Белорусский предприниматель создал видеоредактор Vochi для поколения Z и собрался заработать $450 тысяч за год

Интервью с создателем Vochi Ильёй Лесуном — о том, как подростки, нейросети и сериалы на Netflix помогли сделать сервис с видеоэффектами для отдельных людей в кадре.

Vochi — приложение для обработки видео, которое 26 ноября представил белорусский предприниматель Илья Лесун. Сервис позволяет накладывать эффекты на отдельные объекты в кадре без потери качества.

Эффекты применяются и к объектам, которые перемещаются по кадру: их траекторию определяют несколько нейросетей. Для экономии времени вычисления проходят не в облаке, а на устройстве пользователя — обработка 15 секунд ролика занимает 0,1 секунды. Благодаря алгоритмам сжатия готовое видео «весит» только на 10% больше исходного.

С помощью Vochi Лесун планирует «забрать» у TikTok аудиторию, которая использует приложение для редактирования и обработки видео. При этом Лесун подчёркивает, что не хочет конкурировать с TikTok, поскольку не планирует превращать Vochi в соцсеть.

В интервью предприниматель рассказал, как создавал приложение, искал команду, привлекал инвестиции, а также о том, как планирует зарабатывать с помощью сервиса.

Как работает приложение?

Пользователь открывает Vochi, нажимает кнопку «Старт», открывается «Галерея». Он выбирает видео, с которым хочет поработать, и загружает его. Затем на экран выводится ролик, таймлайн и 13 эффектов. Пользователь нажимает на объект, который хочет обработать, и выбирает понравившийся эффект.

Если нужно наложить его не на конкретный кадр, а на несколько десятков секунд видео, пользователь должен удерживать палец на эффекте в течение нужного ему времени.

В ближайших обновлениях появится возможность последовательно накладывать разные эффекты на один объект.

Как вы отбирали эти 13 эффектов? Чем руководствовались?

Мы вдохновлялись теми эффектами, которые сейчас популярны в клипах у хип-хоп исполнителей, в сериалах Netflix.

Примеры эффектов Vochi​
Примеры эффектов Vochi​

Как вы пришли к тому, что хотите делать приложение?

Я был продуктовым аналитиком в белорусской инвестиционной компании Bulba Ventures. Пока работал со стартапами, вынашивал несколько своих идей.

Мысль сделать что-то крутое с точки зрения производства видео на устройстве была самой подходящей. Я начал тестировать множество приложений, смотреть их показатели в SensorTower, App Annie.

Я посмотрел приложения, которые есть в App Store, но ничего толкового не нашёл: либо всё было сложно, а на выходе получался ролик из склеенных фрагментов и неловких переходов, либо однотипное: пользователь мог применить эффект только на весь кадр и видеопоток или просто наложить фильтр цветокоррекции.

А я хотел сделать так, чтобы к любому объекту можно было применить эффект, перекрасить его, возможно, удалить и вообще дать пользователем полупрофессиональную студию.

Как идея трансформировалась в сервис? Что вы делали дальше?

Мне хотелось делать что-то своё. Смотрел на интересные мне ниши. Затем описал, как будет выглядеть продукт, распланировал всё, провёл исследование рынка и пришёл к Юрию Мельничеку и Андрею Авсиевичу из Bulba Ventures.

Полтора месяца мы обсуждали идею проекта. Они предложили мне preseed-инвестиции (Лесун не раскрывает сумму — vc.ru), и я начал собирать команду — это было в марте. В начале апреля 2019 года мы зарегистрировали компанию в Минске.

Как вы проводили исследование рынка?

Я искал видеоредакторы, которые есть в App Store. Суммарно установил около 200 штук, насмотрелся на большое количество скам-приложений, которые обещают одно, а на деле там одна рабочая функция, а за остальные нужно платить.

На скриншотах в App Store пользователь видит, что в приложении он сможет применить глитч-эффекты на конкретные объекты или перерисовать видео в другой стилистике. Он его устанавливает и получает обработку в низком разрешении или только по подписке.

Также мне помог младший брат. Я пообщался с его друзьями, которые снимают в TikTok. Им по 13 лет: половина из них снимает в Instagram, другая — в TikTok. Кому что нравится.

Вы спрашивали у подростков, почему им нравится именно то приложение, которым они пользуются?

Конечно. Мы обсуждали причины, по которым они выбирают ту или иную социальную сеть. Часть из них говорила, что TikTok нужен, чтобы, во-первых, набрать популярность, а во-вторых, потому что там сидят все их друзья.

Предпочитавшие Instagram мотивировали свой выбор тем, что эта сеть — для серьёзных и взрослых. Также они добавили: те, кто сидят в TikTok, «занимаются фигнёй».

С помощью подростковой фокус-группы я понял, что создание простого и удобного приложения для работы с несколькими объектами — рабочая гипотеза. К тому же подростки — часть нашей ЦА. Мы ориентируемся на поколение Z и на создателей контента.

А зачем, по-вашему, людям нужен Vochi? Почему они должны пользоваться именно этим приложением, а не любым другим видеоредактором?

Для пользователей, которые создают видео для соцсетей, всегда будет актуальна проблема уникального и интересного контента. Их, как правило, отпугивают приложения, предлагающие всем одинаковый результат.

Мы старались предложить что-то, что будет напрямую зависеть от содержания видео пользователя, ведь каждый эффект в нашем приложении моделируется в зависимости от движения, размера, положения объекта в кадре.

В том числе речь идет о пост обработке — то есть о более созидательном и творческом процессе, нежели обработка всего видео масками и эффектами во время съемки.

Кто работал над приложением? Как вы искали людей в команду?

Почти вся команда Vochi до этого работала в крупных международных компаниях вроде Viber, Synesis, Epam. Людей я находил по сарафанному радио.

Было так: я написал в Facebook, кто-то кого-то отметил, затем я встречался с этими людьми, рассказывал о продукте и просто общался. Если понимал, что человек стоящий, звал его делать Vochi.

Организовать команду мне очень помог белорусский нетворкинг. Для Минска это довольно простая схема: на первых порах ты ищешь людей через рекомендации, знакомых, особенно когда давно находишься в ИТ-сфере. Минск достаточно маленький, поэтому толковых людей очень мало. Это не Москва, здесь все друг друга знают.

Сейчас у нас в команде десять человек: инженеры, UX-специалист, анимационные и графические дизайнеры, а также маркетинг-менеджер.

Пришлось ли вам кого-то переманивать?

Нет, такого не было.

Вы просто рассылали предложения, а люди соглашались?

Мы писали человеку в Facebook и предлагали пообщаться. Если соглашался, приходил, и мы разговаривали. Мы никого не перебивали зарплатами, не уговаривали и не устраивали агрессивный поиск. Набирали людей постепенно.

Расскажите про этапы разработки приложения.

В начале занимались исключительно техническими вещами: нейронными сетями и компьютерным зрением. Читали материалы на arxiv.org о самых популярных подходах к нашим задачам.

В конечном счёте мы их не применили, но три месяца потратили на поиск существующих алгоритмов и подходов к обучению нейронных сетей. Проанализировав очень много статей, мы написали свои алгоритмы. Потом пришёл iOS-программист. Он сначала собрал архитектуру приложения, а потом интегрировал, что сделали инженеры из R&D.

Затем изготовили технические каркасы эффектов. Мы брали известные эффекты из фильмов, а программисты интерпретировали их на C++ и отдавали iOS-разработчику, чтобы тот внедрил эффекты в приложение. Одновременно создавали дизайн Vochi.

С какими сложностями вы столкнулись при разработке?

Очень трудно сделать красивый эффект, который покажешь любому человеку, и он захочет поделиться видео в соцсетях.

А как вы оценивали, красивый он или нет?

Мы собирали фокус-группы. В конце августа 2019 года наше приложение видело около сотни человек.

Тогда мы поняли, что для пользователей абсолютно нормально применять несколько приложений для обработки одного видео, что это придаёт больше ценности контенту: ощущение неповторимости и эксклюзивности.

Блогеры и контент-мейкеры не любят эффекты «как у всех», для них узнаваемые способы обработки — моветон, поэтому мы решили сделать такие эффекты, которых нет нигде.

Кроме фокус-группы, кто-то уже тестировал Vochi?

Да, третьего октября 2019 года мы провели мягкий запуск в Канаде — тестировали аналитику, UX, эффекты, подписку.

Чем руководствовались, когда выбирали Канаду для тестового запуска?

Там трафик и поведение пользователей плюс-минус такие же, как в США. В Канаде большое покрытие iOS-устройств. Стоимость закупки и поведение пользователей там очень близко к Штатам. Учитывая, что у нас есть только iOS-приложение, самым выгодным был запуск Vochi в Канаде.

Что вы узнали о поведении аудитории по итогам запуска? С какими проблемами столкнулись?

Мы поняли целевую аудиторию, подтвердили гипотезу, что людям интересно наше приложение. У нас уже купили несколько годовых и месячных подписок.

Мы заметили поведение, которое было похоже на наше во время первых опытов использования приложения. Сначала пользователь загружал два-три видео, на которых играл и выходил без сохранения. А через несколько дней возвращался и очень быстро проходил весь путь обработки, как будто точно знал, что ему нужно, и сохранял видео.

Это подкинуло нам различные идеи по улучшению пользовательского опыта — часть из них уже есть в приложении, а часть мы добавим в ближайших обновлениях.

Сколько у вас сейчас пользователей? А DAU?

Сейчас чуть больше 2000 скачиваний и около 130 активных пользователей. Мы особо не давали рекламу.

Особо? Всё же давали?

Да, мы купили рекламу в «Историях» Facebook и Instagram.

Какой был рекламный бюджет?

Чуть меньше $1500.

Выходит, запуск приложения в Канаде фактически обошёлся вам в эту сумму? Как тогда люди будут узнавать о вас, если не через рекламу?

Мы хотим давать людям простой и понятный опыт работы с приложением — это наша корпоративная ценность.

После запуска в Канаде мы пришли к тому, что после сохранения обработанного видео пользователь получает автоматически сгенерированную реферальную ссылку, которой он может поделиться с друзьями.

Если он поделился, ему на виртуальный счёт «падает» неделя бесплатной подписки на pro-версию приложения, а его другу даётся три дня. Таким образом мы собираемся органически увеличивать аудиторию.

Как долго эта опция будет работать?

Реферальная ссылка сама по себе будет работать довольно долго, пока сами не знаем сколько. Вопрос в том, какой набор возможностей будет под неё подпадать. Сейчас это доступ к pro-версии, где есть расширенный набор эффектов. Кроме того, каждый, кто впервые скачивает приложение, получает первый день бесплатно.

Только первый? А что будет во второй?

Со второго дня пользователю нужно платить за эффекты, но и это можно обойти. Когда человек хочет применить pro-эффект, ему предлагается, он может посмотреть нашу рекламу, которая показывает, как работать с Vochi. После у него на одну сессию разблокируется эффект, который он сам выберет. Мы ввели эту опцию, чтобы набрать лояльную аудиторию.

Сейчас у нас есть 13 эффектов, план — выпускать по одному новому каждую неделю.

А в чём суть pro-версии?

Это как бы версия для тех, кто не хочет играть с бесплатными механиками получения эффектов. Для тех, кому лень смотреть рекламные и обучающие ролики или делиться приложением.

Кроме того, пользователи с pro-аккаунтом получают новые эффекты на три дня раньше, чем все остальные. Например, у pro-версии эффект появляется в понедельник, а у бесплатной версии — в четверг.

Сколько стоит подписка?

Pro-версия — сама по себе подписка. Её стоимость на месяц — $5,99, на год — $49,99.

Как ещё вы планируете монетизировать сервис?

Мы планируем постоянно обновлять библиотеку эффектов и добавлять такие функции, которых нет в других видеоредакторах. Ближе к лету 2020 года у нас появится основная монетизационная опция. Что это, пока не могу сказать.

Мы хотим сотрудничать с блогерами, видеографами и другими творческими ребятами. Условный пример: в Канаде есть моушен-дизайнер, который делает классные эффекты для обработки видео. Мы сотрудничаем с ним и выпускаем его работы в нашем приложении.

Так мы расширяем свою базу эффектов, а дизайнер становится более узнаваемым. В будущем мы бы хотели прийти к тому, чтобы Vochi в какой-то мере стал маркетплейсом эффектов, хотим продавать их через приложение. То же самое с инфлюенсерами. Мы приходим к инфлюенсеру и предлагаем сделать с ним совместный эффект. Он соглашается, и мы делаем этот эффект платным.

У вас уже есть идеи, к каким блогерам приходить?

Через две недели после релиза Vochi будет первая работа с инфлюенсером из России.

Сколько, по вашим подсчётам, составит выручка от Vochi к концу 2020 года?

Мы планируем заработать $450 тысяч. Это выручка с приложений для iOS и Android.

Во сколько оцениваете рынок мобильной обработки видео?

Мы оцениваем не только обработку, но и контент, а это $135 млрд.

Bulba Ventures инвестировала в Vochi. Как вы привлекали инвесторов?

Так как я работал в компании, привлекать особо никого не пришлось. Я просто предложил идею, и мы сошлись на том, что такое приложение нужно рынку.

Сколько человек владеет Vochi? Как распределяются доли?

Я, Bulba Ventures и технический советник Vochi. Доли раскрыть не могу, это наша внутренняя политика.

Какая у вас предполагаемая прибыль?

К концу 2019 года мы бы хотели выйти на $300 тысяч — это KPI.

Что для этого нужно сделать?

По нашим гипотезам сейчас важно хорошо монетизировать подписку и собрать лояльную базу пользователей.

На какую по численности базу пользователей вы ориентируетесь?

Около 1,5 млн скачиваний.

А DAU?

Мы не хотим тыкать пальцев в небо, потому что по Канаде судить сложно. Мы хотим посмотреть, как пройдёт запуск, и снять с него метрики, чтобы точнее спрогнозировать модель экономики приложения.

Планируем покупать рекламу приложения, просто в небольших объёмах. Для больших объёмов нужны большие инвестиции. Не факт, что юнит-экономика сойдётся.

Через сколько вы планируете выйти на окупаемость?

В первом квартале 2021 года.

Вы думали: как только Vochi выйдет на рынок, кто-то начнёт его копировать?

Да, поэтому у нас технически реализованы несколько функций, которые ждут своего часа.

Вы можете об этом сказать?

Сейчас я расскажу, а потом небезызвестная китайская компания начнёт их делать [смеётся]. Мы прекрасно понимаем, что Vochi начнут повторять. У нас есть запас времени, c которым мы можем отрываться от конкурентов. Мы даже знаем, кто это может повторить и с какой скоростью.

Кто?

Я не исключаю, что TikTok попытается реализовать похожую функциональность. Для него это очень актуально.

Как вы собираетесь конкурировать с TikTok?

Мы не хотим с ним конкурировать.

Но вы хотите увести у них аудиторию?

Нет. Мы не хотим становиться PicsArt для видео и превращаться в редактор и социальную сеть одновременно. Это не наша история.

А кого вы вообще считаете конкурентами?

Приложение Filto и видеоредактор Adobe Photoshop Camera, который скоро выйдет.

Что будете делать, когда TikTok скопирует функции Vochi?

Мы делаем не только эффекты для обработки видео. Далее планируем внедрять функциональность, которую не реализовали конкуренты. Что это, пока не могу сказать.

Какие у вас планы на будущее?

В ближайшее время провести seed-раунд. К концу 2020 года прийти к выручке в $450 тысяч, суммарно собрать 1,5 млн пользователей и 400 тысяч MAU по двум приложениям — на iOS и Android.

2626
42 комментария

Почему когда я вижу в заголовке поколение Z Y и т.д, у меня сразу некое отвращение от любого материала внутри? :) Или я один такой?

27
Ответить

Не один, в меня ещё от миллениалов передергивает

15
Ответить

Классный продукт, удачи! 

P.S. «Поколение Z» в заголовке слегка портит впечатление. Обычно за такой формализацией часто скрывается отсутствие понимания аудитории и продукта. Никаких поколений Y, Z, alpha не существует. 

12
Ответить

Спасибо огромное!
Абсолютно с командой согласны про заголовок.

3
Ответить

Поколение $

1
Ответить

Поколение Z, собственной персоной:

1
Ответить

Как же утомила подписочная модель монетизации.
Жаль что про нее не пишут в начале статьи, сразу можно было бы закрывать.

7
Ответить