{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как бренд-медиа помогает строить экосистему путешествий

Кейс МТС Travel.

После того как крупнейшие сервисы бронирования отелей приостановили работу в России, освободилось около 80% рынка. Мы в МТС увидели в этом возможность. В 2022 году наша команда запустила собственный сервис бронирования — МТС Travel, а через год добавила к нему медиа о туризме. Рассказываем, откуда возникла идея медиа и как контент помогает строить экосистему путешествий.

Лидия Страхова
Издатель медиа МТС Travel

Зачем нам travel-медиа

Наши исследования показали, что аудитория не запоминает сервисы бронирования. Это связано с тем, что в процессе человеку надо посетить слишком много сайтов — сейчас ни у кого из игроков на рынке нет «полного сопровождения». Даже если на платформе предлагается несколько туристических продуктов — скорее всего, вам нужно будет переходить на партнёрские сервисы.

Мы же задумали экосистему путешествий и в перспективе хотим сопровождать человека на всём пути — от первой мысли о поездке до планирования, бронирования отеля, покупки других услуг и далее — вплоть до возможности рассказать об отпуске после возвращения.

Для создания такой экосистемы нужны не только travel-продукты, но и медиа, которое будет встроено в CJM путешественника и сможет органично предложить клиенту релевантные сервисы и контент на каждом этапе поездки. Сейчас основным продуктом для МТС Travel является витрина с отелями, позже появятся и другие витрины — например, с экскурсиями и билетами на транспорт.

Особенность рынка путешествий в том, что люди принимают решение о покупке долго, а бронируют отели только 2–3 раза в год. Это значит, что с клиентом до совершения покупки нужно выстраивать долгие доверительные отношения, — в достижении цели помогает контент. Одновременно медиа помогает нам повышать узнаваемость нового бренда МТС Travel и привлекать органический трафик на витрину, который, по нашим оценкам, до 50% дешевле рекламного.

Мы вдохновляем на поездки и знакомим людей с сервисом, а то, насколько нативно мы это делаем, влияет на продажи. Если поставить в статью баннер с предложением забронировать отель, это будет малоэффективно. При среднем для медийных баннеров CTR (0,15%), у подобного предложения в тревел-сегменте показатель будет ещё ниже: купить билеты стоит дороже, чем, например, заказать еду на дом.

Пользователь с большей долей вероятности откликнется на предложение, если платформа подберёт для него отели рядом с достопримечательностями, которые он сейчас изучает. Или, например, можно предложить путешественнику нативное взаимодействие с продуктами экосистемы: не просто поставить баннер, ведущий на контент KION, но дать подборку фильмов, которые снимали в конкретном регионе. Так мы сделали по Свердловской области — CTR у такого блока от 2%, что на порядок выше кликабельности рекламных баннеров.

На чём мы проверяли свои гипотезы

Создание travel-медиа начали с MVP. Для этого идеально подошёл формат онлайн-путеводителя, который стал для нас первым форматом работы с тревел-контентом:

  • Путеводитель сам по себе — полноценный формат. Он состоит из нескольких рубрик: хиты региона, уникальные места, подборка ресторанов и мест для досуга с детьми.
  • В нём много контента, поэтому можно сразу делать срезы статистики и выводы по тому, какие темы пользователям интереснее.
Как выглядят страницы наших путеводителей

На данный момент мы выпустили 12 путеводителей по регионам. Наш любимый — по Ставрополью (сейчас можно посмотреть с мобильного, мы в процессе переноса всех гидов на десктоп). Также сделали два более локальных — для Казани: один по городу, а другой — по Кремлю.

Получили хорошие результаты по вовлечению пользователей — среднемесячная длительность сессии составляет 3 минуты (данные «Яндекс Метрики» за май 2023 г.). Показатель отказов (сколько человек сразу закрыли ссылку) — 11%.

За счёт использования технологий МТС BigData наши путеводители приходят в СМС, когда турист попадает в регион, город или локацию. В рассылке нам помогает команда CVM МТС (подразделение по управлению клиентской базой экосистемы) — благодаря коллегам наши сообщения не превращаются в спам и приходят только целевому сегменту путешественников. Получается, что мы сразу предлагаем пользователю релевантный контент, а затем смотрим, как он взаимодействует с ним.

Анализируя активность пользователей в путеводителях, мы обнаружили нетипичный CJM путешественника. Пользователи довольно часто импровизируют с поиском жилья — около 1,5–2% читателей наших путеводителей кликали на модуль бронирования, находясь уже в путешествии.

Что мы делали с этими данными

Пока анализировали результаты вместе с «МТС Исследованиями», узнали, что 55% нашей аудитории — женщины, у 30% из них есть дети. Большая часть — не новички в путешествиях. А интереснее всего им читать про еду и самые популярные места в регионе. В гастрорубрику ежемесячно переходят от 7 до 20% пользователей.

Последующий контент мы формировали, уже исходя из пользовательских предпочтений. В частности, добавили отдельную рубрику про отдых с детьми. Это дало нам на 50% большую вовлечённость аудитории, время чтения увеличилось на 30%. Также видоизменили подачу контента с гастротематикой, добавили сторис. Главный фокус делаем на полезной информации в поездках: нам важно помочь туристу в режиме «здесь и сейчас». Зачастую ему сложно быстро сориентироваться на местности: мы подсказываем, как работает система общественного транспорта или до какого времени можно спуститься в метро. Результаты работы над первыми путеводителями использовали для создания нашего онлайн-журнала.

Как выбирали наполнение онлайн-журнала

Главную страницу медиа делали с учётом CJM путешественника, то есть его пути от мысли о поездке до совершения покупки. Контент у нас формируется по шагам: мы вдохновляем на поездку, помогаем в планировании, бронировании, сопровождаем путеводителями уже во время поездки, а скоро дадим возможность делиться своими впечатлениями после.

Важная часть онлайн-журнала — интеграции сервисов из экосистемы МТС, которые комплементарны путешествиям. Например, мы предлагаем туристу посетить мероприятия МТС Live в регионе поездки или подборки из онлайн-кинотеатра KION.

Когда мы запускали гид по Екатеринбургу, сделали подборку фильмов на KION, которые снимали в этом регионе. Это нетривиальный подход: не просто предложить посмотреть что-то, а точечно — релевантно тому месту, где сейчас находится человек. Так кликабельность экосистемного блока выросла в два раза по сравнению с предыдущими онлайн-путеводителями.

Делаем подборки кино для просмотра в дороге или дома

Что мы делаем, чтобы нашему контенту доверяли

В этом нам помогает бренд: МТС знают, ему доверяют миллионы россиян. А ещё — команда, которая работает над материалами.

Работу редакции построили по принципу проектного менеджмента. Проводим еженедельные спринты, на которых обсуждаем промежуточные итоги, планы технической части развития проекта и контент на ближайшее время — ситуативные материалы мы тоже готовим.

У нас существует ТЗ для написания каждого вида материалов, разработана карта для отслеживания процесса работы над ними. Редакционный процесс каждого этапа полностью описан: как мы коммуницируем с авторами, сколько времени требуется для написания конкретного текста. Такая работа сделала прозрачным весь процесс и позволила собрать бэклог из контента на два месяца вперёд.

Мы отвечаем за контент, который публикуем, поэтому серьёзно подходим к фактчекингу.В команде МТС Travel кроме журналистов и тревел-экспертов есть и сильные юристы. Они помогают изучать особенности музейного и авторского права, законы об интеллектуальной собственности и рекламе — нам важны детали, потому что одна ошибка будет стоить не только репутации медиа, но и всей экосистемы.

В фактчекинге нам также помогают представители региональных филиалов МТС, ведь наша инфраструктура работает по всей России, а ещё туристические информационные центры каждого региона — сейчас таких партнёров более 30. Они могут проверить данные или дать совет по конкретной идее.

Есть и другие партнёры, которые помогают в сборе информации на местах и фактчекинге. С их помощью, например, мы создаём контент про гастрономию и рестораны.

Наш партнёр коммуникационное агентство «Аппетитный маркетинг» формирует гастрономический блок для наших путеводителей и подборок: готовит рекомендации гастроточек для туристов, взаимодействует с рестораторами, проверяет информацию о заведениях.

Что будет дальше

Перед запуском мы проделали большую работу, поэтому официальный релиз медиа для нас — не нулевая отметка. Например, то, как выглядит главная страница, рубрики, их порядок, визуализация — тоже результат наших предварительных исследований и тестов.

Мы делаем продукт для людей, поэтому продолжаем исследовать аудиторию, проводить CSAT-опросы и анализировать метрики контентного вовлечения — всё это определяет наш вектор развития.

Скоро добавим авторские колонки с премодерацией для тревел-блогеров и рядовых авторов. Нам важно общаться с аудиторией и давать пользователям возможность коммуницировать между собой.

До конца года подготовим ещё около 40 онлайн-путеводителей по регионам России — и тоже расскажем о них в этом блоге.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Eozvarit

Господи, ну сколько уже можно этой херней страдать, ведь всем известно, что не работает )
Октого не помог Travel.ru. Кто вообще помнит, что у Туту и Вантутрипа были какие-то шоу с блоггерами про тревел? Где контентные мега-проекты Яндекса, Тинькофф, да и Гугла в поддержку своих транзакционных тревел-сервисов? Всё нафиг закопали стыдливо или упрятали в дальний угол. Рамблер то в ЖЖ пытался, то в мертворожденных Рамблер Путешествиях... Букинг, Экспедия, Эйрбнб - все забили, все всё упростили до банальных лендосов под SEO. Авиакомпании все уже обпытались и плюнули...
Но нет, придет очередная маркетинговая девочка и запулит очередной контентный проект "про тревел". Он пойдет туго. Тогда она проведет 1000 бессмысленных исследований, померит миллион левых метрик и выдаст на гора стопитсотой видос про Красноярские столбы, спасибо, что не про замки Луары!
Да посмотрите уже в продажи, наконец-то. Там Москва, Питер, Екат и Казань. А то и Махачкала с Кишинёвом. Тревел не равно leasure. Это только у туроператоров чистый leasure travel. А у вас учение, лечение, командировки и потрахаться.
Успешные медиакомпании в travel возможны только в формате Авиасала, но вы МТС и вам это не подходит. Ну ладно, хоть блоггеров с фотографами покормите.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шишкин

Откуда вы знаете, что кому подходит, у вас есть какие-то альтернативные цифры? Вы пишите комментарий со своей колокольни аудитории Авиасала. МТС вполне ровненько строят экосистему, и значительная часть их аудитории не про мемчики и шуточки.

Ответить
Развернуть ветку
Митряев Денис

Ну МТС тоже неохотно цифрами делятся. Замечания в статье, типа, "выросла в два раза" немного не впечатляют.
А в целом, у компании уже был опыт ведения порталов на примере МТС медиа. Было бы интересно посмотреть на его цифры

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Из многолетнего супер-успешного опыта работы я всё это знаю )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярилова Алиса

У вас как-то подозрительно много комментариев про всяких девочек - маркетинговых, HR, IT. Может, вас что-то другое беспокоит?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Платон Щукин

Не надо про Октого, все было хорошо:) Я там работал.

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Давайте будем честны, нету никакого МТС тревел. Продолбать рынок, купив броневик - это топ. Мне очень нравится то, что делает мтс как экосистема, но в тревел вас никто не пустит. Там Яндекс свое забрал. https://vc.ru/claim/679166-ochen-strannye-dela-s-yandeks-puteshestviyami-i-prichem-tut-fas-i-mincifry

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Лайк за дискуссию, но моя оценка покупки Броневика диаметрально противоположная. Рынок просрал Яндекс, который должен был скупить топ рынка и закрыть тему.
А вот МТС - молодцы, купили игрока из первой тройки после ухода Букинга и заскочили на подножку уходящего поезда, вообще не имея компетенций внутри, и провалив даже такие тривиальные проекты, как торговля авиабилетами в точках. Другое дело, зачем было столько лет орать, что им не нужен OZON.travel, в которой у них с Системой мажоритарная доля. Но такова жизнь топ-менеджера - сам херню сделал, сам херню исправил - ДВОЙНОЙ БОНУС!

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Почему Яндекс решил ухудшать поисковик, а просто не купить Островок - вопрос и меня удивляющий.
МТС - единственный игрок, который достучался до меня рекламой о своих сервисах экосистемы. Это я очень уважаю, остальные сидят тихонечко.
Покупка броневика - шаг достойный. Я тут даже не спорю, скорее мой комментарий тут был про то, что ход был серьезный и доля рынка МТС, в моем понимании, должна была бы увеличиться в тот же момент!
Но опять же, как продавать будут, если поисковик решил занять этот рынок? В статье МТС сами пишут, что никто не запоминает точку продажи, а просто занимаются каждый раз поиском ее.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Ну про ухудшение поиска это слишком сильное заявление )
Там всё очень хорошо и по продажам и по пользовательским метрикам.
А про Островок ответ понятный - снобизм и высокомерие всех сторон )

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Пользовательские метрики в студию?)

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Это не мой секрет. Так что придётся поверить просто на слово. )
Но Яндекс действительно так работает - ничего, что ухудшает поиск, в поиске на долго не задерживается. Просто вот такие клиенты у нас в стране и, соответственно, устраивающий их в 90-м перцентиле Яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Ага, сервис одного ответа) За 101hotels прям обидно. Да и за островок.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

101 участвовал - перестал.
Островок участвует, почему нет цен, я не знаю.
Так что площадка сделала все что могла, чтобы партнерам была хорошо. Это партнеры постоянно хотят использовать площадку бесплатно по коммерческим запросам, но на сервера, сеть и круглосуточную поддержку скидываться не хотят. Так что винить тут остальным сервисам кроме себя некого....

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Если честно, то довольно странный комментарий, отражающий мировоззрение монополии в полной мере.
Я просто напомню, что поиск без партнеров - ничто. Вероятно, с таким подходом Яндексу стоит все же признать такси своим основным проектом.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Повторюсь, для партнеров всё сделано. Партнеры же считают, что им всё должен кто-то бесплатно, а не на партнерских условиях. Какие же это тогда партнеры? )

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Партнеры хотят партнерских условий. Вы прекрасно знаете мою позицию.
Партнерские условия подразумевают равные условия как для партнеров, так и для вертикалей площадки.
Все предельно просто.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Так они же полностью равные в колдуне. Я перестал понимать суть претензии

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Ну конечно же нет) Изучите вопрос, раз вы знакомы с чувствительной информацией

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Я настолько знаком, что говорю со 100% уверенностью, что равные ))

Ответить
Развернуть ветку
Domorost

Значит вам скормили глупость, а вы радуетесь. Проявите страсть к познанию, откройте поиск Яндекса и ознакомьтесь с количеством сервисов вертикалей Яндекса в топе почти любой коммерческой выдачи. Тревел - не исключение.
Увы, Яндексу очень удобно заниматься подменой понятий, тем не менее любому незаинтересованному наблюдателю будет ясно, сколь бессовестными методами работает эта конторка.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Андреевич Хмельницкий

Для того, чтобы кем-то воспользоваться, надо кого-то найти..а канал поиска у нас своеобразный.. Тут я с вами соглашусь.
Но не забывайте, что и МТС может смсками закидать

Ответить
Развернуть ветку
Amrita

А я вот не буду писать негативные вещи. Задумка очень интересная. Если всё продумают и будут следить за рынком и тенденциями, то экосистема очень даже жизнеспособная.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Андреевич Хмельницкий

МТС - красавчики

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

почему отели не продают вот так (с выбором номера на поэтажном плане)?
https://bil1.pro/sunlight/index.html
это пример

Почему на большинстве сайтов чтобы купить экскурсию нужны заявко-созвоны? Почему не через эквайринг?
https://vc.ru/tribuna/687890-vyvod-ekskursiy-v-prodazhu-sposoby-instrumenty-poshagovye-instrukcii

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

1. Потому что отель не готов продавать номер на конретном этаже, это решает служба расселения перед заездом - они смотрят на текущую заполненность, орг и технические проблемы и селят, куда удобнее им.
2. Экскурсии заказывают спонтанно, проходя мимо места, вообще их очень мало берут заранее, экскурсии делают малые компании, они не могут делать большой объем, а клиенты хотят выяснить все детали и предъявить спецтребования, так что если сделать все на онлайн-подтвержденим то просто все вечно будет забронировано, но будет гора отмен.
Короче, слишком кастомизируемый продукт малых объемов. Автоматизация имеет мало смысла

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

То есть по вашему, как были заявки на сайте и созвоны, так они и останутся навсегда? Организаторы не готовы продавать экскурсии через эквайринг на сайте?

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Да. Кроме каких-то супермассовых и суперстандартных, которые скорее билеты, чем экскурсии.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Практика говорит об обратном, мы за 8 лет продавали самые разные экскурсии, любых масштабов да и сейчас:
Москва
https://eventscanner.ru/results.html?city=%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0&venue=&date1=&date2=&name=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8

Питер
https://eventscanner.ru/results.html?city=%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3&venue=&date1=&date2=&name=%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8

И далее 150 городов.
И каждую неделю приходят новые организаторы.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

И что по объемам? )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Сотни миллионов в год, я думаю.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Вы про кого говорите-то? Про площадку, про вендоров? И почему вы говорите "думаю", если 8 лет что-то успешно продавали?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Вы ссылки на Эвентсканер смотрели? Там продажи сотен а может тысяч экскурсий через "виджеты" кассир.ру, радарио, интикетс и других систем. Во множестве городов России. Их статистики продаж у меня нет. Но из года в год экскурсий все больше. Думаю, они продаются на сотни миллионов в год.

Наши общие продажи после 2019 года тут: https://bil24.pro/market_reach.html#002

Вычленять из них туры и экскурсии не охота, ну может их там процентов 5. Мы продаем мало экскурсий, по сравнению с другими.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Да, на первом месте спекталь. Все с вашими экскурсионными фантазиями понятно. Они у всех экскурсионщиков одинаково оторванные от жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Я не экскурсионщик, в профиле написано, чем я занимаюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Короче, вы дали ссылку на какой-то полуживой метасерч, который собирает предложения тех самых массовых стандартных экскурси, которые почти билеты, с билетных сайтов.
Так что, не понял ваш пример

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Не понял что в нем полуживого, экскурсию на нем вполне можно купить. Экскурсии самых разных видов, размеров и форм. Ну не поняли .. и ладно ). кому надо поймет )

Ответить
Развернуть ветку
Tapigo

Пробовать,тестировать,делать выводы- пахать дальше.
Мы в Tapigo.ru делаем сервис для путешествий
Пока урезанно , но главное пробовать тестировать.
https://travel.tapigo.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Amrita

Вашей маме зять не нужен, то есть работник? 😄

Ответить
Развернуть ветку
Tapigo

Добрый день.Спасибо за отклик.Работник - по какому направлению?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Власов

Про путешествия с детьми можно было понять еще из предварительного анализа ЦА)

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда