Сервисы Albert Khabibrakhimov
7 539

Booking.com стала включать в счета для российских партнёров НДС 20% вне зависимости от их системы налогообложения

Раньше некоторые владельцы отелей экономили на налоге, выплачивая комиссию как физлица. Теперь эта лазейка закрыта.

В закладки
Аудио

Сервис по бронированию отелей Booking.com с 2019 года стал включать в счета для своих российских партнёров НДС в размере 20%. Об этом РБК рассказал руководитель управляющей компании Hotel Consulting Роман Сабиржанов и подтвердили ещё три владельца хостелов.

С 2017 года в России работает «налог на Google» — НДС, который иностранные интернет-компании должны платить с проданных людям в интернете услуг, игр, музыки, книг и так далее. С 2019 года налог распространяется на электронные услуги, которые иностранные компании оказывают российскому бизнесу.

Booking.com берёт с владельцев отелей комиссию, размер которой зависит от страны и типа объекта и составляет от 10 до 25% за бронь. Последние два года Booking.com платила НДС с комиссии только в тех случаях, когда объекты сдавались физическими лицами, пишет РБК. Юрлица и индивидуальные предприниматели уплачивали налог самостоятельно напрямую в ФНС, но компания не контролировала уплату НДС.

Включение НДС в счета может негативно сказаться на небольших хостелах и минигостиницах с номерным фондом до 50 номеров, указывает Сабиржанов. Как правило, они используют упрощённую налоговую систему (УСН), которая освобождает от уплаты НДС.

Для предприятий на УСН Booking.com добавляет к счету 20% НДС, тем самым существенно увеличивая издержки малого гостиничного предприятия.

Сервис, пользуясь своим монопольным положением, просто переложил всю налоговую нагрузку на мелких предпринимателей.

Роман Сабиржанов
руководитель управляющей компании Hotel Consulting

Компании и предприниматели на УСН всё равно должны платить НДС как налоговые агенты, заметила эксперт компании «СКБ Контур» Наталья Бокова.

Опрошенные РБК отельеры признались, что до 2019 года политика Booking.com позволяла не платить НДС: сервис принимал оплату комиссии любым способом, поэтому некоторые партнёры платили не с официального счёта ООО или ИП, а со своего личного счёта как физическое лицо. Эти платежи налоговая не видела.

Booking.com зарегистрирована в российских налоговых органах и взимает НДС с партнёров, перечисляя его российскому правительству, в том числе в соответствии с новыми правилами, введёнными в 2019 году, заявили РБК в пресс-службе компании.

#новость #bookingcom #налоги

{ "author_name": "Albert Khabibrakhimov", "author_type": "editor", "tags": ["\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438","\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438","bookingcom"], "comments": 65, "likes": 32, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 58371, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 13 Feb 2019 11:11:52 +0300" }
{ "id": 58371, "author_id": 53259, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58371\/get","add":"\/comments\/58371\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58371"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396 }

65 комментариев 65 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
36

Теперь при заселении будет чаще звучать фраза: "отмените пожалуйста свою бронь на Букинге"

Ответить
0

Отмена в день заселения, как правило, со штрафом на Букинге. Какой дурак на это пойдет?

Ответить
6

если у отеля не будет претензий можно и невозвратную бронь снять

Ответить
2

Или не отменять и эскалировать проблему на уровень букинга. Пусть снижает рейтинг отелю или вводит штрафы. Это чисто проблема отеля.

Ответить
9

Отели просто ставят "Гость не приехал" и все.
У меня было так - приехал в Сочи, из типичного сочинского отеля выходит "хозяйка" и пытается получить в 2.5 раза большую сумму, чем та, что была (забронировала и оплачена!) на букинге. Со скандалом ушел в ночь, потому что та халупа тех денег не стоила, нашел другой отель, пожаловался букингу на первый, а утром получил сообщение от букинга о том, что я, оказывается "не заехал".

Ответить
3

Надо документировать, фото делать и тп. Понятное дело, что при таких раскладах мы уже имеем дело с ушлыми.

Ответить
0

Да вроде не надо фото и прочего, итак нагибают таких ушлых.

Ответить
0

Вот от того, что Букинг как-правило не на стороне клиента, я почти перестал им пользоваться.

Ответить
1

приведете пример, когда букинг не на стороне клиента? Я просто с таким не сталкивался ни разу.

Ответить
0

увы, это происходит. Мне так букинг доказывал, что я сам отказался от отеля однажды

Ответить
0

Увы, если букинг говорит, что вы сами отказались от брони, то всего скорее так и произошло. Нафродить отмену без ведома гостя почти невозможно. Всегда есть логи операций, при желании все можно выяснить.

Ответить
1

Ну, вам виднее. Значит я сам отказался)

Ответить
0

У меня было 2 проблемы. Когда отели снимали лишнего. И условия опротестования, которые выдвигает Букинг были сложнее чем пойти в свой банк и опротестовать платеж.

Но Букингом я почти не пользуюсь от того, что почти всегда имею цену лучше, чем "Гарантированно низкая цена от Букинга".

Ответить
0

А какие условия вам выставил Букинг для опротестования? Я не знаком с ними

Ответить
0

Я его привел, парой сообщений выше буквально.

Ответить
1

В Букинге система отслеживает среднее количество отмен бронирований и незаездов и отель может быть наказан, если его гости отменяют брони или «не приезжают» слишком часто.

Ответить
0

наказан - это громко сказано. Все происходит автоматически: от многочисленных отмен у объекта снижается рейтинг, и он понижается в поисковой выдаче.

Ответить
0

Ну да, не подобрал правильное слово.

Ответить
1

с учетом мудацкой системы букинга - у нас самая низкая цена (и на сайте отеля ты не можешь поставить ниже, чем у них, при том, что с букинговской низкой цены нужно ещё и самый большой процент по рынку заплатить), я думаю, многие маленькие отели будут отказываться от сотрудничества с ними, тем более оттуда идут в основном иностранцы, а их трафик (в Питере) после 14 года сильно просел.

Ответить
9

Это правильно. Отказывайтесь, если альтернативой является попытка нахлобучить клиента. Клиент то от букинга не откажется.

Ответить
0

При чем тут нахлобучить клиента? Я не говорю, что надо снимать бронь по приезду в отель, просто ответил человеку, что "невозвратную бронь" тоже можно снять.
Но букинг ведет себя в России очень агрессивно по отношению к отелю, и я прекрасно могу монять, почему многие идут на нарушение правил.

Ответить
14

А я прекрасно могу понять почему букинг так делает. Замшелые места ставят европейские ценники и ждут что к ним потекут деньги.

Ответить
9

Зачастую в российском гостиничном бизнесе цены привязаны лишь к фантазиям отельеров. Единицы занимаются реальной аналитикой в ценообразовании.

Ответить
0

Слушайте, в далеком 12 году, когда я был связан с отелями, мы ставили зимой ценник в 1200 рублей за стандартный номер. Это в километре до дворцовой и с достаточно неплохим ремонтом. Включая завтрак и wifi. Мне кажется это явно не европейские цены.

Букинг так делает, не потому что о клиенте заботится, а потому что монополист и ФАС почему-то к нему не горит желанием докопаться.

Ответить
1

Сейчас в Подмосковье в низкий сезон можно встретить места по 5к за ночь. За средний по всем параметрам отель.

Ответить
0

¯ \ _ (ツ) _ / ¯

Ответить
0

Да я тебе номер и за 50к сдам. Без проблем. Тут нет новости. Рынок всех рассудит.

Ответить
2

Поставить цену на сайте отеля ниже букинга не проблема. Вы читали договор с Букингом? Паритет можно обойти плюшами и условиями бронирования: можно поставить другой срок отмены или кофе давать в подарок при заезде, или коннектить гостей по промокоду, – всё это дает право менять цены в меньшую сторону.

Ответить
0

Валентин, может быть конские сборы, но моя статистика по России и Европе говорит о том, что на Букинге (как потребитель рассуждаю) - самая низка цена для меня. Плюс если сравнивать arnbnb и букинг, то букинг в 90% дешевле, т.к. arbnb берет конские 15% с пользователя.
Поэтому , если кто-то, наконец, сделает такую же систему как у них, но не за дикие проценты, было бы здорово. Авито не пользовался. Суточно была и лига квартир, но это уже прошлый век по сравнению с этими... Звонишь постоянно и все занято ...

Ответить
1

Это так не работает. Букинг не вводит штрафы в подобных ситуациях. Штраф даже за фрод не начисляют. Единственный способ "штрафа" – оплата отеля суммы сверх заказанной гостем, если он допустил овербукинг, и гостя пришлось селить дороже.

Ответить
1

В Москве на Тверской есть один отель двухзвездочный, который принимает оплату наличкой только, а после оплаты просит отменить бронирование.

Ответить
1

Себе хуже делают. Показатели эффективности гасят, к следствие, это снижает их видимость в поисковой выдаче Букинга. Но они об этом или не знают, или им плевать, и они вытягивают все соки из репутационного капитала объекта, поскольку он у них в управлении или аренде.

Ответить
0

Не понял, то есть с тех кто на УСН букинг теперь берет 20 процентов НДС сверху? 20 процентов от своей комиссии или от стоимости бронирования?

Ответить
8

Все по закону. Я на усн и когда покупаю ну например цемент, тоже в счете написано включая 20% ндс. Я ж не скажу поставщику убери ндс, я без него? Почему букинг должен?

Ответить
1

Ты можешь найти другого поставщика. А букинг монополист и вариантов у тебя нет.

Ответить
1

А ты думаешь кто то без ндс продаст тебе цемент на 20% дешевле? Прям реально так думаешь?

Ответить
0

Причем здесь другой поставщик? Все же на рыночную цену ориентируются. Просто у кого-то маржа больше.

Ответить
0

Нормальные компании еще и налоги считают.
А на конкурентном рынке это хороший способ увеличить оборот за счет более выгодного предложения

Ответить
5

Комиссии

Ответить
1

Я тут недавно хвалил, можно сказать, Booking, но быстро прилетела ответчика :-).

Забронировал я отель, как обычно в 23.35 (задержался с отъездом из города и надо было переночевать). Делал так много раз, цена получалась дешевле (еще бы, я пользовался номером всего 10 часов, вместе 22). Отель был знаком, жил там пару раз. Маленький, удобно расположенный и без претензий на изыски.
Приезжаю я в 0.15. А на ресепшене мне так просто говорят - мест нет. Я им подтверждение Booking, а они - все равно номер не освободится же.
Выход нашли быстро - передали меня другому своему отелю поблизости. Там ( чудо!) нашелся номер за ту же цену. Как потом выяснилось номер был хуже, чем изначально мной забронированный, но уж было пофиг.
Хотя на Booking этот отель стоял в статусе "все распродано".

Конечно же, от Booking пришло письмо "подтвердите, что вы не сами не заехали в отель" . Я пока не отвечаю, будет время - буду разбираться.

Теперь меня "терзают смутные сомнения" по поводу "отсутствия свободных номеров" в выбранном через Booking отеле. может, отель за моих ног, нервов и сил решит сэкономить на 20% НДС и всей комиссии Booking?

Стоит ли начать разборки через Booking с отелем?

Ответить
9

А теперь по порядку, Букинг сам ничего не продает, он – маркетплейс, и дает торговать другим. Поэтому сам букинг "номера не закрывает". Следить за ценами и доступностью – обязанность отельера.
Когда происходят подобные эксцессы следует делать так: подтверждать, что "вы заехали" – это откроет арбитраж и теперь отельер обязаян доказать, что он прав, а вы нет. Делать фото на рецепции, чтобы показать наглядно, что вы тут были. Звонить в букинг и требовать размещения с условиями не хуже, и за ту же цену. Тогда Букинг потребует от отельера найти номер, если номер окажется дороже - отельер закроет эту брешь из своего кармана. Если отельер номер не найдет, это сделает букинг, в любом случае, гость в выигрыше.
Закон любит недремлющих.

Ответить
2

Все это гладко на бумаге. Но в 0.15 звонить Букинг (который, гад, не высвечивает телефоны рисовальной линии Genius на странице бронирования) я не стал. Скандалить с администратором - бессмысленно.
Но и подтверждать, что я не приехал в отель, тоже не стал. Сейчас, спустя пару дней, я направил письмо через ЛК Букинг с объяснением ситуации. Поверит ли Букинг мне или отелю - мне по барабану.
Отель у меня уже "в черном списке", а телефон местной линии поддержки Genius теперь пишу в контакте заранее до следующей поездке в любую страну.
И при повторении ситуации буду действовать по вашему алгоритму. :-)

Ответить
2

А почему отели не пользуются альтернативами? Их реально полно. hotels.com, hotels.ru, ostrovok, да вообще полно. Для управления квотами - чаннел-менеджер. Сдается мне, что отельеры просто не хотят разбираться в своих проблемах.

Ответить
2

hotels.ru – аффилят букинга так то. Они пользуются его базой.

Ответить
1

Я иногда внутри России просто открываю яндекс карты или 2гис и созваниваюсь с отелем. Получается дешевле. Отзывы можно посмотреть на букинге. Ещё островок и airbnb, остальное кажется треш.

Ответить
1

Только в случае проблем, 2ГИС не будет арбитражем заниматься, а букингу можно предъявить. Если забронировал на OTA по определенной цене, то номер отель обязан предоставить, для отеля два варианта: либо отдать то что он пообещал, либо компенсировать деньгами поиск другого номера.

Ответить
0

Подтверждаю. После того, как я написал в поддержку Букинг и объяснил, что отель предоставил недостоверные данные о мое "незаезде", а на самом деле — отказал в размещение (никаких аудио, видео и иных доказательств я не предоставлял), в ответном письме мне предложили предоставить подтверждение понесенных расходов на поиск нового отеля в виде оплаченного счета, квитанции или скриншота из приложения заказа такси для компенсации разницы между стоимостью номера, которого "не оказалось", и моих расходов.
У меня финансовые расходы были малые, больше эмоциональные 😁. Поэтому проверить как Букинг будет компенсировать мои расходы ПОСЛЕ того, как мне отказали в размещении и я ночевал в другом отеле, в это раз не смогу.

Ответить
0

Букинг всего скорее переведет оплату на карту, указанную в личном кабинете (процесс занимает около 20 дней по моему опыту), как они отправляют деньги по реферальной программе гостям. Но параллельно с этим выставит отдельный счет для объекта размещения.

Ответить
0

Меня скорость ответа Букинг (письмо пришло через 15 минут с момента отправки письма в ЛК) и их предложение оплатить дополнительные расходы радует.
А вот поведение администратора отеля ("такое бывает", "ничем не можем помочь" и "я вам делаю огромное одолжение позвонив в другой наш отель" - худшее, что можно было сделать.
В следующий раз буду же тел отстаивать вот права как пользователь Букинг

Ответить
0

Увы, это так, работники или собственники объекта редко заинтересованы в помощи клиенту, если у них что то "не горит". И тогда надо просто добиваться арбитража от посредников, поэтому ими и выгоднее пользоваться.

Ответить
0

Букинг сегодня написал, что все равно готов компенсировать мне 10 евро, хотя я ничего не просил компенсировать.
Если назовете мне отель или систему бронирования в РФ, которая так делает не на словах, а на деле - буду пользоваться этим отелем или системой бронирования.
(Хотя я знаю такой отель, который компенсирует деньгами различные неудобства в процессе проживания вплоть до компенсации за дни, неиспользованные по любой причине гостем, но то в Европе и это несистемный случай)

Ответить
3

Данной новости уже месяц и 10 дней. Первый счет по новым правилам пришел 3 января 2019 года. И об этом Букинг предупреждал еще в ноябре-декабре. Сюрпризом не стало. Если новости из этой отрасли вам действительно интересны, возьму на заметку, чтобы публиковать их своевременно.

Ответить
2

А при чем тут система налогообложения покупателя? Имеет значение только налоговый режим продавца. Именно поэтому условный Комус продает с НДС свои товары и тем, кто на основной системе, и тем, кто на упрощенной.

Ответить
0

Бизнес на ОСНО просто вычтет этот НДС. Их доход не уменьшится.

Ответить
0

Не поверите, на УСН 15% тоже ) Просто другим способом. А на ОСНО вычтут не все.

Ответить
0

"некоторые партнёры платили не с официального счёта ООО или ИП, а со своего личного счёта как физическое лицо."

то есть они и раньше платили, в чем проблема?

Ответить
0

Не, не накидывал ндс букинг до 19 года

Ответить
0

Букинг не накидывал для ИП и ООО, но их от обязанности оплачивать никто не освобождал. Налог на гугл то еще в 2017 ввели.

Ответить
0

А что мешает Букингу работать по агентской схеме, так как действия агентов, которые показывают и сводят клиента с поставщиком - не облагаются НДС? Странно это.

Ответить
0

Интересного «компетентного» нашли комментатора к данной статье... «Букинг пользуется монопольным положением перекладывает налоговую нагрузку на отели...» Бугага. Налоги вводит государство, деньги с налогов идут в бюджет, а виноват все равно Букинг. Как будто все другие компании исключают из счетов НДС. Приходишь такой в магазин покупать батарейки, а там в чеке так и написано: стоимость 100 рублей, минус ндс 20%, итого 83 рубля...

Ответить
0

Вообще не понимаю в чём тут сыр бор. Это в любом случаи выручка Букинга, не важно кто ему оплатил ООО или ИП или физик, деньги пришли на счёт, поставил на приход все, формируется счёт-фактура с НДС. Дальше клиенту выдается акт выполненных работ и счёт-фактура и это уже дело клиента ставить этот НДС на возмещение или не ставить, букинг в любом случаи платит в бюджет. Возможно раньше у букинга было отдельное юрлицо с УСН для работы с ИП и т.п., но налоговая не любит такие способы оптимизации особенно у крупных НП и возможно лавочку прикрыли и Букинг всех перевел на работу с юрлицом на обычке.

Ответить
0

Вся проблема в том, что букингком добавляет к сумме комиссии отеля или хостела 20%. А предприятия на УСН с этими 20% дальше ничего сделать не могут, только оплатить и смириться с этим. А перейти с УСН на общую систему небольшому хостелу бессмысленно.
Так вот эти 20%, которые букинг надбавляет, составляют существенную сумму в операционных тратах.
Здесь два варианта, либо чтоб государство сделало пониженный НДС для гостиничной сферы (как в большинстве европейских странах), либо, чтобы букингком не добавлял ндс упрощенцам (либо уменьшил его). Иначе к концу года значительная часть мини отелей и хостелов закроется. Ведь таких драйверов роста как ЧМ в 2019 году не будет. ИМХО

Ответить
0

Добрый день! В 2018 году букинг выставлял счет, в том числе НДС, я не понимаю почему за январь пришел счет, где НДС насчитан на сумму комиссии, что изменилось?

Ответить
0

Особое предложение для всех планирующих сдавать жилье на Booking. Просто зарегистрируйте свой объект на Booking по этой ссылке и не платите комиссию за первые 5 бронирований:

https://join.booking.com/r/d/0599b31f

Ответить
–1

Не понимаю.
Я в букинге нахожу отели и звоню им или иду на их сайт. Там и номеров всегда больше и свободных всегда больше.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }