Десятки миллионов рублей или 8,4% от IT-бюджета: сколько компании тратят на облака
По результатам исследования облачной зрелости российского бизнеса, средняя доля облачных затрат в IT-бюджете – 8,4%. Этот показатель незначительно ниже глобального уровня 2020 года, составившего по данным Gartner 9,1%.
Аналитики Gartner считают облачные затраты самой быстрорастущей группой IT-затрат бизнеса и ожидают роста «облачной» доли в структуре IT-бюджета. Опережающий рост облачных затрат подтверждается и результатами нашего исследования: в среднем участники опроса планируют увеличивать потребление облака на 28,5% в течение года.
Дисперсия в облачных затратах
В абсолютном выражении самые большие облачные затраты в организациях крупнейшего бизнеса (выручка от 15 млрд рублей в 2021): в среднем компании сегмента тратят 21,1 млн рублей на облака ежегодно, при этом больше половины из них тратят на облачные ресурсы менее 10 млн рублей в год. Это подтверждает высочайшую дисперсию в целом: у некоторых компаний годовые облачные бюджеты превышают 1 млрд рублей, другие обходятся без облака вовсе и используют локальную инфраструктуру.
В крупном бизнесе (выручка от 2 до 15 млрд) облачные затраты значительно ниже, чем в крупнейшем, и составляют 11,8 млн рублей в год. В среднем бизнесе (выручка от 800 млн до 2 млрд) — 10,1 млн рублей в год, а в малом (выручка от 200 до 800 млн) и микробизнесе (выручка до 200 млн) — 1,8 млн рублей и 0,4 млн рублей соответственно.
Несмотря на то, что по мере роста компании увеличивают облачные затраты, в сегментах малого бизнеса и микробизнеса существуют преимущественно IT-компании, платящие за облака более 100 млн рублей. В них облачные затраты составляют основу IT-бюджета, а облако является критично важным инструментом для развития бизнеса.
Анализируя рынок и наш опыт взаимодействия с клиентами, мы заметили устойчивое проявление принципа Парето: меньшая часть компании-клиентов обеспечивает основнои объем рынка. В ближаишие годы «облачное Парето» будет усиливаться.
Сегодня более 70% компании малого бизнеса и микробизнеса обеспечивают менее 30% рынка в денежном выражении. В перспективе доля компаний этих сегментов в общем количестве организации, потребляющих облачные услуги, будет увеличиваться, а их доля в объеме платежей, напротив, уменьшаться.
Переход в облако крупнейших компании будет способствовать повышению кастомизации облачных сервисов проваидеров, их усложнению, а также развитию отраслевых решении
Затраты на публичные и частные облака в различных индустриях
Облачные бюджеты включают затраты на частное (private) и публичное (public) облако. Хотя объем рынка публичного облака значительно больше объема рынка частного, некоторые компании, особенно в сегменте крупнейшего бизнеса, тратят облачный бюджет в большей степени на поддержку частного облака.
Индустриальная специфика облачных бюджетов связана с текущим уровнем развития онлайн-услуг и общим уровнем цифровизации организаций конкретных индустрий.
Индустрии-лидеры по среднему объему облачного бюджета —финансовый сектор и ритейл. Компании в них тратят по 17,8 млн рублей и 16,8 млн рублей на облака ежегодно. Для этих индустрий характерна высокая доля затрат на частное облако.
Организации финансового сектора направляют 94% облачных бюджетов на частное облако — это связано со специфическими ограничениями работы в публичном облаке с данными банковской тайны. Ритейлеры больше половины облачных затрат (54%) выделяют на частное облако. Нужно пояснить, что в опросе участвовало много представителей крупнейшего бизнеса, поэтому большая часть их мощностей развернута в частном облаке, чтобы решать проблему между закупкой и арендой железа. При этом для небольших ритейлеров более распространенным типом облака является публичное — оно часто оказывается дешевле, его проще внедрять и масштабировать.
К индустриям второй группы можно отнести сферу IT (12,8 млн/год) и развлечений и медиа (7,2 млн/год) — у них большие облачные бюджеты и высокая доля затрат на сервисы публичного облака. Именно публичное облако часто является основой их бизнеса и подходящей инфраструктурой для оказания услуг конечным клиентам.
В индустриях, связанных с промышленным производством, средняя доля затрат на частное облако достаточно высока, но варьируется от 15% в пищевой до 86% в нефтехимической промышленности.
Концентрация рынка в ТОР-4 индустриях – финансах, ритейле, IT, развлечениях и медиа – растет, потому что крупные компании в них увеличивают облачные бюджеты значительно быстрее, чем это происходит в среднем по рынку. Многие компании этих индустрий характеризуются высоким уровнем развития в IT, создают и используют цифровые продукты и онлайн-сервисы. Облачные затраты для них становятся одним из основных направлений расходования IT-бюджета. Они могут тратить на облака 30% и более от совокупного IT-бюджета.
Публичные и частные облака динамично развиваются, при этом все больше организаций используют гибридные облачные стратегии, в ходе которых удается получать преимущества от обоих типов облаков. Также во многих компаниях одновременно эксплуатируется локальная и облачная инфраструктура.
Компании активно переходят с локальной инфраструктуры на облачную, потому что облако часто оказывается дешевле собственных серверов — об этом мы тоже скоро напишем статью.
Вебинары про результаты исследования
В конце 2022 года совместно с компанией «Технологии Доверия» мы провели первое в России исследование облачной зрелости — опросили более 650 организаций различных сегментов и индустрий, выявили драйверы, барьеры и тренды развития рынка облачных технологий. Приглашаем вас на бесплатные вебинары, где поделимся главными результатами исследования.
28 марта 2023 в 17:00 вы узнаете:
- какие сервисы компании выбирают и для каких задач;
- что мотивирует их переходить в облако, а что, напротив, останавливает;
- особенности финансирования облачной инфраструктуры и планов по масштабированию в облаке в разных индустриях и сегментах;
- с каких продуктов компании обычно начинают миграцию и какие продукты внедряют по мере развития в облаке.
Регистрируйтесь здесь.
4 апреля 2023 в 17:00 вы узнаете:
что такое ТСО (Total cost of ownership);
из чего состоит методология расчета общей стоимости владения локальной и облачной инфраструктурой;
почему облако чаще оказывается дешевле локальной инфраструктуры.
Регистрируйтесь здесь.