Как отслеживать действия пользователя в вашем Telegram-боте: простой способ улучшить UX и продажи
Когда я разрабатываю проекты, почти всегда добавляю трекинг действий пользователей внутри бота. Если вы знакомы с Вебвизором на сайте — принцип тот же.
Я добавляю бота в группу, настраиваю ему отправку данных о каждом действии пользователя, и он фиксирует все взаимодействия. Со временем я могу по ID найти нужного пользователя в этой группе и посмотреть всю историю его работы с ботом.
Если у вас есть Telegram-бот для бизнеса, наверняка вам важно понять, как именно люди с ним взаимодействуют:
- Какие кнопки они нажимают
- Где возникают сложности
- На каких этапах пользователь теряет интерес
Эта информация поможет сделать бота удобнее и позволит клиентам иметь более положительный опыт взаимодействия с ним. Функционал будем называть «трекинг действий пользователя».
Зачем нужен трекинг действий пользователя?
Отслеживание помогает увидеть, что вызывает интерес у ваших клиентов и где возникают проблемы при пользовании ботом. Независимо от того, насколько вы стараетесь сделать интерфейс понятным и дружелюбным, всегда найдутся моменты, которые вызывают вопросы или затруднения. Это связано с тем, что каждый человек имеет разный опыт взаимодействия с приложениями и платформами.
Представьте, что ваш бот - это магазин, через который можно купить товары или услуги, или функционал другого характера. С помощью трекинга вы сможете узнать, какие позиции просматривают чаще всего, какие разделы выбирают, и на каком этапе покупатель останавливается и не завершает заказ. Эти данные позволят вам корректировать дизайн, тексты, кнопки или фотографии внутри бота, чтобы сделать процесс покупки проще и приятнее, или же просто написать пользователю.
Трекинг предоставляет информацию о пользователях — например, их ID и username. Это позволяет связываться с клиентами напрямую, если вы заметили, что кто-то интересуется определённым товаром или услугой. Вы можете предложить персональную скидку, рассказать о новых поступлениях или специальных акциях. Такой подход не только улучшает качество обслуживания, но и помогает увеличить продажи.
Также, на основе собранных данных при более сложной реализации можно настроить систему рекомендаций, которая предложит пользователям товары или услуги, соответствующие их предпочтениям.
Внедрение трекинга — эффективный способ лучше понять поведение клиентов, решить возможные проблемы и вывести ваш бот на новый уровень.
Как реализовать отслеживание. Покажу на примере своего проекта.
Принцип достаточно прост:
1. Добавляем команду для получения ID чата. Сначала вам нужно знать, куда бот должен отправлять сообщения о действиях пользователей. Для этого в бота добавляется команда, которую вы вводите в нужном чате (например, в группе или личном сообщении), чтобы получить ID этого чата.
2. Создаете группу. Добавляете своего бота в группу и предоставляете ему права администратора. После того, как добавили бота, вводите в группе команду /start, чтобы запустить бота. Теперь бот может писать в вашу группу.
3. Получаем и сохраняем ID группы. Вводим команду, которую прописывали в коде выше, и бот отправит вам сообщение с ID. Этот ID нужно сохранить — именно он будет использоваться для отправки уведомлений о перемещениях пользователей. На фото у меня уже привязана группа, поэтому после ввода команды /start - бот отправит мне сообщение, что бот был мною запущен. Здесь как раз можно наблюдать ID и username.
4. Добавляем логику отслеживания в действия, которые вас интересуют. При каждом важном событии (нажатии кнопки, переходе по разделам) бот отправляет сообщение в заранее указанный чат с данными пользователя — его ID, username и описание действия. На фото я покажу действия, где пользователь нажимает на кнопку "Список команд" и вводит команду /workspace
В chat_id добавляем ID чата, который мы сохранили, а в text передаем то сообщение, которое отправляет нам бот. Здесь я написал, что пользователь ввел команду /workspace
Переходим в нашего бота, проделываем действия, которые нам необходимы
И вот что бот отправляет в нашу группу
Так реализовывается трекинг действий пользователя. Это будет работать с каждым пользователем. Бывает, что у пользователя либо не указан username, либо он скрыт. Чтобы избежать получения None в username, делаем проверку: если скрыт username, то дополняем наш код message.from_user.first_name, и тогда мы будем получать имя пользователя, вместо username