Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Экспресс-аудиты бухгалтерского учета показывают: только у каждой двадцатой компании бухгалтерия в полном порядке. Остальных ждут проверки и взыскания.

Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Привет, друзья! Меня зовут Татьяна Никанорова, я — предприниматель, финансовый ментор для бизнесов, собственник Консалтингового центра Профдело, мы настраиваем управленческий учет и строим эффективные финансовые стратегии для бизнеса, а также известны качественным бухгалтерским обслуживанием для ООО и ИП.

Мы проводим экспресс-аудиты бухгалтерий столько, сколько я рулю бизнесом. Только 5 клиентов из 100 получают отчет, где вердикт: «В целом все очень хорошо, мелкие помарки некритичны». А остальные 95 получают другое.

И кстати, не всегда в этом «другом» виноваты бухгалтеры. В большинстве случаев, когда ошибки не методологические, а стратегические: опасные схемы, дробление бизнеса и т.п. — бухгалтер-то и вовсе не виноват.

Давайте посмотрим какие ошибки мы находим чаще всего. Большинство кейсов по ОСНО, но парочка подойдет и для «упрощенцев».

Кейс 1. Налог в декларации меньше того, что в базе 1С

Довольно частая ситуация: в базе 1С у бухгалтера числится одна сумма, а в декларации показывается другая. Из квартала в квартал копится расхождение между суммами налогов, так что через пару лет и концов не сыщешь. Никаких комментариев в документах или базе по этому вопросу нет.

Например, у одного из наших клиентов на экспресс-аудите занижение налога на прибыль за первые 9 месяцев года составило 1 380 300 ₽. Оказалось, бухгалтер боялась показывать директору большие суммы налогов, потому что «он будет ее ругать».

Какие последствия влечет такая ситуация? ФНС может начислить:

  • ФНС полностью взыщет недоимку — 1 380 300 ₽.

  • Добавит к взысканию штраф в размере 276 060 ₽ (20% от невыплаченной вовремя суммы налога, согласно п. 3 ст. 122 НК РФ);

  • И пени — приблизительно 70 000 ₽ за просрочку уплаты налога — по 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день первого месяца и по 1/150 за все остальные дни просрочки.
Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Разумеется, мы посоветовали немедленно погасить всю сумму задолженности перед бюджетом. В результате штрафов удалось избежать. Таким образом, проверка «Профдело» сэкономила клиенту почти 350 000 ₽.

Рекомендация. Оптимизируйте налоги правильно, для этого есть много легальных способов. Простое занижение сумм в декларациях однозначно создаст проблему. Не ждите намеков из ФНС. Лучше сами проверьте, что данные из базы 1С полностью отражены в декларации.

Кейс 2. Отрицательный остаток товаров в базе

Другой случай. По бумагам продали перчаток больше, чем имелось на складе. Образовался отрицательный остаток на счете 41 «Товары». И немаленький: 47 518 пар (!) общей стоимостью около 500 000 ₽.

Почему отрицательный остаток — это проблема? Дело в том, что товар не мог взяться из «ниоткуда». Если товар есть, а документов на него нет, и на складе не числится — это излишек. Излишек нужно проинвентаризировать и оприходовать. И начислить налог на прибыль с рыночной стоимости излишка (п 20 ст. 250 НК РФ), а если вы на упрощенке — включить излишек в доходы и уплатить с него упрощенный налог (письмо налоговой).

Если налоговая обнаружит, что излишек есть, а налога с него нет, можно ожидать целый список взысканий:

  • от 10 000 до 30 000 ₽ — штраф за искажение данных бухгалтерского учета (п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ);

  • примерно 100 000 ₽ — доначисленный налог на прибыль (наш клиент был на ОСНО);

  • ~20 000 ₽ — штраф в размере 20% от 100 000 ₽ доначисленного налога;
  • ~6 300 ₽ — пени в размере 1/300 или 1/150 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты 100 000 ₽ доначисленного налога.

Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Подводим черту: ~150 000 ₽. Символично: это ровно в 10 раз больше, чем стоимость экспресс-аудита для устранения проблем.

Рекомендация. Всегда проверяйте реальное наличие товаров на момент продажи. Если нет документов на поступление — необходимо сделать ведомость инвентаризации и документ на оприходование излишков с формулировкой «обнаружено в результате инвентаризации», что чистая правда. Самостоятельно доначислите налог на прибыль, не дожидаясь пока это сделает ФНС со штрафами, пенями и прочими неприятностями. Или купите недостающий товар у ИП (без подробностей в публичном поле).

Кейс 3. НДС к вычету в книгах покупок больше, чем в декларации

Казалось бы, в чем тут проблема, ведь неуплаты налога нет. Но это тоже проблема для бизнеса, потому что компания переплачивает налог и не реализует свое право на возмещение НДС. Как так получилось? Причин может быть несколько.

Причина 1. Допустим, в книге покупок есть документы от сомнительного контрагента, который может подвести при камеральной проверке и не подтвердить сделку — тогда такой НДС не стоит показывать в декларации, но и в базе 1С этот НДС тоже нужно списать, а не ставить к зачету. Это техническая ошибка бухгалтера, которую нужно исправить.

Причина 2. Считается, что возмещение НДС — это очень страшно, и налоговая «отомстит» за то, что покажем налог на добавленную стоимость к возмещению.

Наш ведущий специалист Наталия Расходчикова попросила меня написать вам следующее:

Татьяна, напиши, пожалуйста, своим читателям, чтобы не боялись возмещать НДС. Мести в виде выездной налоговой проверки и пристального внимания к каждому документу не будет. И вообще задача любого собственника бизнеса работать не на благо налоговой, а в интересах собственного бизнеса, не замораживать деньги в виде входного НДС, а давать капиталу возможность работать в обороте компании. Пусть приходят к нам, мы все им грамотно сделаем.

Так что, если это ваша ситуация, приходите к нам, поможем с возмещением НДС, Наталия лично сопроводит процедуру.

Ситуация из практики: у одного нашего проверяемого расхождение между книгой покупок и налоговой декларацией за 3 квартала составило 2 463 399 ₽. Значит, 429 692,80 ₽ следует запросить обратно на расчетный счет или зачесть в счет будущих платежей. Что мы и рекомендовали сделать, разумеется.

Рекомендация. Не бойтесь налоговой проверки по НДС, если есть что возмещать — возмещайтесь. А если всё равно страшно — приглашайте профессионалов и делегируйте задачу им.

Кейс 4. Бухгалтер клиента не выставлял счета-фактуры на авансы покупателей

На каждый аванс в течение 5 дней со дня его получения необходимо выставить счет-фактуру, если вы на ОСНО. Сделать это нужно, даже если аванс будет закрыт оказанием услуги в течение месяца — да хоть на следующий день. Бухгалтеры не всегда соблюдают это правило — и напрасно, ведь это квалифицируется как грубое нарушение правил учета. И наказывается штрафом от 10 000 до 30 000 ₽ по ст. 120 НК РФ.

Вот подтверждение. При экспресс-аудите сотрудник «Профдело» обнаружил, что в течение целого года покупателям практически не выставлялись счета-фактуры на полученные авансы. Было оформлено только 4 из нескольких сотен! Если вовремя не внести изменения, при проверке компанию оштрафуют.

Мы порекомендовали нашему клиенту выписать необходимые счета-фактуры, чтобы избежать штрафа, и переформировать книги продаж и покупок. Обычно изменение этих книг влечет за собой и изменение суммы НДС, но не в этом случае — так как все авансы были закрыты оказанием услуг, то доплаты НДС не возникло. Уточненку можно не подавать — если занижения налога не случилось, то даже при наличии расхождений в учете и в отчетности уточненку подавать не обязательно. А можно и подать, чтобы все документы по декларации «бились» с вашей книгой продаж.

Рекомендация. Если вы не выставляли счета-фактуры на авансы покупателей — срочно начинайте выставлять! А за прошлый период оцените объем переделок и решите, что лучше — поправить или заплатить штраф.

Кейс 5. В декларации учли лишние расходы

Если вы уменьшили налогооблагаемую прибыль и, соответственно, налог в декларации с помощью «некошерных» документов — ждите проблем в виде доначисленного налога и штрафа. Так получилось у одного из наших аудируемых.

К нам на экспресс-аудит пришло ООО на УСН «доходы минус расходы». Существенную долю в затратах составляли выплаты подрядчикам с формулировкой: «за маркетинговые услуги». А расходы на упрощенке Д-Р можно учесть строго лишь те, что прямо поименованы в ст. 346.16 НК РФ. К сожалению, формулировки «маркетинговые услуги» в указанной статье нет, такие расходы не могут уменьшить налогооблагаемую прибыль. Потенциальные потери для ООО составили бы 1 681 369 ₽, в том числе:

  • 1 200 978 ₽ — доначисленный налог на прибыль;

  • 240 196 ₽ — штраф 20% от суммы доначисленного налога.

Как мы сэкономили своим клиентам 30 млн ₽ на налогах. Пять кейсов

Мы изучили ситуацию, и увидели, что на самом деле подрядчики настраивали рекламу в интернете — контекстную, таргетированную и что-то еще. А расходы на рекламу своих услуг как раз прямо поименованы в 346.16, их можно учитывать и уменьшать на них прибыль.

Тогда порекомендовали договориться с подрядчиками и перевыставить документы с нужной формулировкой услуги — и таким образом привели учет в соответствие с декларацией.

А если втиснуть наименование услуги в прокрустово ложе формулировки статьи НК никак не удается, мы рекомендуем самостоятельно убрать услуги из расходов, доплатить налоги и подать уточненные декларации — хотя бы штраф не начислят.

Рекомендация. Тщательно прочтите формулировки в документах. Даже если вам кажется, что расходы обоснованы, важно перепроверить, влияют ли они на налог на прибыль или налог УСН.

Как избежать проблем с налоговой

Насколько серьезными могут быть претензии со стороны ФНС? — В лучшем случае предложат доплатить налоги добровольно. В худшем случае дело уходит в Следственный комитет, который раскручивает его без полумер и дает реальные сроки. Так бывает, например, когда бизнесмены:

  • дробят бизнес, чтобы незаконно использовать льготное налогообложение;

  • указывают заведомо ложные сведения в декларациях по НДС;

  • «химичат» с налогом на прибыль;
  • подделывают договоры;
  • занижают налоговые выплаты через аффилированные компании.

Чтобы не было мучительно больно, я рекомендую раз в год проходить экспресс-аудит. Если раз в год часто — пройдите раз в два года. Как говорят врачи, даже если вы давно не делали чек-ап, просто пройдите его сейчас, на всякий случай.

Мы в Профдело за 17 лет работы научились все такие схемы ловить с одного взгляда. Ловим и показываем клиентам, чтобы те не пострадали от необдуманных шагов и участия в мутных схемах.

Специалисты Профдело успешно завершили более 200 экспресс-аудитов (мы считали по количеству клиентских отчетов в гугл документах). Сэкономили нашим клиентам более 30 млн ₽ — это штрафы и взыскания, еще почти 5 млн ₽ удалось вернуть в результате перерасчетов. А сколько сэкономили клиентских нервов и клиентского времени — никакому учету не поддается, в денежном эквиваленте это бесценно.

Как мы делаем экспресс-аудит

  • Проверяем учет по базе 1С.

  • Составляем подробный отчет о найденных ошибках (образец здесь).

  • По желанию проводим онлайн-встречу в зуме на 20 минут где голосом поясняем что нашли, насколько критично, и что с этим делать.

Поняли, что вам нужен экспресс-аудит — пишите нам в чат.

Как не огорчить своего бухгалтера, заказав экспресс-аудит

Я знаю, что некоторые бухгалтеры обижаются, если директор заказывает проверку учета. Некоторые говорят так: «Если мне не доверяют, я не буду работать с таким начальством». Да, если вы изначально бухгалтеру не говорили, что будете его проверять — внезапная проверка может обидеть. Поэтому лучше всего договариваться о проверке «на берегу» — до того, как человек приступит к работе.

Попробуйте аккуратно выяснить, как бухгалтер отнесется к проверке. Возможно он сам будет рад получить второе мнение. Мы в Профдело стараемся бережно относиться к бухгалтерам, не пишем каждую мелочь, чтобы очернить бухгалтера, и часто наш отчет — лишь квинтэссенция того, что уже знал директор. Тогда бухгалтер получает моральное право сказать: «А я ему говорила». 🙂

Если вы понимаете, что «всё плохо», и ваш бухгалтер никогда не согласится, а обидится и уйдет, а еще хуже — напакостит — тогда проверку нужно делать тайно. Как — обсуждаем индивидуально только в личке.

А если вы хотите узнать о законе персональных данных, я об этом написала в статье "У вас всё плохо с персональными данными, и вот почему".

Лайк и коммент - по традиции!

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

7777
84 комментария

хорошо, что у вас на сайте цены написаны. а то иной раз зайдёшь — услуга есть, а цены нет, тут же и уходишь.

12
Ответить

Саму бесит, когда цен нет.

16
Ответить

может потому что цена зависит от множества факторов

4
Ответить

Для тех кто не показывает цены сразу подготовлен отдельный котел

3
Ответить

ага,за ценой пишите нам в личные сообщения🤣🤣🤣

2
Ответить

Я как бухгалтер, всегда "За" за экспресс-аудит, убедишься что все верно, доделаешь не сделанное.

9
Ответить

Бальзам на душу! Но не все такие как вы, к сожалению.

1
Ответить