Сколько стоит построить экосистему в банке

Крупнейший российский госбанк инвестировал в развитие небанковской части своей экосистемы $1 млрд за последние три года. Это 3% чистой прибыли Сбербанка за период с 2016 года.

Экосистема на миллиард долларов

На прошлой неделе состоялась телефонная конференция Сбербанка, в ходе которой первый зампред правления банка Лев Хасис отметил, что Сбербанк крайне ответственно подходит к трате денег акционеров.

«Многие другие компании … активнее и агрессивнее строят свои будущие экосистемы в отличие от Сбербанка … всего, я полагаю, мы говорим о сумме плюс-минус $1 млрд, исключая наши будущие транзакции по сделке с mail.ru», — рассказал Хасис журналистам.

О таких же показателях — чуть более чем 60 млрд рублей — в мае говорил и глава Сбербанка Герман Греф на годовом собрании акционеров. Тогда приоритетными направлениями в банке назвали развитие экосистемы, технологическое лидерство и качественное развитие человеческого потенциала.

Структура экосистемы Сбербанка. Источник презентация Сбербанка к годовому собранию акционеров.
Структура экосистемы Сбербанка. Источник презентация Сбербанка к годовому собранию акционеров.

По данным исследования Bloomchain Research, которое сейчас готовится к публикации, в прошлом году Сбербанк потратил на технологическую трансформацию около 108,2 млрд рублей. Примерно столько же госбанк выделил на цифровизацию и в 2017 году.

В первом квартале этого года, согласно ежеквартальному отчету Сбербанка, вложения составили 12,5 млрд рублей. На основе этих данных можно предположить, что расходы непосредственно на «небанковскую часть экосистемы» в течение последних двух лет составляют примерно пятую часть от IT-бюджета госбанка (линейный расчет).

По затратам на технологии Сбербанк сильно выделяется на фоне других крупных универсальных банков России.

IT-бюджет банка ВТБ, согласно квартальной отчетности, составил в прошлом году 21,7 млрд рублей против 11,6 млрд рублей в 2017 году. Газпромбанк потратил на технологии в прошлом году около 4,9 млрд рублей, Россельхозбанк – порядка 5,4 млрд рублей. Запрос на аналогичные данные по Банку Открытие, Ак Барс Банку, Райффайзенбанку, Альфа-Банку и Тинькофф Банку (члены Ассоциации ФинТех) находится на рассмотрении.

Возможно, слова Льва Хасиса о наличии на рынке более агрессивных «строителей» экосистем, относятся не к банкам, а к российским технологическим гигантам — например, «Яндексу» или Mail.ru Group.

Вместе веселее

Когда финансовая организация строит собственную экосистему, она разрабатывает как банковские, так и небанковские продукты. Глава Сбербанка Герман Греф говорил, что в их экосистему смогут войти и не принадлежащие госбанку компании: например, оператор постаматов PickPoint, который сотрудничает с банком в рамках проекта «СберЛогистика».

Напомним, пилотный проект «СберЛогистика» Сбербанк с партнерами запустили в июне. Суть проекта заключается в том, что в отделениях банка будут принимать и выдавать посылки. В инициативе приняли участие PickPoint и логистический агрегатор Shiptor, который Сбербанк впоследствии купил.

Проект «Сберлогистика»
Проект «Сберлогистика»

В апреле Сбербанк подписал обязывающие документы о вхождении в капитал Rambler Group; после закрытия сделки доля банка в холдинге составит 46,5%. В обмен на акции банк вложит в развитие компании 11 млрд рублей, в том числе погасит ее долг перед банком «Траст».

На прошлой неделе стало известно, что Сбербанк и Mail.ru Group подписали соглашение о создании совместного предприятия стоимостью 100 млрд рублей. Это будет цифровая O2O-платформа (online-to-offline), на которой потребители смогут покупать товары и услуги у офлайн-поставщиков.

В СП войдут активы сервисов Delivery Club и «Ситимобиль», принадлежащие Mail.ru Group. От Сбербанка в СП войдут 35% компании Foodplex, которой банк владеет совместно с Rambler Group. Кроме того, Сбербанк инвестирует в платформу 38 млрд рублей и еще 13 млрд, если проект выполнит ряд целевых показателей.

Банк надеется закрыть сделку с Rambler Group до конца лета, а сделку с Mail.ru Group до конца года — на этом его основные приобретения будут завершены.

Как сказал Лев Хасис, в будущем Сбербанк будет делать только нишевые приобретения. О крупной покупке банк задумается только тогда, когда его внимание привлечет нечто «особенно уникальное».

Какой отдачи ждать?

По данным все той же презентации для годового собрания акционеров, Сбербанк оценивает ежемесячную аудиторию нефинансовых сервисов своей экосистемы в 67 млн человек. При этом число активных частных клиентов банка составляет 92,8 млн человек, активных корпоративных клиентов – 2,27 млн.

Аудитория нефинансовых сервисов экосистемы Сбербанка. Источник: презентация Сбербанка к годовому собранию акционеров.
Аудитория нефинансовых сервисов экосистемы Сбербанка. Источник: презентация Сбербанка к годовому собранию акционеров.

Непосредственно посчитать отдачу от работы таких нефинансовых сервисов по различным аудиториям крайне сложно как по отдельному банку, так и по рынку в целом. По данным аналитической компании Frank RG, в прошлом году общая выручка небанковских сервисов от работы с малым и средним бизнесом, а также индивидуальными предпринимателями составила порядка 20-25 млрд рублей.

С учетом растущего спроса на многофункциональные цифровые платформы в ближайшие годы можно ожидать стремительного роста как абсолютных, так и относительных показателей эффективности небанковских сервисов.

«Оценивать шансы на максимизацию доходов от вложений в расширение экосистемы стоит с поправкой на выбранную метрику. Если говорить о показателе ROI (коэффициент окупаемости инвестиций — прим. Bloomchain), то повышенную отдачу на вложенный рубль получат более эффективные компании. Это компактные команды монолайнеров и необанков. Но абсолютные рекорды поставят банки, которые имеют большую клиентскую базу. Это крупные универсальные банки, в первую очередь с госучастием», — считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.

По мнению главы Frank RG, наращивание доходов от интеграции дополнительных сервисов в рамках банковских экосистем происходит двумя способами. «Первый вариант – максимизация комиссионного дохода. Но так как сейчас большинство участников нацелены на увеличение своей рыночной доли, вопрос монетизации сервисов остается на втором плане. Второй путь – повышение лояльности клиентов и их вовлеченности в сервисы экосистемы», — считает Юрий Грибанов.

«Чем больше «точек соприкосновения» с клиентом предложит компания, тем сложнее клиенту будет «уйти». При этом банк сможет продолжать зарабатывать на классических банковских продуктах», — подчеркивает генеральный директор Frank RG.

По мнению американской консалтинговой компании McKinsey, банки с успешными стратегиями развития своих экосистем увеличат показатели рентабельности капитала до двузначных чисел к 2025 году. Аналитики McKinsey прогнозируют, что в среднем ROE вырастет до 14%.

2 комментария

В первом абзаце что-то не то: «$1 млрд рублей»

3
Ответить

Проверяли на внимательность))) Спасибо за комментарий, благодарим, что читаете:)

Ответить