Shema — игрушка и сонный ассистент на стыке IoT и AI от стартаперов из Волгограда

Shema — устройство, которое успокаивает ребёнка и помогает ему заснуть. Оно управляется со смартфона, имеет «умный» модуль и десятки полезных функций. За два года продукт вырос с нуля до 1000 продаж ежемесячно, и это число только растёт.

В закладки
Аудио
​Так выглядит котенок Shema и его модуль

Чтобы создать качественный продукт, фаундерам пришлось потрудиться. В 2019 году создатели выпустили 12 обновлений встроенного ПО, залили в AppStore и Google Play 10 версий приложения, сделали два апдейта схемы и четыре раза поменяли форму игрушки.

Ниже — настоящая, не глянцевая история волгоградского стартапа Shema, который уже покорил Россию и готовится к выходу на мировой рынок. Рассказывает CEO стартапа Андрей Шемет.

Как зашли на рынок

В нишу детских игрушек фаундеры попали почти случайно. Знакомая уехала работать в Восточную Европу, открыла там магазин с детскими товарами. Через несколько месяцев она предложила ребятам продавать продукт, которого еще нет в России. Это игрушка Dodoo — она помогает детям засыпать: слышит их плач и сама включает приятные мелодии.

Андрея заинтересовала уникальность продукта, и он согласился. Опыт продаж в интернете был, поэтому с открытием интернет-магазина, рекламой и налаживанием сбыта проблем не возникло. Игрушка людям нравилась, продажи шли неплохо. Однако уже через несколько месяцев стало понятно, что Dodoo имеет много недоработок.

Внешне и по своим функциям игрушка устарела — она отвечала скорее реалиям 1990-х годов, и в 2018-м была не совсем актуальной. Андрей связался с производителем, чтобы обсудить возможности улучшения продукта. В ответ только отмахнулись. Мало того, через несколько месяцев производитель захотел отобрать эксклюзивное дистрибьюторство.

Неактуальная игрушка и напряженные отношения с производителем привели Андрея к необходимости делать свой продукт — качественный и современный.

Как разрабатывали Shema

В основу игрушки фаундеры заложили три составляющие, которые помогали ей стать актуальной: интеграцию с приложением на смартфоне, гибкую настройку и уникальный дизайн. Это позволило бы выйти на растущий IoT-рынок, предложив действительно новый продукт.

Создавали Shema с нуля: дизайн, железо, приложение, производство, каналы продаж. Опыта разработки продуктов ни у кого не было, поэтому учиться приходилось на ходу. Впрочем, бэкграунд все же пригодился.

Андрей Шемет

До 21 года профессионально занимался футболом. Получил серьезную травму и из спорта пришлось уйти. Он всегда мечтал сделать крутой интернет-проект, который не привязывал бы к офису и позволял свободно путешествовать по миру.

Зарабатывал первые деньги еще в юности — привозил вещи из Китая и продавал в интернете. Спорт подарил Андрею дисциплину и характер, которые позволяют ему чувствовать себя уверенно в условиях жесткой конкуренции.

Дизайн игрушки. Чтобы понять, как будет выглядеть Shema, провели конкурс среди дизайнеров Волгограда. Когда увидели этого милого кота с большой головой, то поняли — он и будет новой игрушкой.

Эскиз котенка Shema​

Началось самое сложное — пошив прототипа. Трудность была в том, что голова у кота была слишком большая, и она плохо балансировала с телом. Местные швейные производства предлагали несколько вариантов, но получалось плохо.

Такую нелепую игрушку пускать в продажу было стыдно

Парадоксально, но качественную и красивую игрушку получилось сделать только в Китае. Котенок Shema получился большеголовым, но с шеей, отлично сидел и выглядел оригинально. Андрей с коллегами специально ездили на фабрику в Китай, чтобы обсудить детали контракта.

Команда Shema вместе с представителями китайского производителя игрушек​

Артур Верещагин (на фото третий справа)


Первый бизнес-ангел, а сейчас уже CFO. Участвовал на всех стадиях проекта. Благорадя ему компания с первого дня показывает положительные финансовые показатели.

Вторая непростая задача — сделать красивый и функциональный модуль, который был бы одновременно безопасным, компактным, мягким и изящным. Дизайнеры студии Design Heroes придумали концепцию и подготовили модуль к производству. Чтобы объединить высокотехнологичное (электроника) и традиционное (плюш) производства, было принято решение работать с разными подрядчиками. Каждый из них делает ту часть изделия, которая соответствует его профилю.

Приложение. У команды разработчиков была задача — сделать мобильное приложение, которое позволит управлять игрушкой удаленно: регулировать свет, включать музыку, настраивать датчики шума и движения. Главная трудность состояла в том, чтобы Shema корректно соединялась даже с бюджетными китайскими смартфонами с нестабильной связью через Bluetooth.

После запуска продаж разработчики приложения регулярно получают обратную связь от пользователей и улучшают приложение. Недавно появилась функция плейлиста — родители могут записывать и воспроизводить любую музыку, которая нравится их ребенку.

В будущем планируем расширить функционал для работы с мелодиями, заняться созданием уникального контента. Наша задача — вовлекать пользователей в экосистему Shema. Кроме того, мы постоянно улучшаем скорость работы приложений и игрушки. Планируем добавить элементы AI.

Вадим
руководитель направления команды разработки мобильных приложений Tachos

Продажи. Главный канал продаж — прямая и нативная реклама в Инстаграме. Shema отправлялась к знаменитостям, у которых были дети, и некоторые выкладывали их в сторис.

Настоящий ажиотаж вызвал положительный отзыв на игрушку от модели Алены Шишковой. В тот день мы ушли из офиса в полночь, потому что обрабатывали запросы. На профиль Shema в Инстаграме подписалось около десяти тысяч человек.

В целом реальные отзывы в Инстаграм позволяют покупателям увидеть игрушку «вживую» еще до покупки. Некоторые видеоотзывы мы публикуем на сайте.

Андрей Шемет
CEO Shema

Музыка. Музыкальный контент для Shema тоже сделали с нуля. Колыбельные и сказки записывали сами фаундеры или их знакомые музыканты. Настоящим хитом стала 8-минутная аудиомедитация, которую записали вместе с Мариной Лисовец — теплые отзывы о ней оставляет каждая вторая мама.

Как запустились: продажи и первый факап

В декабре 2018 года был готов сайт и настроена реклама, началась продажа игрушек. К весне вышли на 50 заказов в месяц, покупатели стали оставлять первые отзывы. В основном люди благодарили: котенок Shema действительно нравился детям и помогал им засыпать.

Трогательный отзыв покупательницы: по ночам игрушка успокаивает даже ее 13-летнюю кошку​

Но были и недочеты. Инженер перепутал номер резистора, и некоторые игрушки заряжались 24 часа вместо заявленных трех. Это вызывало возмущение покупателей, и в следующей партии недоработку устранили.

К началу июля продали тысячу игрушек — первая партия закончилась. Денег на новую партию не было, так как к этому моменту еще не пришла дебиторка. Чтобы исправить положение, руководители приняли решение собирать предзаказы, обещая доставить игрушки через месяц. Выдержать срок не получилось — первые коты Shema отправились заказчикам только в октябре.

Я принимаю все недочеты слишком близко к сердцу. Просыпаюсь по ночам в холодном поту, если получаю негатив по отношению к продукту или работе команды. И в тоже время каждый такой отзыв — это руководство к действию: значит, надо исправляться и улучшать продукт.

Андрей Шемет
CEO Shema
​Первые фотосессии с котенком Shema делали сами. На фото — жена Андрея. 

Сейчас поставки налажены, с осени 2019 года продается от тысячи котов Shema в месяц. Бум продаж, ожидаемо, приходится на время скидок и акций — например, в Черную пятницу или перед Новым годом.

В сентябре 2019 года основатели начали интересоваться фондами и акселераторами, которые помогают стартапам. Подали заявку в Y Combinator («выпустил в жизнь» такие компании, как Airbnb, Dropbox, Twich). Заявку одобрили, ребят пригласили на видеоинтервью.

Но не тут-то было. Андрей перепутал часовые пояса и вышел на связь через сутки после назначенного времени. Второго шанса YC не дал. В каком-то смысле это и к лучшему: фаундеры поменяли концепцию и узнали о проекте много нового.

Куда двигаться дальше: апгрейды и мировая экспансия

В планах — дорабатывать продукт для удобства пользователей.

  • Внедрять Wi-Fi-модули в дополнение к Bluetooth-соединению. Это сделает связь между игрушкой и приложением быстрее и стабильнее.

  • Внедрить элементы AI. Так игрушка станет ассистентом сна для ребенка и помощником для родителей. Shema будет передавать информацию о циклах сна, эмоциональном состоянии ребенка, температуре в доме и на улице, напоминать о кормлении.

То, чего точно не будет — элементов развивающих игрушек. Это ниша перегрета продуктами, а потому не так интересна и перспективна. Путь Shema — оставаться в своей нише, развиваться и занять позицию лидера.

Наша игрушка пользуется спросом не только в России и СНГ, но и в других странах. Котенок Shema находит покупателей из стран Прибалтики, Швейцарии, Италии, Франции и даже Венесуэлы. За год мы отправили игрушку более чем в 40 стран мира.

Дело в том, что аналогичного продукта нет ни в США, ни на Западе, ни в Китае. Мы делаем уникальный продукт на стыке IoT и AI.

Андрей Шемет
CEO Shema

Как показывают исследования, рынок интернета-вещей к 2030 году вырастет на 30%, похожую динамику показывает рынок устройств с искусственным интеллектом. А на фоне возрастания интереса к теме healthy-товаров (в частности — ассистентов для сна) Shema имеет все шансы стать лидером в своей нише и конкурировать с проектами крупных игроков рынка.

Развиваться в этом направлении самим долго и сложно — рывок в выходе на мировой рынок возможен только с серьезными инвестициями. Проектом Shema сейчас интересуются крупные инвесторы из России, Испании и Германии, фаундеры ведут с ними переговоры.

Связаться с руководством стартапа Shema:

Андрей Шемет — as@shema.toys.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Андрей Шемет", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 28, "likes": 50, "favorites": 78, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tribuna", "id": 105697, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 11 Feb 2020 10:45:59 +0300", "is_special": false }
0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Прототип — это сильно :)
Почему-то вспомнились кубики 

Ответить
4

Идея хорошая, но 9 штук за мягкую игрушку которая читает сказки?! Кот басик (который в 8 раз дешевле) и телефон заменят ваше устройство... Со всеми фишками которые вы описали: AR, wi-fi, блютуз, оценка сна и прочее она может столько и стоила бы но сейчас((((

Ответить
2

Что-то с темпами роста рынка IoT явно напутано. Может, 300% к 2030? Может, 30% в год? Но точно не 30% к 2030 - это 2,6% в год ;)

Ответить
2

Собственно, кликнул на статью и да, там совсем другие цифры. Внимательнее старайтесь, если ждёте инвесторов!

Ответить
0

Да ошибся. 

Ответить
2

Не боитесь, что как только игрушка станет популярна китацы сделают то же самое, только раза в 3 дешевле и сразу с Wi-Fi?

Ответить
0

В Майами таких китайских игрушек навалом.

Ответить
1

Сначала подумал: "что нового? Чем отличается от остальных игрушек рынка, помогающих засыпать?", но ознакомившись со статьёй пришёл к выводу, что было бы интересно протестировать этот вариант.;)

Ответить
1

Я так и не нашел заголовка "Как игрушка помогает засыпать". Всю статью читать сил нет - пробежался по структуре: понятно, как шили, как выходили и все такое. Но как эта штука рботает, объясните в трех словах*

Ответить
1

Немного размазанны подробности , но в целом отлично👍🏻 успехов вам ребят 👍🏻

Ответить
0

кот выглядит очень обнимабельно! заказала себе потестить. Концепт с внедрением AI в плане оценки настроения воодушевляет, надеюсь это будет долгосрочная инвестиция. 

Ответить
0

Очень интересно. Иду заказывать.
Есть на сайте странность - в конце списка "фичей" предлагается купить и кота и грызунок. Но что такое грызунок найти не удалось

Ответить
1

Видимо грызунок для детей у которых режутся зубки. Либо просто с дизайном, либо с датчиками))

Ответить
0

не. в чате ответили. как я понял - это просто чехол-подставка под основной модуль, который в коте сидит. Т .е. его можно достать и поставить в грызунок

Ответить
0

Не понял, как продавая через инсту получили дебеторку?

Ответить
0

Мы отправляем игрушки покупателям наложенным платежом. Деньги поступают на счет обычно до 3-4 недель. 

Ответить
0

Это объяснило бы ситуацию, если производственный цикл был меньше 4 недель. Но кажется он больше, а значит даже если дебеторки не было бы, деньги бы все равно закончились.
Это абсолютно нормально, не вижу смысла это прикрывать, кто надо все равно понял.

Ответить
0

Производственный цикл 4 недели. 
Никто ничего не прикрывал. 

Ответить
1

Ради бога мне не жалко.

Ответить

Комментарий удален

0

Приятно читать статью стартаперов из Волгограда.  Как буду в лофте зайду к вам. 

Ответить
0

Неделю назад съехали оттуда 😕

Ответить
0

На детей какого возраста она рассчитана?

Дизайн выбирали исходя из собственных вкусов или каким-то образом учитывали предпочтения детей (если это вообще можно учесть... Зависит от возрастной категории целевых детей)?

Логика работы - задетектили движение/шум от ребенка -> включили свет и музыку?

Световое и звуковое сопровождение каким образом выбираете? Я так понимаю, задача ребенка успокоить, когда он просыпается? Полагаю, и музыка должна быть способствующая этому? (А не наоборот)

Ответить
0

Дизайн делали таким, чтобы нравился нам. Вроде съедобный получился. Хотим расширить линейку цветов. 

Вообще когда разрабатывали, то ориентир был на детей от 0 до 2 лет. Но когда начались продажи, то получили кучу фидбека родителей детей возраста от  3-5 лет. Сейчас больше для этой аудитории работаем. Тут проще помогать засыпать, так как у маленьких детей все очень вариабельно. Могут не спать вообще по разным причинам на которые мы не можем влиять. Со старшими по-проще. 

"Логика работы - задетектили движение/шум от ребенка -> включили свет и музыку?"
Логика пока такая. У нас это называется режим "наблюдения". 

Свет и звук выбирают родители. Мы лишь настроили несколько режимов работы для них. Пока так. 

Дальше будем предлагать свои варианты решения, но это после того как развернем AI.

Ответить
0

Хорошая игрушка, но дорого будто

Ответить
0

и не факт, что ребенок будет спать с ней

Ответить
0

С одной стороны - хорошо, что не очередной дурной бот, приложение для доставки еды/косметики или анализа бесполезной информации.

С другой стороны, ценность продукта сомнительна - если ребенок плохо спит, то приятные музыки помогают плохо, а то и вообще мешают

Ответить
0

У нас вот такая https://zazu-kids.ru/product/zoe/ вроде то же самое что и у вас, но у вас симпатичнее.

Ответить
0

Почему у игрушки такое странное название ?

Ответить

Прямой эфир