{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как инвесторы Robinhood вдохновили рынки на «банкротное IPO», и что теперь с этим делать

В пятницу, 12 июня, появилась новость о том, что компания Hertz, которая занимается арендой машин, может разместить новые акции на $1 млрд. Прелесть ситуации в том, что Hertz официально находится в состоянии банкротства, и, чтобы раздать долги, хочет провести аналог IPO. Судья по банкротству уже одобрил это. В сети уже придумали термин — Initial Bankruptcy Offering (хотя, строго говоря, это допэмиссия).

Ранее никому на финансовых рынках не приходило в голову размещать новые акции банкрота. Это легко понять: во время банкротства даже старшие обязательства компании (кредиты, облигации, долги по оборотному капиталу), как правило, теряют часть или даже всю стоимость. А акционерам, стоящим последними в очереди на раздел активов компании, обычно не достается ничего. Новыми акционерами компании становятся кредиторы, не получившие полную выплату по своим требованиям. Старые акционеры просто выбывают из игры и теряют деньги.

Кто же будет покупать новые «банкротные» акции? Ответ: огромное число розничных инвесторов, торгующих через брокера Robinhood. Ранее, на прошлой неделе, они уже смогли «разогнать» котировки акций Hertz в несколько раз, массово последовав рекомендации покупать их.

Нужно отметить, что акции банкротных компаний обычно неликвидны, крупные инвесторы ими не торгуют, поэтому вполне реалистично осуществить подобные манипуляции. Последний мажоритарий Hertz — легендарный Карл Айкан — несколько недель назад продал акции, потеряв почти полную стоимость своих инвестиций.

Сложно объяснить логику розничного инвестора, покупающего банкротные акции. Пожалуй, лучше всего подойдет правило «большего дурака»: я сейчас куплю сильно упавшие акции (неважно, что там с бизнесом), а потом перепродам подороже кому-то другому. Вроде бы логично, но один подвох все же есть.

Среди российских розничных инвесторов есть много людей, долгое время торговавших акциями предбанкротных компаний, таких как Transocean, Frontier Communications или Chesapeake Energy. Иногда происходит чудо, и такие акции выстреливают. Но это именно ПРЕДбанкротные акции.

Если компания официально подала заявление на банкротство, то акционеры в ней больше ничего не решают. Контроль переходит судье, который прежде всего удовлетворяет интересы кредиторов. У Hertz кредиторов хватает: долгов так много, что компания не сможет расплатиться, даже если продаст все свои активы. Это типичный сценарий банкротства, который проходила компания Hertz… до этой пятницы.

Далее произошло чудо: руководство компании вдруг ощутило бешеный спрос со стороны акционеров — тех самых розничных инвесторов Robinhood — и теперь надеется, что они могут дать компании еще денег. Изюминка в том, что даже после

такого щедрого шага акционеры не получат больше прав: суд все равно сначала должен удовлетворить требования кредиторов. Получается, что акционеры дают компании денег, не требуя ничего взамен. Очень похоже на мошенничество, но компания честно предупреждает инвесторов, что их акции, возможно, не будут стоить ничего.

Решение о том, разрешать выпуск акций или нет, должен принять судья. С моей точки зрения, он должен разрешить выпуск. Задача суда проста: в кратчайший срок завершить процесс, при этом удовлетворив кредиторов и по возможности сохранив бизнес компании.

Сложность в том, что с финальным решением о реструктуризации фирмы должны быть согласны все стороны. Разумеется, получить согласие кредиторов, теряющих деньги, весьма непросто. Именно поэтому процесс банкротства в США может затягиваться на один—два года. В случае с Hertz в игру вступает щедрый акционер, готовый буквально подарить деньги кредиторам. Это может сделать кредиторов добрее, сговорчивее, и, возможно, они даже согласятся на мягкую реструктуризацию долга. Такой ход дела однозначно на руку судье. Он получит быстро закрытое дело, да еще и станет своеобразным инноватором и первопроходцем.

Банкротство Hertz может стать крайне интересным случаем в истории финансовых рынков. В том числе из-за того, что решающее слово могут неосознанно сказать розничные инвесторы, совершенно не понимающие рисков собственных действий.

Автор: Филипп Калинин, частный инвестор

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций.

Мы решили разнообразить блог Тинькофф Инвестиций и дать слово инвесторам, которые являются нашими клиентами. Теперь мы регулярно будем публиковать тексты внешних авторов. Если у вас есть текст, вы хотите им поделиться и получить вознаграждение, пишите на [email protected].

0
5 комментариев
Владимир Адров

Transocean все же предбанкротная контора?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Инвестиции
Автор

Здравствуйте. Мы передали ваш вопрос автору. Он пишет: "Да, я бы отнес Transocean к предбанкротным. У неё очевидные проблемы с бизнесом (сокращение объема заказов, падение денежных потоков). Причем это долгосрочные проблемы, решения которых в ближайшее время не предвидится. Однако у компании есть запас ликвидности (кэш на балансе), благодаря которому она до сих пор жива. Именно поэтому она до сих пор не банкрот, в отличие от прямых конкурентов, уже прошедших через банкротства (Seadrill, например). Не исключаю, что Transocean в итоге выживет, но в их акциях ловить нечего. Даже облигации мне кажется слишком рискованными."

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хруслов

Любопытно какой именно факт позволили судье выдать разрешение на доп эмиссию компании-банкроту, которая на эти деньги будет просто гасить долги кредиторов. 

А в случае чего просто кинет акционеров, без обязательств)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Калинин

Забавный кейс

Ответить
Развернуть ветку
M Novich

Как бы это странно не казалось, но вы слишком сильно придираетесь к источникам. У компании долги, компания в суде, но нашёлся инвестор (крауд) готовый вложиться по полной, покрыть долги и возможно все это выстрелит с результатом не 10%, а все 200% процентов. Этакое казино, но вполне себе логика в этом есть. Это венчур. Вообще не очень понятно, а почему нет? Ретейловые инвесторы в принципе и не могут соревноваться с профессиональным инвесторами, зато если их много они могут создавать критическую массу для системных изменений. И судья (государство) логично должно поддерживать. Ну, вот правда у хертца столетний бизнес, покрой долги по лизингу, продай часть машин, оборудуй машины под каршэринг, дождись восстановления перелетов и вуаля компания которая стоит копейки будет стоить сотни миллионов долларов.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда