«Яндекс» разработал собственные лидары для беспилотных автомобилей Статьи редакции
Вместе с камерой, спроектированной в компании, новые датчики предоставят больше точных данных чем готовые решения от других разработчиков. Продавать устройства «Яндекс» не планирует.
«Яндекс» начал использовать в беспилотных автомобилях лидары и камеры собственного производства. Датчиками будут также оснащаться автономные роботы-доставщики «Яндекс.Роверы», рассказали vc.ru в компании.
Инженеры «Яндекса» разработали лидары двух типов. Первый лидар с обзором 360 градусов собирает информацию об объектах вокруг беспилотного автомобиля. Он представляет собой устройство с лазером внутри, который с высокой скоростью крутится вокруг своей оси, и сенсорами для приёма лучей.
Второе устройство, разработанное в компании, — твердотельный лидар. В нём используется стационарный лазер с подвижным отражателем. Такой лидар имеет угол обзора 120 градусов и чаще всего используется для получения более детальных данных об объектах по направлению движения.
Камеры, созданные в «Яндексе», собраны специально для использования в беспилотниках. Они быстрее адаптируются к изменяющемуся освещению и лучше распознают светодиодные лампы.
«Яндекс» планирует использовать новые лидары и камеры в собственных беспилотных автомобилях и роботах-доставщиках и пока не намерен продавать свои сенсоры сторонним компаниям.
Зачем беспилотникам нужны лидары, камеры и радары
Подавляющее большинство компаний, разрабатывающих беспилотные автомобили, используют три типа сенсоров для того, чтобы «видеть» окружающий мир — лидары, камеры и радары. Совместная работа этих датчиков позволяет машине распознавать окружающие объекты, определять точные расстояния между ними и скорость их перемещения.
У каждого из датчиков есть свои ограничения, поэтому наиболее полные данные можно получить благодаря их совместной работе. Например, радар может обнаружить объект на расстоянии до 300 метров и узнать его скорость. Однако точности его данных недостаточно для того, чтобы понять тип объекта.
Камера позволяет беспилотнику распознавать окружающие предметы и определить такие детали, как надпись на дорожном знаке или сигнал светофора. При этом точность работы камеры зависит от погодных условий и освещения.
Лидар в современном беспилотном автомобиле является основным сенсором. Он сканирует пространство с помощью лазерных лучей, которые отражаются от объектов и создают трехмерную картину окружающей среды с расстояниями до каждого из них с точностью до сантиметра. Его работа не зависит от освещенности и погодных условиий, и он даёт более точную информацию об объекте, чем радар. Однако лидар не сможет определить цвет светофора или надпись на дорожном знаке.
Кроме того, лидар сегодня является наиболее дорогостоящим сенсором беспилотного автомобиля. Его стоимость на рынке варьируется от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. Поэтому некоторые компании — такие как Tesla и MobilEye — работают над созданием безлидарных систем, которые используют лишь данные с камер и радаров.
Зачем «Яндексу» собственный лидар
«Яндекс» в последние несколько лет собирал беспилотные автомобили с лидарами сторонних производителей. Например, чаще всего на машинах, которые ездят в Москве и на полигоне компании, можно было встретить устройства калифорнийского производителя Velodyne.
Переход на использование собственных лидаров даст три преимущества, рассказывают в «Яндексе». Во-первых, система беспилотного управления сможет на ходу изменять параметры лидара, чтобы подстраивать сканирование под разные дорожные сценарии и погодные условия.
Во время движения по трассе лидар «Яндекса» может сфокусироваться на отдельном объекте и, к примеру, на расстоянии 200 метров получить высокоточную картинку, которая поможет распознать пешехода или велосипедиста на дороге. В плотном городском движении с большим количеством разных участников движения лидар наоборот может сместить фокус на ближайшее окружение автомобиля, чтобы получить более детализированную картину всей улицы.
Во-вторых, собственный лидар позволяет инженерам получать доступ к «сырым» данным, не прошедшим первичную обработку на уровне устройства. «Лидары сторонних производителей анализируют и фильтруют данные на этапе сбора. Используя собственные лидары, мы получаем больше информации. Мы можем сами анализировать её, синхронизировать с данными с других сенсоров и лучше распознавать окружающие объекты», — рассказывает руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук.
В-третьих, собственная разработка лидаров позволяет снизить стоимость устройств. Компания не раскрывает стоимость разработки, однако по словам Полищука, цена собранных компанией прототипов уже вдвое ниже рыночной стоимости устройств, используемых для аналогичных задач. «При переходе к массовому производству они станут еще дешевле и позволят нам сэкономить до 75% на стоимости сенсоров», — поясняет Полищук.
Зачем «Яндексу» собственная камера
Камера, собранная инженерами, использует сенсор, который мгновенно адаптируется под изменяющиеся условия освещения — например, при выезде из тоннеля или подземной парковки.
Кроме того, сенсор позволяет избежать мерцания, которое часто возникает при съемке светодиодных ламп в огнях автомобилей, светофоров или дорожных знаков.
По словам инженеров «Яндекса», камера собрана специально для использования на беспилотном автомобиле, поэтому может стабильно работать в условиях агрессивной внешней среды.
«Яндекс» представил первые беспилотные автомобили в 2017 году. С начала 2018 года они проехали 1 млн километров по дорогам России, США и Израиля. Тестовый флот «Яндекса» сейчас насчитывает более 50 беспилотных машин. До конца 2021 года компания планирует запустить тестирование около тысячи беспилотников.
Разработчик беспилотных машин Waymo, принадлежащий Alphabet, также использует в своих машинах лидары и камеры собственного производства. Изначально Waymo как и «Яндекс» устанавливала датчики сторонних производителей, но в 2017 году компания решила создавать сенсоры для беспилотников самостоятельно.
В марте 2019 года компания объявила о планах продавать лидар Honeycomb, который используется для отслеживания слепых зон, сторонним компаниям, не конкурирующим с Waymo на рынке роботакси.
Вижу только 2 возможных причины: потому что сзади едет камаз с батарейками или этот лидар с советского танка сняли.
Мыслите шире.
1. Свое железо защищает софт. Например, конкуренты своровали софт, но преимущество получить не могут, так как он работает только со своим железом, которое своровать намного сложнее.
2. Свое железо - независимость от чужих ресурсов, читай - безопасность. Если введут санкции, конкурент перекупит производителя или производитель не сможет обеспечить высокий спрос, то Яндекс это никак не затронет.
3. Про рост капитализации и пр. можно не говорить, и так ясно.
а вы уверены что железо собрано на 100% из местных комплектующих? что то сильно сомневаюсь. и если захотят, то запретят продажу и будет туго с разработками ;)
Комплектующие заменить проще, чем готовое устройство. Компоненты как раз доступны везде и в Поднебесной в частности ;-)
Да что вы говорите. А почему тогда недавняя ситуация с хуавеем, которая только использовала комплектующие так взбудоражила рынок?! Можно же так просто все заменить было?! Зачем кипишь тогда был?!
Потому что Хуавей продавал свои устройства пользователям, а Яндекс - нет.
ну так мы же говорим о том, что яндекс собирается использовать датчики в своих сервисах. а когда народ к ним привыкнет и появиться такая же проблема - ситуация по вашему не повторится?
естественно там своего ничего нет
Не факт. У нас норм лазеры делают
Это понятно, только вопрос был почему
Продавать устройства «Яндекс» не планирует.а не почему Яндекс свой разрабатывал. Тут всё действительно просто.
А! Так это был вопрос!!
Ну так ответ в том, что у Яндекса другой бизнес и получить конкурентное преимущество за счёт хорошего устройства важнее, чем тупо заработать деньги, продав его.
Лучшие беспилотные такси принесут денег больше, чем продажа лидаров.
Все правильно
1. Чуть больше защищает. Ломают то, что массово обычно. Мы в своё время не связывались с HASP, и оказались правы. Обходчик делали и так пользовались софтом. У нас было своё железо;
2. И статья расходов. Хорошая статья расходов: на железо, людей которые этим могут управлять. Производство печатных плат и компоновка их в РФ - это что-то с чем-то. Актуальных промданных у меня нет, но когда занимались - это было туши свет: дорого и до 50% брака. В Китае сделают лучше. В железе своя прошивка - никому не отдавали.
Про мыслить шире: своё железо это удорожание разработки на 30-40%. Конкурентов много.
"Мы в своё время не связывались с HASP, и оказались правы." - Контора 1С придерживалась другой тактики. Которая, в конце-концов, получилась стратегией.
Своё железо - это как у Эппл может быть: права, R&D и чертежи устройства. А производство - это по нынешним временам легко аутсорсится, например, в Китае. Называет же Apple своими чипы Axx? В принципе, не без оснований
Это было в 2000-2005. С Китаем всё было очень и очень непросто. В TePro заказыать макет было дешевле и проще. Сейчас - наоборот ))
Факт. Китай сильно вырос в плане опыта выполнения заказов и англоговорящих менеджеров уже почти в каждом нормальном предприятии хватает. Но качество нужно контролировать всегда и цену тоже нужно понимать.
Меня всегда в китайцах вымораживала готовность снизит цену до почти любого уровня за почти любые компромиссы в качестве