От «носимых эффекторов» до «перспективного такси»: как в лаборатории СССР разработали умные вещи
Концепция Интернета вещей была сформулирована в 1999 году, но идея советской умной системы СФИНКС появилась уже в 1987 году. Однако одно из «главных советских дизайн-решений ХХ века» так и осталось макетом на страницах журналов. Почему? Рассказываем в блоге Yandex.Cloud на vc.ru.
Что такое ВНИИТЭ
В 1962 году благодаря усилиям советского и российского дизайнера Юрия Соловьёва появился Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), который занялся уникальными для Советского Союза исследованиями и проектированием в области промышленного дизайна. Из ВНИИТЭ вышли, например, концепты самосвального автопоезда БЕЛАЗ-5488 и пассажирского теплохода-катамарана «Чайка», которые затем успешно экспортировались и были востребованы в других странах. В том числе в США, Франции и Италии.
К сожалению, многие проекты института так никогда и не дошли до серийного производства. Сюда относится продуманная до мелочей концепция раздельного сбора мусора, проект «перспективного такси» — прообраза современных минивэнов, и, пожалуй, наиболее амбициозный проект конца 80-х годов — умная система для дома СФИНКС.
Что такое система СФИНКС?
Фантастика, но ВНИИТЭ создал концепты, в которых можно узнать современную технику: смарт-часы, плоские мониторы, бортовые компьютеры для автомобилей, очки дополненной реальности и многое другое. Тогда же в институте смогли понять, что будет главной проблемой бытовых, автомобильных и носимых устройств в будущем — нет объединяющей их единой системы.
Для того чтобы решить эту проблему, команда дизайнеров под руководством Дмитрия Азрикана (Игорь Лысенко, Алексей и Мария Колотушкины, Марина Михеева, Елена Рузова) создали концепцию «Суперфункциональный информационно-коммуникационный комплекс» — СФИНКС. В сентябре 1987 года вышла статья с описанием проекта в журнале «Техническая эстетика». СФИНКС описали как домашний телерадиокомплекс, но по сути это был первый советский прототип современного «умного дома».
Что входит в комплекс
СФИНКС – это блок с «центральным процессором», сферические колонки, плоские колонки, большой общий жидкокристаллический экран, экран поменьше, большой пульт и ручной пульт с дисплеем, головные телефоны. По задумке учёных к комплексу должны были подключаться все приборы в доме, включая плиту, холодильник, телевизор, телефон. Все предлагаемые технологии не были чем-то из разряда фантастики, их исследования проводились уже в то время. Оставалось только соединить их в единую систему.
Все устройства СФИНКС обладали единым дизайном и эргономикой, что было важным нововведением, так как обычно по внешнему виду советская техника, например, магнитофон и телевизор, вообще не подходили друг другу. Во ВНИИТЭ планировали, что оснастить дома такими системами можно будет к 2000 году.
Центральный процессор
Сердцем системы был центральный процессор, выполняющий также роль хранилища данных со средствами для их приёма и передачи. Этот блок распределял команды и информацию по остальным элементам системы: экранам, колонкам и другим блокам. Для связи блоков предполагалось использовать «шинопроводы» — универсальные кабели для питания и управления электроникой. Были разработаны концепты коммуникации с переносными и автомобильными устройствами по радиочастотам — аналог современного Wi-Fi.
Внутри блока находилось универсальное запоминающее устройство, аналог современных SSD и HDD. Учёные были уверены, что сначала универсальный носитель данных будет дисковым, а затем ему на смену придёт кристаллический. Диски отвечали за досуг или работу для одного члена семьи. Например, на одном носителе записаны фильмы и игры, на другом — музыка и обучающие программы, на третьем — деловые и творческие приложения и т. д.
Центральный процессор был сконструирован таким образом, что в него можно было неограниченно добавлять блоки памяти. Это открывало возможности параллельного использования различных программ для всех членов семьи.
Пульты управления
Пульты представляли собой аналог современного веб-интерфейса управления устройствами. Малый ручной пульт можно было объединить с небольшим дисплеем. Как тогда считалось, наиболее удобным для работы с пультом было диагональное расположение кнопок. Каждая клавиша должна была подсвечиваться, при необходимости можно было активировать звуковой отклик на нажатие.
Большой пульт был придуман в двух форматах: синий — сенсорный с дополнительным ручным пультом в углублении. Белый — псевдосенсорный с телефонной трубкой. К нему подключался экран и получался прототип ноутбука.
Связь с автомобилем и не только
Универсальный комплекс должен был связать не только устройства в доме, но и автомобиле. Создатели СФИНКСа, так же как и Европейский совет по IoT, делили все возможные подключаемые устройства на уровни по принципу охвата территории:
- Носимые.
- Связанные с транспортом.
- Связанные с жилищем.
В категорию «носимых эффекторов», как их называли авторы проекта, входили устройства напоминающие современные «смарт-часы» или «умные браслеты». Создатели СФИНКСа предполагали, что такие устройства смогут измерять и отображать необходимую информацию, например, частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха.
В категорию связанных с транспортом устройств входила прежде всего бортовая система автомобиля, наполненная функциями навигации, диагностики и коммуникации и, разумеется, развлечений. Создатели проекта даже придумали индикатор на лобовом стекле — технологию, которую только недавно начали реализовывать автопроизводители.
Что произошло с проектом и его создателями?
По версии журнала Esquire СФИНКС входит в десятку «Главных советских дизайн-решений ХХ века». Это уникальная, красивая, опередившая время разработка, все идеи которой остались нереализованными. Их можно было увидеть только на страницах журналов и в виде макета. Не смогли даже сделать рабочую версию концепта.
Был конец 80-х и ВНИИТЭ переживал тяжёлые времена. Денег не было, руководитель проекта Дмитрий Азрикана переехал в США, закрывались целые направления и филиалы института в других городах. Был закрыт даже «Центр технической эстетики», который считался советским музеем дизайна. Прототипы и макеты массово отправлялись на свалку. Кое-что удалось сохранить исключительно руками энтузиастов. В результате макет СФИНКСа оказался в Московском музее дизайна.
Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.
Другие истории, которые активно читают наши подписчики:
Всё это придумано американскими разработчиками и дизайнерами ещё в 50/60-ые. И плоские экраны, и единая коммуникационная система, и смарт-часы с видосвязью, и т.д. и т.п.
Вот, например:
https://www.youtube.com/watch?v=TAELQX7EvPo
Вообще-то мобильная связь и прообраз интернета были разработаны в России чутка раньше, чем это было сделано за бугром. Но, а частности, интернет появился не у нас благодаря Н.С.Хрущёву, которые просто не стал втыкать в идею, и проект зарубили.
Мобильную в СССР не придумывали. Была радиотелефонная сеть Алтай, без хэндовера (суть именно мобильной/сотовой связи).
а зачем там хэндовер, если одна БС обслуживала весь город?
на частоте 150 МГц радиус покрытия был 50-100км
для той частоты и того кол-ва абонентов хэндовер избыточен, за городом БС все равно не было
Алтай (как и любая радиотелефонная связь) не могла быть в силу своей природы масштабирована и стать массовой. Изначально данная ветвь переписки началась с утверждения, что мобильную связь придумали в СССР раньше США. Но мобильная связь - это хэндовер между множеством базовых станций, за счет количества (массовости) которых решается проблема ограниченного частотного ресурса.
И ответ я давал именно на это - нет, в СССР не придумывали мобильную сеть. Это - изобретение США.
ее ставили только шишкам, какая массовость? она такой и не задумывалась
люди на обычный телефон годами в очереди стояли
Да что там телефон! Люди в очередях за туалетной бумагой и колбасой в очередях стояли. Не годами, но за сутки занимали очередь, факт.
я просто про реалии того времени говорю, что цели ЦА эта система выполняла, и хэндовер там не требовался
Реалии того времени были в том, что у советского человека в принципе отсутствовал выбор, советский человек=раб, никто его не спрашивал, что ему требовалось, а что нет.
это все лирика, мне не интересна политота при обсуждении технических вопросов
Это не лирика, это фундаментальный вопрос. Мы не может объективно судить о потребностях человека (в том числе — в тех или иных средствах связи), которого лишили возможности делать выбор.
вообщем ладно, вижу вы любите демагогией заниматься
Я лишь высказал совершенно очевидный факт — в условиях рабовладельческого строя нет никакого смысла пытаться строить картину о том или ином спросе со стороны населения, это всего лишь спекуляция.
значит вы далеко от инженирии, если для чисто технической стороны решения связи для заданной ЦА, вам требуется обсудить строй и туалетную бумагу )
Не настолько далеко, как вам могло показаться ;-)
ну инженеры умеют концентрироваться на поставленной задаче и рамках ТЗ, а не разводят демагогию про рабовладельческий строй)
Алтай свою ТЗ выполняла и являлась передвижной (мобильной) связью, а передача между сотами там не требовалась, для ее задач. Размер одной соты покрывал все нужды.
Как вас в "шарашке" закроют — расскажите о своём умении концентрироваться на поставленной задаче, океюшки?)))
пишите из шарашки?
А вот теперь СЕБЕ вопрос задайте — не демагогией вы занимаетесь?
ну а чем еще с вами заниматься, технические вопросы вы обсуждать не стали
как только я написал про частотоу и размер соты от вас только политота про туалетную бумагу пошла ) видимо в техническое обсуждение не можете
Я вам ответил прямо и ясно, что ваши спекуляции на тему "частоты и размера сот" не будут иметь никакой практической ценности, и объяснил — почему.
это не спекуляции это технический факт
объяснил — почему.ну да, объяснили, связь Алтай плохая – потому что были очереди за туалетной бумагой ))
детский сад
Спекуляции — потому что апеллирует к спросу, который невозможно оценить.
вы что-то путаете, я про опросы ничего не писал
Будьте внимательное, я не говорил про опросы.
Да, не так прочитал.
Насчет спроса, достаточно просто прочитать, для кого делался Алтай.
Возможность телефонной связи из автомобиля между чиновниками и правительством была «подсмотрена» в Японии, во время правительственного визита в эту страну в середине 1950-х и на высоком уровне было решено сделать в СССР подобную систему (позднее оказалось что в Японии работала обычная диспетчерская радиосеть с поочередным выходом в эфир абонентов). Разработка новой системы радиотелефонной УКВ-связи началась в конце 1950-х с постановления ЦК КПСС и СМ СССР, ОКР получила шифр «Алтай-1».между чиновниками и правительством
– ЦА была сильно ограниченная, о чем я и писал выше
с чего вы придумали, что эта связь планировалась быть массовой, я не знаю
Так я вам о чём и толкую — будь экономика рыночной, столь узко поставленной задача не представляется. Всё это, скорее всего, сааавсем иначе выглядело бы.
если бы да кабы
мы обсуждали конкретную систему, с конкретным ТЗ и хэндовер ее задачами не требовался, он там был бы как пятое колесо, потому что весь горд был в одной соте и соты не пересекались
О чём и речь — спекуляции))
согласен ) вы спекуляруете про какую-то массовую связь и спрос на нее
я же писал про конкретную систему Алтай, с которой ветка и начиналась
Скорее, так: я бы, может, и по-спекулировал о какой-то массовой связи и спросе на неё, но в условиях Совка это лишено какого-либо смысла.
А практически реализованная система не представляет ровным счётом никакого интереса, так как не является оригинальной разработкой.