{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Регуляторы готовятся принять закон о масштабном сборе автоданных — кто выступил с критикой

В России могут запустить масштабную базу данных, генерируемых автомобилями. Анализирую ситуацию и мнения экспертов авторынка.

Фото: Donny Jiang / Unsplash.com

Что за база данных

Камеры, сенсоры, компьютеры и другие системы на борту транспортных средств потенциально могут генерировать терабайты данных ежедневно. Это намного более существенные объемы по сравнению с тем, что мы сами оставляем в соцсетях. Плюс — автоданные — достаточно чувствительная область с точки зрения контроля за перемещением личного и коммерческого транспорта и других нюансов, связанных с его использованием.

Поэтому вопрос о правах на такую информацию в особенности актуален. Однако российское законодательство пока не даёт на него ответа. По факту автоданными распоряжаются те, к кому они ближе — то есть автопроизводители. Если автомобиль подключён к интернету, данные могут отправлять прямиком на корпоративные серверы по умолчанию.

В прошлом году рабочая группа под руководством специалистов НП «ГЛОНАСС» предложила отрегулировать этот момент: передать данные в собственность владельцев транспортных средств и собирать их централизованно на уровне государства. Для реализации проекта хотят сформировать масштабную базу «Автодата». Её разрабатывают Росавтодор, Минпромторг, отечественные производители и ИТ-компании, а Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем собираемой информации.

Как это может работать

Автоданные предлагают разделить на обязательные и добровольные. К первой категории отнесут информацию для решения государственных и общественных задач, обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Это — слежение за беспилотниками, оптимизация трафика и управление парком карет скорой помощи (и других спецслужб).

Во второй категории будут данные автолюбителей, которые решат поделиться информацией об эксплуатации автомобиля (условной телематикой) в обмен на какие-то привилегии — например, скидки на страховые полисы. К слову, такие продукты уже предлагает ряд СК (с переменным успехом).

Задачу по сбору данных, скорее всего, возложат на автопроизводителей. Согласно текущей редакции законопроекта, они должны раз в минуту определять местоположение и скорость движения транспортных средств и мониторить системы помощи водителю, а каждые полчаса — считывать информацию о техническом состоянии машины: тормозах, двигателе, осветительных приборах. Все эти (и многие другие) сведения будут поступать на платформу «Автодата» с интервалом в пятнадцать минут с указанием VIN-номера транспортного средства.

Что беспокоит индустриальных игроков

По словам автопроизводителей, принятие нового законопроекта неминуемо приведёт к росту цен на автомобили. Большинство из них уже оснащают телематическими системами, но для удовлетворения требований стандарта такие системы придётся модифицировать — например, изменить протоколы передачи данных. Кроме того, непонятно что делать со старым парком автомобилей, поскольку многие транспортные средства на дорогах вообще не оснащены какими-либо сенсорами.

Представители ГАЗ, в свою очередь, считают, что «Автодата» сформирует неконкурентную среду. По сути, на рынке появится монополия, которая подомнёт под себя всю информацию о транспортной системе. Это создаст риски раскрытия инсайтов о грузоперевозках, что может стать проблемой для компаний, где подобное знание является коммерческой тайной.

Ряд экспертов беспокоят трудности, связанные с информационной безопасностью. В частности, объединение автопроизводителей России (ОАР) отмечает, что БД подобного масштаба создаёт угрозу утечек персональных данных. Информация позволит идентифицировать конкретный автомобиль и его владельца, отследить его точное местоположение. По этой причине эксперты призывают ограничить сбор данными, необходимыми исключительно для обеспечения безопасности дорожного движения. Аналогичной точки зрения придерживаются в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По их словам, подобные инициативы необходимо внедрять на добровольной основе — это общемировая практика.

В любом случае законопроект будет доработан с учётом предложений участников рынка, чтобы отрегулировать доступ к данным. Какие именно механизмы (в том числе для защиты данных) будут реализованы, нам всем еще предстоит увидеть.

Мои материалы на vc.ru:

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Б

Ох, отхвачу, конечно, минусов от местной быдлоты, но:
Автомобиль это 1,5-2 тонны повышенной опасности. Если Вы просто купили автомобиль и любуетесь им, то с Вас никакого спроса. Но как только Вы выезжаете на дороги общего пользования - Вы вступаете в особые отношения с окружающими - вся телеметрия (средняя скорость, максимальная скорость, маршрут, работа поворотников, перестроения) должна быть доступна органам правопорядка в режиме онлайн. То, что в цивилизованном мире называют "подключенным автомобилем", помимо всяких плюшек в виде умного регулирования траффика и обучения автономного управления следующих поколений, позволит полностью избавиться от нарушителей ПДД. А если не избавиться - то заставить понести полностью неотвратимое наказание.
Когда все научатся ездить по правилам, глядишь и беспилотное управления 5 уровня подоспеет

Ответить
Развернуть ветку
Бегите, глупцы!

Плюсую. Каждый день провожу около 2-х часов за рулём, и хотя-бы раз в день встречаю неадекватов, которые создают, аварийные ситуации и нарушают пдд.
Если на машины будут ставить ПО, снижающее скорость - это будет самым лучшим решением для сохранения жизней людей.
И возникает вопрос: почему до сих пор не поставили гео-маяки на каждую машину и так, чтобы любая тачка "видела" бы любую другую машину и сбрасывала скорость, если что-то "пошло не так".
Плюс ко всему этому, такие "маяки" сразу бы приобрели пешеходы для своей безопасности.
А ещё хорошим подспорьем будет, когда будут ставить алкотестеры - сел, дыхнул и поехал. Или не поехал, а пошёл пешком))

Ответить
Развернуть ветку
Ingvar K

Я не хочу дуть в алкотестер перед каждой поездкой и не хочу чтобы на государственном уровне за мной хоть как то следили в принципе. Я взрослый человек и сам беру на себя ответственность, мне не нужна мамочка в виде государства.
А в какой момент вам станет некомфортно? Например, заставят сдавать мочу каждое утро, для общественного контроля, а то много неадекватов и наркоманов.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Хочу, не хочу - это детский подход. Если примут такой закон - то придется дуть. Человек за рулем не только своей жизнью рискует, но и жизнью окружающих. Вряд ли кто-то будет сильно против, если такие системы поставят в автобусы, маршрутки, такси и т.д. (кроме самих водителей). А чем они опасней простых автомобилистов? Везёт маршрутчик допустим 14 человек. Так в него влететь может такой же выпивший одинокий автомобилист, или на остановку вылететь и там людей сбить. Конечно ограничение свободы и все такое. Но первые светофоры, знаки со скоростным режимом и пр. - тоже наверняка кем то воспринимались как ограничение свобод, а сейчас норма. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Вы думаете "нужно дуть" остановит желающих? вариантов обойти ненаблюдаемый алкотестер полно.

Лучше бы при повторных нетрезвых нарушениях после лишения прав давали бы срок/обязательные работы.

PS. <сарказм>надо ещё и мочу сдавать и кровь - на экспресс-анализ на наркотики.</сарказм>

Ответить
Развернуть ветку
Андрей RET

Статья за повторные уже давно введена. 281.1 вроде.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда