{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Б

Ох, отхвачу, конечно, минусов от местной быдлоты, но:
Автомобиль это 1,5-2 тонны повышенной опасности. Если Вы просто купили автомобиль и любуетесь им, то с Вас никакого спроса. Но как только Вы выезжаете на дороги общего пользования - Вы вступаете в особые отношения с окружающими - вся телеметрия (средняя скорость, максимальная скорость, маршрут, работа поворотников, перестроения) должна быть доступна органам правопорядка в режиме онлайн. То, что в цивилизованном мире называют "подключенным автомобилем", помимо всяких плюшек в виде умного регулирования траффика и обучения автономного управления следующих поколений, позволит полностью избавиться от нарушителей ПДД. А если не избавиться - то заставить понести полностью неотвратимое наказание.
Когда все научатся ездить по правилам, глядишь и беспилотное управления 5 уровня подоспеет

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Плюсую. Каждый день провожу около 2-х часов за рулём, и хотя-бы раз в день встречаю неадекватов, которые создают, аварийные ситуации и нарушают пдд.
Если на машины будут ставить ПО, снижающее скорость - это будет самым лучшим решением для сохранения жизней людей.
И возникает вопрос: почему до сих пор не поставили гео-маяки на каждую машину и так, чтобы любая тачка "видела" бы любую другую машину и сбрасывала скорость, если что-то "пошло не так".
Плюс ко всему этому, такие "маяки" сразу бы приобрели пешеходы для своей безопасности.
А ещё хорошим подспорьем будет, когда будут ставить алкотестеры - сел, дыхнул и поехал. Или не поехал, а пошёл пешком))

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Я не хочу дуть в алкотестер перед каждой поездкой и не хочу чтобы на государственном уровне за мной хоть как то следили в принципе. Я взрослый человек и сам беру на себя ответственность, мне не нужна мамочка в виде государства.
А в какой момент вам станет некомфортно? Например, заставят сдавать мочу каждое утро, для общественного контроля, а то много неадекватов и наркоманов.

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!
и не хочу чтобы на государственном кроме за мной хоть как-то следили

Хорошо, вот только Вы уже приняли правила игры, пользуясь смартфоном.
А насчёт слежения на государственном уровне - так это не нравится всем только по той причине, что этим могут воспользоваться нечистые на руку люди.
Тогда получается, что дело не в системе, а в людях, которые превращают этот инструмент безопасности в инструмент контроля и тирании.
В общем, если люди гавно, то что ни делай, то будет одно и тоже: террор и тирания. А если люди норм - то любой инструмент превратится в предмет созидания.

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Ну и где вы найдете таких супер людей, которым можно доверить такую власть?

И даже, если найдете:
"Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно"

Помните, как Гендальф мудро отказался от кольца Всевластия, потому что начнет с помощью него творить добро, а в итоге займет место Темного Властелина. 

Ещё 2000 лет назад люди задались вопросом: "Кто наблюдает за самими наблюдателями?" Сможете его разрешить?

Мне кажется государство, наоборот, должно заниматься ограничением власти корпораций, жестко следить, чтобы они не трекали того, на что пользователь не подписывался, а не просить о новых точках доступа к данным.

Пока не вижу, как можно избежать дивного нового мира, слишком заманчивые возможности открываются, поэтому придется принять это и учиться жить в обществе тотального контроля.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда