{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Programmatic SEO: Руководство по продвижению крупных многостраничных сайтов и агрегаторов

Сегодня разберём подход к созданию коммерческих SEO-проектов на 10,000+ страниц с помощью программной автоматизации. Подход уже успешно применяют SaaS проекты, B2B-компании и консалтинг, которые собирают ощутимый целевой трафик в нише.

За рубежом методологию создания и SEO-продвижения сайтов агрегаторов, крупных каталогов и проектов с большим числом страниц со схожей структурой называют Programmatic SEO. Данное руководство — хорошая основа для наращивания новых разделов сайта с большим количеством страниц с целью получения целевого трафика (особенно для текущих успешных в SEO сайтов).

Вы читаете перевод серии статей от команды UntalkedSEO – узкоспециализированной команды по разработке Programmatic SEO проектов. Над переводом и авторскими заметками работал: Роман Макаров, Head of Organic Growth (SEO) в HighTime.agency – продвигаем SaaS-проекты в России и за рубежом (US, Fr, De, Латам и APAC).

Руководство я снабдил подробными комментариями из нашей практики в Programmatic SEO, чтобы даже продвинутые SEO-специалисты со схожими задачами смогли почерпнуть несколько идей для развития своих проектов. Если в некоторых местах информация покажется вам очевидной, можете изучать только примеры (обычно находятся рядом с изображениями) и наши врезки.

Структура гайда:

Programmatic SEO как метод создания и продвижения проектов существует давно. Крупные компании первыми подхватили этот метод, чтобы привлекать миллионную аудиторию из Google.

Почему же тогда этот метод с опаской применяют SEO-специалисты на фрилансе и так редко используют небольшие SEO-агентства, а также в основном подобные проекты реализуют внутри продуктовых команд? Мне кажется, что причин несколько…

  • Насмотренность. Команды провели недостаточно экспериментов, чтобы понять, что работает, а что нет в Google/Yandex;
  • Риск санкций ПС. Создание/добавление на сайт автоматически созданных 10,000+ страниц — это большой риск получить пессимизацию и санкции со стороны поисковых систем;
  • Команда разработчиков. Programmatic-проекты требуют вовлечения технических специалистов и больше усилий по разработке;
  • Поиск идей. А кто-то просто даже не представлял, что такие проекты возможно делать в их нише.

В общем, всё больше и больше SEO-специалистов экспериментируют с Programmatic SEO.

Дополнение от команды HighTime: за год к нам в агентство на консультацию пришли 15 programmatic-проектов, среди них:

– B2B-платформы, которые агрегируют данные пользователей своего IT-продукта;
– HealTech iOS-приложения, которые собирают данные из открытых онлайн-библиотек и упаковывают персональный калькулятор БЖУ;
– Ecommerce-порталы, которые парсят данные о товарах нескольких производителей и объединяют их в удобные для пользователей карточки и категории.

Все эти проекты отличает большое число страниц (от 1,000+), огромный поисковый трафик (от 10 000 посетителей в сутки) и возможность мгновенного обновления всего сайта с помощью автоматизации. Такие исходные уникальны тем, что на таких проектах можно внедрять SEO-гипотезы достаточно быстро (за 1 месяц) и практически сразу видеть результаты по позициям и трафику. Представьте, когда 10 000+ страниц выходят в ТОП за 9 месяцев по большинству НЧ-запросов — это просто потрясно.

Подход от UntalkedSEO описывает большинство use-кейсов, с которыми мы в HighTime сталкиваемся при разработке SEO-архитектуры и продвижении Programmatic-проектов. Он будет полезен всем, кто уже разрабатывает такой проект или планирует добавить programmatic-раздел на существующем сайте.

Глава 1. Основы Programmatic SEO

Давайте представим, что нужно создать страницы типа “Услуги по грузоперевозкам в <название города>” сразу для всех городов вашей страны и ранжироваться по соответствующим ключам во всех этих городах?

Конечно, мы можем создать сотни страниц вручную, но это займёт очень много времени.

Здесь как раз и полезен метод Programmatic SEO – с ним можно реализовать задумку в приемлемые сроки с помощью создания сотен или даже тысяч SEO-оптимизированных страниц за счёт автоматизации.

Что такое Programmatic SEO?

Programmatic SEO — это стратегия поискового маркетинга, в основе которой лежит генерация сотен/тысяч SEO-оптимизированных посадочных страниц с целью получения трафика по низкочастотным запросам. Каждая посадочная страница фокусируется на целевых long-tail запросах (long-tail запросы — это запросы из нескольких слов, они обладают невысокой частотностью и чётко выражают намерения пользователя).

Принцип работы Programmatic SEO-проектов, иллюстрация Анастасии Свеженцевой

Сейчас это очень популярный способ получения трафика, и все больше компаний применяют его на практике.

Дополнение от команды HighTime: programmatic SEO — это уже стандарт для продвижения в поиске у крупных игроков. Примеры успешных проектов:

RU: Aviasales (дата основания: 2007 / ~17 лет), Островок (дата основания: 2010 / ~14 лет), Avito (дата основания: 2007 / ~17 лет), HeadHunter (дата основания: 2000 / 24 года) и т.д.

Global: Airbnb (дата основания: 2008 / 16 лет), TripAdvisor (дата основания: 2000 / 24 года), Capterra (дата основания: 1999 / ~25 лет), Similarweb (дата основания: 2007 / 17 лет) и т.д.

Сейчас технологический стек позволяет поднимать проекты подобного масштаба даже небольшой командой (от 2-х человек).

Мы в HighTime видим всё больше примеров, когда уже крупные зрелые компании создают новые разделы в рамках существующих сайтов и собирают целевой трафик, который раньше приходилось добывать с помощью создания страниц вручную:

– событийный трафик, который собирают с помощью календаря отраслевых мероприятий;
– раздел партнёров и похожих решений, которые сгруппированы в категории (посадочные под целевые ключи);
– раздел образовательных программ в вашей нише и т.д.

За счёт большого возраста домена и богатой ссылочной массы страницы pSEO-разделов быстро заходят в ТОП и могут кратно повысить трафик на сайте за 1-2 месяца.

Итак, у Programmatic SEO проектов есть ряд существенных преимуществ, давайте разберем их все.

1. Легко масштабируется

Метод Programmatic SEO хорош, когда требуется быстро создать 1,000 и даже 10,000 SEO-оптимизированных страниц на основе собранной семантики. Также метод идеален, когда дизайн страниц должен быть одинаковым, а различия будут только в содержании, т.е вовсе нет смысла добавлять контент на эти страницы по очереди и выпускать их друг за другом. К тому же это еще и долго.

Дополнение от команды HighTime: для создания pSEO проектов требуется большая предподготовка: нужно собрать огромную семантику, тщательно проработать архитектуру проекта, найти данные и выбрать способ их сбора, создать подходящий шаблон страницы с учетом множества факторов и т.д. На такую подготовку обычно уходит от 1 месяца. Например, на одном из клиентских проектов — B2B-платформе для международной логистики — на создание ТЗ и релиз-оптимизацию крупного портала на нескольких языках ушло 6 месяцев.

Когда всё готово (выполнена pSEO-подготовка), сайт из 1,000 страниц и 5 языковых версий создаётся за 15-30 минут. Если такие проекты делать по классике — “страницы за страницей” — на проект ушёл бы не один месяц.

P.S. pSEO-проекты не только быстро создавать, но и улучшать. Достаточно внести изменения в шаблон, дополнить базу новыми данными и обновить все страницы разом.

Например, в оригинальном гайде UntalkedSEO пример страницы от Zapier из раздела Apps отличается от текущего. Команда улучшила исходный шаблон и разом обновила 7098 страниц. На ручное обновление такого количества страниц ушёл бы не один месяц. Разбор примера ниже 👇

Когда вы поднимаете проект по принципам Programmatic SEO, главным становится анализ (предподготовка на старте проекта) и выбор решения по созданию контента для наполнения страниц.

Например, раздел приложений Zapier насчитывает несколько тысяч страниц, проиндексированных в Google

Если вычесть из работы по созданию страниц на сайте Zapier фазу анализа (предподготовка на старте проекта), то на запуск всех этих страниц у них ушло не больше нескольких часов.

Представьте, сколько бы времени ушло на создание этих страниц классическим методом.

2. Лучший пользовательский опыт

Обычно programmatic SEO проекты нацелены на long-tail запросы. Они состоят из нескольких ключевых слов, обладают невысокой частотностью и четко выражают интент пользователя, в Рунете такие запросы называют НК НЧ – низкочастотные низкоконкурентные запросы.

Такие запросы привлекают посетителей с высокой вероятностью совершения целевого действия, поэтому и страницы под них требуются с очень четким CTA (призывом к действию).

Это позволяет добиться высокого коэффициента конверсии, чем на обычных страницах, с которой еще нужно сделать один или два перехода, чтобы попасть на «ту самую» страницу, где находится то, что требовалось.

На примере Canva: я набрал в Google «дизайн постов в Instagram», и первый результат пришел от Canva. Нажав на ссылку, я перехожу на страницу, где могу просто выбрать понравившийся шаблон и приступить к редактированию.

Ребята в Canva постарались и сделали все эти посадочные страницы под узкие сегменты.

Пользователь сразу попадает на нужную страницу, т.к. pSEO позволяет создавать большое число посадочных под узкоспециализированные запросы

3. Страницы хорошо ранжируются по ключевым словам

Чем больше на вашем сайте качественных SEO-оптимизированных страниц, тем выше шансы на появление проекта в SERP по соответствующим ключевым словам.

Programmatic SEO — это путь создания SEO-оптимизированных страниц, с целью охвата long-tail запросов, чтобы помочь пользователям решить максимально конкретную задачу. Все это делает жизнь пользователей проще. Если страницу любят пользователи, ее полюбят и поисковые системы.

Даже если эти ключевые слова обладают очень низкой частотностью, по ним сравнительно легче получать ТОП, а еще они приводят пользователей, с большей вероятностью совершить сделку.

Дополнение от команды HighTime: выдача по НЧ запросам обычно неконкурентная. В большинстве своём она состоит из коротких непроработанных страниц и страниц, которые неточно отвечают на запрос пользователя (например, ответ содержится в определённой части страницы, а всё остальная информация посвящена другому более широкому СЧ запросу).

В такую выдачу хорошо проработанные по структуре страницы заходят словно нож в масло, потому что они как раз сфокусированы под конкретный НЧ запрос 🔪

За счёт большого числа страниц под НЧ запросы проект становится хорошо диверсифицирован, т.к. основной трафик на ресурс приносят не 10-20 страниц, а 100-200-500-... . Чтобы конкурентам забрать вашу долю трафика, потребуется также создавать pSEO-раздел, что требует нестандартного подхода и защищает вас от случайных игроков в нише.

Если у вас в планах стать заметным игроком Яндекс и Google, то изучите возможности pSEO в качестве технологического рва. Чем сложнее повторить структуру вашего трафика, тем более устойчивый рост будет у вашего проекта.

4. Меньше рутины, больше аналитики и стратегии → выше результат

Давайте поразмыслим логически!

Когда вся информация для создания страниц собрана и упорядочена, на создание 50 страниц обычным способом уйдет 1-2 дня. Даже если это будет просто перенос текстов из Google Docs и вёрстка их в WordPress.

А если все данные уже готовы, то с помощью автоматизации вы сможете создать 1000 страниц всего за час или даже меньше.

Все это сэкономит ваше время и энергию.

5. Больше лидов

Страницы, созданные программным способом, собирают больше лидов по следующим двум причинам:

  • Так как больше страниц появляется в выдаче, больше людей приходят на сайт
  • Так как страницы заточены под узкоцелевые запросы, потенциальные пользователи с большей вероятностью оставят заявку.

В итоге вы получаете больше потенциальных клиентов, чем ожидали.

А если мы расширим наши представления, то это в итоге принесет вам больше клиентов.

Когда следует внедрять Programmatic SEO на сайте

Когда у вас одна из следующих ситуаций:

  • Вы создаете агрегатор или маркетплейс
  • Вам необходимо охватить тысячи ключевых слов с похожей семантической структурой
  • Дизайн всех страниц должен быть одинаковым
  • Вам нужно создавать страницы в похожем стиле в большом количестве
  • Вы нацеливаетесь на низкочастотные ключевые слова в большом количестве (от 500+ ключей)

Чтобы лучше понять это, давайте рассмотрим пример. Допустим, вы руководите транспортной компанией, которая предоставляет услуги по грузоперевозкам во всех городах США. И вы хотите, чтобы вас находил тот, кто ищет услуги по отправке грузов в Нью-Йорке, Чикаго, Бостон и или любом другом городе.

Ситуация в том, что в США более 10,000 городов. Очевидно, что вручную создать такое количество страниц невозможно. Но с Programmatic SEO это возможно!

Пример разметки переменных на шаблоне страницы

Для этого вам нужно подготовить список значений всех переменных (variables) для города, таких как название города, изображение города, местоположение городского офиса, контактный номер и т. д. Затем разработайте шаблон страницы и выведите данные из проверенной и утверждённой базы данных.

Дополнение от команды HighTime: благодаря автоматизации pSEO-проекты можно создавать сразу на нескольких языках. При создании и продвижении мультиязычных многостраничных сайтов есть несколько особенностей:

– Локализация семантики. Структура поисковых запросов на разных языках отличается. Поэтому необходимо собирать семантическое ядро и выполнять on-site оптимизацию под каждый язык отдельно. Например, ключевое слово “достопримечательности Парижа” автоматический переводчик в CMS переведёт “Paris sights” (частотность 1200), а лучше для SEO использовать ключ “paris sightseeing” (частотность 3900) или “Paris attractions” (частотность 8700).

– Локализация текстов, метатегов, изображений и контактов. Все шаблоны страниц необходимо адаптировать под каждую языковую версию с учётом культурных особенностей конкретной страны. Например, на страницах сайта под Филиппины лучше использовать фотографию филиппинца, а не шведа или мексиканца :)

– Реализация через папки и ccTLD-домены. Для большинства проектов оптимальным решением будет реализация языков версий через папки (site.com/fr, site.com/de, site.com/es и т.д.) или через ccTLD-домены (site.com, site.fr, site.de, site.es) для компаний, у которых процесс продажи и оказания услуг требует локального присутствия.

– Локализация продвижения. Для усиления видимости проекта в локальной выдаче Google добывайте ссылки также с локальных доноров. Например, на версию сайта site.com/fr необходимо строить ссылки с .fr-доменов, а на страницу “Услуги сантехника в Твери” – с локальных СМИ в Твери.

– Автоматизация. Для автоматизации создания языковых версий можно использовать специальные инструменты, которые помогают с переводами и передают данные по API, например Lokalise.

Вывод: создание pSEO-проектов на нескольких языках это не перевод одной версии сайта с помощью встроенного плагина CMS, а системная работа над каждой языковой версией по отдельности. Подробнее о продвижении мультиязычных проектов читайте в нашей статье на vc.ru.

Глава 2. Как собирать семантическое ядро для Programmatic SEO проектов

Сбор семантического ядра дает вам ценные сведения о потребностях клиентов и их интересах. Задача похожа на онлайн-исследование рынка, так как помогает понять, что ищут ваши потенциальные клиенты.

В этой статье мы рассмотрим несколько подходов к сбору семантического ядра для проектов с Programmatic SEO.

Сбор семантического ядра

Создание семантического ядра — это процесс поиска фраз, которые вводят в поисковых системах ваши потенциальные клиенты, когда ищут что-либо в сети. Идеальное ключевое слово для pSEO — низкочастотный запрос с низкой конкуренцией (long-tail keyword with low competition).

Сбор семантического ядра помогает понять поведение клиентов, тенденции в рынке и преобладающий спрос — все это ценные сведения, которые пригодятся в улучшении видимости сайта для целевой аудитории проекта. Ключевые слова играют также важную роль в формировании контент-стратегии и помогают составить план действий по привлечению пользователей с помощью статей в блоге.

Как выглядят ключевые слова в programmatic SEO?

Корневые ключевые слова (head keyword) — это высококонкурентные запросы, с большим спросом (частотностью). Как правило, они состоят из 2-5 слов, и по ним сложно ранжироваться (и тогда на помощь приходят модификаторы).

Как правило, ключевое слово pSEO состоит из двух частей — корневого термина (или корневого ключевого слова) и модификатора

Обратите внимание, что иногда ключевые слова сами по себе не имеют никакого смысла, пока вы не объедините их с модификаторами. Далее мы это еще разберем.

Модификаторы — это фразы, которые вы можете добавить к корневым словам, чтобы сделать их LT-запросами и повысить вероятность ранжирования по ним.

Модификаторами могут быть: местоположение, цвет, цена, продукты питания или буквально все, что можно присоединить к ключевым словам и создать комбинации, которые ищут в поисковиках люди.

Как правило, в ключевом слове pSEO может быть один, два или даже три модификатора.

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров:

Пример №1: может ли {рыба 1} уживаться с {рыбой 2} | can {fish 1} live with {fish 2}

В приведенном выше примере трудно сказать, каким будет "главное ключевое слово", но все ключевое слово имеет смысл. Модификаторами здесь могут быть названия рыб, такие как рыба-клоун, гуппи, данио и т. д.

И комбинации будут такими:

  • Может ли рыба-клоун уживаться с гуппи?
  • Может ли рыба-клоун уживаться с данио?
  • Может ли данио уживаться с гуппи?

Пример №2: шаблоны резюме для {должность} | resume templates for {job role}

В этом примере главный термин "шаблоны резюме", а модификаторами могут быть менеджеры по продукту, системные инженеры, тестировщики программного обеспечения и т. д.

И комбинации будут такими:

  • Шаблоны резюме для менеджеров по продукту
  • Шаблоны резюме для системных инженеров
  • Шаблоны резюме для тестировщиков программного обеспечения

Улавливаете идею?

Я стараюсь сначала собрать корневые ключевые слова (head keyword), а за модификаторы берусь позже. Обычно, собирая семантическое ядро, я подмечаю несколько ключевых слов, которые попадаются мне на глаза, а затем уже оцениваю каждое из них и подбираю модификаторы после завершения работы.

Различные способы поиска ключевых слов для программного SEO

Теперь, когда вы понимаете, что такое подходящие для pSEO ключевые слова и как они выглядят, пора разобраться, как найти эти ключевые слова.

По сути, ваша цель — найти ключевые слова, в которых вы можете либо заменить некоторые слова, либо добавить несколько, чтобы сконструировать новые ключевые слова, которые пригодятся при создании страниц.

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм — один из лучших способов найти темы, в которых вы можете создавать страницы с помощью программной автоматизации. Выпишите различные аспекты вашего бизнеса на лист бумаги (или в Notes на компьютере). Затем поразмышляйте и запишите проблемы и узкие места, с которыми сталкиваются ваши потенциальные пользователи.

Если вам ближе визуальный подход, то попробуйте для штурмов MindMeister или Xmind

Ваша цель — обнаружить закономерность в тех фразах, что вы выписали. Попробуйте добавлять различные модификаторы, чтобы найти закономерность, которая может быть полезна для Programmatic SEO.

Например, у всех популярных поставщиков карт, таких как MasterCard и Visa, есть сотни кодов причин возврата денежных средств на расчетный счет (chargeback reason codes), которые часто ищут пользователи. Поэтому эти компании создали отдельные страницы для всех кодов причин и теперь получают тонны трафика на эти страницы.

2. Используйте Google

Google в сборе семантического ядра — это самый недооцененный инструмент (и не важно, идет речь про SEO или Programmatic SEO). На платформе Google есть целый спектр инструментов для поиска ключевых слов, которые вы не найдете (по моему опыту) больше нигде.

Рассмотрим несколько из них.

Поисковые подсказки

Когда вы начинаете писать запрос в поисковую строку Google, система начинает предлагать вам несколько готовых вариантов. И порой в них есть очень интересные фразы.

Например, я просто набрал в Google "шаблоны электронной почты для" (email templates for)

Здесь вам также может помочь оператор * (звездочка) – просто поставьте * в начале, конце или между словами, и автозаполнение попытается показать вам соответствующие ключи.

Таким образом я могу собирать модификаторы к корневому ключевому слову.

Google Keyword Planner

Возьмите широкую фразу по теме вашего бизнеса, и изучите предложения по ключевым словам от Планировщик ключевых слов Google. Он, кстати, бесплатный.

Например, если у меня бизнес, связанный с фитнесом, и я хочу предложить людям различные варианты низкокалорийной пищи на выбор. Я открываю инструмент и прогоняю через него фразу "низкокалорийные продукты".

{калорийность} калорийных блюд может быть отличным ключевым словом для pSEO

Различные комбинации могут быть такими:

  • 200-калорийные блюда
  • 350 калорийный ужин
  • 1200 калорийная порция и т. д.

Google Search Console

Google Search Console тоже хорош, если у вас есть существующий сайт, уже добавленный в Search Console. Изучите ключевые слова, которые получают большое количество показов, и попытайтесь найти закономерность.

Например, я обнаружил, что получаю показы по запросу "buyer persona template"

Почему бы не расширить его и не создать программные страницы, нацеленные на такие ключевые слова, как:

  • b2b buyer persona template
  • b2c buyer persona template
  • ppt buyer persona template

3. Анализ форумов

Форумы, на которых общаются ваши пользователи, также отличное место для поиска ключевых слов. Посмотрите, что обсуждают пользователи, какую информацию они ищут и с какими проблемами сталкиваются.

Мои любимые форумы: Reddit, Quora и StackOverflow. Но ваша аудитория может быть и на другом форуме.

Например, если я собираю запросы на тему облачных хранилищ, то иду в subreddit и ищу “cloud storage*”, чтобы посмотреть, что ищут люди

Вот такие выходят комбинации:

  • Облачное хранилище для фотографий
  • Облачное хранилище для съемок с дронов
  • Облачное хранилище для видео и т. д.

Кстати, оператор "звездочка *" работает и на Reddit, в поисковиках и много где еще.

4. SEO-инструменты для сбора семантики

Semrush и Ahrefs – хорошие варианты для поиска ключевых слов. С помощью них можно изучить ключевые запросы ваших конкурентов.

Чтобы найти варианты дочерних страниц для каталога, введите широкое ключевое слово, и Ahrefs сам подскажет, какие страницы можно создать с помощью Programmatic

Например, для платформы по аренде недвижимости для релокантов страницы с информацией о стоимости проживания в городе/районе (cost of living) могут приводить трафик на первый уровень GTM-воронки (Awarness-контент). Подробнее про GTM-воронку и маркетинг IT-компаний читайте в этой статье.

И опять же, оператор * (звездочка) работает и в Semrush, и в Ahrefs.

Дополнение от команды HighTime: на одном из eCommerce pSEO-проектов под США Ahrefs выдал нам 210,000+ ключей. Очевидно, что собирать и кластеризовать семантику на весь проект пришлось бы не один месяц.

После анализа сырой семантики и структуры трафика конкурентов выявили, что всё ядро распределяется между 40+ товарными группами. А в каждой группе товары делятся на 8-12 моделей. В итоге для составления списка дочерних страниц под каждую модель всех товарных групп объём семантики сократился в ~400 раз. А архитектура проекта была составлена на основе названий поисковых кластеров товарных групп и моделей.

Позднее мы назвали такой способ сбора семантики методом SEO-индукции :)

Вывод: когда у вас 10,000+ ключей в ядре не действуйте в лоб. Попробуйте найти закономерности, разбейте семантику на схожие по структуре группы и делайте архитектуру в рамках этих групп, а затем обобщите получившуюся структуру на весь проект.

5. Используйте внутренние данные

Если у вас уже давно есть действующий бизнес, вы можете использовать собранные внутренние неперсональные данные. Однако этот метод подходит не для всех видов бизнеса.

Например, если компания собирает данные о технологических стеках различных SaaS-компаний, то она может программно публиковать страницы на темы:

  • SaaS-компании, использующие Next.js
  • SaaS-компании, использующие PHP, и т. д.

Или что-то вроде:

  • 10 лучших SaaS-стеков для финансового бизнеса
  • 10 лучших SaaS-стеков для повышения производительности и т. д.

И для всего этого у них уже будут внутренние данные, поскольку они уже их собирают.

6. Смелее работайте с ChatGPT

ChatGPT также хорош для pSEO. Его возможности просто потрясающие.

Текст промта: Provide 10 keyword ideas for the "telecom and SIP-trunk" niche. Keywords should contain variables that I can replace with 100s of different modifiers. Use {} for highlighting the modifiers.

Например, в течение минуты я смог найти 10 ключевых слов, которые стоит попробовать для pSEO (см. скриншот выше). Ну, может, и не все, но здесь точно что-то есть.

Помимо поиска ключевых слов для pSEO, ChatGPT имеет несколько различных вариантов использования для pSEO, таких как генерация часто задаваемых вопросов, помощь в создании шаблона страницы, написание скриптов и формул автоматизации, создание метатегов и описаний и т. д.

Оценка ключевых слов

После того как вы подготовили первоначальный список ключевых слов, пришло время просмотреть их по одному и оценить, стоит ли за них браться. Проверить можно следующие моменты:

  • Ключевые слова должны быть с низкой конкуренцией, чтобы ваш сайт мог по ним ранжироваться
  • Страницы в ТОПе не должны быть статьями с высокой степенью проработки, потому что pSEO-страницы, как правило, не могут с ними конкурировать
  • Выберите ключевые слова, по которым вы уверены, что сможете собрать данные и создать качественный шаблон страницы
  • Составьте первый (ограниченный) список ключевых слов, на которые вы собираетесь ориентироваться на своем сайте, и начните работу с них.

Как только вы составите финальный список ключевых слов, просто найдите все возможные "модификаторы" для этих ключевых слов и приступайте к подготовке данных для проекта.

Далее самое время приступить к созданию проработанного шаблона страницы.

Дополнение от команды HighTime: как находить идеи для pSEO-проектов:

– если у вас B2B-компания, посмотрите, как ваши коллеги с B2C-направления охватывают большой спрос. Например, если у вас логистическая платформа для B2B-клиентов, изучите опыт B2C-игроков: Пони Экспресс, FedEx и СДЭК. А также коллег из соседних ниш: TuTu и Aviasales.

– если конкурентов в вашей стране или регионе нет, изучите проекты из более конкурентных стран, где борьба за пользователя выше. Например, если вы хотите сделать платформу по поиску недвижимости в Венгрии, посмотрите, как проекты из США, Германии и ОАЭ охватывают схожую семантику в своей стране.

– посмотрите последние 100 статей, которые вы выпустили в блоге (ваша целевая семантика). Найдите ключи, которые вы закрываете статьям, а могли бы закрывать pSEO-страницами. Например, вы выпускаете VS-сравнения только популярных конкурентов у себя в блоге. А в нише 100+ конкурентов и можно создать сотни таких страниц, но с помощью блога это делать нецелесообразно, т.к. идут большие затраты на создание каждой статьи.

Глава 3. Как составить шаблон страницы для pSEO-проектов

Результат в Programmatic SEO зависит от проработки шаблона вашей страницы.

Шаблон страницы в Programmatic SEO — это структура и дизайн, которые вместе станут основой для создания множества страниц.

Все страницы будут создаваться на основе строк в базе данных.

В шаблонах применяется специальная разметка переменными (variables), которые генератор будет заменять на значения соответствующих записей из базы данных.

Давайте разберем на примере страниц Zapier, они тоже генерируются программно.

Разметка переменных на посадочной странице, страница на Zapier

Динамические элементы подсветил на скриншоте. Так как будет проще понять, что именно подгружалось из базы данных.

Существует 2 типа шаблонов страниц, которые вы можете создать:

  • статьи в блоге
  • посадочные страницы (лендинги)

Если вы продаете товар или услугу, выбирайте лендинги. Если вы занимаетесь контент-маркетингом, выбирайте статьи.

Дополнение от команды HighTime: если действовать по классике, то для информационных запросов – статьи в блоге, для коммерческих – лендинги. Но бывают случаи, когда информационную коммерческую семантику можно охватить с помощью длинных лендингов в обучающем how-to формате, в которых большое число CTA (для повышения конверсии).

Например, крупные международные UCaaS и CCaaS провайдеры создают сотни страниц, которые отвечают на запросы “к какому [городу/стране] относится телефон с указанным кодом” и “какой код у [город/страна]”: CloudTalk (new york area code number – 1,100 запросов), Nextiva (915 area code – 41,000 запросов), Dialpad (346 area code – 112,000 запросов) и т.д.

Процесс создания шаблонов для обоих форматов подходов схож. Разница в основном только в дизайне: подготовка для лендинга займет больше времени, чем создание статьи в блоге.

Обратите внимание, что процесс создания шаблона зависит от платформы и технологического стека. Он может быть в простом формате markdown, HTML или любом другом.

Markdown-шаблон, который я создал для своего экспериментального проекта

Например, если вы используете JAMstack для публикации страниц, вам будет полезен простой маркдаун для шаблона в стиле блог-поста, как показано на скриншоте выше. Для любого другого технологического стека или платформы все будет по-другому.

Сейчас не будем излишне вдаваться в подробности создания шаблона для различных технологических стеков, так как этот процесс будет отличаться. Давайте сначала разберем, что стоит включить в шаблон и как оптимизировать SEO-параметры.

Перед созданием шаблона нужно разобраться в двух ситуациях:

  • Данные уже есть: вам необходимо разработать шаблон таким образом, чтобы в него были включены все необходимые данные.
  • Данные будут позднее: вы можете разработать шаблон, ориентируясь на референсы конкурентов, и уточнить его позднее.

В первом случае вам просто нужно включить всю необходимую информацию, которая вам доступна. А во втором случае вот элементы и информация, которые можно включить в шаблон страницы:

1. Краткое описание

Краткое описание обычно объясняет ценность продукта или услуги.

Например, если вы посетите генерённые страницы на Zapier, то заметите, что они просто добавили одно предложение для каждой страницы.

В общем, краткое описание помогает объяснить, какой товар/услугу здесь предоставляют.

Ещё один пример от Tripadvisor "Чем заняться в Амстердаме". В кратком описании размещены ссылки на самые популярные достопримечательности – ценность для пользователя и дополнительная перелинковка для SEO

2. Изображения

Без изображений веб-страницы скучны. В шаблоне нужно хотя бы одно изображение – оно улучшает внешний вид страницы и помогает SEO-продвижению.

Например, Nomadlist добавляет классное изображение в качестве фона в первом экране (hero section).

Если вы создаете шаблон для статьи в блоге, добавьте уникальное описание ко всем изображениям, чтобы увеличить уникальность страницы.

3. Функциональные возможности (Features)

Если создаете шаблон страницы для продукта или услуги, то укажите на функциональные возможности и преимущества.

Например, если бы мне нужно было сделать такой блок для платформы грузоперевозок, я бы добавил раздел с описанием функциональности приложения. И получилось бы как-то так:

Пример раздела features для международной платформы грузоперевозок

4. Статистика и фактоиды

Добавление интересных статистических данных о предлагаемом продукте/услуге – тоже полезный ход.

Например, это может выглядеть следующим образом:

Пример добавления статистики в шаблон страницы

5. Вопросы и ответы

Такой раздел не только улучшает пользовательский опыт, но и полезен для SEO.

Вы можете добавить 5-10 вопросов, которые могут возникнуть у ваших пользователей перед совершением сделки. Предпочтительнее использовать аккордеоны для добавления FAQ, потому что так можно добавить всю информацию, не делая страницу слишком длинной.

6. Социальное доказательство

Социальные доказательства повышают доверие пользователей, поэтому их следует добавлять и на программно сгенерированные страницы.

Например, Zapier добавляет такой раздел на все автоматически созданные страницы

7. Раздел "Связанные страницы

Вы можете добавить раздел "Смотрите также" или "Похожие страницы" (related pages) в нижней части страниц. Это поможет вам добавить внутренние ссылки для перелинковки, а также улучшит пользовательский опыт.

Правило # 1. Выполняйте on-page SEO-оптимизацию на 100%

Если требуется создать 1000 страниц для привлечения органического трафика из поисковых систем, шаблон, безусловно, должен быть SEO-оптимизирован.

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать ...

  • Оптимизируйте страницу под главное ключевое слово — добавьте его в title, h1 и URL.
  • Добавьте ключевое слово на страницу несколько раз, чтобы плотность ключевых слов была оптимальной.
  • Прорабатывайте перелинковку: добавляйте на другие внутренние страницы 2 и более ссылок
  • Там, где это необходимо, не добавляйте внешние источники, которые будут повышать доверие к вашей странице
  • Используйте WebP-формат изображений и выполните оптимизацию под Lighthouse
  • Добавьте структурированные данные (микроразметку)
  • Обеспечьте быструю загрузку страниц, потому что технические показатели сайта также являются фактором ранжирования
  • Используйте ЧПУ и понятную структуру URL-ов, которая позволит упорядочить содержимое сайта (см. изображение ниже).
Не существует одного правила для URL-ов на сайте. Но всегда предпочтительнее иметь структуру, которая проста для понимания и грамотно организована.

Ещё пример структуры URL у Airtable: https://www.airtable.com/templates/content-production

Правило #2. Улучшайте юзабилити страницы

На предыдущем этапе вы оптимизировали шаблон страницы для поисковых систем. Теперь пришло время оптимизировать страницу для пользователей.

Некоторые вещи, которые вы должны иметь в виду:

  • Оформите страницу так, чтобы она выглядела привлекательно. Проработайте визуал, цвета, поля и т. д., чтобы страница была удобной для просмотра, и пользователи могли легко найти то, что они ищут.
  • Раскрывайте конкретику. Например, вместо скучных кнопок призыва к действию, таких как "начать" или "узнать больше", используйте конкретные CTA, например, "скачать шаблон письма" или "начать редактировать шаблон".

Дополнение от команды HighTime: для pSEO-проектов мы готовим маски основных метатегов и заголовков. Для этого составляем список всех типовых страниц, которые есть на сайте, и делаем 3-5 шаблонов. Далее разработчики автоматизируют их создание, как и по другим элементам страницы.

Пример для title #1: Best [ключевое слово] – [число моделей в категории] Models Under [минимальная цена] in [год] → 37 Best Nike Air Max Golf Shoes – 37 Models Under $50 in 2024

Пример для title #2: [Действие] [тип объекта] в [город] – [кол-во объявлений] объектов от [минимальная цена] € на [название проекта] → Купить виллу в Анталье – 179 объектов от 51,000 € на site.tr

Глава 4. Как собрать данные для Programmatic SEO

Качественный набор данных для Programmatic SEO — это ключевое. Сбор таких данных — большая работа, причем нелинейная.

В этой части мы по шагам разберем (на примере моих проектов) как собрать данные для Programmatic SEO-проектов. Поехали.

Именно данные позволяют в pSEO-проектах создавать 100 или даже 1000 страниц автоматически

Есть два подхода к данным:

  • либо у вас есть данные, и тогда вы ищете ключи, под которые их можно использовать
  • либо у вас есть ключевые слова, и тогда вы ищете, как собрать соответствующие данные.

Будем считать, что у вас есть семантическое ядро и вы определились с ключевыми словами и поэтому теперь готовите наборы данных. Пора браться за датасеты и вот где их можно взять:

  • Данные доступны на одной веб-странице: в этом случае у кого-то уже есть данные, и они разместили их все на странице, откуда их можно скачать (бесплатно или за плату).
  • Данные присутствуют на нескольких веб-страницах: если искомые данные и точки данных присутствуют на нескольких веб-страницах в Интернете, вам необходимо воспользоваться техникой веб-скрейпинга, чтобы собрать данные с нескольких сайтов.

Теперь давайте рассмотрим каждый из этих сценариев.

Вариант 1. Данные доступны на одной веб-странице

Это самый простой способ добыть данные для ваших pSEO-проектов, и зачастую вы даже можете получить их бесплатно. Просто нужно найти ту единственную веб-страницу, где присутствуют нужные вам данные, а затем загрузить весь набор в удобном для вас формате.

Источник #1. Выдача Google и Dataset Search

Google может быть чрезвычайно полезен для поиска подходящих датасетов. Вот некоторые способы использования Google:

  • Поиск датасетов в Google – добавьте префикс или суффикс "скачать данные" (download data) к ключевому слову, и он автоматически покажет наборы данных с нескольких сайтов.
  • Используйте оператор поиска “filetype:” – Google также индексирует файлы MS Excel (.xls) в поиске, поэтому добавление filetype:xls в конце поискового запроса также может быть полезным.
  • Используйте оператор поиска “site:” – оператор поможет найти определенный веб-сайт, который можно использовать для поиска публичных Google-таблиц. Просто добавьте site:docs.google.com/spreadsheets в конце поискового запроса, и вы получите в качестве результатов только Google Sheets.
  • Вы также можете использовать оператор site: для поиска Kaggle или других сайтов (Kaggle — проект Google по машинному обучению, где размещены наборы открытых данных). Просто добавьте “site:kaggle.com”, и в результате будут показаны результаты только с этого сайта.
  • Используйте поиск по датасетам Google – этот инструмент от Google показывает в качестве результатов только наборы данных.
Например, если я ищу данные о продажах автомобилей в Нидерландах, то сначала захожу в Google, нахожу данные о продажах автомобилей и изучаю ТОП-20 выдачи

Для обычных кейсов есть шанс, что в первых нескольких результатах вы получите то, что ищете.

Источник #2. Поиск на государственных сайтах и хранилищах

Правительства почти всех стран имеют несколько сайтов с публичными данными, которые вы можете использовать для своих проектов. Почти всегда эти данные можно скачать бесплатно.

Например, у правительства США есть сайт data.gov, где доступно более 300 тысяч наборов данных из разных категорий. Аналогично у индийского правительства есть сайт data.gov.in, где доступно более 800 тысяч различных наборов данных, а также API.

Источник #3. Поиск на Reddit

На Reddit есть несколько активных сообществ, где можно найти наборы данных, относящиеся к разным темам. Вот некоторые интересные сообщества Reddit:

Самое лучшее в этих сообществах то, что вы можете не только скачать данные, которые кто-то уже выложил в открытый доступ, но и запросить наборы данных, связанные с вашими проектами, и кто-то может вам помочь.

Источник #4. Поиск на GitHub

На GitHub хранится множество данных, представленных в различных форматах. Следующие способы помогут вам извлечь то, что вы ищете.

  • Поиск на GitHub – зайдите на GitHub.com и напрямую найдите нужные вам данные. Например, если мне нужны данные о продаже автомобилей, то я могу найти "данные о продаже автомобилей" или что-то в этом роде.
  • Используйте “site:github.com” в Google – иногда поиск Google по сайту работает лучше собственного внутреннего поиска сайта. Добавьте site:github.com в конце или начале поискового запроса в Google, и он будет показывать результаты только с GitHub.
  • Используйте "site:github.com вместе с inurl:csv – Если вы ищете наборы данных в формате CSV, используйте “site:github.com inurl:csv” в конце или в начале поисковых запросов в Google: site:github .com inurl:csv [Ключевое слово]

Источник #5. Публичные API

Данные могут быть не только в формате CSV, XLS, MySQL и т. д., их также можно получить с помощью API.

Один из крупнейших сайтов API – RapidAPI, где вы можете найти 1000 платных и бесплатных API для своих проектов.

Например, я нашел этот интересный API, связанный с питанием, который можно использовать для создания замечательного программного сайта в этой нише

Вот еще несколько источников, помимо RapidAPI:

Источник #6. Поиск в репозиториях наборов данных

Существует несколько сайтов-репозиториев с данными, которые я много раз использовал для своих проектов:

  • Kaggle – предлагает широкий спектр наборов данных по самым разным темам: от финансовых данных до спутниковых снимков.
  • Awesome Public Datasets – коллекция из 100 тысяч наборов данных в нескольких категориях, которая регулярно обновляется сообществом.
  • Data World – платформа, предоставляющая доступ к широкому спектру наборов данных, а также инструменты для совместной работы, визуализации и анализа.
  • DataSN – содержит 1000 000 правильно очищенных наборов данных в различных форматах и категориях.
  • NASA EarthData – если вам нужны наборы данных, связанные с нашей планетой, то лучше открытых данных NASA ничего не может быть.
  • Открытые данные Всемирного банка – если вы ищете данные о ВВП, финансах, населении и т. д. для разных стран, открытые данные Всемирного банка могут вам очень помочь.
  • Academic Torrents – содержит сотни ТБ данных, который позволяет обмениваться исследовательскими данными с использованием протокола BitTorrent.
Например, я нашел на Academic Torrents набор изображений более чем 200 птиц

Большинство упомянутых выше хранилищ данных совершенно бесплатны для использования.

Вариант 2. Данные присутствуют на нескольких веб-страницах

Если подходящие данные присутствуют на нескольких веб-страницах, то для сбора данных можно воспользоваться методом скрейппинга.

Например, мне нужно создать сайт, который будет сравнивать цены на товары: буду сравнивать цены на один и тот же товар на нескольких сайтах, таких как Amazon, eBay, Walmart, Flipkart и др. Так как практически невозможно извлечь данные о цене вместе с данными о других характеристиках продукта с нескольких сайтов, мне нужен автоматический скрипт, который будет делать это за меня с регулярной периодичностью.

Как правило, скрейппинг общедоступных данных не является противозаконным, но обязательно ознакомьтесь с условиями и положениями сайта, который вы хотите скрейпить.

Сокращение данных может быть выполнено одним из следующих способов:

  • С помощью no-code инструментов
  • С помощью кастомных скриптов

Давайте рассмотрим каждый из этих способов.

Источник #1. С помощью No-code инструментов

Если извлечение данных не слишком сложное, то можно использовать определенные No-code инструменты:

Я использовал OctoParse для своих проектов. Вы вводите URL-адрес, с которого хотите скрейппить данные, как правило, он автоматически определяет повторяющиеся элементы на странице, а также пагинацию — это очень удобно в работе. В бесплатной версии OctoParse можно добыть до 10 000 строк данных. Вы можете экспортировать данные в форматы CSV, XLS, JSON и MySQL.

Источник #2. С помощью кастомных скриптов

Кастомные скрипты — тоже хороший способ, но он требует навыков программирования. С ними можно собирать столько данных, сколько захотите, без каких-либо ограничений. Такие библиотеки Python, как Selenium, Scrapy, BeautifulSoup, Requests и lxml, имеют обширную документацию для начала работы.

Скрейппинг – это сложный и трудоемкий процесс: данные нужно собрать, а затем очистить, чтобы сделать их пригодными для использования. Поэтому убедитесь, что вы готовы ко всему этому.

Такая работа обычно классно делается в паре: Заказчик + Программист. Так как есть работа с SEO-частью (SEO-стратегия, анализ запросов и сбор семантического ядра), а есть работа, связанная с автоматизацией и созданием программного когда.

Например, на Upwork, можно найти опытного веб-скрейппера за 25 долларов в час. Главное – четко прописать требования, чтобы в конце не возникло путаницы и сюрпризов

Вы можете комбинировать несколько наборов данных. Например, если один набор данных предоставляет мне названия автомобилей и их технические характеристики, я могу найти другой набор данных, содержащий данные о годовых продажах тех же автомобилей. А затем объединить их оба, чтобы создать свой уникальный набор данных.

Дополнение от команды HighTime:

Источники для сбора данных: вот ещё 5 способов, где можно добывать данные для pSEO-проекта (на основе проектов наших клиентов):

– из продукта. Можно сделать доступными часть данных, которые вы даёте пользователям уже при использовании продукта в личном кабинете. Конверсия в заявку на таких страницах выше, т.к. пользователи до регистрации уже видят ценность вашего продукта. К тому же Google лучше воспринимает такие страницы, потому что они содержат уникальный контент. Например, если у вас платформа предоставляет доступ к базе специалистов, то можно создавать страницы с карточками специалистов и затачивать их под поисковые запросы. Примеры ключей: юристы Москвы, найти частного водителя, услуги иллюстратора.

– парсинг форумов, групп в социальных сетях, досок объявлений и чатов. Если пользователям важен свежий контент, вам потребуется его постоянно обновлять. Лучшим источником будут ресурсы, где пользователи сами загружают новую информацию.

– авторская обработка открытых данных. Если важные для пользователей данные в открытом виде не предоставлены, вы можете получить их с помощью вычислений. Например, если пользователи ищут стоимость квадратного метра недвижимости в различных районах города, вы можете вычислить это на основе стоимости и площади объектов.

– агрегация исторических данных. Если открытые источники показывают данные на текущую дату, а пользователи ищут, как эти данные менялись по времени. Например, пользователи ищут, как менялся МРОТ за последние 3 года.

– извлечение данных из текстовых документов и UGC-контента с помощью AI. Например, данные предоставлены в необработанном виде и простым скрейпером их не вытащить, можно использовать для этого обученную нейросеть.

Глава 5. Programmatic SEO на реальных проектах: 7+ жизненных примеров

В этой главе разберем реальные кейсы pSEO-проектов.

1. Создание страниц профилей

Programmatic SEO полезен в создании страницы профилей для различных объектов, с описанием возможных сведений об этом объекте — примерно как на странице Википедии.

Например, если вы работаете в нише "домашние питомцы и собаки", вы можете создать страницы профилей для всех различных пород собак. Страницы могут содержать такие блоки как: физические параметры, история, продолжительность жизни, темперамент и т. д. о каждой собаке.

Конечно, именно такой вариант реализации не подойдёт для каждой ниши как есть, но сам подход универсален.

Еще пример: вы работаете в нише электроники и создаете страницы профилей для различных электронных гаджетов и там есть информация о том, что это такое, для чего используются, кто создал, как они выглядят, когда были созданы и т. д.

Крупнейший зарубежный агрегатор софта Capterra 50% органического трафика получает на страницы профилей продукта. Пример страницы профиля продукта Twillio

Возможно, эти страницы профилей не приведут вам готовых к покупке пользователей, но они помогут вашему сайту стать авторитетным в нише.

2. Создание страниц сравнения (comparison pages)

Когда потенциальный клиент ищет "продукт A vs продукт B", ему могут пригодиться страницы сравнения. Даже если у вас простой контентный сайт, вы все равно можете создать страницы сравнения для различных продуктов/услуг.

Например, Cloudtalk создал большой VS-раздел в своей отрасли. На каждой странице представлено сравнение трёх решений: двух популярных конкурентов и Cloudtalk

Еще пример от платформы email-маркетинга AWeber. Они взяли всех своих основных конкурентов и создали отдельные страницы сравнения, подчеркивающие, почему их платформа лучше.

В обоих примерах Programmatic SEO работает как инструмент лидогенерации.

Дополнение от команды HighTime: когда продукт только вышел на рынок, о нем никто не знает, поэтому запросы в формате “ваш продукт vs конкурент” не ищут. По нашему опыту, более эффективно сравнивать ведущих игроков на рынке, например, “главный конкурент 1 vs главный конкурент 2” и добавлять свой продукт третьим в качестве альтернативного решения. В этом случае вы сможете собрать пользователей, которые находятся на нижней части воронки, и предложить им свой продукт.

Как искать темы для VS-статей:

1. Вводим название бренда конкурента в Ahrefs.

2. Добавляем “VS”.

3. Смотрим с какими конкурентами сравнивается продукт.

Вот примеры запросов, которые можно найти и охватить статьями-сравнениями, если мы создали похожий на Hubspot продукт:

- hubspot vs salesforce

- pipedrive vs hubspo

- hubspot vs marketo

- hubspot vs zoho

- hubspot vs pardot

- hubspot vs mailchimp

Подробнее в другой нашей статье о кейсе SEO-продвижения Webflow.

3. Location-based страницы

Programmatic SEO хорош для создания страниц со списком услуг/компаний/заведений в городах и странах.

Например, на Clutch есть страницы со списком логистических компаний в Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско и т.д. Для множества городов США есть такая страничка, и все страницы генерируются программно

Еще пример. Предположим, что вы предлагаете услуги по чистке бассейнов во всех крупных городах Турции. Тогда вы хотите, чтобы ваши потенциальные клиенты в этих городах находили вас, когда они ищут что-то вроде "услуги по чистке бассейнов в Стамбуле". И для этого нет лучшего способа, чем использование программного SEO.

При создании таких страниц нужно быть очень осторожным. Старайтесь, чтобы на каждой странице было как можно больше уникального контента, простое изменение названия места в заголовке не поможет.

4. Страницы данных

Вы можете создавать страницы, на которых в структурированной и наглядной форме будут представлены огромные наборы данных (кейс похож на пример с профилями).

NomadList действуют именно так для продвижения в разных городах мира.

Страница про Амстердам содержит десятки параметров о городе, поданных в наглядной и удобной форме.

Еще пример. Страницы населения стран на Worldometer, где огромные данные о населении представлены как в виде наглядного графика, так и в виде простой таблицы.

SimilarWeb создал страницы для всех крупных сайтов по всему миру, взяв данные из своего инструмента. Пример страницы о показателях сайта vc.ru

Любой, кто ищет данные о посещаемости сайтов, обязательно попадет на эти страницы, а их CTA будут готовы превратить случайных посетителей в платящих клиентов.

5. Рейтинги и обзоры (best-страницы)

Да, вы можете создавать рейтинги, подборки и обзоры с помощью Programmatic SEO.

Например, страницы стартапов на сайте Failory – один из лучших примеров такого подхода.

Еще пример страницы на сайте MarketWatch под запрос “best CRM for real estate”, на которой перечислены все инструменты, а затем даны ссылки на отдельные страницы профиля каждого из перечисленных решений, например, Zoho.

6. Глоссарий

Пользователи, изучающие AI, обычно интересуются специализированными терминами (токенизация, тонкая настройка, вкрапления и т. д.). Если у вас сайт, на котором рассказывается обо всем, что связано с ИИ, вы можете создать глоссарий всех терминов, которые будут интересны людям.

Вот пример такой страницы. Здесь перечислены все важные термины, связанные с искусственным интеллектом и машинным обучением. На самом деле, вы можете сделать то же самое практически в любой нише и для любого сайта.

7. Калькуляторы и конвертеры

Например, калькулятор изменения цен на жилье от In2013Dollars для всех штатов США. Кстати, на этом сайте можно многое узнать о pSEO, просто посмотрев на то, что они сделали.

Например, Wise создал конвертеры для множества валют и разместил на них свои CTA

8. Для SaaS-продуктов

У SaaS-компаний один из самых интересных сценариев использования Programmatic SEO для привлечения на свой сайт огромного количества трафика с высокой вероятностью конверсий.

Вот еще идеи Programmatic SEO для SaaS-бизнеса:

  • Создавайте массовые страницы с кейсами использования (use-cases), например, как использовать YourSaaS для {чего-то}.
  • Создавайте страницы альтернатив (alternatives pages), включая ваших конкурентов, например, лучшие альтернативы {вашему конкуренту}.
  • Создавайте страницы сравнения (comparison pages) с конкурентами, например, YourSaaS против {вашего конкурента}.
  • Создавайте небольшие онлайн-инструменты, которые являются частью вашего большого продукта.

9. Для контентных сайтов

Вот еще несколько интересных идей pSEO для контентных сайтов:

  • Создавайте страницы сравнения продуктов (comparison pages), например, {позиция 1} против (vs) {позиции 2} или сравнение (compare) между {позицией 1} и {позицией 2}.
  • Создавайте страницы под кластеры вокруг подтем в вашей нише, например, для сайта о рыбах такие темы, как руководство по уходу за {видами рыб} или может ли {рыба 1} жить с {рыбой 2}.

Понимаете, как работает?

Идеи применения Programmatic SEO есть повсюду!

Пример от HighTime. Вот одна из 100+ страниц на нашем in-house проекте под US, которую мы создали с помощью pSEO

Дополнение от команды HighTime: в завершение статьи хотели бы отметить основные факторы, которые определяют успех pSEO-проектов:

– Следить за уникальностью и качеством контента. Если для поисковых систем страницы будут мало отличаться друг от друга, то будут проблемы с индексацией и ранжированием. При создании даже 100+ страниц контент должен быть уникальный не только на уровне основных заголовков, но и текстов. В этом могут помочь тексты на основе AI и добавление на страницу данных из продукта.

– Есть слона по частям 🐘. Релиз проекта лучше делать по этапам. Например, сначала релизить страницы первого и второго уровня вложенности. После успешной индексации и получения первых позиций переходить к третьему и четвёртому уровням. Или релизить все уровни страниц сразу, но в рамках одного раздела. После успеха с одним разделом переходить к следующему. Такой подход позволит снизить вероятность технических ошибок и оптимизировать следующие релизы.

– Доводить до идеала техническую оптимизацию. В проектах на 10,000+ страниц требуются другие технологии для поддержания нормальной скорости загрузки. Например, выносить CMS на отдельный сервер, который создаёт статичные html-страницы через современные связки вроде Headless CMS (Strapi, Contentful) + NextJS/NuxtJS.

– Ссылочное продвижение. Равномерно прокачивать хорошими ссылками главную страницу и основные разводящие разделы. Для языковых версий проекта нужно использовать локальных ссылочных доноров.

– Оптимизировать краулинговый бюджет. Увеличивать скорость загрузки сайта для краулеров, повышать авторитетность и посещаемость ресурса, а также исключать из сканирования (или не создавать вообще) бесполезные для поиска страницы.

– Поставить на мониторинг ключевые метрики проекта. Число страниц в индексе по каждому разделу (например, можно создать на каждый раздел свой файл sitemap.xml и отслеживать индексацию этого раздела через Google Search Console), позиции по всем страницам и видимость сайта по разделам.

Это ещё одна из серии переводов от HighTime.agency. На VC мы популяризируем передовые практики продвижения, которые применимы в поисковом пространстве в Рунете и за рубежом. Проверили на своих проектах. Читайте, адаптируйте и внедряйте 🤓 😉

Другие статьи:

Маркетинг IT-компаний: Руководство по продвижению технологичных B2B-продуктов

Продвижение ИТ-компаний и SaaS-проектов на зарубежных рынках

Продвижение зарубежных сайтов: Руководство по выходу компании на международные рынки

Вывод и рекомендация

С 2011 Programmatic-проекты растут по экспоненте по трафику и активной аудитории, среди них: платформы, агрегаторы, маркетплейсы и каталоги с тысячами страниц. Для SEO-команды оптимизация 10 000+ страниц под НЧ-запросы — это, бесспорно, вызов.

За последний год мы в HighTime спроектировали архитектуру для 5 новых programmatic-проектов и провели 11 консультации по SEO для уже существующих.

Если вы уже работаете над Programmatic SEO в своём проекте или планируете создать такой раздел? Напишите мне, вместе мы проработаем и утвердим стратегию продвижения, а также будем планомерно развивать проект вместе с вашей командой маркетинга и разработки.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Воу, читабельный и интересный текст!
я было думал, что раздел сожран чат-ботами

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Ладно, тогда в закладки — почитать на досуге.

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Ольга, и вашу, конечно же :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Мою?!

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Так держать миньон Виктора)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Это надо гуглить "миньон"... не хочется. Надеюсь, это не орган.

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Интересно будет услышать ОС после прочтения :)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Это самая подробная инструкция по дорвеям что я видел )

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Быстрова

я даже залогинилась, чтобы написать вам "спасибо" за текст. Спасибо! :)

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Валерия, рад, что полезно :)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Опольная

Слишком много буков ... тема старая

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Похоже, у вас есть чему поучиться :)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Что?)

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Число не в тысячах?)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Это наверное после статей Виктора Петрова про страницы которые в индексе и не в кеше такая математика включается

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Петров

Ты небось и Жону Мюллеру веришь, да?
Не, я не осуждаю. Не каждый готов принять идею, что говорящие головы ПС ему вообще не друзья, и их задача - ввести в заблуждение.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров
Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Не, ну раз чел написал что он все проверил. Кто я такой чтобы не доверять херу с сечра)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Переформулируй запрос, переведи на немецкий или суахили. Найдёшь упоминание проблемы. Притом лет 100 назад ещё.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

https://forum.sape.ru/showthread.php?t=58859
Ну, тащемта проблема как бы не новая и не неизвестная для большинства населения.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Шилов

Число не в тысячах ...

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Дополнение от команды HighTime: выдача по НЧ запросам обычно неконкурентная. В большинстве своём она состоит из коротких непроработанных страниц и страниц, которые неточно отвечают на запрос пользователя (например, ответ содержится в определённой части страницы, а всё остальная информация посвящена другому более широкому СЧ запросу).

Наличие посадочной под НЧ запрос не гарант, что она будет хорошо ранжится. Зачастую ПС сажают НЧ запросы на страницы с более частотой темой. И если нагенерить тучу таких страниц, то это скорее в минус будет.

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Да, не гарант, но вероятность повышается по нашему опыту :)

Как думаете, по какой причине по НЧ запросам выдаются страницы на более широкие (частотные) темы? :)

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Наверное, по оценкам алгоритмов такие страницы удовлетворяют пользователей

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

или у ПС не так много вариантов сфокусированных страниц, поэтому подмешивают в выдачу более общие страницы?

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Так я с этого и начал. Что нет. Часто страницы под НЧ не ранжируются. Отследить это можно вручную, если поискать у конкурентов из ТОПа такие страницы (под НЧ).

Ответить
Развернуть ветку
Макаров Роман
Автор

Интересно, обычно наблюдаем обратное) можете привести примеры, когда хорошая узкоспециализированная страница по НЧ-запросу не выдаётся, а широкая выдаётся (в рамках одного сайта по НЧ-запросу)?

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда