«Яндекс» показал новое поколение беспилотников на базе Hyundai Sonata Статьи редакции
Российская компания впервые разработала беспилотник в сотрудничестве с автопроизводителем.
Четыре поколения беспилотников «Яндекса»
Программное обеспечение беспилотных автомобилей «Яндекса» обновляется еженедельно, поэтому для разделения поколений своих беспилотников команда ориентируется преимущественно на конфигурацию устанавливаемого дополнительного оборудования.
К первому поколению относят эксперименты компании по созданию беспилотного автомобиля, которые проводились в 2017 году. Несколько тестируемых пилотных машин были оборудованы лидаром на крыше, набором камер и радаров, закрепленных в салоне.
Второе поколение было собрано целиком на базе Toyota Prius и отличалось унифицированным набором сенсоров. На крыше появился массивный пластиковый короб, который объединял датчики и микросхемы для предварительной обработки данных. Три лидара, камеры и радары расположились по всему периметру автомобиля. «Яндекс» собрал десять беспилотных автомобилей второго поколения и тестировал их на общественных дорогах в течение 2017 и 2018 года.
Третье поколение, появившееся в 2019 году, получило обновленную конфигурацию, которая позволяла охватить больше окружающего пространства с помощью сенсоров. Два лидара с крыши «переехали» в специальные надстройки на боковых крыльях Prius. Кроме того, появился четвертый лидар, встроенный в передний бампер машины.
В течение 2019 года компания постепенно дорабатывала автомобили второго поколения, чтобы адаптировать их к новой конфигурации. Теперь на улицах Москвы и Иннополиса чаще всего можно встретить беспилотники именно третьего поколения.
Автономная машина, собранная на базе Hyundai Sonata, — это новое четвертое поколение. Помимо марки автомобиля, на базе которого собирается беспилотник, сменился набор, расположение и конфигурация датчиков, а также дизайн корпусов для установки дополнительного оборудования.
Чем беспилотник на базе Hyundai Sonata отличается от беспилотника на базе Toyota Prius
Автономный автомобиль на базе Hyundai Sonata — это первый беспилотник, который «Яндекс» собрал не самостоятельно, а совместно с автопроизводителем. В марте 2019 года «Яндекс» и Hyundai Mobis («дочка» Hyundai Motor Group, которая занимается инжиниринговой разработкой для Кia и Hyundai) подписали соглашение о создании «программно-аппаратного комплекса для беспилотных автомобилей» и в июле того же года показали прототип машины на базе Sonata 2020 модельного года.
Первый образец можно было увидеть на подмосковном полигоне для тестирования беспилотников «Яндекса». Летом 2019 года одну из первых машин, сошедших с конвейера завода Hyundai в Южной Корее, оснастили тем же дополнительным оборудованием, что и Toyota Prius.
В течение нескольких месяцев команда автопроизводителя работала вместе с российскими разработчиками над использованием систем автомобиля для автономного управления.
Так, инженеры Mobis изменили настройки электронной системы управления, изначально спроектированной для использования в машине, которой управляет человек. Автомобиль теперь получает более точные команды от компьютера, отвечающего за автономное перемещение, поэтому беспилотная Sonata плавнее набирает скорость и останавливается, по сравнению с прошлым поколением, поясняют разработчики.
Изменены настройки генератора. Sonata, в отличие от Prius, не гибридный автомобиль, поэтому инженеры Mobis адаптировали параметры бортовых систем, чтобы машина вырабатывала достаточно энергии для питания компьютеров.
Вычислительные системы, отвечающие за работу алгоритмов, как и в предыдущих поколениях установлены в багажнике автомобиля — в нише для запасного колеса. Для новой конструкции багажника были доработаны способы охлаждения плат.
Как изменились датчики
Четвертое поколение беспилотников «Яндекс» проектировал так, чтобы определять объекты, окружающие автомобиль, с помощью как можно большего набора датчиков. Это позволяет системе получать максимально подробную и надёжную информацию о других участниках движения в разных условиях, поясняют в компании.
В боковых крыльях автомобиля установлены новые вытянутые блоки. Помимо лидаров и радаров в них добавили камеры. С новой компоновкой машина может лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора на улицу, по сторонам которой припаркованы другие машины, объясняют разработчики.
Коробка с сенсорами и другим оборудованием, расположенная на крыше машины, получила новый дизайн. Корпус теперь «обтекает» крышу, камеры интегрированы в специальный круглый постамент, на котором установлен четвертый лидар. Его положение выше, чем в Prius, поясняет команда. В «коробку» переехали радары, которые раньше устанавливались в передний и задний бамперы автомобиля.
В декабре «Яндекс» рассказал, что начал использовать в автомобилях собственные лидары и камеры, однако в Sonata установлены сенсоры сторонних производителей. По словам представителя компании, датчики сейчас проходят испытания, и после запуска серийного производства будут интегрированы в автомобили.
Что дальше
Первые пять беспилотных Hyundai Sonata выехали на улицы Москвы в марте. До конца 2020 года еще сто автомобилей пополнят флот «Яндекса». Часть из них будет использоваться в сервисе беспилотных такси в Иннополисе, другая часть присоединится к тестовому флоту компании в США, обещают в компании.
«Яндекс» не раскрывает общую стоимость оборудования, устанавливаемого на автомобиль, однако утверждает, что стоимость четвертого поколения беспилотников в два раза ниже в сравнении с затратами на автомобили, которые собирались полтора года назад.
Опять лидары(
Комментарий недоступен
Да непонятно, зачем ИИ нужны лидары. Человек же без лидаров водит машину. Почему автопилоту не хватает обычных камер?
Точно, почему бы вам не завести кирпич вместо кота, пусть лежит у вас на груди, греет, мурлычит.
И водит плохо. Но в человека лидар и датчики не впихнешь
Прекрасно водит. Подавляющее большинство аварий - из-за сознательного нарушения правил.
Мне кажется, что нет. Есть статистика? Только не очень общая, потому что при дтп всегда оформляют штраф за нарушение. За несоблюдение дистанции и всякого такого.
Эм, а как ещё? Не соблюдение дистанции - это и есть сознательное нарушение правил.
В чём же оно сознательное? Недосмотр, человеческая ошибка, переоценил свои возможности.
Сознательно - это когда пробку по соседней полосе объезжаешь.
Но и то, и другое решится с приходом автопилота
В том, что люди прекрасно способны придерживаться дистанции, если следят за этим. Просто очень многие забивают. Это не от усталости или не от того, что человеческий мозг не способен отработать дистанцию.
Не со злого умысла все эти аварии, а от неспособности рассчитать риски. Компьютер сможет
Нуну, когда едешь навстречу солнышку ж охренительно все видно без очков солнцезащитных, особенно когда морозец на улице)
Или например когда кто кто китайским ксеноном светит в глаза по однополосной дороге.
Ну или когда из под встречного камаза летит на трассе тонна грязи в лобовое, которое очистится с двух проходов дворниками + их еще надо успеть включить, а за это время на скорости 90км/ч ты проедешь сотню метров и собьешь кого нибудь ненароком.
В жаркую пору на больших перегонах постоянно есть отсветы от дороги, которые в определенной степени мешают оценить скорость встречного автомобиля.
Ну и да, открою секрет - человеческий организм несовершенен, можно устать, быть на нервах либо отравиться ненароком, узнав об этом только посредине пути.
Лидар нужен чтобы оценить расстояние до объекта, полагаясь на технику и оценить точную обстановку. Вы не сможете на глаз определить разницу между 20 и 22 метрами от вас, а при рассчете тормозного пути эти 2 метра могут сыграть ключевую роль, например.
А с лидаром лучше будет водить? )))
Я то думаю, почему не могу в потоке больше 5 метров дистанцию держать, чтобы передо мной какой-нибудь дол***б не втиснулся. А он, оказывается, без лидара не может расстояние оценить.
Про этих я тоже выше написал.
Не стоит полагаться на порядочность людей. А вот на порядочность автопилота можно.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Имеет, просто это усложняет и удорожает систему. К тому же почти не работает в туман и дождь.
Нейросети сейчас очень хорошо справляются с постройкой карты глубины из нескольких кадров.
Чем Тесла и пользуется.
Комментарий недоступен
Ещё нечего не понятно. Видно что тормозила первый раз перед человеком.
На Тесле стоит радар. Для таких ситуаций его должно достаточно.
Комментарий недоступен
В Тесле стоит радар и система экстренного торможения. Эта система независима от автопилота. Есть официальные тесты сертификации такой системы. Тесла 3 на тестах в Европе получила высшую систему за эту систему. Очень удивительно что в этом конкретном случае эта система не сработала. На Ютуб полно видео где эта система срабатывала и спасала от аварий.
Поэтому мне как технически подкованному человеку на эту тему не понятна эта авария. Особенно если учитывать момент где она начала тормозить проезжая человека. По идее водитель уже был в курсе ситуации когда машина дала по тормозам до белого дыма. Почему он нечего не сделал потом? Почему система экстренного торможения которая отлично работает в других ситуациях не сработала здесь?
Камера тоже.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Одной камерой тоже можно определять расстояние до объекта, его размеры и так далее.
Комментарий недоступен
Можете пойти в ученики Маску, который называет лидары в автономных машинах "ловушкой дурака" и что Тесла шла, идет и будет идти путем только камер без лидаров. Он вам достаточный авторитет?
Комментарий недоступен
Не понял вопроса. Он точно мне?
Комментарий недоступен
Tesla лидер и авторитет в автономном вождении. У Теслы уже почти миллион машин которые наездили больше 2 миллиардов миль на автопилоте по трассам. Единственное преимущество лидара это то что он может указывать дистанцию. Но сейчас нейросетки умеют это делать с нескольких фотографий с достаточной точностью.
Комментарий недоступен
Явно недооцениваете кожаных мешков.
Для ИИ не нужно. Для роботов, как следует назвать машины Яндекса/Waymo/Uber/etc, которые ориентируются по 3D-карте нужно.
https://tjournal.ru/tech/94506-tesla-predstavila-polnocennyy-avtopilot-i-servis-robotaksi
Все, кто ставит на лидар — обречены. Эти сенсоры не нужны, как очень дорогой аппендицит. Сами увидите.
Илон Маск
Комментарий недоступен
Вы забыли добавить: работающий в дождь, снег и туман.
Я и не перечислял Tesla в своем списке. Тесла гораздо интеллектуальнее, нежели все выше перечисленное.
А вот я и хотел услышать, почему Тесла обходится без лидаров, а другие нет. А то шутников тут много собралось, а в теме никто не понимает.
Комментарий недоступен
Есть Comma.ai — $1200 долларов, работает с магазинными тойотами, хендаями и еще кучей машин(т.к. софт опенсорс есть даже мод на работу с теслой). Одна камера и мобильный процессор(плюс имеющиеся датчики машины). Не сильно отстает от теслы.
Очень сильно отстаёт от теслы. Есть сравнение на ютюб.
Комментарий недоступен
Просто большинство не вникают в принцип беспилотного движения. И что езда по 3д карте это усложненный робот-пылесос, который ездит по 2д карте.
Мы тут можем только гадать. Дорого, скорее всего, ненадёжно (у Лидара применяется механическая развертка с помощью движущегося зеркала), ограничение по погодным условиям / типам определяемых препятствий (стекло как препятствие не определит).
Вот зачем нужен лидар. https://www.autonews.ru/news/5ed52c879a794773c911ff60
И как обычно им ничего за это не будет. А убер переехал алкоголичку - чуть не закрыли всю программу
Для этого достаточно радара, который на Тесле есть.
Комментарий недоступен
Если бы Господь наделил нас лидарами, мы бы их использовали. Зачем создавать беспилотник по образу и подобию рабов божьих? Тогда и руки ноги надо сделать
Летучих мышей наделил.