{"id":13592,"url":"\/distributions\/13592\/click?bit=1&hash=614144bb31dcda2de138a71c12a8b5f1c2d6612f2981479b7bf423e4bc53c03e","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u043f\u0430\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0441 \u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u043b\u0430\u043d\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d85f2cfe-e0d7-5ad7-8507-983bc3b55643","isPaidAndBannersEnabled":false}

Bodro.food: как мы сделали платформу по доставке продуктов на дом благодаря клиентскому кейсу

Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv). Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей.

Хочу рассказать о том, как из решения клиентской задачи родился наш собственный сервис — платформа по доставке продуктов на дом Bodro.food.

Начало всего

В первую неделю января 2019 года, еще до того, как случился бум онлайн-доставок, к нам обратился клиент — ритейлер, который решил доставлять продукты на дом. Требовалось создать комплексный сервис: веб-версию интернет-магазина, мобильное приложение для клиентов и отдельно — для курьеров и комплектовщиков, систему управления заказами, дашборды для пунктов выдачи. А еще — интегрировать все это с системами учета компании, платежной системой и сервисом рассылки сообщений. Короче говоря, целый космолет.

Основной нюанс состоял в том, что мы начали разработку в феврале, а запуск был запланирован на 1 июня. Пришлось стартовать без подробного ТЗ. Все, что было у нас на руках — это бриф на три страницы с описанием будущих функций. Мы понимали, что идем на риск. Но решили принять этот вызов, разработать MVP в режиме «полный agile» — и не пожалели об этом.

Успеть за 30 минут

Концепция проекта — доставка за 30 минут. На тот момент ни один ритейлер в регионе не мог обеспечить такую скорость. Наш клиент решил работать через сеть ЦОЗов — центров обработки заказов. Вся доставка осуществлялась только из этих пунктов и только в радиусе 30 минут пешего хода курьера.

Когда покупатель складывает товары в корзину интернет-магазина или приложения, происходит сверка остатков ЦОЗа. После оплаты и отправки заказа система определяет полигон на карте и назначает ближайшего свободного курьера. Он видит в своем приложении уведомление и приглашение явиться в окно выдачи. Параллельно с этим все статусы заказов в режиме реального времени обновляются на большом экране, где их видят не только курьеры, но и менеджеры.

Пока курьер спешит в ЦОЗ, комплектовщик с помощью своего приложения собирает заказ — система не только выдает список продуктов, но и предлагает оптимальный план передвижения по складу, чтобы сэкономить время и силы сотрудника.

Курьер забирает заказ и отправляется на встречу с покупателем по построенному в приложении маршруту. Мы предусмотрели даже отметки за опоздания — если курьер регулярно вместо расчетных 8 минут добирается до пункта назначения за 18, снизится его рейтинг, а следом за ним и зарплата. Это мотивирует не задерживаться на пути к клиентам.

В сервисе предусмотрена технологически сложная система частичной отмены заказа. Очевидно, что это важно для сохранения лояльности клиентов в случае, например, просрочки. Несмотря на это, многие компании, которые занимаются доставкой, не дают возможности вернуть купленный товар у порога — вместо этого требуется лично прийти в магазин. Мы реализовали сложную архитектуру холдирования позиций заказа и несколько десятков разных статусов, чтобы обойти ограничения систем учета и обрабатывать возвраты.

Еще один нюанс, который мы проработали, — защита от фишинга. У заказов есть ограничения по весу и объему: покупатель не может приобрести 10000 пачек туалетной бумаги или 50 пятилитровых банок клубничного варенья.

Как жил и рос проект клиента

С момента запуска MVP прошло уже полтора года — все это время мы поддерживали и развивали проект. Количество ЦОЗов выросло с одного до нескольких десятков, а в системе крутится уже почти 10 тысяч товарных позиций — это полный ассортимент супермаркета уровня «Пятерочки».

Изначально простая админка превратилась в полноценную CRM-систему, где строятся дашборды, регулируется время работы сотрудников и анализируется вся информация по клиентам и их покупкам.

Карантин стал для системы проверкой на прочность — и она ее прошла. В течение трех месяцев курьеры доставили более 100 тысяч заказов — по 1000+ заказов каждый день!

С момента старта проекта средний чек вырос с 1200 до 2100 руб за заказ. В среднем в чеке около 20 позиций. В общей сложности сервис доставки обеспечил нашему ритейлеру 7% выручки в 2020 году — это при том, что в России доля онлайн-покупок составляет 0,2% от всего объема продаж продуктов питания.

Как родился Bodro.food

После запуска сервиса для клиента мы поняли, что накопили достаточно экспертизы в создании сервисов доставки продуктов на дом. Так почему бы не предложить комплексное решение другим сетевым ритейлерам?

Пандемия стала триггером развития онлайн-сервисов и услуг. Если ты со своей доставкой не бежишь быстрее конкурентов, считай, что ты стоишь на месте. Мы знаем, как построить систему, полностью закрывающую всю цепочку процессов и инструментов онлайн-доставки. И мы готовы предложить ее рынку.

Bodro.food — это не коробочное решение, которое можно интегрировать за пару дней. Это кастомизируемый продукт, который дорабатывается под бизнес-процессы конкретного заказчика.

Изнутри это сложная комплексная система, включающая:

  • интернет-магазин для клиентов (веб-версия, iOS- и Android-приложения);

  • мобильные приложения для курьеров и комплектовщиков;
  • экраны на складах с онлайн-отображением статусов заказа;
  • удобную админку для персонала и CRM-систему.

И каждое действие на любой из этих платформ моментально синхронизируется с остальными — в этом главная фишка, позволяющая выполнять заказы точно и в срок.

Клиентский интернет-магазин

Это масштабируемая площадка для размещения продовольственных и непродовольственных товаров. Интерфейс — стандартный для маркетплейсов, удобный и с простой навигацией.

Чтобы оформить заказ, клиент проходит несколько простых шагов: авторизуется в системе, указывает адрес, добавляет товары в корзину, выбирает подходящий способ оплаты, дату и время доставки — и все. Рассказать дольше, чем сделать.

Есть и приятные фишки, которые облегчают процесс оформления заказа. Например, если вы заказываете продукты для себя и для того парня, можете сохранить в личном кабинете несколько адресов и не вбивать их каждый раз заново. А если вы любите стабильность, повторяйте заказ своего обычного продуктового набора в один клик.

В Bodro.food уже реализована штатная интеграция с 1С (выгрузка цен и фото товаров, обмен остатками, синхронизация стока).

Какие здесь есть возможности для кастомизации?

  • Изменить цветовую палитру в соответствии с фирменным стилем ритейлера или разработать уникальную фронтальную часть;
  • Интегрироваться с системой учета ритейлера и сервисом отправки сообщений;
  • Подключить выбранную систему оплаты/интернет-эквайринга;
  • Задать собственные категории товаров, в том числе сгруппировать их ситуативно (пикник, Новый год и т.д.);
  • Использовать свои маркетинговые инструменты: акционные баннеры, короткие видеоролики.

Приложение комплектовщика

Комплектовщик, как и курьер, пользуется специальным терминалом с установленным на него приложением. Когда появляется новый заказ, он получает push-сообщение, отправляет подтверждение и приступает к работе.

Чтобы не пришлось несколько раз обходить весь склад в поисках макарон той самой марки, система построит оптимальный маршрут сбора заказа. Все позиции в приложении отображаются в виде чек-листа. Взял товар — поставил галочку — отправился по маршруту дальше.

Когда сборка заказа подойдет к концу, курьер получит приглашение пройти к соответствующему окну. Заберет пакет и поспешит с ним к покупателю.

Курьерское приложение

Это основной рабочий инструмент курьера — мобильное приложение под систему android для телефона или специализированных банковских терминалов (АРМ).

С его помощью курьер:

  • Принимает заказ к доставке;
  • Доставляет его до покупателя (следует построенному маршруту);
  • Принимает оплату и выдает чек, если был выбран такой способ оплаты;
  • Может на месте оформить частичную отмену и возврат заказа.

Система по геоданным терминала определяет эффективность маршрута курьера, рассчитывает примерное время доставки и формирует аналитику по каждому курьеру. На ее основе строится рейтинг.

Административная панель / CRM-система

Это центр управления полетами — агрегатор информации о функционировании всех бизнес-процессов.

Клиенты

Здесь хранятся карточки клиентов с историей заказов, доступными бонусами и пр.

Курьеры

Администратор заводит в систему новых курьеров, следит за общей и персональной статистикой эффективности. Можно даже отслеживать перемещения всех курьеров на карте — прямо как на Flightradar.

Продажи

Все доступные данные обрабатываются и на их основе строятся дашборды — интерактивные таблицы, которые обновляются в реальном времени. Управляющий системой всегда знает, сколько было сделано заказов в определенный промежуток времени, какой по ним средний чек. какое время дня или день недели был пиковым по нагрузкам, какие товары пользуются наибольшей любовью.

Управление веб-версией сайта и клиентским приложением

В админке задаются и редактируются категории, назначаются новинки и акционные предложения, загружаются баннеры и рекламные блоки.

Почему Bodro.food лучше, чем кодинг с нуля

Во-первых, мы спроектировали архитектуру приложений, разработали и проверили продукт в бою.

Bodro.food — это продуманный набор функциональных блоков, которые синхронизированы друг с другом и работают четко, как часы.

Во-вторых, это быстро.

Даже с учетом глубокой кастомизации и особенностей бизнес-процессов заказчика развернуть сервис получится достаточно быстро — всего за 4 месяца.

В-третьих, у системы неограниченные возможности развития.

Продукт масштабируемый за счет выбранного технологического стека. Для бэкэнда используем Node.js с построением микросервисной архитектуры, для фронта — React.js. АРМ курьера и комплектовщика написан на React Native. Если у заказчика появится потребность расширения функционала, это получится реализовать относительно просто.

Что дальше?

Мы продолжаем развивать систему и дополнять ее новыми функциями. Прямо сейчас мы оптимизируем производительность курьерского приложения, работаем над более точным построением маршрутов и полигонов, улучшаем систему выбора курьера, обновляем дизайн. Также расширяем функционал CRM системы — например, внедрили блок «Аналитика».

Если вас заинтересовал Bodro.food, напишите мне на почту [email protected] / в телеграм @maximkravec или прямо тут в комментариях — организуем показ демо-версии.

Буду рад ответить на вопросы. Пишите, если у вас появились мысли и идеи — мы всегда рады новым знакомствам и нам важно услышать обратную связь.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Dmitrii Ponomarev

А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Kiyanov

Проект с названием "Спиздили"!

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов

Хорошее кино!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Любая компания, которая занимается заказной разработкой, набирается опыта в решении задач определенного типа. Именно поэтому клиент охотнее выбирает исполнителей, у которых в портфолио уже есть аналогичные кейсы. Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса. Здесь не идет речь о том, что мы взяли сервис клиента и клонировали его) Это в принципе невозможно, слишком много индивидуальных особенностей у каждого бизнеса. 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Зеленов

Прихожу я на заводы фоксконн с уникальным продуктом, проанализировав рынок, составив концепцию и продумав будущее продукта.
Foxconn его выпускают под своим именем со своими ресурсами и говорят "Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса."
С вашей точки зрения, это правильный подход.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Аналогии с Foxconn на первый взгляд очень хороши, но в конкретно этом случае попросту неуместны, при ближайшем рассмотрении.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Зеленов

И чем же? Вы заплатили за идею? Выкупили бизнес? Разработали свое с 0 в другой нише? Нет, в том же США, в любой такой разработке требовали бы соглашение о не конкуренции.
Такие требования как раз и возникают из-за тех, кто ворует/копирует чужой продукт и делает всё, чтоб запустить его раньше. 

К тому же, вы показали "если компания обращается к нам за разработкой продукта, она должна быть готова, что мы можем украсть их идею, бизнес план и всё остальное с целью запуска конкурента на опережение".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Вероятно вы не до конца понимаете специфику заказной разработки и прогресса в целом. По вашей логике человек который занимал пост инженера в bmw не имеет права перейти в корейскую компанию kia и применить свой опыт и знания там. Его участь скончаться в bmw. Похожие сервисы и решения мы производили до этого кейса, производили во время этого кейса и производим после. Именно за нашей экспертизой к нам обращаются. Бодрофуд это результат консолидации наработанной экспертизы.  Развитие концепции по доставке товаров на дом. 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Зеленов

По моей логике, сотрудник БМВ может пойти и работать. Но, если этот инженер забрал с собой наработки компании/исходники и на их основе создал продукт у конкурента, то он получает срок/сотни миллионов штрафа.
https://www.drive.ru/news/591d64b5ec05c4f73100002f.html
Ну и пример разглашения и использования конфиденциальной информации.
https://vc.ru/social/21705-lucky-500mln

В США, многие крупные компании подписывают с сотрудниками NCA

В иске, поданном Amazon против Брайана Холла (Brian Hall), бывшего вице-президента Amazon Web Services по маркетингу продуктов, утверждается, что его новая роль в Google Cloud нарушает условия его неконкурентного соглашения с компанией из Сиэтла и создаёт угрозу раскрытия ценной информации одному из её величайших соперников.

Вы же, публично рассказываете, что сделали платформу на кейсе клиента. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Мне кажется, наш кейс больше похож на следующий: 
Верховный суд США встал на сторону компании Google в ее судебном разбирательстве с компанией Oracle, которое продолжалось почти 10 лет. Oracle пыталась доказать, что при создании ОС Андроид Google частично использовал код, написанный Oracle. Google доказывал, что это “распространенная в сфере программирования практика”, и использованный код не подлежит защите об авторских правах, поскольку является функциональным. Иск Oracle к Google оценивался в более чем $8 млрд.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Вы сами верите в то что пишите? "Кража идей, бизнес-плана с целью запуска конкурента на опережение". Зачем вы нам продаете эту идею? Она нам не близка.
Пожалуйста, давайте без конспирологии и заговоров.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Отвечая на вопрос: "А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?". На базе его сервиса ничего не запускалось. Мы сделали custdev, проанализировали конкурентов, выбрали стек и реализовали проект заново за счет собственных средств. Если мы ранее выполняли проект из какой-то отрасли, то разве не можем создать что-то свое? Я предлагаю вам при смене работы не заниматься продуктами, которые ранее вы разрабатывали в другой компании, чтобы не повторить какие-то паттерны и "грабли".

Концепция доставки продуктов не уникальна и любое MVP, будет чьей-то базой, потому что принципиального нового вы не придумаете. Общедоступные библиотеки, готовые компоненты, UI Kit и набор функциональных must have фич. По-моему ценность бизнеса не в этом, потому как все очень легко воспроизводится, а вот каким образом это будет эксплуатироваться и каким будет сервис, вопрос другой. Наличие трактора не делает вас фермером. Тем более успешным.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Ponomarev

Вы же говорите не о лендинге за 10т, в котором нет никаких принципиально новых идей и фич, а о большой системе, которая пилилась около года. И одно дело - реюзать какие-то открытые библиотеки и паттерны, а другое дело - набить шишки, запилить mvp, проверить гипотезу на клиентском проекте и потом выкатить платформу для всех конкурентов и пиарить ее на vc на основе этого кейса. Мне кажется, это как минимум не совсем этично.

Ответить
Развернуть ветку
Arsenii Katkov

Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей. Тут вы перегнули ИМХО

Ответить
Развернуть ветку
Папка Файлов

почему?

Ответить
Развернуть ветку
Arsenii Katkov

Потому что нужно быть проще, Папка.

Ответить
Развернуть ветку
Папка Файлов

есть примеры?

Ответить
Развернуть ветку
Евстигней Иванов

Например, потому, что аутстаффинг с 16 года как бы запрещен

Ответить
Развернуть ветку
Папка Файлов

можно подробнее, интересно стало

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Как одной фразой показать, что никогда не работал с тендерами на нормальные суммы :)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Lander

Шикарный кейс!

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов

А что именно понравилось для столь высокой оценки?

Ответить
Развернуть ветку
Товарищ

"Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv)." 

Кстати, отстойное название выбрали, такой  конкурс был, а выбрали.... по интереснее были варианты. Можно на следующий год новый конкурс делать по названию. 

Статья интересная. Плюс ставлю.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Какой из вариантов нейминга вам понравился больше всего ? 

Ответить
Развернуть ветку
hakhagmon

хабр эффект или оно так работает?) 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

К сожалению это ошибка передачи информации. Bodro.foood - это название продукта, но не доменное имя ) 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Великанов

Всё по существу

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Спасибо, приятно слышать.

Ответить
Развернуть ветку
Ненужный танк88

Молодцы красавы

Ответить
Развернуть ветку
Артём Малышев

Я бы не пошёл к Вам за разработкой и другим советовать не буду. А то идею придумаю на миллион, а Вы сначала мне сдадите разработку, а потом ещё SaaS решение на этой базу выпустить немного доработав и получу я себе много конкурентов.
А Вы мне скажите, что не украли идею, а слегкая ее доработали😂

Ответить
Развернуть ветку
Папка Файлов

Приложение которое у вас есть не работает, не у меня не у ваших юзеров, отзывы все плохие кроме заказных, а меня минусуют только ваши же типы) потому что никому больше коментить вас не охота)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Простите, но приложение нами не поддерживается, поэтому мы не можем отвечать за его эксплуатацию и результаты на дистанции. Но если клиент того пожелает, мы с удовольствием поможем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Глеб Корсунов

Всегда не понимал людей, которые пишут отзывы к приложению не о приложении.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Вы не ошиблись дверью?) 

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Maxymovych

Это ппц.
Большая компания пришла к каким-то программистам, переплатила кучу денег за эксперименты чтобы получить продукт, который давал ей (той компании) огромное конкурентное преимущество на ее рынке.
В результате программисты - слили ее конкурентное преимущество, всем ее конкурентам.
Это ППЦ как непорядочно и не честно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Пожалуйста, прочитайте комменты выше. Речь не идет о том, что мы взяли код клиента, скопировали его и продаем другим компаниям. Это просто невозможно: у каждого бизнеса своя специфика, поэтому мы в любом случае кастомизируем платформу. Простой пример: нештатная интеграция с 1С, уникальные функции в CRM, подключение определенной платежной системы. Если вы думаете, что можно сделать Ctrl+c и Ctrl+v и все заработает, к сожалению, вы не представляете, как устроена разработка ИТ-продукта. 
Мы продаем свое решение, в которое вложили собственную экспертизу, опыт, свои результаты custdev, аналитику, свои финансы. Нечестно продавать свои умения, опыт и знания о том, как разработать хороший продукт? Тогда надо уничтожить весь рынок заказной разработки) Потому что именно за это клиенты и платят деньги. 

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Maxymovych

Не обманывайте себя, нет никакой специфике в "доставке".
Это стандартизированная услуга, с понятными метриками.
Ваш первый заказчик "Инвестировал", в полном значении этого слова, брал на себя риски, переплачивал за эксперименты, как деньгами, так и временем. И более того - по своей глупости, отдал свою мегадорогую и секретную экспертизу. 
Которую - вы за бесценок раздаете теперь всем его конкурентам.

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Malyshev

mozilla (firefox) говорит, что ваш сайт "Deceptive site ahead"

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Maxymovych

Это первая статья на VC, которой поставил минус.
Точнее, не статье, а директору той компании, передайте ему пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Спасибо за ваше мнение. Надеюсь, у меня получилось объяснить разницу между сливом конкурентного преимущества и разработкой своего продукта на основе личной экспертизы. 

Ответить
Развернуть ветку
Ненужный танк88

молодцы я бы ваш продукт рекомендовал

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кравец
Автор

Дабы закрыть ветку, наша позиция по данному кейсу четко отображена в следующем решении: 
"Верховный суд США встал на сторону компании Google в ее судебном разбирательстве с компанией Oracle, которое продолжалось почти 10 лет. Oracle пыталась доказать, что при создании ОС Андроид Google частично использовал код, написанный Oracle. Google доказывал, что это “распространенная в сфере программирования практика”, и использованный код не подлежит защите об авторских правах, поскольку является функциональным. Иск Oracle к Google оценивался в более чем $8 млрд."

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 42 комментария
null