«Чаевые теперь оставляют везде и не столько в знак благодарности, сколько из-за давления» Статьи редакции
Клиентам неловко перед сотрудниками и окружением: они боятся, что, не оставив вознаграждения, испортят себе репутацию.
В декабре 2022 года колумнист The Atlantic Чарли Ворцел забежал в местный мини-маркет за мясной нарезкой. Надеялся, что визит займёт всего несколько минут, но продавцу пришлось долго искать товар в подсобке. Испытав вдруг неловкость, журналист робко поинтересовался, есть ли в магазине банка для чаевых. Но продавец ответил отрицательно и лишь вежливо его поблагодарил.
После этого Ворцел задумался, почему почувствовал внезапную обязанность оставить чаевые в гастрономе, — это ведь не ресторан и не служба доставки. Позже он понял: всё дело в том, что за последние годы изменилось отношение к вознаграждению в целом.
От добровольной практики к принудительной
В заведениях США, например, всё чаще появляются цифровые «банки» для чаевых, пишет CNN. Кассир выдаёт клиенту товар, принимает оплату, а затем поворачивает к нему экран для ввода вознаграждения — с заранее заданными опциями: обычно это 10%, 15% или 20% от покупки, а также возможность ввести свою сумму или не оставлять ничего.
В самой «чаевой» практике нет ничего такого: она процветала и в 18 веке. Американцам кажется, что ситуация вышла из-под контроля, потому что предложение оставить на «чай» появляются в непривычных местах, отмечают опрошенные CNN эксперты, изучающие потребительское поведение.
Из-за того, что раньше оставлять на «чай» было принято в основном в сфере гостеприимства, потребители перестали понимать, где нормально от этого отказаться, а где стыдно, — и сколько вообще отчислять. Всё это оказывает на них давление и превращает добровольную практику в принудительную.
Как отмечают эксперты, размер чаевых при этом не так часто зависит от качества обслуживания, как может показаться. Потребители нередко ориентируются исключительно друг на друга — в страхе подорвать свой социальный статус.
От желания отблагодарить к чувству вины
Клиенты имеют право не оставлять чаевые, однако несмотря на это чувствуют себя виноватыми — причём из-за всего подряд. Одни — потому что боятся, что переводят слишком мало. Другие — так как не хотят этого делать, и неважно, по какой причине: считают ли они, что сотрудник получает за это зарплату, или потому что сама покупка обошлась им слишком дорого.
Мнения среди работников сферы услуг также разнятся. Некоторые полагают, что это личное желание каждого. Другие говорят, что всё зависит от покупки и обслуживания: если клиент купил стакан кофе за $7, он не обеднеет, оставив $1 на «чай», — особенно если бариста готовил напиток по индивидуальному заказу и вёл с посетителем беседу.
От бонуса к жизненно необходимому источнику дохода
То, что отблагодарить работника теперь проще, чем раньше, — это хорошо, говорит Ворцел. Однако технологии могут укоренить и без того порочную практику, к которой работодатели обращались веками — экономя на зарплатах и заставляя сотрудников полагаться на чаевые.
Достаточно вспомнить, как во время пандемии Covid-19 компании пытались вызывать у потребителей сочувствие и призывали оставлять вознаграждение сотрудникам служб доставки, которые в отличие от сидящих дома клиентов вынуждены бегать по адресам в разгар эпидемии.
Не помогает также и то, что перевод чаевых через цифровые системы не всегда прозрачный. Иногда заработанные деньги делят между всеми сотрудниками — независимо от заслуг. А ещё часть вознаграждения может забирать платёжная система в качестве комиссии.
Как вести себя в новых условиях — коротко
Эксперты считают, что к терминалам для чаевых нужно подходить так же, как к физической банке для наличного вознаграждения: оставлять бонус стоит только тогда, когда есть желание и возможность.
Чувство вины — например, из-за низких зарплат сотрудников — не должно становиться решающим фактором, так как условия труда — забота работодателя.
Мне кажется от чаевых как от явления пора отказываться. Не говоря о том, что работодатель перекладывает на клиента ответственность за своих сотрудников. Это также ведет к непрозрачности формирования цен на услуги, уклонению от налогов и прочему.
Руководитель ФНС невольно нахмурился, прочитав этот комментарий ещё раз.
"Чай" остается таким же пожеланием - не обязанностью.
Да и моральную ответственность человек сам себе устанавливает.
Каким образом работодатель перекладывает ответственность на клиентов за сотрудников?
Уклонение от налогов здесь меньшее из зол
Сторонники "давать чаевые" очень напоминают гее-лесбиянок, веганов, любителей айфонов и прочих альтернативно одаренных граждан, которые всячески орут на каждом углу, что они особенные.
Ты пришел на эту работу и работаешь у этого работодателя - так с хрена ли ты чего то ждешь от клиентов, сверх того, что написано в прайсе-меню-прейскуранте того заведения, где ты работаешь?
Мало платят - поменяй работу. А на сегодня пропагандирование "оставлять бедным сотрудникам на чай" - тупо попытка работодателей из сферы торговли и услуг переложить свои расходы на потребителя. Эти уроды буквально говорят своим сотрудникам - "ты мало зарабатываешь, потому, что тебе мало на чай оставляют, наверное ты плохо работаешь". А ты нормальную зарплату платить не пробовал? Что бы сотрудникам попрошайничать и клянчить чаевые не пришлось.
Платить нормальную зарплату твоим сотрудникам - это твоя прямая обязанность, а ни как не клиента.
"Клиентам неловко перед сотрудниками и окружением" - клиенту насрать на взаимоотношения сотрудника с его работодателем. Есть цены в прайсе, получите деньги по прайсу, отдайте мой товар и не впутывайте меня в ваши междусобойчики. А для "окружения" человек, оставляющий чаевый, в большинстве своем, будет выглядеть лохом, который сорит деньгами.
Здесь ссылка идет на автора из США. В США это действительно нормальная практика. При средней минимальной зарплате в $12/час, позиции с типпингом/чаевыми (tipping job) могут быть по закону в 2 раза меньше (7.25$/час). (https://www.dol.gov/agencies/whd/state/minimum-wage/tipped)
При этом в США тебя с говном смешают, если даже тебя плохо обслужили, а ты не оставил чаевых. Если меня выбешивает официант, я не оставляю ему, но это еще надо постараться. Из последнего: налили эспрессо мартини в пивной стакан. Я попросил все переделать.
Чаевые в США начинаются от 15 и до 25-30% от чека. Я обычно оставляю 20%, потому что 15 мало, 25 много, но даже 20% это «вы меня извините…». Но я понимаю, почему это так, потому что им действительно не платят зп равную нормальным работникам и это сделано по закону. В некоторых ресторанах чаевые уже включены и это весьма неприятный сюрприз. Обычно официанты в таких местах полные мудаки.
В России же ситуация с чаевыми более здоровая. Все получают одинаковую зп, а чаевые в большинстве - приятный бонус. Когда я в Москве, я завтракаю обычно в кофемании и знаю там весь обслуживающий персонал. Еда хорошая, и обслуживание на уровне. Почему мне не оставить им 500-1000₽ в знак благодарности?
Это только в России он будет выглядеть лохом
Работал курьером, иногда перепадало. Но как часть бюджета их не учитывал, ибо не обязаны платить, и сегодня столько, завтра ничего, потом больше
Хотя в среднем около 3к выходило в месяц
Чаевые — только за работу сверх положенного, например, ты случайно уронил стакан с напитком и официант его убрал
Пришел к проктологу на колоноскопию, а он тебе заодно и до горла своей кишкой с камерой добрался, пару дырок в зубах нашел и зрение проверил.
Кстати, сделать подарок доктору после успешной операции это взятка или чаевые?
Если начать оставлять чаевые под новостями то другим читателям тоже будет некомфортно что они не оставляют?
У нас в кофейнях всегда стояли банки для чаевых и недавно поставили ещё терминал для электронных . Оставляют очень по-разному, так как формат «с собой» , продукт недорогой (средний чек 200-350₽) и работа от стойки без официантов . Картинка получается такая : на чай оставляют 5-10% посетителей , средняя сумма чаевых 30₽.
Имхо конечно , но я не вижу никаких проблем с этим . Кто хочет - тот оставил, кто нет - да пожалуйста . Как правило оставляют чаевые когда клиенты получили намного больше, чем ожидали и хотели выразить свою благодарность конкретному сотруднику . А наши ребята видят насколько их сервис хорош и конечно им приятно получать небольшое вознаграждение сверх зарплаты .
Ещё, буквально вчера ехал в такси, до этого долго ждал одну службу , они так и не приехали , приехал Яндекс. Водитель был отличным собеседником , комфортно ехал , подождал пока мы загрузились/выгрузились и ни словом не обмолвился , что спешит итд. По факту я получил больше, чем мог бы и мне искренне захотелось его отблагодарить , а он не внял денег 🤷♂️ и так бывает,
Расскажите как такое возможно - "получили намного больше, чем ожидали и хотели выразить свою благодарность конкретному сотруднику"?
Оплатили 1 стакан кофе, а сотрудник выдал 2?
Заказал 300мл, а налили литр?
Попросил кофе, а ему еще и ботинки почистили, постригли и рубашку погладили?
Что в обычной проходной кофейне (особенно как вы рассказываете, формата "с собой") можно получить "больше"? Тебе или нальют кофе, или не нальют. Кофе будет или вкусный или жижа. Если он не понравится, вы туда больше не зайдете, только и всего.
То же и с ресторанным общепитом - когда говорят, что чаевыми стоит благодарить за быстрое обслуживание и вкусную кухню. А разве это не первейшая и прямая обязанность сотрудников ресторана - быстро и вкусно кормить клиентов? Нахера кто второй раз пойдет в заведение где обслуживают долго и кормят невкусно?
С какой радости я должен доплачивать кому то в заведении за то, что это заведение просто качественно выполнило свою работу - быстро и вкусно накормило меня, получив за это ту сумму, которую само прописало в прайсе?
Чаевые когда-то придумали, чтобы платить меньше официантам и наемному персоналу и этой практики ранее не существовало.
Данная традиция странная, как и кэшбеки, скидки и прочее, где вместо обычной конкуренции по ценам вводится какая-то хитровыдуманная хрень, которая добавляет хаоса к цене услуги/вещи.
Тем не менее приходится следовать этой странной традиции чаевых, потому что такие ожидания сложились у общества и ты каждый раз думаешь есть ли у тебя наличка, сколько, куда и зачем это всё придумано.
Как же по@уй на чье-то мнение
Комментарий удален модератором
просто ты ни разу не видел как тебе в еду подплюнули
Комментарий недоступен
У большинства людей есть любимые кафе/бары где ты буквально знаешь персонал в лицо и фраза "мне как обычно" не пустой звук
Если в заведении такой поток новых клиентов, то и чаевые там не в таком приоритете.
Эксперты по чаевым?
Хех, ох и развелось же экспертов по разным вопросам.
А мы эксперты по комментариям или эксперты ко комментированию. Также тут есть эксперты по ответам. Эксперты по лайкам, эксперты по скачиванию — даунлоад менеджеры.
Чаевые платят только лохи.
Мне часто платят больше, но это от качества моей работы, сами об этом говорят. Очень грамотные и порядочные люди.
В университет подрабатывал в такси. Иногда оставляли рублей 10 чаевых (при поездке в 150) в виде «сдачи не надо» и это всегда было очень приятно.
С тех пор я понимаю, что 10% это копейки, а человеку очень приятно. Вроде с меня не убудет, вне зависимости от того сколько там получает сотрудник.
От настроения зависит. Хочу оставляю, очку нет. Официантам и таксистам обычно. А, еще чувакам ремонтирующим телефон. Посмотрел, подсказал, денег не взял, я оставил на кофе. В ремне сделали дырку в Хэндерсоне, ремень не их был, но туфли у них купил. Сделали денег не брали. Ну как тут стольник на кофе не оставить, мне не обременительно. Но крупные чаевые мне непонятны и не принимаю для себя (допустим больше тысячы в ресторане)
такая же шляпа как карты с кэшбеком
Сам работаю в общепите. Чаевых никогда и нигде не оставляю. Никаких мук совести и чувства стыда не испытываю
Интересна статистика сервисов в рф, какой процент оставляет чаевые, какая медиана и среднее в процентах от стоимости товара.
Сейчас же много электронных сервисов, должна быть статистика
Так в большинстве случаев чай - это наличка. Какие, нахрен, "электронные сервисы"?
Вы еще у рпц попросите статистику - какие молитвы чаще заказывают.
Писал чуть выше. По нашей статистике (обшепит без официантов) на чай оставляет 5-10% посетителей, психологически комфортная сумма 10-20% от чека.
У нас есть электронные чаевые со статистикой по дням, но она довольно скудная - сумма чаевых в день и средний размер чаевых в день. По ощущениям электронные чаевые это 30-40% от обшей суммы, больше наличной.
Хотя мне как человеку, который наличку почти не носит уже лет 6 это странно. Я часто оставляю чаевые, но почти всегда это безнал.
Комментарий недоступен
то же не считаю нужным)
Комментарий недоступен
Он же всё-таки не гейша, которая обучена вести беседу.
Со всех обязательных чаевых, типа оплатить чаевые QR кодом и т.д. хозяин заведения забирает 50%. Так что, не питайте иллюзий относительно благодарности в сторону персонала. В ресторанах музыканты, танцовщицы отдают 50% хозяину. Официанты следят за тем сколько им платят посетители. Вплоть до того, что заглядывают в телефон когда посетитель хочет отблагодарить переводом. Долгое время нас приучали, что благодарить это норма, это как в Америке и Европе. Но русский бизнес, бессмысленный и беспощадный оседлал и этот вид дохода..
Вы за всех то не говорите. Многим владельцам пофиг на то, что их работникам переводят на личную карту посетители.
А эл чаевые в о многих компаниях делятся в конце месяца сразу на всех работников (включая кухню). Либо - делятся на людей которые работали в одной смене. Второе - честнее, но муторнее .
В Чехии почти во всех ресторанчиках чаевые предлагают включить в счёт ещё при заказе
Только в Штатах. И конечно же самое забавное, это на Реддите или 9гэге смотреть как европейцы издеваются над рэднеками по этому поводу.
Отличная статья! Думал, что я один ненормальный думаю об этом. Действительно, для меня чаевые — это показатель, что всё было не просто «норм» (оказанная услуга за деньги), а на высшем уровне (т.е. выше нормы). У нас в России оно вроде бы так и работает, но в США — это натуральный идиотизм. Расскажу по личному опыту:
1) В США без чаевых даже не закажешь пиццу (к примеру, у Papa Johns), поскольку там написано (при заказе на сайте), что, мол, наши курьеры are working hard (развозить пиццу — это самая сложная работа на свете?) и ты обязан их за это отблагодарить. То есть, помимо того, что я плачу за сам продукт, его доставку (у меня выходило 5 долларов, но жил я в центре города), НДС (вместе это уже долларов $20 ≈ 1 375 ₽), я ещё должен что-то платить сверху? Откуда мне знать, что доставка пройдёт без всяких там сюрпризов, секретных ингредиентов лично от курьера и т.д.? Европа меня в этом плане закалила, что курьеры зачастую — это зло, но без них порой никак. Не то, чтобы я жмот и у меня не было денег, просто я не люблю, когда меня насильно заставляют что-то делать. Вообщем, оставлял символический доллар и забирал свой заказ. Культура «we are working hard» меня вообще взбесила. Получается, что вся Россия is working hard. Working hard = поднять жопу с дивана и делать хоть что-то (моё личное предположение).
2) В США, как правило, у официантов принято проявлять апатию к своему клиенту на протяжении всего его пребывания в заведении (ну, то есть, с покерфейсом и приличными временными интервалами принимать заказ и сухо отвечать на вопросы), а потом (ближе к завершению трапезы и оплате) они начинают проявлять к тебе дружелюбие, типа «high five», «everything okay?», заглядывать тебе в рот и всё такое. Естественно, что ты не хочешь быть скотиной, а потому оставляешь хотя-бы минимум в 3—4 доллара (минимум, указанный на планшете, или чеке), но это так мерзко и подло.
3) Размер МРОТ в США зависит от того, если человек получает чаевые, или нет. То есть, государство и работодатель перекладывают на клиента ответственность за своих сотрудников. Не дашь чаевые — это как не выплатить часть зарплаты. Знакомая рассказывала, что как-то раз в маникюрном салоне в качестве чаевых оставила $10 и сотрудница ей за это разнос устроила, мол, «чё так мало», «издеваешься» и т.п.? Тотальный идиотизм, короче.
В Европе тоже переняли американский опыт и тоже нихера не стараются нормально обслуживать (даже в открытую нахамить могут), а про чаевые не забывают (может оно там и зародилось, а в США привезли). Допустим, платишь картой, а тебе сразу такие: «это без учёта чаевых», и ты должен на терминале при пристальном взгляде официанта выбрать сумму «вознаграждения за прекрасный сервис». Хотя при этом ты можешь остаться недовольным сервисом, но ведь (как это принято в европейском HoReCa-бизнесе) ради тебя подняли жопу, зарегистрировали компанию, сняли 25 кв.м. в засанном историческом здании в центре города, купили посуду, наняли целый штат конченных бездарей, повесили худо-бедную вывеску (с дебиловатым дизайном), приготовили что-то, ещё и ПРИНЕСЛИ! Не важно, что ты полностью заплатил по прайс-листу (вы мне товар / услугу, я вам за это деньги), ты должен просто боготворить их за это! Типа без вас я бы просто с голоду умер, ох, спасибо вам! Утрировано, конечно, но де-факто оно так и есть. В таких местах ты не поесть пришёл, ты пришёл облизывать чужое заведение за собственные деньги. Будто это не бизнес, а храм еды какой-то.
Россию можно вечно хаить за её отсталость, но бизнес (особенно, когда дело доходит до еды) для клиентов мы делаем лучше всего. У нас на первом месте стоит клиент, а не заведение / предприятие, или его сотрудники.
Внизу наглядная картинка, чем отличается русский гастро-бизнес от европейского (дизайн, брендинг, качество блюд, качество обслуживания, размер инвестиций...) на примере бургерных.
Да,я тоже живу в США и эта система дико бесит. Порой чаевых хотят столько, сколько стоил стакан кофе🤯
Ложные ожидания работников это бред.
"Индивидуальный заказ" и пустой трёп не был заявлен в офферте.
Нужно платить ровно то, что было заявлено до покупки. Иначе вы ломаете прозрачность рынка и просчитываемость услуг.
проблемы белых богатых людей с тратой денег
у меня таких проблем нет
Никогда не давал, у всех есть своя зп. Низкая? Меняешь работу
Имеет смысл в том случае, если таксист помог дотащить чемоданы, а не просто довез, или еще что-то не входящее в должностную инструкцию делали, а за входящее уже уплОчено
Почему-то напомнило это - https://www.youtube.com/watch?v=HvcKNt9FPvM
Коротко и самое важное из статьи: «оставлять бонус стоит только тогда, когда есть желание и возможность.»
Скачал