистам со средним специальным образованием материал будет полезен.

Шаг 1. Как определиться, куда переезжать? Как выбрать страну и тип компании?

Страна и культура

Мы понимаем всю сложность ситуации, но искренне не советуем вам переезжать “хоть бы куда”. Как только вы окажетесь в новой стране, столкнетесь с проблемами адаптации. И если у вас нет искреннего интереса к особенностям культуры и местным людям, привыкать к этому будет очень сложно.

Вот несколько примеров:

  • Во французских компаниях распространена “культура присутствия”. Новым сотрудникам лучше посещать все мероприятия и кофе-брейки, выстраивать отношения с боссом (при этом сохраняя субординацию). Рекомендуем оставаться в офисе чуть дольше, чем только до конца рабочего дня минута-в-минуту – даже если в это время вы просто болтаете с коллегой.
  • В Дании, наоборот, совершенно нормально договориться об уходе работы раньше конца дня, если это поможет вашему work-life balance и психологическому здоровью. Переработки здесь совсем не приняты, за них даже можно получить выговор.
  • Еще пример: голландцы обычно очень прямолинейны в работе. Вам могут сказать, что вся задача сделана неверно – но в следующую же секунду предложат помощь, ведь это не грубость или желание навредить, а просто особенность корпоративной культуры.
  • С другой стороны, от британцев вы такого прямолинейного фидбека не дождетесь. Под словами “Everything is perfect except for one little thing…” может скрываться недовольство всем проектом, к этому нужно прислушиваться.

Ни в одной из этих особенностей нет ничего плохого. И конечно же, каждая компания уникальна и со своими исключениями. Более того, вам так или иначе придется с чем-то мириться и перестраивать свои привычки при переезде, это тоже совершенно нормально.

Но важно почитать об этих особенностях ДО принятия решения по поводу переезда, чтобы не оказаться в чужой стране и при полной зависимости от работодателя и вдруг осознать, что местная культура вам совершенно не подходит.

Из книги Эрин Мейер "Карта культурных различий" (<a href="https://www.instagram.com/p/CGX2Tg2BqfZ/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">подробнее в Instagram-посте</a>)
Из книги Эрин Мейер "Карта культурных различий" (подробнее в Instagram-посте)

Язык

В Великобритании нужен уровень английского C1 (Advanced). Для технических специальностей подойдет B2 (Upper-Intermediate), для очень дефицитных профессий вы можете даже обойтись пограничным знанием B1/B2 (между Intermediate и Upper-Intermediate). Но это скорее исключение из правил.

То же самое относится к большинству стран Европы. При устройстве в крупные международные компании или быстрорастущие стартапы в Амстердаме, Роттердаме, Берлине, Копенгагене, Стокгольме и многих других европейских городах английского вам хватит “с головой”.

Местный язык (французский, немецкий и т.д.) поможет вам, если вы устраиваетесь в локальную компанию малого или среднего размера или хотите переезжать в маленький город. Язык также пригодится в дальнейшем для ассимиляции в стране, поэтому как минимум, у вас должен быть интерес к его изучению в будущем.

В ОАЭ не требуется знание арабского, хорошего английского будет более чем достаточно.

Чем увереннее ваш английский, тем проще вам будет на всех этапах отбора и при адаптации, поэтому самым первым шагом советуем выделять изучению языка хотя бы по полчаса в день. Слушайте подкасты на ходу, смотрите фильмы, читайте статьи по тематике вашей специальности. Попытайтесь сформулировать следующий email коллеге на английском языке ради тренировки.

Возможности для профессионального развития

Выделите время на то, чтобы выписать ваши собственные предпочтения. Если вам принципиально важно, в какой индустрии применять свои навыки, то лучше найти статистику и почитать госсайты в разных странах.

  • Мечтаете попасть в около-академическую среду и работать в связке с учеными? Рассмотрите Германию, Нидерланды или Норвегию, где уделяют этому так много внимания и всячески поощряют развитие науки.
  • Вы хотите работать в криптоиндустрии? Добро пожаловать в Лондон, ведь британское правительство недавно пообещало первыми разработать полноценную правовую базу для этой сферы, так что она стремительно развивается.
  • Вы совсем молоды и не до конца уверены, в какой сфере хотите работать? Не стоит целиться, например, во Францию – там обычно принято начинать карьеру в той же сфере, где вы заканчивали образование. Зато Арабские Эмираты могут быть отличным выбором – там можно устроиться в международную компанию на начальном уровне, и потом со свежим опытом найти возможности в Европе.

Корпорация vs стартап

Помимо страны, важно определиться с типом компании: это будет корпорация, локальная компания среднего размера или стартап/малый бизнес?

В каких обстоятельствах вы чувствуете себя более комфортно: в небольшой и дружной команде с широким кругом обязанностей или в крупной структуре, где каждый сотрудник имеет свое четкое место? Вы хотите проводить дни в интернациональной группе людей или всячески найти подход к местным? Вам важно работать автономно и самостоятельно принимать решения – или вы любите получать четкие указания и принимать решения командой, на встречах с многочисленными участниками?

Найм сотрудников тоже происходит по-разному: для трудоустройства в стартапы или малый/средний бизнес лучше находить менеджеров на LinkedIn или писать письма напрямую, тогда как в корпорации проще пробиться через реферальную систему (то есть получив рекомендацию кого-то из нынешних сотрудников компании).

Нехватка специалистов вашей профессии

В какой стране сейчас не хватает именно ваших навыков? Можно посмотреть списки дефицитных профессий в разных странах (Великобритании, Германии, Дании и других), таким специалистам будет проще получить визу. Либо наблюдать за статистикой LinkedIn, чтобы отследить, каких профессионалов активнее всего нанимают сейчас по миру. Если, например, конкретно вашей специальности не хватает в Германии, то можно даже начать с офиса немецкой компании в России (что, конечно, непросто сделать сейчас, но сильно помогло бы зарекомендовать себя на последующих собеседованиях уже в Германии).

Ваши личные цели

Определите ваши цели перехода в международный бизнес и переезда и отталкивайтесь от них. Например:

а) Увеличить доход. Даже внутри России зарплаты в международных компаниях отличаются от национальных: по данным Hays от 2021-го года, главный инженер на производстве в центральном регионе России получал 160 тысяч рублей в российской компании, 200 тысяч рублей – в международной. Старший юрист в Москве – 350 и 450 тысяч рублей для российского и международного бизнеса, соответственно.

В России зарплата Android-разработчика (согласно Работа.ру) – 151 тысяча рублей в месяц или 25,350 фунтов стерлингов в год. В Великобритании (Reed.co.uk) – 62,069 фунтов в год. Даже после вычета подоходного налога (который в Европе выше, чем в России, и растет вместе с зарплатой) эта зарплата выше.

Если вы, в первую очередь, заинтересованы в росте дохода, проверьте зарплатные исследования за предыдущий год в вашей индустрии и начните проходить отбор в несколько компаний, чтобы “прощупать почву”.

Даже несколько пробных собеседований в этом случае сыграют большую роль и позволят вам узнать вашу ценность как специалиста. Постарайтесь мягко уйти от прямых вопросов об ожидаемой зарплате или назовите вилку (минимально и максимально приемлемую сумму) и посмотрите, что предложит вам потенциальный работодатель.

Вера Крысанова, карьерный консультант EP Advisory

б) Стабильно поднимать свою заработную плату. В исследовании Antal показано, что за год пандемии зарплаты увеличились у 55% сотрудников международных компаний, и только для 35% российских. Денежные бонусы за 2020-й год получили 68% и 49% в международных и российских компаниях, соответственно. Конечно, инфляция сейчас есть везде, но все-таки европейская экономика более устойчива, что дает вам больше возможностей роста.

Подберите исследования крупных рекрутинговых агентств, работных сайтов (Reed, Indeed, Glassdoor) или гигантов в консалтинге (Deloitte, PwC, KPMG) чтобы узнать, в какой стране ваша зарплата будет подниматься регулярнее.

Одно уточнение: когда вы уже трудоустроены, например, в британском бизнесе, будет сложно совершить значимый скачок в зарплате – для этого нужно сформировать кейс и обосновать, почему вы этого заслуживаете. Однако стабильно расти в зарплате 7–10% в год – более чем реально.

в) Переехать за границу. Если же вас привлекает именно возможность переезда в Европу или ОАЭ, то скачок в зарплате может не играть для вас первостепенную роль. Выбор компаний можно начать с ежегодного рейтинга крупнейших бизнесов Forbes. В каких странах у этих компаний есть представительства с вашим отделом (например, маркетинга или финансов)?

Другой важный фактор в этом случае – визовая политика. В каких странах проще получить ВНЖ (то есть ограниченную по сроку визу)? А где есть возможность получить статус ПМЖ (постоянного места жительства) быстрее – не через 6 лет, а через 3–4? Объясняем подробности чуть ниже, в следующем разделе.

г) Поработать в разных культурах. Работа за рубежом – отличная возможность учиться взаимодействовать с людьми, лучше понимать различия и набираться опыта друг у друга. Практиковать другие языки, расширять кругозор, сформировать круг общения в новой стране и так далее. В этом случае, основной критерий для вас – культурные особенности желаемой страны и правильный выбор работодателя.

д) Перевезти детей. Здесь стоит отталкиваться от условий ПМЖ и гражданства (например, в Германии вы не сможете оформить гражданство, пока не откажетесь от российского – важный фактор, если вы семейный человек и не хотите быть отрезаны от родственников), а также от социальной поддержки государства: медицины, садиков, школ.

...и так далее. Попробуйте разобраться, что важнее всего именно для вас.

Как найти работу за границей прямо сейчас? Эмиграция в 2022

Стоимость переезда

Оформление Blaue Karte (ВНЖ) в Германии на три года обойдется примерно в €100. Подача на Skilled Worker в Великобритании на тот же срок со всеми страховыми платежами – около €3,000. Если вы не можете определиться между двумя или тремя странами, особенно в случае переезда с семьей и детьми, попробуйте рассчитать полную стоимость релокации – это сильно поможет с решением.

Шаг 2. Выберите из разных способов иммиграции

Даже если вы знаете, что собираетесь переезжать именно по работе (а не, например, с целью воссоединения семьи или посредством инвестиций), у вас все равно остается несколько визовых путей на выбор.

Как пример, в Нидерландах существуют такие типы виз:

  • Single Permit (GVVA) виза, объединяющая вид на жительство и разрешение на работу. Необходимо предоставить договор с местным работодателем на 12 и более месяцев.
  • Highly skilled migrant (Kennismigrant) – виза высококвалифицированных сотрудников, выдается сроком до 5 лет. Есть требования по минимальной зарплате (от €4,840 ежемесячно для специалистов старше 30 лет; €3,549 для тех, кто младше).
  • Blue Card – по сути, та же Highly skilled migrant, но действующая по всему Евросоюзу (кроме Дании и Ирландии). То есть если вы вскоре переедете из Голландии в другую страну ЕС на Голубой Карте, то проведенные годы будут суммироваться, что ускорит получение ПМЖ. Требования к зарплате тут еще выше – от €5,670 в месяц до налогов.
  • Orientation year for graduates – виза для выпускников местных вузов, позволяющая искать работу в течение года.
  • Essential start-up personnel виза – новая программа по привлечению сотрудников в стартапы, которая пока объявлена только до 2025 года.
  • Research permit – виза для исследователей и научных деятелей со сниженными требованиями по минимальной зарплате.
  • Intra-corporate transferee, которая помогает перевестись внутри компании из одной страны в другую.

🔥 И это еще не считая виз самозанятого, основателя стартапа и так далее!

Для иммиграции в Германию есть похожие опции, но дополнительно существуют:

  • виза для поиска работы в стране,
  • виза для деятелей культуры и артистов,
  • и даже отдельная виза для IT-специалистов.

Наряду с самой распространенной рабочей визой в Англию Skilled Migrant (бывшая Tier 2) существуют:

  • High Potential Individual Visa, если вы закончили хороший вуз в любой точке мира за последние 5 лет.
  • Global Talent, если вы внедряли инновации в одной из трех сфер: технологий, искусства или науки.

У каждой страны своя миграционная политика, но вы уже можете заметить некоторые сходства: есть обыкновенная рабочая виза, есть упрощенный вариант для высококвалифицированных кадров, иногда еще существует что-то отдельное для IT-специалистов или работников стартапов.

Кстати, активно развивается виза диджитал номада и ее альтернативы (если вы хотите жить в одной стране, а получать доход из другой). Досконально изучите варианты в выбранной стране – вдруг найдете не такие привычные способы переезда, как прямой поиск работодателя.

Шаг 3. Как подготовиться к отбору в международную компанию?

Раскладываем по полочкам, на что нужно обратить ваше внимание при трудоустройстве в зарубежной компании.

Многоэтапный отбор

Если вы подаете заявки в крупные компании, то процесс найма будет более структурирован, чем во многих структурах в России. Иногда через рекрутеров проходят несколько сотен кандидатов каждый день, поэтому все поставлено “на конвейер”.

Решения тоже принимаются не так быстро, как, например, в стартапах и малом бизнесе, потому что ваш приход в компанию нужно согласовать с несколькими руководителями и департаментами. Мы советуем рассчитывать, что весь процесс займет около полугода: 3–4 месяца подачи заявок и прохождения собеседований, чтобы получить офер, после чего еще 1.5–2 месяца на оформление визы и перелет.

Лучше морально подготовить себя к многоступенчатому отбору, от 2 до 7 стадий. Процесс обычно включает скрининг резюме, первичное телефонное собеседование с рекрутером (иногда в кадровом агентстве), видео собеседование, пробные задания и финальная встреча с руководством. На особо конкурентные роли и при отбора на graduate schemes (специальные программы для выпускников) используются также психометрические тесты и решение кейсов с группой кандидатов.

Вера Крысанова, карьерный эксперт EP Advisory. Обсудить вашу карьеру с Верой

Резюме на английском языке

Покажите ваше стремление попасть в международный бизнес с первых секунд, составив грамотное резюме на английском. Проверьте перевод ваших предыдущих должностей – например, если вы переведете вашу позицию как “Leading Expert”, вас просто не поймут. В каждой индустрии есть определенная градация специалистов по уровням – например, вот карьерный рост специалиста по маркетингу в Британии:

  • Intern (без опыта работы)
  • Assistant (1–2 года)
  • Executive (2–4 года)
  • Senior Executive (4–6 лет)
  • Manager (обычно от 5 лет и при наличии подчиненных)
  • Senior Manager (обычно от 7 лет)
  • Head of Department (от 10 лет)

Конечно, это приблизительная градация. Более точно перевести ваши предыдущие должности поможет LinkedIn или другая платформа с вакансиями за рубежом – найдите там примеры позиций, соответствующих вашим навыкам и опыту работы.

Кроме правильного перевода ролей, постарайтесь сделать резюме максимально емким, используйте цифры и правильную лексику.

Структура резюме:

  • Name
  • Profile
  • Key competencies (опционально, но мы очень советуем)
  • Experience (в обратном хронологическом порядке, от самого недавнего – к более ранним)
  • Education (обычно после Experience, исключение – если вы только что выпустились из вуза и можете перечислить крутые проекты)
  • Certificates
  • Skills & other
Удобные для рекрутеров структура и внешний вид резюме 
Удобные для рекрутеров структура и внешний вид резюме 

Резюме лучше слегка адаптировать под конкретные вакансии перед отправкой: добавляйте самые релевантные навыки в первый абзац (Profile / Summary, то есть несколько строк о вас на самом верху резюме). Также удаляйте ненужное из вашего последнего опыта работы. Пример: допустим, вы подаете на вакансию бренд-менеджера, но перед этим работали в маркетинге. Подчеркните все обязанности и достижения, связанные с брендингом, и не углубляйтесь слишком сильно в успехи вашей таргетинг-рекламы.

LinkedIn и другие социальные сети

Ваши профили на Facebook, Instagram и LinkedIn, скорее всего, проверят рекрутеры. Во-первых, удалите или скройте всё ненужное. Во-вторых, попробуйте обновить ваши описания профилей на английском языке (используйте VPN, если необходимо). И HR-специалисты внутри компаний, и рекрутеры в крупных кадровых агентствах за рубежом активно используют LinkedIn, чтобы находить профили кандидатов.

Заметка на полях: LinkedIn произносится как [linkt-in], как если бы вы использовали отдельно глагол linked с предлогом in. Русскоязычные кандидаты часто делают ошибку, добавляя лишний звук [е]. В некоторых странах – например, во Франции – местные тоже часто произносят название этой сети неверно. Но в Британии при такой ошибке на вас посмотрят странно.

Нетворкинг

Очень важную роль при найме за границей имеет нетворкинг. Вы можете начать его уже сейчас – как в своей стране, так и онлайн по всему миру через LinkedIn. Например, если вы косвенно знакомы с действующим сотрудником IKEA. Даже если вы отправляете заявку в офис другой страны, знакомый может порекомендовать вас на открытую вакансию. В этом случае, вы гораздо быстрее пройдете скрининг резюме, а иногда и упростите себе первое телефонное интервью.

Кстати, если вы попросите рекомендацию на вакансию у специалиста, который уже работает в зарубежном офисе, он даже получит материальный бонус (благодаря так называемым referral programmes). Зарубежные работодатели очень ценят тех, кто приходит “по совету”, ведь по статистике они являются самыми лояльными сотрудниками.

Так что ничего постыдного в этой просьбе к незнакомцу нет, просто не “нападайте” на людей с требованиями рекомендаций в самом первом сообщении. :) Сначала спросите, какие качества наиболее высоко ценятся в компании, или есть ли у сотрудника какие-то советы для прохождения собеседования на данную роль – установите контакт, и потом спросите, было бы ему/ей интересно направить ваше резюме.

Собеседование

Представим, что ваше резюме заметили. Очень советуем раздобыть зарубежный номер телефона и настроить переадресацию на ваш мобильный, поскольку эйчары любят первым делом позвонить кандидату на несколько минут. Если звонок застал вас в совершенно неудобном положении (например, в метро), предложите две альтернативные опции звонка (например, через два часа или утром следующего дня). Уточните часов или постарайтесь выяснить email или телефон рекрутера, чтобы перезвонить им при первой же возможности.

Не слишком нагружайте собеседника мелкими деталями о вашем опыте на первом звонке. Цель этого собеседования – убедить рекрутера, что вас нужно позвать на следующий этап отбора, а не перечислить все факты вашей биографии. На более подробном собеседовании вы сможете рассказать больше о своем опыте нанимающему менеджеру и руководителю департамента.

На вопросы о зарплате лучше отвечать вилкой “от и до” и пояснить, что это сильно зависит от ваших обязанностей и нематериальной компенсации. В особенности релокации тоже лучше не вдаваться – эйчара это только напугает, главное – убедить нанимающего менеджера на следующем этапе.

Если первый звонок прошел гладко, вас пригласят на видеоинтервью. Подготовьтесь к разным типам собеседований на английском. Например, на поведенческом собеседовании вас могут спросить: “Были ли вы когда-либо в напряженной ситуации, где нужно было действовать максимально быстро и не совершить ошибку?”. Отвечать на подобные вопросы лучше по принципу “ситуация – задача – действие – результат”, где вы дадите конкретный пример с предыдущей работы и как вы справились с проблемой. Заготовьте 10–15 примеров ситуаций на все случаи жизни, и вы не растеряетесь в моменте!

Надеемся, что смогли объяснить основные моменты трудоустройства за рубежом. Есть вопросы – задавайте в комментариях.

Если нужна помощь с поиском работы за рубежом, выберите одного из наших карьерных консультантов и запишитесь на короткий звонок-знакомство. Это бесплатно.

Отбор на вакансии в международной компании – не очень простой процесс, который может занять несколько недель подготовки и порой месяцы ожидания ответов от компаний. Однако эти усилия принесут огромную отдачу! Главное – верить в себя, не отчаиваться при отказах и регулярно делать работу над ошибками.

Вера Крысанова, карьерный эксперт EP Advisory
66
5 комментариев

дания страна живодёр. жить там это отвратительно. голандиия развязано хомоватые жители у них всё есть но всё равно всё хуёво в жизни и всё мало. во франции с утра и на хер могут послать, как в россии. англия сатанисты и руль справа - нахер нада. германия родина нацизма и стукачей. ОАЭ это здорово, но там пиздец как жарко.

Ответить

Сидите дома

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Очень подробная статья! класс, спасибо

Ответить