✈️Крылья фортуны: как авиакомпании используют лотереи для громкого пиара и спасения от кризиса
🎰Тонкая грань между лудоманией и лотереей.
В мире авиации, где прибыль измеряется в процентах, а конкуренция невероятно высока, маркетологи вынуждены придумывать креативные способы привлечения внимания. Одним из самых эффективных и всегда вызывающих ажиотаж инструментов были лотереи. За внешней щедростью и романтикой путешествий скрывается холодный расчет и тонкая игра на одном из самых сильных человеческих чувств — азарте.
Авиакомпании, порой невольно, а иногда и вполне осознанно, затрагивают ту же психологическую струну, что и азартные игры, предлагая публике «сыграть» на свою удачу. Цель авиакомпаний не вызвать игровую зависимость, а получить одномоментный мощный всплеск внимания и денег. Однако нельзя отрицать, что механизм воздействия на психику используется схожий. Авиакомпании продают не просто билет, а эмоцию надежды и шанс на мгновенное исполнение мечты. И в этом заключается гениальность и одновременно этическая тонкость такого маркетинга.
⚙Проверенные механизмы эксплуатации
Перед тем как разбирать кейсы, важно понять, почему эти лотереи работают так эффективно. Маркетологи авиакомпаний используют проверенные механизмы, которые эксплуатируют особенности человеческого мышления:
- Эффект «дешевого лотерейного билета»
Это не та сумма, потеря которой серьезно ударит по бюджету, но она достаточна, чтобы купить себе надежду и пощекотать нервы. Это тот же принцип, что и в традиционных лотереях — низкий порог входа.
- Ценность приза, несоизмеримая со ставкой
Шанс выиграть самолет за 1000 рублей или пожизненный перелет бизнес-классом за $16? Соотношение потенциальной выгоды к затратам зашкаливает, затуманивая мышление . Мозг фокусируется на фантазии о призе, а не на мизерной вероятности его получения.
- Ограниченность по времени
Акции часто длятся несколько дней или часов. Это создает эффект дефицита и срочности, заставляя человека принять решение быстро, под давлением эмоций, а не долгих раздумий.
- Социальное доказательство и ажиотаж
Когда о лотерее говорят в новостях и соцсетях, создается ощущение, что участвуют все. Возникает страх упустить выгоду (FOMO - Fear Of Missing Out), который заставляет присоединиться даже скептиков.
🤔От теории к практике
Но остаётся главный вопрос: срабатывает ли эта опасная игра на грани азарта на практике? Ответ — да, причем оглушительно. Давайте обратимся к самым громким кейсам, которые потрясли мир и доказали, что теория маркетингового азарта работает безупречно.
🔹«Борт номер один» от «Победы» (Россия)
В 2020 году «Победа» провела розыгрыш собственного самолета Boeing 737-800 (110 млн. долларов)
Что разыгрывали: Да-да, самый настоящий лайнер. Не полеты на год, не абонемент на перелеты в бизнес классе, а самолет.
Условия: Купить лотерейный билет за 999 рублей. Всего продали почти 400 тысяч штук. (400 000 000 рублей)
Финал: Самолет выиграла жительница Подмосковья. Ей подарили право собственности, но, что логично, она сразу же сдала его в лизинг обратно авиакомпании. Хороший ход и для победителя, и для «Победы» — невероятный пиар и заработок.
🔹«Take Off Tuesday» от Qantas
В пандемию австралийский национальный перевозчик Qantas нашел оригинальный способ поддерживать интерес к бренду.
Что разыгрывали: Не просто билеты, а подарочные карты на большие суммы (например, на $1000) для будущих путешествий. Это был умный ход, так как стимулировал не немедленные полеты (которые были невозможны), а отложенный спрос.
Условия: Каждый вторник («Take Off Tuesday») в течение нескольких недель нужно было просто зайти на сайт, ввести свои данные и нажать кнопку. Участие было абсолютно бесплатным.
Финал: Бесплатное участие снимало все барьеры и привлекало миллионы людей. Это была чистая игра на лояльность и напоминание о себе в трудный период, чтобы люди первым делом вспомнили о Qantas, когда границы откроются.
🔹«Win a Boeing 747» от Virgin Atlantic
Еще в 1984 году его авиакомпания Virgin Atlantic провела акцию «Выиграй Boeing 747» (тогда он назывался «Jumbo Jet»).
Что разыгрывали: Право владения Boeing 747-200. Победитель получал не совсем самолет, а право основать на нем свою собственную авиакомпанию в партнерстве с Virgin.
Условия: Для участия нужно было заплатить £2 и прислать открытку с ответом на вопрос.
Финал: Победителем стал таксист из Лондона. В итоге он не стал запускать авиакомпанию, а принял денежный эквивалент приза.
🔹Выводы
Авиакомпании через механизм лотерей мастерски трансформируют рациональную транзакцию (покупка перелёта) в мощный эмоциональный опыт, продавая не сам билет и даже не шанс на выигрыш, а право на несколько дней, недель или месяцев сладкой иллюзии — возможность позволить себе мечтать о мгновенном изменении жизни, почувствовать азарт и причастность к большому событию, и именно эта продажа надежды, а не транспортной услуги, оказывается самым ценным и гениально просчитанным товаром.