Какой вид цифровой экосистемы подходит для вашего бизнеса?

Разобраться в видах цифровых экосистем оказалось не так просто. В первую очередь, потому, что ни на русскоязычном, ни на англоязычном рынке 100% выведенной классификации нет. Команда Heads and Hands — лидеры в разработке мобильных экосистем, решила поделиться собственным подходом к разделению и привести всем знакомые примеры.

Какой вид цифровой экосистемы подходит для вашего бизнеса?

Подход

Клиент всегда стоит на первом месте для любого бизнеса. Соответственно и экосистемы будет правильно рассматривать через клиентский опыт, который та или иная экосистема может предоставить. Для большей показательности мы введем персонажа — Елену. На основе примеров из ее жизни, мы расскажем чем горизонтальные отличаются от вертикальных, а они в свою очередь от омниканальных.

Вертикальные экосистемы

Какой вид цифровой экосистемы подходит для вашего бизнеса?

Вся экосистема выстраивается вокруг одного продукта компании (вокруг цепочки создания ценности для клиента). Создается платформа для его продажи, обслуживания, доставки и взаимодействия с ним. Постепенно способы взаимодействия расширяются и открываются новые возможности потребления. Например, Елену заинтересовала книга «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и она решила посмотреть ее в приложении «Литрес». В нем наша героиня сможет купить книгу в электронном и бумажном форматах, прочитать, прослушать и познакомиться с сопроводительным контентом. Весь опыт, который получит Елена в этой экосистеме, строится вокруг одного продукта — «Книга».

Из кейсов Heads and Hands, к вертикальной экосистемам относится СТД Петрович. Компания занимается всеми видами сопроводительных услуг для организации ремонта: от продажи оборудования и стройматериалов, до помощи в ремонтных работах и вывоза мусора.

Саша Семенов, CEO Heads and Hands
Изображение с сайта <a href="https://petrovich.ru/services/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">СТД Петрович</a>
Изображение с сайта СТД Петрович

Горизонтальные экосистемы

Рост экосистемы происходит не за счет добавления новых механик потребления единого продукта, а с помощью расширения самого продукта на смежные сферы и услуги. Например, Елена захотела изменить свою фигуру. Она давно подписана на Анастасию Миронову и решила попробовать ее онлайн-школу тренировок My mission. Кроме тренировок, Елене предложили рационы питания, разговор с психологом (и другими специалистами) и подборку ответов на самые часто задаваемые вопросы о качестве жизни. Приложение закрыло более глобальную цель, чем просто похудение — оно направлено на изменение образа жизни.

​Скрины приложения взяли из <a href="https://apps.apple.com/ru/app/my-mission-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0/id1458615346" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">AppStore</a>
​Скрины приложения взяли из AppStore

Если вертикальные экосистемы сосредоточены на одной задаче, горизонтальные закрывают собой целую область. Новые продукты появляются в рамках одной сферы, чтобы улучшить весь пользовательский опыт связанный с ней.

Какой вид цифровой экосистемы подходит для вашего бизнеса?

Еще один пример, известный всем горизонтальной экосистемы — Airbnb. Сервис постепенно увеличивает влияние: если раньше Елене было доступно только бронирование жилья, то теперь она может получить полноценный план на отпуск. Посмотреть какие пекарни есть рядом с домом, где проводят время местные жители и какие местные активности пользуются у них популярностью. Если наша героиня не хочет планировать отпуск, Airbnb сделает все за нее: от проживания и питания до экскурсий по местным достопримечательностям.

Приложение Airbnb

Омниканальные экосистемы

Изображение с сайта <a href="https://www.tinkoff.ru/about/news/09122019-tinkoff-launches-first-russian-super-app/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Тинькофф</a>​
Изображение с сайта Тинькофф

Задача Омниканальной экосистемы взаимно интегрировать разрозненные каналы и сервисы в единую систему, с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом. Самый известный на данный момент пример омниканальной экосистемы — WeChat. Если бы Елена была пользователем сервиса, она могла бы заказывать, еду, оплачивать налоги и покупать одежду в одном только WeChat.

В России горизонтальные экосистемы постепенно собираются в омниканальные и главный пример на сегодня — Тинькофф Банк. С единой учетной записи, привязанной к личным данным, Елена может покупать билеты в кино, записываться к врачу, оплачивать квитанции, покупать бьюти средства и многое другое.

Приложение Тинькофф​

Компании-партнеры омниканальной экосистемы являются полноценными игроками платформы, которые важны для пользователя. Площадка поддерживает их и помогает Елене использовать повседневные функции в более удобном формате и получать персонализированный опыт.

Вывод

Проанализировав стратегии многих сторонних компаний и наших клиентов, мы пришли к выводу, что трансформация и создание экосистемы необходимый шаг в развитии бизнеса. В первую очередь, это связано с ростом стоимости привлечения и удержания пользователей в цифровой среде. С запросами с их стороны на сервисы, которые могут лучше и проще решать большее количество задач.

Подходы к собственной трансформации могут быть разные, от интеграции в текущие экосистемы в виде мини-аппов, до выстраивания собственной. Лучше начинать с вертикальной, трансформируя пользовательский опыт на всех шагах цепочки поставки ценности клиенту, и дальше развиваться в горизонтальную, добавляя комплиментарные сервисы для задач клиента.

1616
Начать дискуссию