На чём заработать в онлайн-образовании, когда всё бесплатно: опыт «карантинного» перехода в онлайн лектория Level One Материал редакции

Основательница лектория Анастасия Погожева рассказала vc.ru, как компания адаптировала очные лекции во время пандемии, за какие онлайн-форматы люди готовы платить и как удержать внимание пользователей.

В закладки
Аудио

Level One — образовательный проект, который до кризиса проводил 200 лекций в месяц в центре Москвы. В середине марта 2020 года из-за пандемии Covid-19 «живые» занятия пришлось превратить в вебинары, в апреле — придумать новые форматы: бесплатные тренажёры по искусству, платные сообщества по интересам и онлайн-практикумы.

После перехода в онлайн посещаемость сайта Level One выросла в два раза, больше половины аудитории приходится на новых клиентов. При этом количество вебинаров не изменилось и новые форматы привлекли несколько тысяч пользователей.

Как проходили «живые» лекции

Анастасия Погожева запустила проект по культуре и науке в 2015 году. Сначала это были занятия по архитектуре, потом к ним добавили живопись, классическую музыку и другие гуманитарные направления, спустя год — естественные науки. Позже появились практические лекции по винам, стилю и здоровому образу жизни.

К 2019 году лекции Level One каждый месяц посещали 6000 участников. Чтобы работало сарафанное радио и гости возвращались слушать новые выступления, спикеры проходили модерацию. Читать лекции могли только те, о ком плохо отзывались не более 5% слушателей. За пять лет сформировалась команда из 50 спикеров.

Переход в онлайн

Level One наперёд продала 2500 билетов (около 2 млн рублей) на офлайн-мероприятия, поэтому несколько дней большая часть команды общалась с покупателями, объясняла ситуацию и старалась уменьшить количество возвратов.

Чтобы дать возможность послушать лекции, компания перевела все запланированные события в онлайн там, где это возможно.

После московского запрета мероприятий численностью более 50 человек Level One запустила эксперимент со смешанным форматом. На лекции могли прийти те, кто хотел послушать доклад вживую, остальные смотрели онлайн-трансляцию.

Переходный период позволил оценить спрос на вебинары и разобраться с техническими сложностями, рассказала Погожева.

От готовности аудитории участвовать в вебинарах зависело все. В итоге менее 5% участников захотели сделать возврат, остальные перешли в онлайн или заморозили свои билеты. Многие говорили, что впервые участвуют в вебинарах и решились на этот опыт благодаря нам.

Анастасия Погожева
основательница Level One

Ещё несколько дней заняла интеграция с платформой для вебинаров, чтобы регистрация участников после оплаты, изменение данных в билетах и отправка напоминаний и записей стали автоматическими.

Так как в день регистрировалось «несколько сотен» человек, компания искала инструменты для интеграции с собственной базой, чтобы максимально автоматизировать процесс, отмечает основательница Level One.

Часть мероприятий Level One проходила на площадках партнёров — в музеях, галереях и лофтах. Дополнительных расходов на аренду помещений не было, так как оплата проводилась за каждую лекцию.

Для части занятий, которые проходили в собственном лектории, компания платила за аренду. «Если в марте собственник ещё не был готов идти на снижение платежей, то на апрель и май уже снизил ставку вдвое», — поделилась Погожева.

Запуск новых форматов

После перехода к вебинарам Level One начала экспериментировать с тренажёрами по искусству, сообществами и онлайн-практикумами.

Сообщества — способ превратить изучение культуры в привычку

В конце марта Level One запустила сообщество «Арт-песочница» — закрытые группы, в которых по подписке изучают различные направления искусства и общаются с экспертами.

Это новый способ узнавать главное об искусстве за десять минут в день с командой экспертов и кураторов, а также вдохновляться от обсуждений с другими участниками. Оказалось, что такой формат не даёт заскучать и позволяет гораздо дальше продвинуться в обучении.

Анастасия Погожева
о цели «песочниц»

После успеха «Арт-песочницы» запустили «Арх-песочницу», «Кино-песочницу» и «Фешн-песочницу», в дальнейшем компания планирует открыть сообщества по классической музыке и театру.

Сообщества вызвали большой интерес со стороны ядра аудитории Level One — тех, кто хочет развиваться, но ограничен во времени. Без рекламы на сообщества подписались более 1000 участников. Люди готовы платить, чтобы узнавать самое главное небольшими порциями от признанных специалистов в своих сферах и иметь возможность задать им вопрос.

Мы видим, что такой формат образования эффективен. Многие пишут, что раньше не были бы готовы изучать тему недели, которая победила на голосовании, но в итоге заинтересовались и начали изучать глубже. Например, при запуске сообщества по живописи участники предсказуемо выбрали импрессионизм для изучения на первой неделе, но уже к третьей были готовы обсуждать фовистов и кубистов.

Анастасия Погожева
об эффективности сообществ

Бесплатные тренажёры по живописи — способ выйти на новую аудиторию

Тренажёры учат разбираться в живописи и отличать Перова от Серова, Мане от Моне и барокко от импрессионизма. Пользователь выбирает один из тренажёров в зависимости от того, что хочет изучить: стили, художников или творчество определённого живописца.

На экране появляются картины, задача — отвечать на простые вопросы, например какому художнику принадлежит картина.

​Тренажёры устроены в стиле Tinder — чтобы получить результат, нужно свайпнуть вправо или влево

О бесплатных тренажёрах написали многие медиа, впервые о нас вышло столько публикаций далеко за пределами Москвы. Люди начали делиться друг с другом тренажёрами. Мы надеялись на вирусный эффект и, кажется, получили его. Сейчас тренажёрами пользуются несколько тысяч человек в день.

Для нас самое важное, что это не разовая игрушка, — на второй день после тренировки возвращается 15% пользователей, ещё больше возвращается спустя некоторое время. Люди видят результат, потому что появляется насмотренность, интуитивное понимание, как отличить разные стили живописи или манеру письма.

С точки зрения бизнеса нам важно, что люди знакомятся с Level One через тренажёры и потом хотят узнать больше и видят другие форматы: вебинары, сообщества и онлайн-практикумы.

Анастасия Погожева
о том, зачем нужны тренажёры

Онлайн-практикумы — способ развить знания об общей культуре

Ещё одно новое направление Level One — задачники по архитектуре, литературе, искусству и классической музыке.

Пользователь изучает небольшую теоретическую часть, а затем выполняет задания и получает комментарии к ответам. Также в практикуме есть видеокомментарии от экспертов.

Сложности, с которым столкнулись при переходе в онлайн

Привлечение новой аудитории

Главный продукт Level One — это «живые» лекции, основные слушатели предпочитают офлайн. Чтобы привлечь клиентов на вебинары, пришлось активнее заниматься аудиторией, незнакомой с проектом, и запускать новые каналы продвижения. Поэтому большая доля выручки уходит на маркетинг, отмечает Погожева.

Спустя месяц после перехода в онлайн около 60% покупателей — новая аудитория, 40% — те, кто покупал что-то прежде.

Технические трудности

На очных лекциях в собственных лекториях можно полностью контролировать качество выступления, тогда как на вебинарах за техническую сторону отвечает сторонняя платформа.

По словам Погожевой, на карантине все проверенные платформы начали работать нестабильно и следить за качеством стало сложнее. Это снижает лояльность аудитории.

Нехватка рук

Команда адаптируется к новым форматам, стала работать больше и эффективнее. Но после смены направления, запуска новых форматов и новых предложений о партнёрстве нужно искать свежих людей и быстро интегрировать их в процессы, отмечает Погожева.

Команда Level One Facebook

Результаты месяца на карантине

Количество вебинаров осталось на уровне лекций — около 200 в месяц. В отличие от лекций, где обычная группа составляла 30–40 человек, вместительность вебинаров в несколько раз больше — от 100 до 150 человек. По словам Погожевой, аудитория может быть и больше, если «быть уверенным в технической стороне вебинаров».

Также вебинарами начали интересоваться корпоративные клиенты, чтобы облегчить жизнь или сплотить сотрудников, сидящих по домам. Количество подписчиков в разных сообществах — более 1000 человек. Это люди, которые платят за доступ к ним и всё время находятся на связи с Level One.

Каждый день бесплатными тренажёрами по искусству, делится Погожева, пользуются несколько тысяч человек, около 15% на следующий день возвращается за новыми тренировками.

Компания планирует оставить все работающие форматы и после пандемии: продолжит проводить вебинары, оставит тренажеры, поддержку сообществ и выпуск новых онлайн-практикумов, рассказала Погожева. По её словам, все форматы дополняют друг друга и поддерживают мотивацию пользователей обучаться дальше.

О финансах

На ранних этапах кризиса выручка упала практически до нуля. Но перезапуск в новых онлайн-форматах позволил не только найти новую аудиторию и восстановить объём выручки, но и увеличить её, отмечает основательница Level One.

Мы оцениваем, что в апреле выручка составит 7-8 млн рублей. В апреле она в два раза превышает уровень 2019 года и на четверть больше докризисных (февральских) показателей. Пока этот рост обеспечивается заметно большими расходами на маркетинг, но мы надеемся постепенно их оптимизировать. Дальше многое будет зависеть от состояния экономики и изменений в доходах населения.

Анастасия Погожева
о финансовых результатах
{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u043b\u0435\u043a\u0446\u0438\u0438","\u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u0430","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043d\u0430\u043a\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0435"], "comments": 45, "likes": 26, "favorites": 128, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 121139, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sat, 18 Apr 2020 11:32:59 +0300", "is_special": false }
Промо
Онлайн-заказов стало больше, продажи в шоурумах упали до нуля: герои ролика «Авито» о бизнесе сегодня
Герои рекламного ролика — предприниматели. Они рассказали, как ведут дела в условиях ограничений и спасают бизнес с…
Объявление на vc.ru
0
45 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–17

Образование должно быть бесплатным

Ответить
15

А на что должны жить лекторы и административный персонал?

Ответить
–9

А на что должны жить лекторы и административный персонал?

А зачем они нужны в 21 веке?

Ответить
2

А кто будет хотя бы компоновать и оформлять этот образовательный материал?

Ответить
–2

Достаточно сделать это один раз, качественно. После чего 99.999% лекторов, как и университетов не будет нужна.

Ответить
6

Один раз и качественно сделать невозможно, потому что:
- меняются подходы и методики
- собственно сам учебный материал значительно может поменяться
- отклики от коллег, экспертов - их опыт крайне важен и должен учитываться.

К тому же обучая кого-то, сам тоже обучаешься и не стоишь в своих методиках на месте.

Ответить
–4

меняются подходы и методики

Ну, когда изобретут прямое программирование нейронов, то подходы и методики 21 века, да, станут не нужны. Но до 22 века думаю протянут.

собственно сам учебный материал значительно может поменяться

Я как-то не заметил, чтобы материалы по матану или терверу сильно поменялись за последние 50 лет.

Для ввода в предмет всё давно разработано и отлажено в 20 веке. Теперь это нужно перенести в интернет. И не по тупому, как это делают сейчас с выкладыванием лекций на ютубе.

отклики от коллег, экспертов - их опыт крайне важен и должен учитываться.

Важен отклик от учеников. Но я поэтому и написал про 99.999%, а не 100%

Ответить
2

Демидович + Фихтенгольц это конечно хорошо, но почему-то существует масса других учебников и пособий, не говоря уже о научных школах ))

Ответить
0

Учиться по книгам в 21 веке - только от безысходности...

Я и не говорю, что нужно сделать прям одну монополию по типу гугла или википедии. Если у кого-то другое видение как сделать образование качественно, массово и быстро, то пусть делают.

Но сейчас нужно зарабатывать деньги, а не делать образование, поэтому сомневаюсь, что сделают хоть один "гугл" в образовании 21 века.

Ответить
0

Тренд к этому идёт + не забываем, что в целом образование сейчас очень сильно недонасыщенно в классных спецах. Вот как только придут туда деньги, потянется народ и в этом вареве что-нибудь обязательно да получиться. Но должен быть определённый баланс: онлайн + общение вживую / дискуссии + самостоятельная работа. Без последнего ну вообще никак, в этом должны психологи подключиться, пока это самое слабое место.

Ответить
0

Не нужны психологи. Людей нужно сразу организовывать в команды через тот же VR, а не как сейчас, когда образование направлено на разобщение людей и лишь подпитывает наш эгоизм.

Ответить
2

Глянь как финны у себя одну из самых эффективных систем школьного образования выстроили - уже признанный мировыми спецами факт, вот там как раз психологи хорошо поработали. Для взрослых психология в обучении не менее важна, если не более

Ответить
0

Обязательно гляну, но сейчас мне не до этого )

Ответить
0

 Учиться по книгам в 21 веке - только от безысходности...

По видео учиться вообще тошнотворно. Приходится погружаться сейчас в одну тему - видео это кал. 

Ответить
0

Так я и говорю, что сейчас такие возможности, но никто их не использует, максимально хватает фантазии на выложить лекции на ютуб.

Ответить
0

Но какие возможности? О чем речь? В частности, если готовиться к ИТ-сертификации, книжки это ОК, видео- ну такое.

Ответить
0

Но какие возможности?

Возможности современных ИТ технологий.

О чем речь?

Об интерактивном обучении с разработкой тренажеров, используя возможности современных UI.

если готовиться к ИТ-сертификации

Я веду речь о фундаментальном обучении гуманоидной единицы, а не о том, чтобы строем ходили.

Ответить
1

Бла, бла

Ответить
0

Если же у вас цель не научить качественно, быстро и массово всех людей на планете "за бесплатно", а заработать на них деньги (что сейчас и происходит в edtech), то да, вам будут нужны лекторы и прочий персонал.

Ответить
1

В общем, если в 21 веке вам предлагают лектора для образования, то на вас просто зарабатывают деньги и тратят ваше время, а не обучают.

Ответить
0

Шарлатаны онлайн школ читающие свободный материал из интернета? Какие же они просветители?
Платить необходимо настоящим профессорам учёным, кто создаёт.

А мое представление онлайн школ как раз что заученный материал читают, дурачков клепают без понимания, зато егэ сдаст

Обязательно нужно пояснять мой ответ, минусаторам.

Ответить
0

Я боюсь представить, что было бы с нашей системой образования, если бы учить чему-то разрешили бы только тому, кто сам это создал.

Ответить
5

Вы на работе тоже бесплатно работаете? Тогда приходите ко мне. С удовольствием вас поэксплуатирую. Бесплатно

Ответить
0

Не обращайте внимание. Это толсто.

Ответить
–3

Товарищи, обрекающие людей, не способных платить за ваши курсы, а только эксплуатируют не грамотных в своих целях, мало чего достойны в жизни. Ну кроме как ставить минусов на вц, разве что. Селяви

Ответить
0

Вопрос не так звучал. Повторяю - вы на работе бесплатно работаете? Если да, присылайте контакты, я вас тоже найму. Мне нужны бесплатные работники.

Ответить
–3

Мне достаточно знаний не работать на вас, а так же помогать другим не работать на вас. Вы такой же раб

Ответить
1

Что и требовалось доказать. Мало того, что халявщик, так еще и других заставляет работать на себя забесплатно. Знаете, как называются работодатели, как вы? Нищеброды.

Ответить
3

Бесплатно - только сыр в мышеловке. За знания надо платить, если хочешь развиваться и быть лучше других. От сюда и другое отношение начальства и ЗП. 
Но это лично мое мнение...

Ответить
1

Платишь своим временем и силами, нет?

Ответить
0

В общем да. А по факту знания уже давно обесценились, падение стоимости происходит со времен Гутенберга. А сейчас по сути стало бесплатным.

Ответить
–1

Все что не имеет цены - не имеет ценности.

Ответить
5

1500 р - за лекцию
если я правда хочу разобраться в прерафаэлитах, норм цена
но если я случайно набрел на ваш сайт и решил, что не прочь разобраться в прерафаэлитах - дороговато

Ответить
2

Стоимость живой лекции (до карантина) — 900 рублей, стоимость всех вебинаров 720 рублей.

На прерафаэлитов, действительно, записываются уже те люди, которые прицельно пришли за этой темой. Те, кто случайно зашли на сайт, скорее выбирают "Как не запутаться в мировой истории и запомнить главное" или "Химия мозга: как молекулы управляют желаниями".

Ответить
3

«Лекторий проводил 200 лекций в месяц»... «Ежемесячно их посещало по 6000 человек»...

Дальше даже читать нет смысла, потому что это в статье показатели выше в 3-4 реальных. Синхронизация (самый крупный лекторий в Москве) декларирует куда меньшие данные , а при этом они проводят в разы больше мероприятий.

Про онлайн , наверно, точно так же все преувеличено.

Просто сравните объёмы соц сетей:
@levelvan (13 тыс)- 6000 посетителей ежемесячно
@synchronize_art (140 тыс)- 4000 посетителей ежемесячно

В показатели левелвана верится так же, как в победу Невского на мистер Олимпии.

У меня вопрос к автору – с какой целью вы вводите в заблуждение слушателей?

Ответить
5

Артем, думаю, корректнее сравнивать показатели трафика на сайт, чем число подписчиков в соцсетях. Вот данные Симиларвеба: https://www.similarweb.com/website/levelvan.ru?competitors=synchronize.ru

200 лекций в месяц по 30 человек на лекции (это стандартный размер групп) как раз и дают 6000 посетителей.

Число лекций в первом приближении вы можете посчитать в расписании на сайте. Но лучше следить за ними регулярно, потому что новые события добавляются еженедельно. Также прибавьте корпоративные лекции, и будет около 200.

Ответить
1

Про онлайн конечно мягко скажем подозрительно выглядят их цифры имхо, под 10к продаж якобы в месяц они делать начали сразу после старта онлайна, причем продавая по сути контент ютюба. 

Ответить
3

Контент ютуба точно не получилось бы продавать в таких объемах. 
Думаю, нам помогло несколько факторов:

1. Уже накопленная аудитория. Не все готовы менять живые лекции на вебинары, но все-таки за апрель 40% оплат обеспечили те, кто что-то покупал до кризиса.

2. Накопленный уровень доверия. За 5 лет на лекции было написано 15 тысяч отзывов. Так что вся новая аудитория, которая приходит сейчас с рекламы, видит не одностраничный лендинг, а огромное количество контента и десятки или сотни отзывов к большинству мероприятий (поскольку мы их постоянно повторяем). Думаю, это помогает сохранять конверсии на обычном для нас уровне.

3. До кризиса о нас знала только аудитория Москвы. Сейчас мы с уже работающими креативами наконец вышли на всю Россию.

Самое волнительное в момент перезапуска было именно это, вы правы — будут ли люди покупать наши вебинары так, как они покупали наши живые лекции. Или окажется, что разницы с ютубом никто не видит.

Ответить
0

Анастасия, а можете уточнить, какая аудитория по полу у вас превалирует, мне кажется, это в основном женская? или я не прав

Ответить
0

Да, около 70% женщин

Ответить
3

Я с начала проекта мечтал об онлайн-формате, так как лекций много хороших, а времени посетить все нет. Рад что кризис ускоряет трансформацию любимого проекта.

Ответить
3

Отличный кейс!) спасибо) очередное подтверждение, что пока одна часть говорит «online - это не для нас, в нашей сфере это невозможно», другие просто берут и делают )

И, кстати, большое количество людей не готовы часами бесплатно сидеть и смотреть тонны видео в ютубе - именно поэтому вебинары на узкие темы продаются и спрос будет только расти! Чем больше информации вокруг бесплатно, тем больше начинаешь ценить ее качество, уникальность, удобство и структурность) за это и платят люди)

Успехов вам и развития!)

Ответить
0

Так и не понял, как зарабатывать на бесплатных лекциях.
Платные сообщества? Что-то сомневаюсь, что наберется критическая масса.
Конечно, такой формат имеет право на существование, но у меня сомнения в прибыльности.
А так - я "за" образование, жаль осталась за скобками квалификация лекторов.

Ответить
3

Заголовок немного смущает: «Как заработать, когда всё бесплатно», в то время как вебинары у Level One не бесплатные. Думаю, основной заработок остаётся на продаже билетов. 

Ответить
1

Они наверно имели ввиду, что контент который повсюду бесплатно, они продают за деньги.

Сейчас всё бесплатно лежит, и постоянно выкладывается все новое и новое, профи создают и распространяют образовательный контент.

Порно контент раньше тоже было платным, потом появились ТГП, потом ФХГ и пошло поехало. Если музыка нашла модель подписки (что странно, да и то, до сих пор не переплюнули золотой век по обороту), то на порно трафе продают что-то другое.

Ответить

Прямой эфир