Бывшие сотрудники Google запустили первый платный поисковик. От его успеха зависит будущее интернета
Два бывших топ-менеджера Google создали поисковик без рекламы и с защитой личных данных, и теперь надеются привлечь людей, которые устали от того, что «они — это продукт». Подписка на поисковик (странная фраза, правда?) стоит $4,95 в месяц. Компания уже привлекла $77,5 млн, в ней работает 60 человек, 30% из которых ранее трудились на Google. Создатели рассчитывают отобрать себе несколько процентов поискового трафика, а там, возможно, и изменить наше отношение к рекламе в Сети.
Социальный эксперимент
Руководители Neeva говорят: они делают ставку на то, что способ, которым Google монетизирует свои поисковые и прочие сервисы, уже устарел. Рекламная монетизация, этот первородный грех, появившийся на заре интернета, как они думают, постепенно уходит в прошлое.
Google занимается такой монетизацией уже больше двух десятилетий. Технологии отработаны по максимуму, это невероятно прибыльный и эффективный бизнес. Но пользовательский опыт, пресловутый UX, ухудшается. В угоду рекламе и рекламодателям, которые неизбежно становятся приоритетными для площадки с такой бизнес-моделью.
Когда-то нам показывали пару ненавязчивых объявлений в блоке справа от результатов поиска. Потом эти объявления добавили ещё и в самый верх поисковых результатов. Потом их становилось всё больше, и они потеряли характерный цвет фона, позволявший быстро отличать их от не-рекламы. В итоге по многим популярным поисковым запросам рекламы на первом экране пользователя оказывается больше, чем обычных результатов.
К тому же, часть из этих «обычных» результатов ведет на собственные сервисы Google, и было подтверждено, что компания отдает им нечестный приоритет. В Европе Alphabet за это оштрафовали на €2,42 млрд: обнаружили, что так она втихую продвигала свой Google Shopping (до этого — Froogle).
То есть, даже если поисковые алгоритмы у Google лучше, чем у всех остальных, в таком преимуществе мало смысла для пользователя, если доверять поисковым результатам на 100% нельзя. И, по мнению создателей Neeva, найдутся люди, которым проще будет заплатить $4,95 в месяц, чем ежедневно по 20-50 раз пролистывать страницу вниз, чтобы увидеть «реальные» результаты, за которые никто не заплатил.
Шридхар Рамасвами, генеральный директор Neeva, говорит:
Создатели поисковика рассчитывают, что старая расхожая точка зрения, что никто не готов платить ни за что в интернете, окончательно умерла. За Netflix платят более 200 миллионов человек. 158 млн платят за Spotify. Почти 7 млн платят за цифровой доступ к The New York Times; 700 000 платят за Medium. И это несмотря на то, что у всех этих сервисов полно бесплатных альтернатив. Люди начинают привыкать к тому, что за потребление контента без рекламы можно платить, и это нормально.
Скотт Гэлловей, профессор маркетинга в Нью-Йоркской школе бизнеса, предприниматель и один из инвесторов в Neeva, говорит:
Google использует данные об активности пользователей для таргетированной рекламы не только на своих сайтах, но и на любых других ресурсах, где встроена реклама, идущая через компанию. Не зависящая от рекламы Neeva лишает обеспокоенных приватностью пользователей ощущения, что за ними постоянно следят в каких-то корыстных целях.
С моделью подписки, продуктом однозначно становится сервис, а не его пользователь. Проблема только в том, чтобы стать достаточно качественным продуктом, особенно если учитывать, что команда пока небольшая, а конкурент стартовал раньше на 23 года.
Тем не менее Рамасвами считает, что даже если они убедят всего один или два процента пользователей перейти на платный поиск, это будет огромный успех. Потому что каждый подписчик, являясь прямым покупателем, будет для его компании в сотню раз ценнее, чем один пользователь у Google. А оттуда можно уже начинать менять мнение остальных. И постепенно идти к интернету, где пользователи не являются продуктом, как в текущих платформах.
Компания не делает всё в одиночку. Neeva самостоятельно проиндексировала несколько миллиардов веб-страниц, но внизу на их сайте видно, что они также берут данные у Apple, Bing, Yelp. В числе провайдеров также Intrinio, Weather.com и Xignite. Даже Google не избежала участи: в поисковых результатах встроены Google Maps.
Вивек Рагхунатан, один из сооснователей, объясняет:
Внешне Neeva тоже очень похожа на Google. Это не случайно: задача платформы на данном этапе — не оттолкнуть новых пользователей. Но если задать что-то в поиск, разница между двумя системами становится заметна сразу. Если вверху поиска у Google будут рекламные объявления, у Neeva там же — обычные ссылки. На запрос «лучшие ноутбуки» Google показывает несколько строчек с сайтами-партнерами, у Neeva — экспертные оценки и обзоры. Ограничения, правда, тоже видны: эти обзоры идут только с нескольких сайтов, и большой приоритет отдан мнению PCMag.
Результаты поиска Neeva можно развернуть в том же окне, чтобы прочитать более подробные превью, не выходя из результатов поиска.
Еще одна отличительная особенность платформы— интеграция со сторонними сервисами. Вы можете подключить Neeva к таким источникам информации, как Gmail, Outlook, Google Диск или Dropbox. Можете подвязать учетную запись Slack или Jira. А потом Neeva будет включать материалы из них в результаты вашего поиска — на специальной вкладке «Личное». Google экспериментировал с аналогичными концепциями в прошлом: когда-то он внедрил результаты Gmail в поиск Google, но потом отказался от такой концепции.
В очередной раз отходя от традиций поисковых систем, Neeva заявляет, что будет передавать как минимум 20% своей выручки партнерам-издателям, информацию от которых она отображает в поиске. Первых двух она уже объявила: это Quora и Medium. Возможно, для компании это еще один способ отличиться от Google, которую часто обвиняли в использовании контента СМИ без нормальной компенсации.
Опыт DuckDuckGo показывает, что рынок для таких поисковиков существует. Тот проект, начавшись в 2008-м с одним программистом, теперь имеет команду 129 сотрудников и оценивается в $1 млрд, недавно получив ещё $100 млн от инвесторов.
- Поисковик доступен по адресу https://neeva.com/.
- В качестве слоганов Neeva выбрала «Здесь нет рекламы» и «Вы — не продукт», теперь это «Никакого отслеживания. Никакой предвзятости».
- Есть два тарифа использования: бесплатный (включает 50 поисковых запросов без рекламы) и Premium за 5.99$ в месяц. В эту стоимость входят приложения Neeva для iPhone и iPad, а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.
- Пользователь в настройках может включить возможность сохранять историю поисков. По заверению Neeva, сервис по дефолту не сохраняет историю и взаимодействие с продуктом.
Более подробный разбор нового сервиса, его основателей и перспектив можно (на английском) почитать у Fast Company.
Не удивлюсь что потом окажется что он подключен к движку гугла, используя гугл cloud выдает поисковые запросы. Для всего этого нужна огромная база данных сайтов - не верится что они сами её будут набирать. Я понимаю поисковик по типу Wolfram Alpha - там у него специфичная функциональность и они уже очень давно всё это совершенствуют, но тут похоже просто поиск...
Наверное, разместить рекламу в этом поисковике будет ооочень дорого.
Ребята никогда не искали в Яндексе. Счастливые.
А поискали бы и сразу поняли, что в выдаче Гугла рекламы практически нет.
Открыть поисковик отличающийся от гугл через браузер гугл :)))
Neeva - питерские что-ли?
или Автоваз ¯\_(ツ)_/¯
Даже если идея окажется жизнеспособной, гугл просто откроет собственную платную подписку на свой поиск без рекламы. И весь бизнес ребят накроется тазом.
но инвестиции то уже получены
Интересно потыкать, уткой пользоваться практически невозможно теперь, брейв сейчас изучаю, наверное, этот тоже посмотрю
А что с DuckDuckGo не так? Пользуюсь и никаких изменений плохих не заметил
Странно, я как раз заметил. Своего индекса у утки, можно сказать, нет. В основном индексирует по бингу. Раньше был договор с яндексом еще, там если регион ру выбрать сверху, то его индекс тоже использовался, за счет чего был гораздо лучше результат. После начала войны контракт разорвали, а при поиске на русском выдаются все возможные варианты на кириллице - на украинском, на болгарском, на монгольском. Если вдруг опечатаешься в запросе - утка с большой долей вероятности это не исправит, а результат поиска пострадает. Ну и время поиска ужасное: порой надо несколько секунд ждать, пока она покажет результаты.
Пытался ради прикола добавить свой сайт в индекс утки(пришлось на фларе завайтлистить duckduckbot для теста) — спустя пару месяцев ничего не поменялось, никакой панельки(где можно было бы узнать про индекс) как в гугле нет.
Ой а что с уточкой не так? Как она испортилась? Расскажите нам пожалуйста!
Выдача очень плохая.
Нетривиальные запросы практически не находятся
Выдачи поиска по зонам отличным от com org gov net хуже в десяток раз
Поиск по содержимому сайта очень плох
Если идет поиск конкретного, но относительно редкого продукта, то уточка не найдет или найдет в середине выдачи
У гугла и яндекса, на самом деле тоже - я пытался делать поиск по сайтам, и то что старое - проще было прощёлкать самому и найти - индексация в ауте, такое ощущение, что они потеряли вообще все старые базы старше лет 5-7. При том, что сайты - чистый текст, и на фоне картинок/видео занимать места не должны.
А-а-а-а-а...спасибо!
Не взлетит.
Поисковик который находит тебе то что ты хочешь а не всякий ненужный хлам? Хм...интересная задумка...понаблюдаю...
5$ в месяц, а ведь можно просто свайпаит рекламу в Гугле, бесплатно
Вот если бы они выложили все исходники в open source может имело бы смысл, а так, тебе предлагают платить за подписку и мамой клянутся, что не обманут)
а как вы определите что на серверах используются именно эти исходники?