{"id":13843,"url":"\/distributions\/13843\/click?bit=1&hash=9641db5f8396eb5e3ae6e331810868e79152f4c586c9054dbf4233d8c66ffe95","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e \u0438 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6ae9f07a-e420-5ca7-bb22-540b387b5d64","isPaidAndBannersEnabled":false}

Shema — игрушка и сонный ассистент на стыке IoT и AI от стартаперов из Волгограда

Shema — устройство, которое успокаивает ребёнка и помогает ему заснуть. Оно управляется со смартфона, имеет «умный» модуль и десятки полезных функций. За два года продукт вырос с нуля до 1000 продаж ежемесячно, и это число только растёт.

​Так выглядит котенок Shema и его модуль

Чтобы создать качественный продукт, фаундерам пришлось потрудиться. В 2019 году создатели выпустили 12 обновлений встроенного ПО, залили в AppStore и Google Play 10 версий приложения, сделали два апдейта схемы и четыре раза поменяли форму игрушки.

Ниже — настоящая, не глянцевая история волгоградского стартапа Shema, который уже покорил Россию и готовится к выходу на мировой рынок. Рассказывает CEO стартапа Андрей Шемет.

Как зашли на рынок

В нишу детских игрушек фаундеры попали почти случайно. Знакомая уехала работать в Восточную Европу, открыла там магазин с детскими товарами. Через несколько месяцев она предложила ребятам продавать продукт, которого еще нет в России. Это игрушка Dodoo — она помогает детям засыпать: слышит их плач и сама включает приятные мелодии.

Андрея заинтересовала уникальность продукта, и он согласился. Опыт продаж в интернете был, поэтому с открытием интернет-магазина, рекламой и налаживанием сбыта проблем не возникло. Игрушка людям нравилась, продажи шли неплохо. Однако уже через несколько месяцев стало понятно, что Dodoo имеет много недоработок.

Внешне и по своим функциям игрушка устарела — она отвечала скорее реалиям 1990-х годов, и в 2018-м была не совсем актуальной. Андрей связался с производителем, чтобы обсудить возможности улучшения продукта. В ответ только отмахнулись. Мало того, через несколько месяцев производитель захотел отобрать эксклюзивное дистрибьюторство.

Неактуальная игрушка и напряженные отношения с производителем привели Андрея к необходимости делать свой продукт — качественный и современный.

Как разрабатывали Shema

В основу игрушки фаундеры заложили три составляющие, которые помогали ей стать актуальной: интеграцию с приложением на смартфоне, гибкую настройку и уникальный дизайн. Это позволило бы выйти на растущий IoT-рынок, предложив действительно новый продукт.

Создавали Shema с нуля: дизайн, железо, приложение, производство, каналы продаж. Опыта разработки продуктов ни у кого не было, поэтому учиться приходилось на ходу. Впрочем, бэкграунд все же пригодился.

Андрей Шемет

До 21 года профессионально занимался футболом. Получил серьезную травму и из спорта пришлось уйти. Он всегда мечтал сделать крутой интернет-проект, который не привязывал бы к офису и позволял свободно путешествовать по миру.

Зарабатывал первые деньги еще в юности — привозил вещи из Китая и продавал в интернете. Спорт подарил Андрею дисциплину и характер, которые позволяют ему чувствовать себя уверенно в условиях жесткой конкуренции.

Дизайн игрушки. Чтобы понять, как будет выглядеть Shema, провели конкурс среди дизайнеров Волгограда. Когда увидели этого милого кота с большой головой, то поняли — он и будет новой игрушкой.

Эскиз котенка Shema​

Началось самое сложное — пошив прототипа. Трудность была в том, что голова у кота была слишком большая, и она плохо балансировала с телом. Местные швейные производства предлагали несколько вариантов, но получалось плохо.

Такую нелепую игрушку пускать в продажу было стыдно

Парадоксально, но качественную и красивую игрушку получилось сделать только в Китае. Котенок Shema получился большеголовым, но с шеей, отлично сидел и выглядел оригинально. Андрей с коллегами специально ездили на фабрику в Китай, чтобы обсудить детали контракта.

Команда Shema вместе с представителями китайского производителя игрушек​

Артур Верещагин (на фото третий справа)


Первый бизнес-ангел, а сейчас уже CFO. Участвовал на всех стадиях проекта. Благорадя ему компания с первого дня показывает положительные финансовые показатели.

Вторая непростая задача — сделать красивый и функциональный модуль, который был бы одновременно безопасным, компактным, мягким и изящным. Дизайнеры студии Design Heroes придумали концепцию и подготовили модуль к производству. Чтобы объединить высокотехнологичное (электроника) и традиционное (плюш) производства, было принято решение работать с разными подрядчиками. Каждый из них делает ту часть изделия, которая соответствует его профилю.

Приложение. У команды разработчиков была задача — сделать мобильное приложение, которое позволит управлять игрушкой удаленно: регулировать свет, включать музыку, настраивать датчики шума и движения. Главная трудность состояла в том, чтобы Shema корректно соединялась даже с бюджетными китайскими смартфонами с нестабильной связью через Bluetooth.

После запуска продаж разработчики приложения регулярно получают обратную связь от пользователей и улучшают приложение. Недавно появилась функция плейлиста — родители могут записывать и воспроизводить любую музыку, которая нравится их ребенку.

В будущем планируем расширить функционал для работы с мелодиями, заняться созданием уникального контента. Наша задача — вовлекать пользователей в экосистему Shema. Кроме того, мы постоянно улучшаем скорость работы приложений и игрушки. Планируем добавить элементы AI.

Вадим, руководитель направления команды разработки мобильных приложений Tachos

Продажи. Главный канал продаж — прямая и нативная реклама в Инстаграме. Shema отправлялась к знаменитостям, у которых были дети, и некоторые выкладывали их в сторис.

Настоящий ажиотаж вызвал положительный отзыв на игрушку от модели Алены Шишковой. В тот день мы ушли из офиса в полночь, потому что обрабатывали запросы. На профиль Shema в Инстаграме подписалось около десяти тысяч человек.

В целом реальные отзывы в Инстаграм позволяют покупателям увидеть игрушку «вживую» еще до покупки. Некоторые видеоотзывы мы публикуем на сайте.

Андрей Шемет, CEO Shema

Музыка. Музыкальный контент для Shema тоже сделали с нуля. Колыбельные и сказки записывали сами фаундеры или их знакомые музыканты. Настоящим хитом стала 8-минутная аудиомедитация, которую записали вместе с Мариной Лисовец — теплые отзывы о ней оставляет каждая вторая мама.

Как запустились: продажи и первый факап

В декабре 2018 года был готов сайт и настроена реклама, началась продажа игрушек. К весне вышли на 50 заказов в месяц, покупатели стали оставлять первые отзывы. В основном люди благодарили: котенок Shema действительно нравился детям и помогал им засыпать.

Трогательный отзыв покупательницы: по ночам игрушка успокаивает даже ее 13-летнюю кошку​

Но были и недочеты. Инженер перепутал номер резистора, и некоторые игрушки заряжались 24 часа вместо заявленных трех. Это вызывало возмущение покупателей, и в следующей партии недоработку устранили.

К началу июля продали тысячу игрушек — первая партия закончилась. Денег на новую партию не было, так как к этому моменту еще не пришла дебиторка. Чтобы исправить положение, руководители приняли решение собирать предзаказы, обещая доставить игрушки через месяц. Выдержать срок не получилось — первые коты Shema отправились заказчикам только в октябре.

Я принимаю все недочеты слишком близко к сердцу. Просыпаюсь по ночам в холодном поту, если получаю негатив по отношению к продукту или работе команды. И в тоже время каждый такой отзыв — это руководство к действию: значит, надо исправляться и улучшать продукт.

Андрей Шемет, CEO Shema
​Первые фотосессии с котенком Shema делали сами. На фото — жена Андрея. 

Сейчас поставки налажены, с осени 2019 года продается от тысячи котов Shema в месяц. Бум продаж, ожидаемо, приходится на время скидок и акций — например, в Черную пятницу или перед Новым годом.

В сентябре 2019 года основатели начали интересоваться фондами и акселераторами, которые помогают стартапам. Подали заявку в Y Combinator («выпустил в жизнь» такие компании, как Airbnb, Dropbox, Twich). Заявку одобрили, ребят пригласили на видеоинтервью.

Но не тут-то было. Андрей перепутал часовые пояса и вышел на связь через сутки после назначенного времени. Второго шанса YC не дал. В каком-то смысле это и к лучшему: фаундеры поменяли концепцию и узнали о проекте много нового.

Куда двигаться дальше: апгрейды и мировая экспансия

В планах — дорабатывать продукт для удобства пользователей.

  • Внедрять Wi-Fi-модули в дополнение к Bluetooth-соединению. Это сделает связь между игрушкой и приложением быстрее и стабильнее.

  • Внедрить элементы AI. Так игрушка станет ассистентом сна для ребенка и помощником для родителей. Shema будет передавать информацию о циклах сна, эмоциональном состоянии ребенка, температуре в доме и на улице, напоминать о кормлении.

То, чего точно не будет — элементов развивающих игрушек. Это ниша перегрета продуктами, а потому не так интересна и перспективна. Путь Shema — оставаться в своей нише, развиваться и занять позицию лидера.

Наша игрушка пользуется спросом не только в России и СНГ, но и в других странах. Котенок Shema находит покупателей из стран Прибалтики, Швейцарии, Италии, Франции и даже Венесуэлы. За год мы отправили игрушку более чем в 40 стран мира.

Дело в том, что аналогичного продукта нет ни в США, ни на Западе, ни в Китае. Мы делаем уникальный продукт на стыке IoT и AI.

Андрей Шемет, CEO Shema

Как показывают исследования, рынок интернета-вещей к 2030 году вырастет на 30%, похожую динамику показывает рынок устройств с искусственным интеллектом. А на фоне возрастания интереса к теме healthy-товаров (в частности — ассистентов для сна) Shema имеет все шансы стать лидером в своей нише и конкурировать с проектами крупных игроков рынка.

Развиваться в этом направлении самим долго и сложно — рывок в выходе на мировой рынок возможен только с серьезными инвестициями. Проектом Shema сейчас интересуются крупные инвесторы из России, Испании и Германии, фаундеры ведут с ними переговоры.

Связаться с руководством стартапа Shema:

Андрей Шемет — [email protected].

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Александр Рубцов

Прототип — это сильно :)
Почему-то вспомнились кубики 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

Идея хорошая, но 9 штук за мягкую игрушку которая читает сказки?! Кот басик (который в 8 раз дешевле) и телефон заменят ваше устройство... Со всеми фишками которые вы описали: AR, wi-fi, блютуз, оценка сна и прочее она может столько и стоила бы но сейчас((((

Ответить
Развернуть ветку
Alexeï Matouchkine

Что-то с темпами роста рынка IoT явно напутано. Может, 300% к 2030? Может, 30% в год? Но точно не 30% к 2030 - это 2,6% в год ;)

Ответить
Развернуть ветку
Alexeï Matouchkine

Собственно, кликнул на статью и да, там совсем другие цифры. Внимательнее старайтесь, если ждёте инвесторов!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шемет
Автор

Да ошибся. 

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Гаранина

Не боитесь, что как только игрушка станет популярна китацы сделают то же самое, только раза в 3 дешевле и сразу с Wi-Fi?

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Van De Kamp

В Майами таких китайских игрушек навалом.

Ответить
Развернуть ветку
The Greatest Bill

Сначала подумал: "что нового? Чем отличается от остальных игрушек рынка, помогающих засыпать?", но ознакомившись со статьёй пришёл к выводу, что было бы интересно протестировать этот вариант.;)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Печёнин

Я так и не нашел заголовка "Как игрушка помогает засыпать". Всю статью читать сил нет - пробежался по структуре: понятно, как шили, как выходили и все такое. Но как эта штука рботает, объясните в трех словах*

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

Немного размазанны подробности , но в целом отлично👍🏻 успехов вам ребят 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Ефремова

кот выглядит очень обнимабельно! заказала себе потестить. Концепт с внедрением AI в плане оценки настроения воодушевляет, надеюсь это будет долгосрочная инвестиция. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Болуженков

Очень интересно. Иду заказывать.
Есть на сайте странность - в конце списка "фичей" предлагается купить и кота и грызунок. Но что такое грызунок найти не удалось

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Трубецкой

Видимо грызунок для детей у которых режутся зубки. Либо просто с дизайном, либо с датчиками))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Болуженков

не. в чате ответили. как я понял - это просто чехол-подставка под основной модуль, который в коте сидит. Т .е. его можно достать и поставить в грызунок

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Русецкий

Не понял, как продавая через инсту получили дебеторку?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шемет
Автор

Мы отправляем игрушки покупателям наложенным платежом. Деньги поступают на счет обычно до 3-4 недель. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Русецкий

Это объяснило бы ситуацию, если производственный цикл был меньше 4 недель. Но кажется он больше, а значит даже если дебеторки не было бы, деньги бы все равно закончились.
Это абсолютно нормально, не вижу смысла это прикрывать, кто надо все равно понял.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шемет
Автор

Производственный цикл 4 недели. 
Никто ничего не прикрывал. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Русецкий

Ради бога мне не жалко.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vladimir Gubarev

Приятно читать статью стартаперов из Волгограда.  Как буду в лофте зайду к вам. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шемет
Автор

Неделю назад съехали оттуда 😕

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Goryunov

На детей какого возраста она рассчитана?

Дизайн выбирали исходя из собственных вкусов или каким-то образом учитывали предпочтения детей (если это вообще можно учесть... Зависит от возрастной категории целевых детей)?

Логика работы - задетектили движение/шум от ребенка -> включили свет и музыку?

Световое и звуковое сопровождение каким образом выбираете? Я так понимаю, задача ребенка успокоить, когда он просыпается? Полагаю, и музыка должна быть способствующая этому? (А не наоборот)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шемет
Автор

Дизайн делали таким, чтобы нравился нам. Вроде съедобный получился. Хотим расширить линейку цветов. 

Вообще когда разрабатывали, то ориентир был на детей от 0 до 2 лет. Но когда начались продажи, то получили кучу фидбека родителей детей возраста от  3-5 лет. Сейчас больше для этой аудитории работаем. Тут проще помогать засыпать, так как у маленьких детей все очень вариабельно. Могут не спать вообще по разным причинам на которые мы не можем влиять. Со старшими по-проще. 

"Логика работы - задетектили движение/шум от ребенка -> включили свет и музыку?"
Логика пока такая. У нас это называется режим "наблюдения". 

Свет и звук выбирают родители. Мы лишь настроили несколько режимов работы для них. Пока так. 

Дальше будем предлагать свои варианты решения, но это после того как развернем AI.

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Rumak

Хорошая игрушка, но дорого будто

Ответить
Развернуть ветку
Nadya Rumak

и не факт, что ребенок будет спать с ней

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

С одной стороны - хорошо, что не очередной дурной бот, приложение для доставки еды/косметики или анализа бесполезной информации.

С другой стороны, ценность продукта сомнительна - если ребенок плохо спит, то приятные музыки помогают плохо, а то и вообще мешают

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Панин

У нас вот такая https://zazu-kids.ru/product/zoe/ вроде то же самое что и у вас, но у вас симпатичнее.

Ответить
Развернуть ветку
Звуковые Технологии

Почему у игрушки такое странное название ?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
null