Что такое нематериальные активы и как определяется их стоимость в финансовой отчетности

Что такое нематериальные активы и как определяется их стоимость в финансовой отчетности

Продолжаю цикл статей, в которых объясняю как инвестору и предпринимателю читать финансовую отчетность. Сегодня рассказываю, что такое нематериальные активы и как определяется их балансовая стоимость.

Нематериальные активы (Intangible Assets) — самый сложный для понимания вид внеоборотных активов. Они как то животное из фильма «ДМБ»:

— Видишь суслика?

— Нет.

— И я не вижу. А он есть.

В 2010-е годы роль нематериальных активов в получении доходов и их удельный вес в структуре активов компаний быстро выросли. В информационной экономике традиционные активы типа основных средств становятся менее важны, чем знания и технологии. Пара студентов с макбуками в коворкинге могут зарабатывать больше металлургического завода в маленьком уральском городке. Например, в финансовой отчетности Яндекса за 2022 год доля нематериальных активов в общей стоимости активов — 5,2%, а в 2013 году она составляла лишь 0,93%.

Нематериальными активами считаются товарные знаки, базы данных, компьютерные программы, ноу-хау, патенты на изобретения. Но лишь при соблюдении пяти критериев признания, которые установлены федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

  1. Актив будет использоваться в компании: в производстве, управлении или сдаваться в аренду.
  2. Планируется использовать его больше года.
  3. Актив приобрели для получения экономических выгод.

Еще три критерия специфичны только для нематериальных активов:

4. Актив не имеет материальной формы: он может существовать в виде текста, рисунка, программного кода.

5. Его можно идентифицировать и отделить от других активов, например, на основании документов, которые подтверждают исключительные права компании.

Пример 1:

У компании есть клиентская база, регулярно приносящая доход. Это — не нематериальный актив, потому что невозможно отделить базу от других активов. Исключительных прав на базу нет — другая компания может переманить клиентов. Стоимость тоже не оценить — платежеспособность клиентов сложно спрогнозировать.

Пример 2:

Дизайнер разработал логотип и зарегистрировал товарный знак компании. Это — нематериальный актив. Все пять критериев выполнены. Идентифицировать актив можно, определив стоимость как сумму затрат на разработку логотипа (зарплата дизайнера и отчисления государству с нее) и регистрацию товарного знака. Подтверждать исключительность прав компании на актив будет зарегистрированный товарный знак.

Стоимость нематериальных активов погашается через амортизациюпримерно как и стоимость основных средств. Переоценка и тестирование на обесценение проводятся по тем же правилам. Это действует для всех нематериальных активов, кроме единственного.

Отдельные правила учета действуют для гудвила (Goodwill) — превышения цены покупки компании над стоимостью ее чистых активов. Гудвил интересен тем, что покупатель платит не за приобретенные активы, а за будущие доходы приобретенной компании. Этот актив бывает только у компаний, которые поглощали другие бизнесы. Его учет максимально консервативен. Гудвил не амортизируют и не переоценивают, но тестируют на обесценение. Поэтому его балансовая стоимость не может быть больше первоначальной.

В следующей статье расскажу, что такое капитальные вложения и как определяется их балансовая стоимость. А если ждать не хочется, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — там это уже давно есть!

2.5K2.5K показов
123123 открытия
Начать дискуссию