Как создать стартап в студийных реалиях?

В жизни каждого человека наступает этап, когда он готов к чему-то большему. В компаниях так же — некоторые агентства и студии осознают, что они хотят не просто создавать продукты для других, а разрабатывать собственные. Это и новые финансовые возможности, и повышение экспертности.

Чаще всего студии показывают уже готовую версию продукта, в которой все идеально и настроено. Но никто не говорит о том, с чем сталкивается команда, которая решает внутри стабильной компании сделать что-то инновационное. Здесь история команды Студии Олега Чулакова — мы решили выпустить свой продукт и пожалели об этом (нет).

Идея

Как создать стартап в студийных реалиях?

Когда мы делали задачи для наших клиентов — банков, мы постоянно сталкивались с проблемами на этапе аналитики. Так к нам и пришла идея собственного продукта, который будет решать эти проблемы быстро.

Проблемы

  • Невозможно изучить приложения конкурентов в сжатые сроки из-за того, что в некоторых банках ты не можешь зайти в приложение без открытого продукта (а чтобы его открыть, придется ждать от 3 до 14 дней). В итоге приходится писать дальним родственникам, чтобы прислали скриншот приложения, перед этим еще потратив время на объяснение, как делается скриншот.
  • Приложения постоянно обновляются. Фича, которую вы придумали, возможно, уже где-то существует, но вы об этом не знаете.
  • Точечное глубинное исследование выходит долго и дорого. К моменту, когда вы его получаете, уже все поменялось несколько раз.

Мы долго искали решения на рынке, хотели посмотреть базу пользовательских сценариев, но не нашли ее. Да, похожие сервисы существуют, но ни в одном не исследуется банковская сфера. Вот мы и подумали: почему бы не упростить работу себе и другим командам банков, которые сталкиваются с похожими проблемами? Так и возникла идея создать удобный сервис с базой пользовательских сценариев в банковских приложениях, где пользователь найдет нужный сценарий в пару кликов.

Мы начали создавать deeep и открыли счета в 35 банках. Сегодня пользовательских сценариев в нем уже около 500. С помощью сервиса можно фильтровать и сортировать информацию по банкам, сценариям, функционалу, рейтингу или последней версии. Еще мы добавили к каждому сценарию оценку, теги и комментарий от эксперта, чтобы пользоваться сервисом быстро.

Советы для начинающих стартаперов

  • Лучший способ выбрать нишу — присмотреться к тому, чем вы занимаетесь. В нашем случае постоянная работа с банками показала, чего не хватает и какое решение можно придумать.
  • Благодаря анализу конкурентов мы поняли, что ниша свободна, и выявили свое главное преимущество — наличие качественных видеосценариев. Мы посмотрели, какой дизайн и фильтрацию сделали конкуренты, и поняли, что именно нужно добавлять в продукт, чтобы все получилось.

Стартап в условиях Студии: в чем плюсы и минусы

Как создать стартап в студийных реалиях?

Стоит ли делать продукт внутри стабильной команды и компании, которая уже давно существует на рынке?

Плюсы

  • У нас уже есть наработки, которые можно переиспользовать, — так получилось ускорить процесс.
  • Есть много сотрудников. Если кто-то с проекта выпадает, не нужно тратить много времени, чтобы найти замену.

Минусы

  • Коммерческие проекты в приоритете, из-за этого двигаемся медленнее.
  • В работе с клиентами привыкли к долгим исследованиям, а здесь нужно действовать быстро и молниеносно решать проблемы.

Мы могли себе позволить забирать специалистов с коммерческих проектов, чтобы развивать Студию и сотрудников. Поэтому приняли решение — «погнали делать!».

Ожидание VS реальность

Как создать стартап в студийных реалиях?

Со стартапом, видимо, всегда так: планируешь одно, а получаешь другое. Мы все распланировали по времени, но срок увеличился с 1 месяца MVP до 6. Вот что получается, когда первый раз запускаешь стартап.

Хотели сделать MVP уже готовым продуктом.

Вместо того чтобы реализовать решение «на коленке» (в чем и есть суть MVP), мы пытались заранее продумать, как сервис будет масштабироваться, и учесть все риски, так как вся команда привыкла к такому процессу и считала его единственно правильным. Пока мы думали, продукт не монетизировался, поэтому пришлось ускориться и реализовать решение, которое нам казалось неидеальным.

Не выделили постоянную команду.

Да, мы подобрали сильных специалистов, но побоялись их совсем убрать с коммерческих проектов. Даже product owner первое время подключался только наполовину. Это была плохая идея — через 2 месяца мы зафакапили первые сроки.

Переделывали несколько раз внешний вид продукта.

Не только разработчики, но и UX/UI-дизайнеры хотели добиться идеального результата сразу: много времени в команде потратили на обсуждение дизайна интерфейса. В стартапе же принято действовать быстро, смотреть на ошибки и переделывать.

Как мы решали проблемы?

Как создать стартап в студийных реалиях?

Распределили время.

Мы убрали из планирования все лишние встречи у основных специалистов. Освободили время, чтобы они могли не отвлекаться от задач над продуктом. Предупреждение: на длительных дистанциях не работает.

Собрали сильных специалистов.

В Студии работают специалисты разных уровней — от джунов до топов. При этом основные сотрудники в стартапе должны быть опытными, чтобы быстро закрывать задачи. Мы приняли решение забрать их с коммерческих проектов, оставив только для наблюдения за процессами. Так мы быстрее закрыли внутреннюю задачу по продукту.

Создали атмосферу стартапа.

Когда проходила активная стадия разработки, мы собрали основных специалистов в одной переговорке и освободили их от коммерческих задач на 2 недели. Так нам удалось создать мини-команду с общей целью, которая работала над продуктом.

Привлекали специалистов из смежной сферы.

В Студии есть целый отдел баннермейкеров, которые занимаются ресайзами баннеров и их анимацией. Мы привлекли ребят для монтажа и масштабировали команду, которая занималась объемной частью работы, смогли снять часть нагрузки с сильных специалистов. Это ускорило работу над созданием видео, но пришлось потратить больше времени на постановку технического задания.

Упростили процессы и подготовили шаблоны.

Часто специалисты менялись, например, в процессе подготовки монтажа скринкаста или его записи. Мы подготовили чек-листы, чтобы помочь ребятам быстрее включиться в работу и не делать ошибки, на которые мы натыкались в первые месяцы. Собрали базы необходимых шрифтов, компонентов и подготовили нужные шаблоны, чтобы ускорить работу на всех этапах.

Привлекали только заинтересованных сотрудников.

Человеческого фактора не избежать. Кто-то привык работать в привычном ритме, а кто-то с радостью врывается в нестандартные задачи. Мы решили брать тех, кто сам хотел работать в стартапе. Это было хорошее решение, получилась вовлеченная команда.

Непредвиденные обстоятельства.

Когда у нас была готова рабочая версия сервиса, произошли всем известные события, и сторы начали убирать банковские приложения. Наша идея оказалась масштабируемой, поэтому мы добавили к приложениям еще и мобильные версии интернет-банков. Мы адаптировались к новым условиям, чтобы силы не были потрачены зря.

Где мы сейчас

Мы отправили deeep нескольким командам банков на демотестирование и получаем ценный фидбэк. Благодаря их отзывам мы понимаем с командой, куда будем двигаться дальше и насколько масштабным станет сервис.

Круто осознавать, что мы вложили силы во что-то действительно полезное. Если вы тоже из банковской продуктовой команды или связаны с финтехом, можете принять участие в нашем тестировании и приобрести сервис для своей компании. Все подробности можно узнать на сайте promo.deeep.app

Ну и пробежимся коротко по инсайтам

  • Можно сделать продукт внутри студии, но готовьтесь к трудностям в процессах.
  • Идея должна быть гибкой и масштабируемой.
  • Погрузите команду в атмосферу стартапа. Представьте, что это совершенно другой бизнес внутри уже существующего.
  • Оптимизируйте все, что можно оптимизировать.
  • Пусть будет меньше сотрудников, но все они будут вовлеченными и универсальными.
  • Привлекайте в помощь всех, кто даже косвенно связан с вашей сферой.
  • Планируйте, но адаптируйтесь.
77
Начать дискуссию