РБК-ТВ, Майкрософт, Уорнер-бразерс и стриптиз

“Финам” попросил ответить на вопросы о первом российском IPO. У меня получилась большая статья (ниже), но в публикации использовали лишь несколько фрагментов. Постеснялись, видимо, взять “остренькое” ) Думаю, будет весело прочитать текст полностью — глядишь, и дела пойдут хорошо!

Дело было в далеком 2002-м году. Компания “РБК Информационные Системы” решила запустить первое в РФ бизнес-телевидение, и под этот проект выйти на внутреннюю биржу. Оценка компании была $100 — 120 млн, и это казалось дорого. Планировалось разместить 16 млн акций компании (16% уставного капитала). Торги начались на двух площадках: тогда ММВБ и РТС. Решение вывести РБК на публичные торги со стороны АТОНа, где я был в то время главой клиентского департамента, было простое. «Первое IPO в России, мы должны участвовать, однозначно.» Мы были настроены очень оптимистично. Планы у компании были грандиозные: не только ТВ запустить, но и купить несколько IT-компаний.

Все по-серьезному: роад-шоу, настоящий Совет директоров, с известными инвестбанкирами из крупнейших инвест-домов. Компания планировала бурный рост выручки, минимум 50%. Это было интересное и одновременно сложное событие для нас. До этого мы ни разу не проводили таких мероприятий, все было в новинку. Приходилось заставлять себя читать аналитику, и заставлять сотрудников “правильно” продавать.

Но все равно не обошлось без сложностей. Однажды, проходя по трейдинг-деску, я услышал, как коллега общается с клиентом по телефону: “Надо брать РБК, это же Майкрософт и Уорнер-бразерс вместе взятые…” Я говорю: “Саша, что ты говоришь, какой Уорнер бразерс?” Он отвечает мне: “А что, сказали – продавать!” Так что, случалось и такое тогда. В награду за успешное размещение РБК поставила нам на трейдинг-деске огромную, по сегодняшним меркам, камеру. И впервые мы выходили в эфир онлайн, и рассказывали, что происходит на рынке, что делают институциональные и частные инвесторы, что они думают…

Поначалу, конечно, было стеснение “перед камерой”. Но стоило коллеге, одному известному на рынке трейдеру, повесить за камерой веселую картинку — и все расслабились. Передавали друг другу приветы в прямом эфире, выпивали за самое большое падение РТС. Шутили и пытались рассмешить серьезных аналитиков перед камерой: поливали их водой, а они стояли под зонтиком. Было здорово и весело.

И был веселый худенький мальчик, который всегда задавал оригинальные вопросы. Это всем теперь известный Тимофей Мартынов. Много разных звезд выступали на РБК, много интересных и веселых дикторов: Вова Левченко, Степани Демура и другие ребята.

Я так часто выступал, что меня начали узнавать на улице. И однажды – о ужас! – меня узнала стрипитизерша в клубе в Алма-Ате! Это был мой звездный час 🤣😎 Правда, я напрягся, даже не подумал в тот момент про РБК. Спрашиваю – откуда ты меня знаешь? Она говорит, я смотрю РБК, я студентка университета Алматы.

Затем случился кризис 2008 года и появилась совсем другая компания РБК, но это уже следующая история. Одним словом, РБК стал настоящим медиахолдингом, но не пережил кризис 2008-го.

Кроме IPO РБК, мне запомнилось достаточно сложное и большое IPO Роснефти в 2006 году. В рамках IPO было размещено 1 411 млн. акций на общую сумму $10,7 млрд. Это было на тот момент самым крупным IPO в России и пятым крупнейшим за всю историю мирового фондового рынка. Капитализация компании составила $79,8 млрд, по этому показателю НК “Роснефть” заняла второе место в России. Цена размещения – $7,55 за одну акцию или глобальную депозитарную расписку. Акционерами стали свыше 150 тыс. частных лиц, инвестировав более $750 млн.

Запомнилось IPO компании Artgen Biotech (тогда Институт стволовых клеток человека, ИСКЧ), в которой я состою в Совете директоров. Это был первый выход на рынок биотехнологической компании. IPO состоялось в декабре 2009 года, было размещено 15 млн обыкновенных акций, объем привлеченных средств – ₽142,5 млн. 70% акций купили розничные инвесторы. Размещение акций прошло по нижней границе в ₽9,5, но к концу торговой сессии 11 декабря 2009 акция компании стоила уже ₽12,4. Спекулянты быстро разогнали цену — 15 декабря цена поднялись до ₽20,5. Кстати, на ММВБ под ИСКЧ завели даже специальную секцию “рынок инноваций и инвестиций”.

Конечно, более чем за 20 лет рынок IPO существенно изменился. Ранее все, кто делал IPO, были вынуждены “идти на поклон” к инвестбанкам, потому что за ними стояла клиентская база. А сейчас до этой клиентской базы можно добраться проще: например, через лидеров мнений видеохостингов, через популярные телеграм-каналы и подобное. Ну и, конечно, снизились издержки по выходу компании на рынок: в связи с развитием рынка, IT, интернета уменьшился порог входа на рынок.

@pro100IPO

Начать дискуссию