{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

ИИС-3, отмена ЛДВ на иностранные ценные бумаги и куча изменений по налоговым вычетам

А у нас тут небольшая революция в ИИС, которая затрагивает и инвесторов с уже существующими ИИС тип А и тип Б, оказывается! После длительного предварительного обсуждения 18.10.2023 г. Правительство РФ наконец внесло в Государственную Думу законопроект № 462670-8 о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) в части введения ИИС-3, отмены ЛДВ на иностранные ценные бумаги и введения налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан. Я его почитала — и с удивлением обнаружила там отмену лазейки по переводу активов с ИИС на обычный брокерский счет при его закрытии, чтобы не платить налоги с положительного финансового результата (роста курсовой стоимости активов), отмену вычета на ИИС за год закрытия счета и еще кучу других сюрпризов.

Так как внесло законопроект именно Правительство РФ, а не группа разношерстных депутатов без сенатора Клишаса во главе, — шансы, что его примут очень высокие. А это значит, что его необходимо изучать, так как уже через пару месяцев это станет законом, по которому мы все будем жить. Поэтому сегодня я внимательно изучила законопроект, составила перечень всех изменений и перевела их с юридического на обычный русский:-)

Что изменится для владельцев действующих ИИС и брокерских счетов с принятием законопроекта:

1. ИИС типа А и Б с 01.01.2024 года открыть будет уже нельзя

Сами ИИС типа А и Б можно открыть только до 31.12.2023 включительно. После этой даты — только ИИС-3.

По существующим ИИС типа А и Б можно будет получать налоговые вычеты и не платить доход с положительного финансового результата (роста курсовой стоимости) как было, за исключениями, которые описаны ниже.

2. ЛДВ теперь распространяется только на ценные бумаги эмитентов из РФ и стран ЕАЭС

Ранее никакого ограничения не было - бумаги США, Китая и т.п. подпадали под льготу.

Теперь даже депозитарные расписки эмитентов, которые инкорпорированы за пределами РФ и стран ЕАЭС, также не будут подпадать под ЛДВ (например, Глобалтранс в ОАЭ, Яндекс и Х5 в Нидерландах и т. п.) (п. 5 законопроекта) .

3. Убрали льготу по ЛДВ при переносе ценных бумаг с ИИС на обычный брокерский счет

Больше нельзя будет, чтобы не платить налог при закрытии ИИС типа А перевести бумаги на обычный брокерский счет. Налог в этом случае всё равно начислят:

«6) налоговый вычет не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, если эти ценные бумаги были учтены на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика на дату их реализации (погашения) и (или) ранее этой даты.»

текст законопроекта

4. Теперь будет нельзя получить вычет по ИИС за год, в котором закрыли ИИС

Раньше можно было закинуть деньги на ИИС в начале года, сразу закрыть его, а потом в следующем году получить налоговый вычет. Теперь так будет сделать нельзя, так как в условия получения налогового вычета добавили оговорку, что получить его можно только за год открытия ИИС и любой другой полный год действия ИИС (то есть с 01 января по 31 декабря включительно) .

5. Можно будет перейти с ИИС тип А и тип Б на ИИС-3 по заявлению

Если вы хотите иметь льготы ИИС-3, но не хотите закрывать существующий ИИС, можно будет подать заявление и перейти на ИИС-3. При этом срок начала действия ИИС-3 будет исчисляться с 1 января года, в котором вы подали такое заявление и льготы ИИС-3 можно будет применять только с начала этого года. До этого - только те льготы, что были по ИИС тип А или тип Б. То есть при переходе с ИИС типа А на ИИС-3 инвестор заплатит налог с курсовой стоимости, а при переходе с ИИС типа Б на ИИС-3 - не получит права на налоговые вычеты на сумму взносов за период до 01 января года перехода на ИИС-3.

Срок действия ИИС-3 в этом случае будет исчисляться с 01 января года, в котором произошел переход с зачетом в него до 3 лет срока действия ранее действовавшего ИИС типа А или типа Б. Например, у вас был открыт ИИС типа А в 2019 году. В 2024 году вы подаете заявление о переходе на ИИС-3 и вам зачитывают 3 года владения ИИС. То есть закрыть его и изъять деньги без потери налоговых льгот вы сможете начиная с 01.01.2026 г.

9. В целях применения подпункта 6 пункта 2 и подпункта 2 пункта 3 статьи 2192 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) начало срока действия договора

на ведение индивидуального инвестиционного счета определяется

с 1 января календарного года, в котором налогоплательщиком представлено указанное в части 4 настоящей статьи заявление. При этом в указанный в настоящей части срок действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета может быть также зачтен срок действия этого договора до 1 января календарного года, в котором налогоплательщиком представлено указанное в части 4 настоящей статьи заявление, но не более трех лет.

текст законопроекта

ИИС-3: какие отличия от действующих ИИС тип А и тип Б

1. ИИС-3 будет сочетать льготы ИИС А и ИИС Б, при этом существующие ИИС можно трансформировать в ИИС-3 по заявлению владельца ИИС

По ИИС-3 можно получать одновременно и вычет на сумму взносов, и не платить налог с доходов от положительного финансового результата по счету (роста курсовой стоимости при продаже активов). По взносам — как было лимит 400 000 рублей.

По курсовой стоимости — лимит по сумме вычетов — 30 млн. рублей в год по всем ИИС суммарно (на год закрытия ИИС). Вычет по курсовой стоимости по общему правилу можно будет получить через 10 лет после открытия счета, если только за счет более раннего открытия ИИС-3 вы не попадете под сокращенный срок ИИС-3 для применения льгот по налогам.

2. ИИС-3 можно будет открыть до 3 счетов одновременно, а налоговая база по ИИС будет исчисляться по каждому ИИС отдельно

Да, теперь можно будет завести до трех ИИС-3. Но если у Вас есть ИИС тип А или тип Б - нельзя в дополнение к ним открыть еще и ИИС-3.

Финансовый результат будет считаться по каждому ИИС-3 отдельно. Если у вас по одному ИИС убыток, то на другой его из буквального толкования законопроекта перекинуть будет нельзя (п. 3 законопроекта).

"Финансовый результат по операциям, учитываемым

на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно

от финансового результата по операциям, учитываемым на другом индивидуальном инвестиционном счете, не уменьшает финансовый результат, полученный по операциям, учитываемым на другом индивидуальном инвестиционном счете, и не уменьшается на сумму отрицательного финансового результата (убытка), полученного

по операциям, учитываемым на другом индивидуальном инвестиционном счете, за исключением прекращенного индивидуального инвестиционного счета, указанного в абзаце втором пункта 91 статьи 2261 настоящего Кодекса.";

текст законопроекта

3. Срок действия ИИС-3 для получения льгот будут поднимать поэтапно с 5 до 10 лет:

1) 5 лет — при заключении договора в 2024 — 2026 годах;

2) 6 лет — при заключении договора в 2027 году;

3) 7 лет — при заключении договора в 2028 году;

4) 8 лет — при заключении договора в 2029 году;

5) 9 лет — при заключении договора в 2030 году.

То есть вычеты на взносы на ИИС вы получаете как обычно, но если закроете ИИС раньше - то их придется вернуть.

4. С ИИС-3 можно будет снять деньги на лечение и это не будет облагаться НДФЛ

Законопроект предусматривает исключение из налоговой базы сумм, которые будут выплачены на дорогостоящее лечение владельца ИИС-3 с его ИИС. Перечень видов лечения ограничен и устанавливается в абзаце пятом подпункта 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

5. ИИС-3 можно будет перевести от брокера к брокеру

Существующие ИИС типа А и Б переводить от брокера к брокеру нельзя.

Долгосрочные сбережения: что это такое и как будет работать

Помимо особенностей налогообложения ИИС и брокерских счетов законопроектом устанавливаются и особенности налогообложения так называемых договоров долгосрочных сбережений.

С 2024 года появится новый тип договора между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и физическим лицом — договор долгосрочных сбережений. По этому договору граждане будут делать в НПФ взносы, а НПФ будет их вкладывать в финансовые инструменты (акции и облигации) в целях получения дополнительного дохода для гражданина.

Помимо самого гражданина при определенных условиях взносы в первые три года действия договора будет делать и государство (софинансирование) . Также возможны взносы и от работодателя человека.

При этом человек сможет до окончания срока действия договора потратить их на дорогостоящее лечение и получить их в случае потери кормильца. А если договор не прекратил действие досрочно — то гражданину будет выплачиваться из этих средств дополнительный доход по истечению срока действия программы накопления (10-15 лет) или по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.То есть это некий аналог добровольного формирования человеком пенсионных накоплений.

Вот какие особенности функционирования этого инструмента есть в новом законопроекте в части налогов:

1. Доходы в виде выплат по программе долгосрочных сбережений в ряде случаев будут освобождены от НДФЛ:

Доходы в виде выплат по договору долгосрочных сбережений освобождаются от НДФЛ в случае (п. 2 законопроекта):

- если доходы не превышают в сумме то, что само физическое лицо внесло в НПФ по этому договору;

- если доходы превышают взносы самого физического лица, но основания для выплаты доходов возникли через 10 лет после заключения договора с лимитом в 30 млн. рублей по каждому договору и 30 млн. рублей в каждый налоговый период (то есть по выплатам на лечение и в случае потери кормильца) ;

- если это выплаты по договорам, которые организации-работодатели заключали в интересах работника;

- если это выплаты по договорам, которые заключили физические лица не в свою пользу, а в пользу других лиц (например, родственников) ;

- если это дополнительный стимулирующий взнос (что это такое в тексте законопроекта пояснений нет, но, вероятно, это как раз про софинансирование от государства).

2. Будет предоставляться налоговый вычет на взносы по договору долгосрочных сбережений:

На взносы по этому договору будет распространяться налоговый вычет по НДФЛ. Если договор расторгнуть досрочно — вычет придется вернуть, за вычетом того, что было потрачено НПФ на лечение физического лица, заключившего договор долгосрочных сбережений, а также за исключением ситуаций, когда договор расторгается в связи с переводом его в другой НПФ или по не зависящим от сторон причинам.

Совокупный размер налоговых вычетов на ИИС и долгосрочные сбережения — 400 000 рублей.

Выводы

Это однозначно тот законопроект, за которым надо следить.

Да, он пока не прошел даже первое чтение и к третьему чтение может существенно поменяться. Но он может существенно повлиять на стратегию инвесторов по работе с ИИС. Я, по-крайней мере, задумалась о том, что, возможно, мне выгоднее будет перейти с ИИС тип А, который у меня сейчас есть, на ИИС-3 с зачетом трех лет владения ИИС тип А.

PS Лайк - если понравилась статья :-)

Подписывайтесь на мой блог на VC и телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

***Меня нет на других ресурсах кроме VC и telegram. Если вы видите мою статью на другом ресурсе без ссылки на меня - ее туда незаконно позаимствовали. Политика по копированию материала с данного канала здесь***

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Blood Borne

Спасибо за подробности.

Захолдить деньги на 10! лет без возможности их снять с брокерского счета, еще и в России в этом точно есть смысл? 3 года еще было как-то приемлемо но 10 лет заморозки точно не вариант такие горизонты планирования с вялым рублем явно не для России.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Ну пока 5 лет, а если трансформировать ранее действовавший ИИС в ИИС-3 - то два:-) Да и в принципе снять то можно их будет, просто налоговые льготы потеряете.
А в отношении зарубежных структур - если у Вас нет второго резидентства/гражданства - очень высокие инфраструктурные риски. Не могу сходу вспомнить где, по-моему у Бернстайна, я читала про риски зарубежных юрисдикций для активов во время Второй Мировой войны. На меня тогда это впечатление произвело. Поэтому у многих выбор будет между риском здесь и риском там🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Распишу на своём примере.

Что есть: 2-а ИИС "А" с 01.11.2020 (мой и жены). Обращу внимание, что брокер не позволяет выводить доход на банковский счёт, это важно.

Что планировал: Закрыть 2-а ИИС "А" с переводом активов на Брокерский счёт, и выводом средств с последующим открытием 1-го ИИС "А" с возможной трансформацией в ИИС-3 (естественно с потерей срока предыдущего ИИС). Для меня ИИС "А" уже не актуален, нет налоговой базы на данный момент.

Что имеем на текущий момент с новыми вводными:
1-н ИИС "А" пополнен, соответственно его закрытие приведет к потере вычета за 23 год (ибо не полный год) (что в планы не входило). Что бы не терять вычет, теперь придётся открыать новый ИИС "А" и пополнять в срочном порядке до 01.01.24 (что в планы не входило).
Переведенный активы на Брок. счёт с уже имеющимся ЛДВ (а такие есть) нужно продать до 01.01.24 что бы не потерять ЛДВ (что в планы не входило).

Есть ли желание открывать ИИС-3? Большой вопрос.
Честно говоря под вычет «А» слабо представляю себе среднестатистического Россиянина со средним по стране доходом, ибо 400 тр /12 = 33 т.р. в мес * 5+ лет. вынь да полож. Не очень заманчивая перспектива. Прям как Ипотеку взять. (Тут кстати возникает вопрос: Для кого это вообще придумано?)
Под тип "Б" нужно достаточно активно этим заниматься, что бы получить профит, а как показывает история, тут всё крайне туманно.

Кстати, в текущей ситуации можно также (заморозить бабки) открыть депозит на 3 года под 14% (даже с ежемесячным выводом дохода на банковский счёт 12%), и неизвестно еще кто кого переиграет депозит ИИС или наоборот.

Вывод.
Держать на ИИС акции? Перспективы туманнны, + - или 0. Использовать для ИИС длинные ОФЗ? Возникает вопрос: что делать с ОФЗ при закрытии ИИС? Переводить на БС? Если это будет возможно, то теряется ЛДВ, такая себе перспектива. Продать на ИИС с потерей хороших купонов? Куда потом вкладывать деньги если допустим ставка будет 4-6%.

Так что всё крайне не однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Поняла Вашу логику. Я, конечно, точно не знаю будет ли этот законопроект распространяться на прошлые годы, но, как правило, делают всё-таки действие на будущее. То есть я не думаю, что это коснется вычетов за 23 года при неполном годе действия ИИС. С продажей переведенных активов на БС с ИИС - вот тут вполне может действовать с 01.01.24, независимо от даты перевода активов. Поэтому Вам, конечно, надо внимательно следить за законопроектом и читать в какой срок какие положения будут вступать в силу и как они будут применяться к предыдущим операциям. У меня лично просто ситуация иная - у меня ИИС тип Б, ему как раз 3 года исполнилось и я не планировала его ближайшие 2 года закрывать. Курсовая разница положительная у меня уже сейчас есть, дальше надеюсь, что только больше будет, поэтому мне как раз выгодно переходить на ИИС-3, чтобы и вычет с НДФЛ ежегодный сохранить, и получить вычет на курсовую разницу. Я под ИИС отводила намеренно самый долгосрочный пенсионный портфель как раз, чтобы это было дополнительным стопором при принятии решений "а откуда мне взять денег на ХХХ, стоящее YYY рублей". Поэтому мне лично это как раз выгодно, и стимулировать такой ИИС будет именно долгосрочные сбережения.

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Я не очень понимаю зачем нужен вычет Б для заведомо долгосрочного портфеля если на обычном брокерском есть ЛДВ. По вычету А логика такая - ФНС будет принимать по нему решение уже в 24 году, соответственно с учётом изменений законодательства со всеми вытекающими (если поправки примут).

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Да, но я же тип А использовала изначально и как раз планировала потом перевести на обычный БС и применить ЛДВ:-) С учетом зарубания этой схемы для меня льготы ИИС тип Б в ИИС-3 вполне себе выход

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Возможно это выход, если принять, что при закрытии ИИС придётся всё продать для получения вычета. Мне такой вариант очень не нравится. Бестолковщина какая-то :)
Получается что вас вынуждают слить все активы в обмен на право получения вычета, однако в определённый момент времени какието активы могут быть в + какие то в -, по каким то ожидаются дивиденды/купоны. Очень не нравится мне такая схема вынужденного управления. Обычным БСом можно управлять без оглядки на "всё продай дадим тебе скидочку". Кстати, могу предположить, что может быть распродажа активов для желающих закрыть ИИС и получить ЛДВ до 01.01.24, возможно она уже идёт :)
+ Крайне не нравится, что собираются вводить новый ИИС с 01.01.24 а на 07.11.23 никаких НПА не принято, потом поставят перед фактом, чем то сродни санкциям недруж. государств. Ибо неудобные законы вступают в силу с момента опубликования как правило, удобные с конкретной датой, мол, плохое уже случилось, а хорошего подождать придётся.

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Как итог:
Тип Б имеет смысл для спекулянтов.
Тип А вариант норм.
НО, в общем ИИС не имеет долгосрочного смысла именно из-за того, что в итоге придётся всё слить. Поэтому задумка законодателей в данном контексте долгосрочных накоплений мне не ясна.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

С одной стороны с Вашей логикой я в чем-то согласна, с другой- я и обратные примеры могу привести. Плюс, насколько я понимаю, все же продавать активы для получения льготы не надо будет, да и в принципе не все же их обязательно продавать. Поэтому мне кажется, что удобоваримый вариант можно улёт найти. Может чуть менее удобный чем был, но терпимый

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Если такая редакция будет принята -

6) налоговый вычет не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, если эти ценные бумаги были учтены на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика на дату их реализации (погашения) и (или) ранее этой даты.

то после 01.01.24 брокер буде считать налог именно так, и неважно ему будет когда и с какого ИИС они переведены, я так понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

это если как ЛДВ, на льготу как на ИИС-3 это не распространяется на мой взгляд

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Не совсем понял вас.

3. Убрали льготу по ЛДВ при переносе ценных бумаг с ИИС на обычный брокерский счет

Больше нельзя будет, чтобы не платить налог при закрытии ИИС типа А перевести бумаги на обычный брокерский счет. Налог в этом случае всё равно начислят:

«6) налоговый вычет не применяется при реализации (погашении) ценных бумаг, если эти ценные бумаги были учтены на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика на дату их реализации (погашения) и (или) ранее этой даты.»

текст законопроекта

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Да, то есть раньше была схема для ИИС тип А при закрытии, чтобы не платить налог с курсовой разницы, переносишь бумаги на обычный БС и продаешь уже там, т.к. там действует ЛДВ. Сейчас так сделать не получится.

Но теперь ИИС типа А можно трансформировать по заявлению в ИИС-3 и при его закрытии продать там бумаги и не платить налог с курсовой разницы, т.к. ИИС-3 сочетает льготы ИИС типа А и ИИС типа Б. Финансовый результат для владельцев ИИС типа А в этом случае одинаковый получается - налоги с курсовой стоимости не платишь.

Ответить
Развернуть ветку
6SE6420 2UC12

"Но теперь ИИС типа А можно трансформировать по заявлению в ИИС-3 и при его закрытии продать там бумаги и не платить налог с курсовой разницы, т.к. ИИС-3 сочетает льготы ИИС типа А и ИИС типа Б."

Это имеет наилучший смысл, если курсовая разница находится в минусе, тогда трансформация пройдёт без дополнительных издержек, так как льготы по ИИС-3 будут действовать с операций от 01.01.2024. Хотя, если есть небольшой плюс, то можно пожертвовать налогом с него для того, чтобы зачесть срок существования предыдущего ИИС "А" в будущий 5-ти летний (если не тормозить с открытием) и, помимо вычетов на взносы, приобрести ещё возможность не платить налог с будущих доходов ...

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Верно, единственное что - я бы добавила, что даже если большой плюс за предыдущий период, но закрывать ИИС ещё несколько лет не собираетесь - все равно имеет смысл переходить на ИИС-3, иначе в конце налоги со всей суммы заплатите

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

По сути Тип Б имеет смысл, только при активном управлени, где активы не лежат по 3 года. Как пример: продажа акций перед отсечкой, покупка после. При длительном же удержании в нём нет смысла.
Не ИИР :)

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Даа, законодатели расстраивают. ИИС всё больше и больше теряет привлекательность.

Ответить
Развернуть ветку
Investillion - про инвестиции
Автор

Для новых отчасти соглашусь, для старых - ну в принципе не так все и плохо, мне даже выгоднее на ИИС-3 перейти получается, чтобы налог с курсовой стоимости не платить потом большой при закрытии

Ответить
Развернуть ветку
MihaSaur

Ну, судя по тексту статьи, не платить большой налог с курсовой стоимости при закрытии (если был ИИС А) вы будете только от операций проведенных с 01.01.2024. Так что такое себе.
К тому же - "Для новых отчасти соглашусь, для старых - ну в принципе не так все и плохо" я б сказал с точность наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда