Массовые увольнения в Кремниевой долине знаменуют собой конец эры IT-гигантов

Коллапс криптовалют (а вместе с ним и надежд построить Web3), увольнения тысяч сотрудников Facebook*, огромные сокращения в Twitter и других компаниях сейчас потрясают IT-индустрию. Это начинает разжигать у экспертов яркие воспоминания о крахе доткомов 20 лет назад.

Только за последнюю неделю компании Кремниевой долины уволили больше двадцати тысяч человек. Это были одни из самых высокооплачиваемых и опытных специалистов в отрасли. И теперь у них нет работы. Сложные решения крупных компаний уже привели к резкому сокращению числа свободных рабочих мест, увеличению конкуренции за оставшиеся должности, снижению инвестиций и приостановке найма многими другими фирмами. Происходящие процессы рикошетом отражаются на всей IT-отрасли, и сложно сказать, к чему это может привести.

Массовые увольнения в Кремниевой долине знаменуют собой конец эры IT-гигантов

Twitter, Meta*, платежная платформа Stripe, компания по разработке программного обеспечения Salesforce, один из главных конкурентов Uber компания Lyft, и многие другие фирмы поменьше в этом месяце увольняют двузначные проценты своих сотрудников. Это означает, что десятки тысяч разработчиков, менеджеров и рекрутеров в самом важном и символическом месте для IT теперь остались без работы. Даже самые стойкие и успешные компании, включая Google и Amazon, на днях объявили о замедлении и замораживании найма. Устроиться людям теперь будет гораздо сложнее.

Такие события укрепляют в Долине ощущения того, что бычий рынок последнего десятилетия, который принес огромные профиты IT-инвесторам, сотрудникам и экономике в целом, подходит к концу.

Некоторые компании, в которых недавно прошли увольнения
Некоторые компании, в которых недавно прошли увольнения

«Это действительно немного похоже на 2000-й год», — говорит Лиз Байер, давний IT-аналитик, руководитель и инвестор. — «Тогда тоже все вокруг говорили: нанимайте программистов, нанимайте, нанимайте, нанимайте!.. А потом внезапно компании получают ведро холодной воды в лицо».

Как мы дошли до жизни такой

Руководители десятков компаний, проводивших сокращения персонала, обвиняют в текущей ситуации множество взаимосвязанных факторов: чрезмерный найм во время пандемии, замедление активности в электронной коммерции, то, что люди начинают меньше времени проводить в Интернете, предпочитая офлайн-активности, которых у них не было долгое время. В то же время правительства уже несколько месяцев предупреждают о надвигающейся рецессии. Поэтому сотрудникам, по крайней мере на рынках США и Европы, стоит ждать более жестких условий труда. Стремительный рост тех. гигантов, который они ощущали годами и который воспринимали как норму, заканчивается.

Офис Meta*
Офис Meta*

Когда дело доходит до новых IT-компаний, тут тоже всё не так гладко. В последние два десятилетия низкие процентные ставки по кредитам позволяли венчурным капиталистам легко собирать новые деньги и вкладывать их в стартапы — даже если у основателей этих стартапов не было серьезных планов реального зарабатывания денег в обозримой перспективе.

Во время пандемии эта динамика ещё сильнее возросла: на рынке, благодаря «вертолетным деньгам» от правительства, появилась масса свободного кэша. Стартапы пошли в гору ещё быстрее, особенно в сфере Web3, которая в это время как раз стала трендом. Новые «единороги» ковались буквально за три-четыре месяца. Казалось, что за этим точно будущее — ведь туда вливаются десятки шальных миллиардов! В то же время крупные технологические компании тоже быстро расширялись, пользуясь тем, что люди проводят больше времени в Интернете. Цены на их акции резко выросли, что повысило их уверенность в себе и выплаты персоналу, и позволило не увольнять людей, даже если они были не особо нужны.

Но теперь, когда Федеральная резервная система агрессивно повышает процентные ставки для борьбы с инфляцией (возникшей как раз из-за огромной массы шальных денег), венчурные капиталисты стали очень скупы. Свободных денег под низкие проценты на рынке больше нет. Это вынуждает компании сосредотачиваться больше на прибыльности, чем на росте. И в числе первой статьи сокращения расходов — раздутый за время пандемии штат. Все, кто не обязателен для продолжения нормальной работы компаний, идут на выход.

Из огня да в полымя

Увольнения происходят всего через год после того, как Кремниевая долина достигла своего абсолютного пика. Тогда несколько крупных тех. компаний стали стоить триллионы долларов, а FAANG в целом превысила $7 трлн. Зарплаты программистов достигли рекордно высокого уровня, а криптовалюты влили новое богатство в карманы как инвесторов, так и сотрудников.

Прошло 12 месяцев — и вот. Акции Google упали на 35%, Amazon — на 43%, Meta* — на 68%, Netflix — на 57%. Только у Apple дела идут сравнительно неплохо, и падения нет (как и роста). В итоге сейчас десятки тысяч сотрудников ищут работу. Далеко не все успели продать свои акции на пике и далеко не все откладывали деньги на такой черный день, ожидая, что в IT у них будет вечное Эльдорадо.

Марк Вейл сам научился программировать, когда ему было 9 лет, и с 2010 года работал в сфере IT в десятке компаний Долины. В какой-то момент даже основал собственный стартап, потом перешел в Stripe. На прошлой неделе этот 35-летний менеджер стал одним из тысяч людей, потерявших работу.

Шел год за годом, и на моих глазах всё это только росло, становилось больше и богаче… Конечно, всех, кто занимается технологиями, много раз предупреждали, что это когда-нибудь закончится. Вот оно и закончилось.

Вейл взял кредит и купил себе дом всего за три недели до увольнения. Но он пока сильно не переживает. Говорит, что сможет найти себе новую работу: у него широкая сеть знакомых, которую он создал за 10 лет жизни в Долине. Его больше волнует судьба его младших коллег:

Мы сталкиваемся с ростом инфляции, энергетическими потрясениями, высокими процентными ставками, сокращением инвестиционных бюджетов и сжатием финансирования новых стартапов. Как ни посмотри, ближайшие годы будут турбулентными. Пережить их смогут не все.

Чем выше летаешь, тем больнее падать

В течение последних 10 лет крупные технологические компании были гордостью мировой экономики. Стоимость Apple, Amazon, Google и Microsoft пару лет назад превысила триллион долларов. Они стали самыми ценными организациями в современной истории. Эти гиганты конкурировали с бойкими стартапами, финансируемыми венчурным капиталом, такими как Uber, WeWork, Airbnb и Stripe, за технические таланты, постоянно повышая зарплаты и стоимость жизни в районе Сан-Франциско и в других технологических центрах, таких как Сиэтл.

Но за последний год в этой прекрасной картине начали образовываться трещины. Руководители сотен компаний начали предупреждать о неизбежных сокращениях, и даже такие фирмы, как Google, Microsoft и Facebook*, незаметно сократили новый найм.

Последние несколько недель стали особенно тревожными. В последнюю неделю октября вышла волна отчетов о доходах, показавших, что даже самые стойкие компании, такие как Amazon и Alphabet, испытывают серьезные проблемы с доходностью. Они больше не могут похвастаться такими цифрами, которые демонстрировали в течение последних десяти лет. А если дело так будет продолжаться и дальше, то они вообще рискуют стать убыточными.

Раньше мы о таком рассказывали в Китае: там происходит безумное падение IT-индустрии из-за новых регуляций и в целом давления правительства. Акции Tencent, Alibaba и многих других за последние 12 месяцев упали в разы, вынуждая компании сокращать массы сотрудников и закрывать целые направления своей деятельности.

А теперь похожая ситуация идет и в США, хоть и по другим причинам. Завышенные ожидания не оправдались, новые направления не приносят дохода, а свободных и почти неограниченных денег в индустрии больше нет.

Стоимость акций Meta* и Amazon только за последний месяц упала более чем на 20 процентов. У Amazon это связано с неутешительным прогнозом на приближающийся праздничный сезон, обычно ключевой в году. По мнению самой компании, продажи будут сильно меньше, чем в прошлом году: люди хотят гулять и развлекаться вместо того, чтобы сидеть дома и выбирать, что купить. А инвесторы бывшей Facebook* потеряли в ней уверенность после того, как Цукерберг в очередной раз дал понять, что намерен продолжать терять деньги, делая ставку на создание «метавселенной». Ребрендинг в Meta* случился почти ровно год назад, и за это время у компании осталось меньше трети от её былого состояния.

Штаб-квартира Twitter
Штаб-квартира Twitter

Microsoft и Google, занимающие 3-е и 4-е место по стоимости в мире после Apple и Saudi Aramco, тоже на днях сообщили о резком снижении выручки. Причин там много, но основная — падение спроса на цифровую рекламу, операционные системы и облачное ПО.

На прошлой неделе Twitter под руководством своего нового владельца Илона Маска уволил около половины из 7500 сотрудников соцсети. В четверг он заявил, что нужно срочно новые источники дохода, иначе Twitter «не переживет предстоящий экономический спад». Маск ожидает, что оставшиеся специалисты будут работать на пределе своих физических сил, и даже станут спать в офисе, если нужно, иначе компанию, по его словам, ждет банкротство.

Ровно за день до этого Цукерберг тоже сказал, что «макроэкономический спад» — одна из главных причин, вынудивших его уволить 11 000 своих разработчиков (13% от всех сотрудников Meta*). Это стало первым масштабным сокращением сотрудников за всю 18-летнюю историю компании.

Stripe уволил 14% своего персонала, Zillow — 5%, Lyft — 13%. Их капитализация за год упала в разы (Lyft — так вообще в 5 раз). Celsius, Voyager, Three Arrows Capital, FTX и другие криптовалютные проекты просто обанкротились, посылая 100% своих сотрудников на открытый рынок. В итоге, по данным системы отслеживания увольнений Layoffs.fyi, общее число уволенных IT-специалистов в 2022 году только в США составляет более 120 000 человек. Это больше, чем за 2020-й и 2021-й год, вместе взятые. Почти половина компаний, проводящих увольнения, — из района Сан-Франциско.

Дорогу молодым!

Техническим работникам, которые раньше могли рассчитывать на десятки предложений, теперь придется конкурировать за рабочие места с тысячами таких же людей.

Сара Чо, 23 года, в этом году окончила Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Всего через несколько месяцев после старта ее первой работы в качестве менеджера по продукту в Lyft она получила уведомление об увольнении. Она говорит:

Сейчас это очень насыщенный рынок, доступно только несколько ролей. Я гражданка Кореи, наличие визы тоже усложняет ситуацию. Доходит до того, что ты просто хватаешься за все, что доступно, рассылаешь тысячи резюме.

Причем в целом в экономике ситуация не такая уж и плохая. Инфляция оказалась не такой высокой, как ожидали аналитики в октябре. Экономисты из Goldman Sachs заявили, что ожидают, что зарплата в США продолжит расти в 2023 году. Экономисты Barclays предсказывают как максимум «неглубокую рецессию». В целом экономика США за прошлый месяц добавила 261 000 рабочих мест. Сокращения касаются именно IT, и именно самых крупных и заметных компаний.

Ожидается, что увольнения в Кремниевой долине будут продолжаться, и даже нарастать. Так, например, говорит Джулия Поллак, главный экономист ZipRecruiter, сайта поиска работы. Дело в том, что сейчас сокращения проводят IT-гиганты, а именно они задают темп всей остальной индустрии.

Мы увидим, как это окажет волновой эффект на экономику, как лавина. Люди очень болезненно на это реагируют, воспринимают это как индикатор.Вероятно, сокращения еще не закончились. Мы почти наверняка увидим больше. Технологические компании будут вынуждены сокращать расходы и пытаться быстрее получить прибыль.

По данным Министерства торговли США, в 2020 году технологическая отрасль давала около 10,2% ВВП страны. Кажущийся бесконечным рост таких компаний, как Amazon, Google, Microsoft, Facebook*, Netflix, Tesla, Salesforce и других, увеличивал накопления и пенсионные счета миллионов американцев, поскольку они занимали всё большую долю фондового рынка. Тех. компании в марте составили почти 30 процентов от общей стоимости S&P 500.

Массовые увольнения в Кремниевой долине знаменуют собой конец эры IT-гигантов

Во время пандемии эти большие компании начали расти еще быстрее. И воспользовались этим ростом, вложив десятки миллиардов в наем новых работников и строительство новых центров обработки данных. Но по мере ослабления пандемических ограничений оказалось, что большинство людей вернулись к своим обычным привычкам. Даже после года сидения на локдаунах их поведение и интересы глобально не изменились. Все инвестиции в резкое расширение теперь выглядят как расточительство и неправильный анализ ситуации.

Руководители Facebook* и Shopify прямо сообщили, что сокращения связаны с переоценкой степени перехода пользователей к электронной коммерции. «Очевидно, что все произошло не так, как я ожидал и не так, как все мы надеялись», — сказал Цукерберг сотрудникам во время телефонного разговора на прошлой неделе, согласно записи, полученного The Washington Post.

Сокращения будут продолжаться. Несмотря на значительное число увольнений в целом число сотрудников в Кремниевой долине по-прежнему больше, чем в 2019 году. И теперь люди, в том числе руководители, вынуждены сравнивать реальность с завышенными ожиданиями, которые они сами для себя построили.

Лиз Байер, которая была техническим аналитиком во время краха доткомов, говорит, что главная эмоция в индустрии сейчас — разочарование.

В течение многих лет квалифицированные IT-сотрудники прыгали между компаниями, используя одну работу, чтобы получить более высокую зарплату в другой. Начинающие инженеры могли получать до $15 тысяч в месяц, плюс еще опционы. Им предлагали такие привилегии, как бесплатное питание, медицина, массаж, выгул собак и прачечная на территории, а также неограниченный отпуск. Теперь, когда на рынке так много свободных работников, готовых хвататься за любую соломинку, это изменится.

Семил Шах, генеральный партнер венчурной компании Haystack, считает, что в ближайшие несколько месяцев в районе залива Сан-Франциско окажутся от 25 000 до 50 000 безработных IT-специалистов. Они не смогут найти должность, соответствующую их квалификациям. Зарплаты в целом снизятся, а люди начнут браться за работу, о которой они раньше не думали.

По словам Шаха, в долгосрочной перспективе нынешний шок может принести пользу. В течение многих лет стартапы и просто мелкие фирмы изо всех сил пытались конкурировать с более крупными IT-компаниями за разработчиков. Но не могли предложить ни их зарплат, ни их репутации, ни различных «бонусов» в офисе. Теперь репутации «большого IT» как самой безопасной работы в мире больше нет. Фирмам больше не нужны будут безумные деньги, чтобы как-то конкурировать с IT-гигантами за сотрудников. У них появится больше возможностей и талантов, так что новые и качественные сервисы могут быть не за горами.

«Это, конечно, очень неприятная коррекция, но большинство инсайдеров думают, что в долгосрочной перспективе она может оказаться полезной, как бы больно нам сейчас ни было».

Крутая работа пока что есть у нас! Предложения от самых передовых компаний в РФ и за рубежом — в телеграм-боте getmatch. Тысячи вакансий, зарплаты до 450 тысяч рублей. США, Грузия, Армения, Кипр, Европа. Указываете желаемую зарплату, и бот выдает вам лучшие предложения, и помогает пройти интервью. Всё бесплатно.

* — запрещены на территории РФ

99
2 комментария

Желтый заголовок, прям конец-конец. У нас все происходит волнообразно, наверное потому - что мы все волны по физической сути. Сейчас медвежий рынок, компании сокращают персонал (логично). Дальше следует бычий рынок, компании вновь будут жить на широкую ногу.

4

Комментарий недоступен