(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93808461, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93808461, 'hit', window.location.href);

Кофейня формата «to go» или «заведение с посадкой»? Что рентабельнее в 2023 году?

А также пошаговая инструкция c бизнес-планом от редакции МоегоСклада.

Вот уже несколько лет в России количество кофеен превышает количество баров. Кофейни стали одним из основных драйверов роста рынка общественного питания.

Насколько рентабелен этот бизнес — разберем подробно на конкретных примерах.

Для начала стоит сказать: кофейный бизнес – один из наиболее конкурентных, ниша очень перегрета. С этим придется считаться при открытии. Несмотря на то что это один из самых недорогих бизнесов по входу, высокой маржинальности ждать не стоит. Но если вы любите кофе всей душой и у вас есть идея или давняя мечта о своей кофейне стоит рискнуть, и подойти к делу осознанно.

Маржинальность 20% в кофейном бизнесе — уже успех. И это суровая правда.

О баснословных 800%, обещанных статьями в интернете, не стоит и мечтать. Чтобы убедиться в этом, устройтесь бариста, поработайте и посмотрите чеки.

Никто не говорит, что открыть прибыльную кофейню и масштабировать ее невозможно. Но для этого потребуется большое количество тщательных расчетов и обучения, а не пары-тройки часов в свободное от работы время. На пассивный доход точно рассчитывать не стоит. Так бизнес не строят.

Готовы отдавать делу все время и имеете в запасе миллион-другой? Тогда давайте разберемся с форматом кофейной точки.

Выбор формата заведения

Классические кафе с посадочными местами открывать сложнее: нужно пройти многочисленные проверки, согласования и получить разрешающую документацию, также потребуется больше техники и оборудования. Но в долгосрочной перспективе они принесут больше прибыли. Меньших затрат при старте бизнеса требуют экспресс-кофейни формата «to go».

Экспресс-кофейня, или coffee point: кофе с собой

Виды:

· киоск,

· островок в ТЦ,

· вендинговый аппарат,

· кофейный автомобиль.

кофейный киоск

Такую точку можно установить практически в любом месте, поскольку требуется площадь 1–20 м². Дополнительный ассортимент минимален и не требует особых условий хранения (например, шоколад или небольшие снэки). Если предполагается точка самообслуживания, своеобразный кофейный фастфуд, то дополнительного ассортимента вовсе не нужно.

Резюме: низкие инвестиции и минимальные технологические требования к помещению могут не оправдать бизнес-ожидания из-за сезонности спроса (зимой закрываются или работают хуже точки в парках, летом падает спрос в ТЦ и БЦ), а довольно маленький средний чек из-за узкого ассортимента и отсутствия посадки повлечет за собой длительную окупаемость вложений.

Base — кофе-бар, он же американская, или мини-кофейня

Такие монокофейни занимают площадь 40–100 м². Располагаются на фудкортах, в развлекательных и торговых центрах. Сочетают формат «кофе с собой» и небольшую посадочную зону для посетителей. Гостей обслуживают по меню, но ассортимент «базовый», а заказ чаще всего принимают у барной стойки.

Позиционирование — скорость обслуживания и эмоциональная составляющая (возможность отдохнуть и получить удовольствие). Конкурируют с фастфудом.

Lounge — полноценная кофейня с посадочными местами

Такие заведения по сути представляют собой привычные кафе с меню и официантами и ориентированы на широкую целевую аудиторию. Они располагаются в помещениях площадью 120–250 м² на первых этажах зданий. Чаще их можно встретить в центре города с выходом на оживленную улицу.

Позиционирование обычно более эмоциональное, по сравнению с другими форматами: фокус на вкусную еду, комфортную обстановку для встреч с друзьями и отдыха.

Можно попробовать воти в бизнес по франшизе. Но есть нюансы. При том, что вы получаете готовую бизнес-модель, где все процессы выстроены «под ключ» и отлажены, а риски минимизированы, так как бренд хорошо известен потребителю, вы должны быть готовы к высоким комиссионным платежам, которые будут ежемесячными, а контроль правообладателя за соблюдением стандартов максимально пристальным. Простора для творчества, скорее всего, не будет никакого. Кроме того, вы получите сложности в условиях договора и расторжении контракта.

Поэтому, если уж мы говорим о кофейне как о давней мечте, то не ограничивайте себя в реализации собственной идеи, лучше открыть кофейню с нуля.

Лайфхак: Никогда не покупайте готовую точку. Она 100% убыточная, поскольку прибыльную продавать никто не будет. Обычно готовые точки на продажу либо в минусе, либо еле тянут. Кофемолка и кофемашина там часто в аренде. Могут с любым пунктом в любое время «кинуть».

Бьем точно в целевую аудиторию

Определились с форматом, следующим пунктом продумайте заранее, чем ваша кофейня будете отличаться от множества других. Для этого и надо провести анализ конкурентов — так вы поймете, что предлагают другие.

Отберите топ-10 заведений. Составьте свой список крутых ребят в своем городе. Посмотрите в Яндекс или Гугл Картах, кто из конкурентов есть вообще и кто находится неподалеку от вас.Обратите внимание даже на кофеавтоматы в «Пятерочках», Spar, «Вкусно — и точка», «Вкусвилле» и «Мяснове». Они часто забирают заметную часть посетителей на себя.

Соберите информацию и систематизируйте ее

Посмотрите сайты и соцсети ближайших конкурентов, сходите в кафе и изучите как самый притязательный клиент: от меню и вкуса кофе и булочек до обивки стульев и картин на стене. Обратите внимание даже на скорость обработки заказа, улыбался ли бариста, как он работал. Так вы определите конкурентные преимущества своих предполагаемых коллег. Подключите к оценке конкурентов своих друзей и знакомых. Так вы получите более объективный срез.

Меню — как составить кофейную карту и ассортимент

Чтобы выжить в условиях высокой конкуренции и наработать лояльную аудиторию, нужно не только любить кофе, но и уметь его готовить, причем самый лучший в своей ценовой категории. Для этого — грамотно составить меню, выяснить, где и у кого закупать кофейные зерна, определиться со способами приготовления кофе, разработать рецептуру напитков.Лучше для этого пригласить шефа-бариста. Но если вы уверены в своих силах, попробуйте сами разобраться в вопросе, пройдя обучение.

Кофе является основным продуктом, на котором вы будете зарабатывать. При этом вы можете варьировать средний чек, составив свой уникальный ассортимент.

Учитывайте две вещи при составлении меню кофейни

Потребительские мотивы, или почему люди пьют кофе. Взбодриться утром, выпить что-то калорийное и сладкое вместо десерта, попробовать что-то необычное и вкусное, провести время в компании.

Целевую аудиторию и локацию. Если вы решили открыть кофейню в бизнес-центре, у вас уже есть определенная аудитория со своими предпочтениями и потребностями.

Статистика говорит, что до 80% оборота кофейни составляют продажи молочно-кофейных напитков, из которых самым популярным является капучино. От этой информации можно отталкиваться, разрабатывая карту и планируя оборот, но это скорее «средняя температура по больнице»: у каждого формата и региона будут свои нюансы.

Кофейная карта любого заведения состоит из 4 блоков

· Черный кофе

· Кофе с молоком

· Авторские напитки

· Альтернатива

Сейчас растет популярность и Specialty coffee, и альтернативных способов варки. Их зачастую выносят отдельным блоком в меню, потому что их конечная стоимость будет формироваться немного иначе, чем у кофе, приготовленного с помощью машины.

Это ваш костяк — основа продуктовой матрицы, а уже внутри каждого блока вы выбираете свое наполнение.

Пример меню кофейни

Чтобы выделяться, важно еще на этапе разработки подумать, что нового и интересного вы можете предложить в меню своей кофейни. Не забывайте о сезонных нюансах в меню: летом можно продавать холодные лимонады, напитки со льдом, а зимой — глинтвейн.

Кофейные напитки: Эспрессо, Американо, Капучино, Латте, Раф.

Другие напитки: Свежевыжатые соки, Молочные коктейли, Вода, Чай, Лимонады.

Добавки: Топпинги и сиропы, Орехи, Шоколад, Маршмеллоу, Специи.

Еда: Снэки и батончики, Мороженое, Круассаны, Легкие пирожные, Сэндвичи.

Бизнес-план

Бизнес-план — это дорожная карта проекта, с которой вы будете регулярно сверяться. Писать его должны лично вы, только так во всем разберетесь. Если ловите ступор уже на этом этапе, лучше не начинайте — вести бизнес будет сложно.

Учитывайте расходы на оформление документов, подготовку помещения, оборудование и мебель, закупку кофе, воды, молока на первые 2–3 месяца, на промо и рекламу, зарплаты сотрудникам.

Кстати, не стоит думать, что помощи в бизнесе ждать не от кого. Приличные деньги можно получить от государства, если подать заявку на грант, причем нецелевой. Вот пара примеров, как пекарня и кофеавтомобиль в Мурманской области выиграли грант на развитие туризма:

· пекарня стала продавать десерты по форме и цвету напоминающие северное сияние — использовали культурный код при создании концепции;

· кофеавтомобиль договорился с турагентствами о рекламе и превратился в справочную точку для туристов — можно информацию узнать и утолить жажду, удобно.

Обязательно имейте подушку безопасности

Кофемолка может сломаться, санитарная служба — найти нарушение и оштрафовать, а владелец помещения — поднять аренду. На незапланированные расходы нужно закладывать около 20% от стартового капитала.

Что заложить в подушку безопасности:

· аренда на 3 месяца минимум,

· зарплата всех сотрудников и обязательные выплаты на 3 месяца минимум,

· от 200 до 500 тысяч рублей на непредвиденные расходы дополнительно.

Не забывайте, что кофейный бизнес относится к сезонным, зимние месяцы обычно самые провальные по трафику. На это время лучше иметь подушку, если вдруг выручка за активные месяцы будет ниже ожидаемой.

Бизнес-план не ограничивается только деньгами. Постройте четкий план-тайминг реализации вашего проекта: когда планируете заключить договор аренды помещения, когда подать документы на регистрацию юрлица, когда заявку в налоговую.

Регистрация бизнеса

Если вам кажется, что это всего лишь формальность, то спешим сообщить, что это вовсе не так. Даже при выборе организационно-правовой формы можно получить плюсы и минусы. Зарегистрировать кофейню самозанятому не получится. Даже если вы энтузиаст и фанат кофе, быть бариста 24/7 и вести отчетность под силу только киборгу. Вы просто человек, поэтому придется нанимать людей, а самозанятому это нельзя по закону.

Открывать ИП выгоднее, так как оплата налогов происходит проще и быстрее, а главное — дешевле. При открытии ООО гораздо больше волокиты: налогов и отчетности.

Зарегистрировать ИП можно лично в ФНС и на портале Госуслуг. Многие банки при открытии расчетного счета могут за вас оформить ИП. От вас требуется только выбрать подходящий банки систему налогообложения. Самый частый вариант — «упрощенка». Вы платите либо 6% со всей выручки, либо 15% с разницы доходы минус расходы. Можно выбрать автоматизированную упрощенную систему налогообложения, или АУСН. Ее плюс — в сокращении отчетности.

Стоит обратить внимание на дополнительные налоги для розницы. Например, в Москве это торговый сбор — фиксированная сумма, которую должны платить некоторые предприниматели в сфере торговли.

При регистрации необходимо указать коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Проверьте, чтобы основной код соответствовал вашей деятельности. Не указывайте слишком много дополнительных кодов, иначе налоговая заподозрит в отмывании черных доходов.

Открыть расчетный счет можно в любом банке, который работает с юрлицами. Для этого заключите с ним договор и предоставьте необходимые документы на проверку. Можно через интернет, но есть банки, которые откроют счет только при личном посещении отделения.

Для ИП все проще. Модульбанк, Точка, Тинькофф и другие совмещают открытие счета с регистрацией предпринимателя. Это бесплатная услуга, достаточно встретиться с менеджером банка и подать заявление. На все про все уйдет не более 30 минут.

Ищем, выбираем и обустраиваем помещение

Вы уже выбрали формат кофейни, знаете целевую аудиторию и составили кофейную карту. На этом этапе правильно выбранное помещение — это 80% успеха заведения.

Идея подсмотрена в Нижнем Новгороде, кофейня в центре прямо у Кремля

Есть несколько важных правил: никогда не открывайте кафе на цокольном этаже; выбирайте узловые точки — они же центры притяжения ЦА: остановки, больницы, универы, ТЦ, туристические маршруты, школы. Не бойтесь конкурентов — это значит, что место хорошее.Спальные районы все разные, они специфичны. Основной поток утром, и тот из близлежащих домов. Если хотите открыться там, рассматривайте локацию как точку притяжения и проанализируйте, что там есть: парк, сквер, банк, кинотеатр, БЦ. Также ответьте на вопрос: почему человек захочет проснуться на 20 минут раньше, чтобы прийти за вашим кофе?

Так выглядит связь узлов и человекопотока на местности

В пределах одной улицы аренда может стоить плюс-минус одинаково, но результат работы кофейни может сильно отличаться. Люди ленятся пройти даже лишних 10 м. Любая преграда на пути к вам снижает процент доходящих людей. Среди преград: лестница, пешеходный переход, дополнительные метры. Даже открыться возле метро не всегда означает успех. Важнее то, ходит ли там ваша целевая аудитория.

Заключайте сделку и подписывайте договор одновременно в одном кабинете или месте, чтобы обезопасить сделку.

Страшная правда о выборе места под кофейню

Найти хорошее очень сложно. Как правило, все такие места уже давно заняты. На них идет настоящая охота среди аптек, пекарен, общепита, цветочников и алкомаркетов, в последнее время ПВЗ типа Ozon также ищут топовые локации.

Сетевые кофейни еще могут найти или попытаться перехватить место, но рядовые — почти без шансов. Сетевые игроки имеют отдел, который 8 часов 5/2 мониторит ситуацию на рынке недвижимости. У вас физически такой мощности нет.

Именно поэтому важно разработать сильную концепцию: идея, помноженная на классный продукт, может вытянуть кофейню, даже если вы найдете не супертрафиковое место. К вам будут идти целенаправленно за антуражем, запоминающимся дизайном и качеством.

Ремонт, мебель, стиль, отделка, посадка

Ремонт – обязательное условие для открытия кофейни. Его практически невозможно избежать, даже если покупаете готовое помещение. Начать ремонт стоит со стен, полов и потолков — их нужно привести в идеальное состояние.

Экономить на коммуникациях и важных стройматериалах — самая плохая идея. Потом обязательно что-то придется переделывать, это встанет дороже. Сантехника, канализация и электрика должны быть сделаны на века и дорого стоить, но в перспективе эти затраты окупятся. Такого же принципа стоит придерживаться при организации освещения. Ставьте светодиодное освещение по-максимуму, оно в долгосрок будет дешевле — даже три дизайнерских люстры с лампами накаливания нагонят вам счет за электричество.

Кроме того, жестко контролируйте рабочих: следите за качеством и сроками постоянно. День просрочки — минус 5000 (условно) в бюджете. И не отдавайте рабочим гонорар заранее — получат и больше не придут.

Попросите арендные каникулы — можно немного сэкономить на некоторое время ремонта.

В этом нижегородском заведении готовят спешалти-кофе и ПП-блюда, эксклюзивность подчеркивается в дизайне, мебели и выборе фактур: светлые оттенки, стекло, простые формы, гипсовые салфетницы.

Кресла, стулья и диваны должны быть не только удобными, но и эргономичными, чтобы гости могли чувствовать себя комфортно во время приема пищи или отдыха. Кроме того, мебель должна соответствовать выбранному стилю и цветовой гамме.

Поставить в помещении столько столов, сколько влезет, — плохая идея. Лучше иметь небольшое пространство с нужным количеством посадочных мест, чем забитую каморку, где не протолкнуться. Каждый стол должен стоять в кофейне обоснованно, а не просто так.

Решить проблему с расстановкой мебели и посадкой поможет грамотное проектирование пространства. Также правильная проектировка сократит очереди и поможет персоналу. При создании рабочих мест убедитесь, что персоналу будет удобно — для удобной работы все должно быть в пределах досягаемости. Чтобы это по-хорошему рассчитать и реализовать, нужно тщательно проработать проект со специалистом, а затем постоянно общаться со строителями.

Выбор стиля

Зависит от того, какую атмосферу вы хотите создать в кафе. Если уютное и домашнее ощущение — стоит присмотреться к провансу или ретро. Если же хотите создать современное и минималистичное кафе, то можно выбрать хай-тек или лофт. Главное, чтобы стиль соответствовал общей концепции кафе.

Цены называть не будем, потому что здесь все очень индивидуально, просто перечислим ключевые позиции:

  • барная стойка,
  • кухонные шкафы,
  • посуда и другая утварь,
  • элементы декора,
  • вешалки,
  • столы и стулья.

Некоторые считают, что можно облегчить проектировку и немного сэкономить, выбрав минималистичный стиль. Но качественный минимализм дорого, потому что содержит дизайнерские элементы коммуникаций. А сэкономив на нем, у вас есть все шансы получить дизайн для студенческой столовой.

Декор должен сочетаться с выбранным стилем и создавать приятную атмосферу. Растения, картины, подушки и другие элементы декора могут сделать интерьер более ярким и интересным. Важно не переборщить и не переполнить пространство, иначе это скорее вызовет дискомфорт у посетителей.

Декор может быть интерактивным. Например, в питерской кофейне «Кофилин» на стене есть карта с канцелярскими кнопками. Гости со всех уголков света отмечают свою страну. География посетителей внушительная.

В этой мини-кофейне в Нижнем используют дорогие потолочные реечные светильники, есть несколько зон для гостей с сидячими и стоячими местами, необычное оформление в зелени

Посадка гостей

Необходимо предусмотреть и сидячие, и стоячие места, чтобы гости могли выбрать, где им будет комфортнее провести время. Также стоит учитывать, что разные группы гостей могут предпочитать разные места: например, семьи с детьми занимают столы с большими креслами, а студенты — высокие стулья у стойки.

Создание уютной атмосферы в кофейне — это важный аспект, который может определять успех заведения. Хорошо продуманная обстановка привлечет посетителей и оставит у них приятное впечатление, в поисках которого они вновь придут в ваше кафе позже.

Необходимое оборудование

Независимо от масштаба и формата кофейни есть список необходимого оборудования, которое может быть сокращено или дополнено, исходя из формата заведения. Так, кофемашина обойдется вам в среднем в 320 000 рублей, посудомоечная машина в 60 000. Ледогенератор стоит в среднем порядка 14 000 рублей. Базовое кухонное оборудование для приготовления еды обойдется в 1 000 000. Холодильник для молока и холодильная витрина для десертов — 125 000 рублей.

Не забудьте еще и про кассовое оборудование: фискальный накопитель, кассовый аппарат, лицензия ОФД, денежный ящик — на все это 30 000 рублей.

Вывеска — 30 000, уголок потребителя, униформа, доска с меню — 10 000, фильтр-система 35 000. Плюс аренда помещения и еще неизбежные мелкие расходы. Итого стартовая сумма для открытия кофейни — 1 800 000 рублей.

Многие советуют брать кофемашину в аренду, но делать этого не стоит. Обычно фирмы, сдающие оборудование в аренду, обязывают вас закупать у них зерно. Часто оно невысокого качества — вы окажетесь связанным.

Покупайте кофемашины б/у — так вы будете уверены, что за аппаратом следили, и сможете использовать любое сырье, а не навязанное вам. Кроме того, есть мастера по ремонту кофемашин, которые могут их даже модернизировать. К кофемолкам это не относится. Если сломалась, лучше купить новую.

Поиск поставщиков, где покупать кофе

Поначалу будет сложно найти, поэтому сразу ищите не менее 5 контактов. Не бойтесь торговаться, чтобы потом всю продукцию брать только у одного.

Купить обжаренное зерно у крупных международных поставщиков

Смеси будут стандартными, на степень обжарки вы повлиять не сможете, а более низкая цена на такой кофе компенсируется транспортными расходами. Как правило, такое зерно закупают фастфуд-кафе или рестораны.

Купить готовое зерно у обжарщиков

Тут вы, скорее всего, получите более качественный продукт и много рекомендаций от профессионалов. Свои обжарщики обычно есть в каждом городе, можно найти цех. Если вы из небольшого города (100–150 тыс. человек), скорее всего, придется ехать за зерном в центр региона.

Купить зеленое зерно с плантации

Стоит 5–15 $ за кг, покупать нужно через аукцион или по личному договору с фермером. Необходим свой закупщик, разбирающийся в зеленом зерне. Покупается в больших объемах (речь идет о контейнерах и тоннах). Но в текущих условиях и из-за проблем с логистикой может быть трудно. Да и для только начинающего свое дело предпринимателя, скорее, не актуально.

Как найти поставщика зерна

Качество кофе напрямую зависит от качества зерен, поэтому выбор поставщика зерен должен быть осознанным и обоснованным.Лучше всего сами найдите кофейню и продукт, который вам нравится, и «пытайте» владельца.

Если не поможет, вот простые действия, которые помогут найти поставщика зерен для кофейни:

1. Определите свои потребности и бюджет. Прежде чем начать поиск поставщика зерен, определите свои потребности по количеству зерен, а также бюджет, который вы готовы потратить на закупку. Это поможет сузить круг поставщиков и выбрать тех, кто будет соответствовать вашим требованиям.

2. Исследуйте рынок. Изучите рынок поставщиков зерен и сравните их предложения. Обратите внимание на качество зерен, цену, условия доставки и упаковки. Важно выбрать поставщика, который будет соответствовать вашим требованиям по всем параметрам.

3. Попробуйте образцы. Попросите поставщиков прислать образцы зерен для дегустации. Это поможет определить качество зерен и выбрать тех, которые соответствуют вашим требованиям.

4. Проверьте репутацию поставщика. Изучите, что говорят в медиапространстве о поставщике, и посмотрите отзывы других клиентов. Это поможет понять, насколько он надежен.

5. Свяжитесь с поставщиком и обсудите с ним условия сотрудничества.

6. Заключите договор, который будет регулировать условия сотрудничества.

Формируйте заказы поставщикам в МоемСкладе

Можно настроить автозаказ поставщику на основании неснижаемого остатка. Вы установите минимальное количество необходимых продуктов, а сервис автоматически закажет их, как только остатки дойдут до этой отметки. Вам не придется постоянно проверять, не кончились ли у кофейни расходники.

Поиск и найм персонала

Подготовьте список позиций и штатное расписание с указанием заработной платы каждого сотрудника за месяц.

График работы в общепите посменный, обычно организуется по схеме 2/2 или 5/2. По итогам месяца сотрудникам платят, исходя из числа отработанных смен.

Персонал небольшой кофейни до 150 м2 составляет:

  • Управляющий
  • Бариста (3–4)
  • Официанты (5–6)
  • Повара (2)
  • Уборщица (1–2)
  • Бухгалтер на аутсорсинг (1)

План подбора персонала

1. Сформулировать концепцию и составить кофейную карту и меню — для подготовки списка позиций (повар, кондитер, шеф-бариста, официант).

2. Спрогнозировать количество чеков в день, а, следовательно, количество и мощности кофемашин и касс на точке.

3. Составить финансовую модель — из нее вы поймете, сколько сможете потратить на ФОТ.

4. Составить список позиций — он позволит понять, какие именно штатные единицы вам нужны.

5. Подготовить штатное расписание — определите, сколько сотрудников на каждую позицию вам потребуется. Это зависит от потока гостей, размера зала и числа рабочих станций (кофемашин, грилей).

Бариста — лицо вашей кофейни, поэтому очень важно, чтобы они находились с вами на одной волне, понимали концепцию и могли транслировать ее клиенту. То же самое касается и официантов, и всех сотрудников на фронте, то есть тех, кого видят клиенты.

Бариста — профессия, популярная среди активной молодежи, так что логично искать кандидатов в интернете, а не в офлайне. Обратитесь в профильные сообщества, ищите на платформах по подбору персонала, через друзей.

Проверьте кандидата на практике. Попросите приготовить несколько напитков, подобрать помол и скорость пролива. Посмотрите, насколько уверенно он обращается с машиной, поболтайте о кофе, проверьте его знания. Узнайте, почему он оказался в этой индустрии, заинтересован ли в профессиональном росте.

Проверьте коммуникационные навыки — убедитесь, что бариста умеет не только делать кофе, но и продавать напитки, или, по крайней мере, готов этому научиться. Ваш кандидат должен уметь расположить человека к себе, поддержать беседу, быть вежливым и корректным.

Бариста должен в первую очередь уметь разговаривать с гостями, объяснять, что будет нормально, а что лучше заменить на другой вариант. Очень часто из-за снобизма знающих ребят или из-за пофигизма тех, что работают в месте с низкокачественным кофе, гости получают не очень позитивный опыт общения. Это скажется на впечатлении от заведения.

Перед открытием кофейни сообщите в Роспотребнадзор о начале деятельности

Когда кофейня готова к открытию, сообщите об этом в Роспотребнадзор. Сделать это нужно обязательно до того, как вы обслужите первого клиента. Легче всего это сделать через портал Госуслуг, тогда не придется ходить в территориальное управление.

В уведомлении укажите отдел Роспотребнадзора, информацию об ИП или организации, коды ОКВЭД, дату начала деятельности.

Кроме этого, нужно еще получить разрешение МЧС о пожарной безопасности, подготовить план эвакуации и уголок потребителя со всеми необходимыми документами. А их много. Об этом дальше.

Оформите уголок информации для потребителей + план эвакуации

До открытия кофейни нужно собрать пакет документов в уголок информации для потребителей. Если проверяющие органы при проверке не найдут какой-то документ, то владельцу бизнеса выпишут штраф от 30 000 до 40 000 руб.

Место установки стенда, а также его внешний вид не регламентированы законодательством, однако есть некоторые правила, которых следует придерживаться:

  • разместить на видном месте: при входе или в центре зала;
  • количество карманов в стенде также и оформление по собственному усмотрению, главное — полный перечень документов;
  • помещать под закрытые стекла нельзя, вся информация должна располагаться в кармашках или открытых папках;
  • для оформления принято использовать книжные типографские правила, чтобы не было замечаний от проверяющих органов;
  • для дополнительных документов можно завести специальную папку, чтобы не перегружать стенд.

Кофейни не могут работать без разрешения МЧС. Это требование относится и к юридическим лицам, и к ИП. Чтобы получить разрешение, подайте заявление в территориальное подразделение вместе с обязательными документами в свободной форме. Образец можно найти на сайте региональных управлений МЧС.

Также у вас обязательно должен висеть план эвакуации при пожаре.

Автоматизация процессов — учет товаров и касса

МойСклад предлагает полный набор инструментов для работы бара, кофейни, стационарного или уличного кафе. Можно управлять складом, ценами, скидками и персоналом в одной программе.

Система учета продуктов

МойСклад позволяет легко делать закупки, списания, контроль цен и остатков. С помощью терминала сбора данных можно быстро и без ошибок проводить инвентаризации. Удобно контролировать запасы: когда продукт заканчивается, приходит уведомление и создается заказ поставщику. Также — бесплатная поддержка маркировки для молочной продукции и бутилированной воды.

Кассовая программа для реализации товара

Для кассира есть простая программа, которая работает на планшете, смартфоне или компьютере. При каждом запуске приложение и сервис МойСклад обмениваются данными о заказах, товарах, продажах и возвратах.

Касса МойСклад позволяет делать отложенный расчет: откройте чек, когда пришел посетитель, и добавляйте позиции, пока он делает заказы. Гость может заказать несколько блюд в разное время: когда он будет уходить, вы рассчитаете его сразу за все.

Можно напечатать предварительный чек, который не является фискальным документом и просто фиксирует список блюд с ценами и итоговой суммой. Доступна смешанная оплата: наличными и картой.

Техкарты и комплекты

Опишите блюдо или изделие по рецепту: например, фирменный соус для пиццы из томатов, чеснока, перца и пряностей. Ингредиенты автоматически спишутся со склада при запуске производства. Готовый соус поступит на склад. Это может быть и любое блюдо для нестационарной торговли: например, пирожки.

Также можно собрать комплект из готовых ингредиентов и сразу продать. Ингредиенты спишутся в момент продажи. Так, фирменный соус можно добавить в любой вид пиццы по запросу покупателя. Или приготовить кофе: в комплект войдут вода, кофе, сахар, стаканчик и крышка. Самый быстрый вариант для стритфуда!

Скидки и бонусные программы для гостей

Можно назначать для гостей персональные и накопительные скидки по дисконтной карте, а также создавать бонусные программы: при каждом посещении кафе будут начисляться баллы, которыми потом можно оплачивать счет. Кроме того, скидки можно давать на отдельные позиции или на весь чек.

CRM

Ведите статистику по гостям: средний чек, сумма продаж, любимые блюда, последний заказ. Сегментируйте клиентов и делайте персонализированные рассылки — сообщайте о новых блюдах или предлагайте воспользоваться доставкой.

Обеспечение безопасности

Система безопасности может включать в себя различные подсистемы.

Охранная сигнализация — это технические средства, предназначенные для оповещения пункта охраны о несанкционированном доступе в помещение в нерабочее время. Сюда относятся датчики разбития стекла, а также датчики движения.

Система пожарной безопасности — датчики дыма и огня, система дымоудаления и пожаротушения.

Контроль операций кассира. С его помощью фиксируются все действия кассира и посетителей, передающих деньги.

СКУД — совокупность считывателей, замков на управлении, контроллеров и шлагбаумов, защищающих помещение от несанкционированного доступа.

Система оповещения. В нее входит различное звуковое оборудование, включающее в себя микрофоны и громкоговорители, позволяющие быстро оповестить посетителей о пожаре или другой непредвиденной ситуации.

Реклама на старте и первые клиенты

У вас может быть классная идея кофейни, но если о ней никто не знает, посетителей не будет. Это дополнительные расходы, но в будущем они окупаются.

Александра из «Школы вкусного бизнеса» начинала свою кофейню с реалити-шоу. Она делилась в Инстаграме (*запрещен в России) всеми этапами открытия: от поиска помещения и ремонта до выбора вместе с подписчиками декора заведения. Это позволило ей подогреть интерес людей к кофейне. Когда они открылись, то первые 8 месяцев не вкладывались в рекламу, потому что люди ее уже знали и продолжали сами идти.

Существуют самые разные способы промоушена. Вот самые известные, а дальше — насколько вам хватит фантазии.

Страничка в соцсети. У кофеен молодая аудитория, которая активно пользуется соцсетями. Для многих это первое знакомство и точка касания с вами. Нужно позаботиться, чтобы вас поняли и было красиво.

Наймите профессионального фотографа. Он сможет создать качественный визуальный образ заведения, который будут запоминать.

Также можно разместить в заведении QR-код со ссылкой на сообщество, чтобы клиенты туда переходили.

Размещение в картах. Заведения также ищут и оценивают в Яндекс и Гугл Картах, 2gis. Важно, чтобы и там были фото, телефоны, адрес, время работы, меню с фотографиями и описанием.

Реалити-шоу. Люди хорошо вовлекаются через живые истории. Превратите открытие заведение в целый мини-сериал, пусть люди ждут открытия с нетерпением. Если сами не умеете, наймите сторисмейкера. Этот вариант подойдет не всем. Если у вас уникальная концепция — стоит попробовать.

Брендированная упаковка. Клиенты будут видеть логотип компании каждый раз, когда смотрят на стакан с напитком или запечатанный круассан. Должна быть запоминающейся и такой, чтобы хотелось выложить фотографию с продуктом.

Бесплатные дегустации. Их недооценивают, хотя это рабочий способ. Дегустации всегда собирают людей, и если не сразу, то через время к вам зайдут. Вкус и взаимодействие запоминают хорошо.

Фотозона. Здорово, если снаружи или внутри кофейни будет какое-то место, где можно сфотографироваться. Это любят все. Вас будут выкладывать — узнаваемость вырастет.

Только не делайте нечто банальное вроде ростовых кукол или садовых зайчиков. Это должно быть модно, запоминаться и соответствовать концепции заведения.

Креатив. Тут можете придумать только вы, наблюдая за жизнью заведения. Что точно не относится к креативу — это ряженые в динозавров раздаватели флаеров. Если хочется промоутера, то подойдите к вопросу с умом. Лучше пригласить профессионального косплеера, зато подойти, узнать и сфотографироваться к такому будет интересно и приятно.

Интерактив. Помогает больше взаимодействовать с клиентами. Например, в питерской кофейне «Кофилин» есть полка с настольными играми, а также лотерея на кассе: можно выиграть напиток или сладость. Еще можно установить полку для буккроссинга — обмена книгами. Это будет особенно хорошо, если книги как-то соответствуют концепции заведения.

Mаркетинг и увеличение продаж

Для увеличения продаж в кофейне необходимо разработать маркетинговую стратегию, которая будет включать в себя несколько компонентов.

Скидочные карты для постоянных покупателей. Это позволит привлечь новых клиентов и удержать старых, предоставляя им возможность получать скидки на покупки.

В одной из кофеен Балашихи используют приложение, которое считает заказанные чашки кофе. И клиент, и бариста знают, когда им положена «каждая пятая бесплатно». А если вести учет в МоемСкладе, то стороннее приложение не понадобится: внутри сервиса предусмотрена программа лояльности для клиентов.

Выездное участие в кейтеринге и фудтреке. Кофеавтомобили могут стать отличным каналом доппродаж, а также привлечь внимание потенциальных клиентов на выставках и ярмарках.

Распродажи чая или кофе, если продаете их отдельно в упаковках, также могут быть эффективным способом увеличения продаж в кофейне. Важно проводить их честно, а не как Sunlight с регулярным закрытием, и объявлять о них заранее, чтобы привлечь как можно больше клиентов.

Мероприятия. Пусть ваша кофейня будет площадкой для камерных городских мероприятий, вечеров игр или собрания клубов. Так вы будете в центре местного движа, место запомнят.

Я, например, помню, как один раз в рамках курса по современному искусству мы ходили в кофейню. Установили проектор и слушали лектора. Обязательно нужно было что-то заказать вместо аренды. Так я попробовала латте.

Коллаборации с компаниями или блогерами. Это могут быть статьи и медийные спецпроекты или мерч. Например, можно договориться и продавать сувениры города, чтобы привлечь больше клиентов.

В целом, всегда для увеличения продаж в кофейне необходимо использовать несколько маркетинговых инструментов, которые будут работать вместе и давать максимальный эффект.

Читайте также:

0
5 комментариев
Сидор

1) Кофейня у Кремля в НН - это как раз как НЕ надо делать кофейню с посадкой.
– посадочные места расположены рядом с выходом - это вообще не годится. Скозвняки пресутсвуют всегда
– Проходящий (входящий и выходящий) трафик огромен - осенью/весной это грязь, летом - пыль, которая заносится с обувью и одеждой.
– Постоянно хлопающая входная дверь и множество людей проходящих мимо - не лучшее комбо для посадки.
– Кофе выдают только в посуде с собой - о классической посадке речи не думали и создатели.

2) Specialty кофе и кофейни развиваются в РФ намного дольше чем "несколько лет". Стоит знать материал, прежде чем писать его.

3) "Бариста должен в первую очередь уметь разговаривать с гостями".

Бариста, прежде всего должен уметь делать кофе. И знать как это делать. И как добиваться правильно настройки кофемашины в течение дня. Уметь варить воронки и разбираться, хорошо ли сварено или нет

Вкусный и качественный кофе без общения с бариста ВСЕГДА лучше самого душевного разговора с последним и отвратного кофе.

Удивительно, что проблема с первым намного чаще встречается, чем со вторым. Участья варить кофе все бариста, а умеют менее 10%.
Как говориться "п...ть – не кофе хороший варить".

4) Бариста и повар - это те позиции на которые ВСЕГДА нужен резерв по кандидатам. Как для горячей замены (если кто-то заболел), так тогда, когда если человек уходит.
Без такого резерва всегда будут авралы, когда из-за одного ушедшего бариста/повара вынуждены работать те, кто должен был отдыхать.
А это точно плохой кофе/отвратная еда с задержкой подачи и хмурые уставшие лица на смене.
И виноват в этом управляющий/владелец кофейни. А не бариста/повара.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Те, кто писал эту статейку для МойСклад не догоняют, что на рынке общепита есть признанные лидеры по части софта.

И ставить у себя на точке общепита МойСклад могут только те, кто не в теме.

Даже страшно представить, как обучать персонал в кафе (повар, бариста, официанты, бухгалтер) пользоваться МойСклад.

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

А разве Мой Склад не интегрируется в имеющиеся системы для HORECA?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

В статье, что мы обсуждаем, МойСклад предлагает использовать встроенные в него опции:

1. Бонусные программы для гостей;
2. CRM;
3. Техкарты и комплекты;
4. Кассовая программа для реализации товара (бить чеки).

Ни о каких опциях интеграции речи не идёт.
Это заказуха с подводочкой, что МойСклад прям волшебная вандервафля для общепита.

В реалиях - производственные техкарты и движение материалов и комплектующих по производственным участкам у МойСклад в несколько зачаточном уровне.

Допилят когда-нибудь. )

Ответить
Развернуть ветку
Protein Wars

В закладки!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда