Bodro.food: как мы сделали платформу по доставке продуктов на дом благодаря клиентскому кейсу
Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv). Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей.
Хочу рассказать о том, как из решения клиентской задачи родился наш собственный сервис — платформа по доставке продуктов на дом Bodro.food.
Начало всего
В первую неделю января 2019 года, еще до того, как случился бум онлайн-доставок, к нам обратился клиент — ритейлер, который решил доставлять продукты на дом. Требовалось создать комплексный сервис: веб-версию интернет-магазина, мобильное приложение для клиентов и отдельно — для курьеров и комплектовщиков, систему управления заказами, дашборды для пунктов выдачи. А еще — интегрировать все это с системами учета компании, платежной системой и сервисом рассылки сообщений. Короче говоря, целый космолет.
Основной нюанс состоял в том, что мы начали разработку в феврале, а запуск был запланирован на 1 июня. Пришлось стартовать без подробного ТЗ. Все, что было у нас на руках — это бриф на три страницы с описанием будущих функций. Мы понимали, что идем на риск. Но решили принять этот вызов, разработать MVP в режиме «полный agile» — и не пожалели об этом.
Успеть за 30 минут
Концепция проекта — доставка за 30 минут. На тот момент ни один ритейлер в регионе не мог обеспечить такую скорость. Наш клиент решил работать через сеть ЦОЗов — центров обработки заказов. Вся доставка осуществлялась только из этих пунктов и только в радиусе 30 минут пешего хода курьера.
Когда покупатель складывает товары в корзину интернет-магазина или приложения, происходит сверка остатков ЦОЗа. После оплаты и отправки заказа система определяет полигон на карте и назначает ближайшего свободного курьера. Он видит в своем приложении уведомление и приглашение явиться в окно выдачи. Параллельно с этим все статусы заказов в режиме реального времени обновляются на большом экране, где их видят не только курьеры, но и менеджеры.
Пока курьер спешит в ЦОЗ, комплектовщик с помощью своего приложения собирает заказ — система не только выдает список продуктов, но и предлагает оптимальный план передвижения по складу, чтобы сэкономить время и силы сотрудника.
Курьер забирает заказ и отправляется на встречу с покупателем по построенному в приложении маршруту. Мы предусмотрели даже отметки за опоздания — если курьер регулярно вместо расчетных 8 минут добирается до пункта назначения за 18, снизится его рейтинг, а следом за ним и зарплата. Это мотивирует не задерживаться на пути к клиентам.
В сервисе предусмотрена технологически сложная система частичной отмены заказа. Очевидно, что это важно для сохранения лояльности клиентов в случае, например, просрочки. Несмотря на это, многие компании, которые занимаются доставкой, не дают возможности вернуть купленный товар у порога — вместо этого требуется лично прийти в магазин. Мы реализовали сложную архитектуру холдирования позиций заказа и несколько десятков разных статусов, чтобы обойти ограничения систем учета и обрабатывать возвраты.
Еще один нюанс, который мы проработали, — защита от фишинга. У заказов есть ограничения по весу и объему: покупатель не может приобрести 10000 пачек туалетной бумаги или 50 пятилитровых банок клубничного варенья.
Как жил и рос проект клиента
С момента запуска MVP прошло уже полтора года — все это время мы поддерживали и развивали проект. Количество ЦОЗов выросло с одного до нескольких десятков, а в системе крутится уже почти 10 тысяч товарных позиций — это полный ассортимент супермаркета уровня «Пятерочки».
Изначально простая админка превратилась в полноценную CRM-систему, где строятся дашборды, регулируется время работы сотрудников и анализируется вся информация по клиентам и их покупкам.
Карантин стал для системы проверкой на прочность — и она ее прошла. В течение трех месяцев курьеры доставили более 100 тысяч заказов — по 1000+ заказов каждый день!
С момента старта проекта средний чек вырос с 1200 до 2100 руб за заказ. В среднем в чеке около 20 позиций. В общей сложности сервис доставки обеспечил нашему ритейлеру 7% выручки в 2020 году — это при том, что в России доля онлайн-покупок составляет 0,2% от всего объема продаж продуктов питания.
Как родился Bodro.food
После запуска сервиса для клиента мы поняли, что накопили достаточно экспертизы в создании сервисов доставки продуктов на дом. Так почему бы не предложить комплексное решение другим сетевым ритейлерам?
Пандемия стала триггером развития онлайн-сервисов и услуг. Если ты со своей доставкой не бежишь быстрее конкурентов, считай, что ты стоишь на месте. Мы знаем, как построить систему, полностью закрывающую всю цепочку процессов и инструментов онлайн-доставки. И мы готовы предложить ее рынку.
Bodro.food — это не коробочное решение, которое можно интегрировать за пару дней. Это кастомизируемый продукт, который дорабатывается под бизнес-процессы конкретного заказчика.
Изнутри это сложная комплексная система, включающая:
интернет-магазин для клиентов (веб-версия, iOS- и Android-приложения);
- мобильные приложения для курьеров и комплектовщиков;
- экраны на складах с онлайн-отображением статусов заказа;
- удобную админку для персонала и CRM-систему.
И каждое действие на любой из этих платформ моментально синхронизируется с остальными — в этом главная фишка, позволяющая выполнять заказы точно и в срок.
Клиентский интернет-магазин
Это масштабируемая площадка для размещения продовольственных и непродовольственных товаров. Интерфейс — стандартный для маркетплейсов, удобный и с простой навигацией.
Чтобы оформить заказ, клиент проходит несколько простых шагов: авторизуется в системе, указывает адрес, добавляет товары в корзину, выбирает подходящий способ оплаты, дату и время доставки — и все. Рассказать дольше, чем сделать.
Есть и приятные фишки, которые облегчают процесс оформления заказа. Например, если вы заказываете продукты для себя и для того парня, можете сохранить в личном кабинете несколько адресов и не вбивать их каждый раз заново. А если вы любите стабильность, повторяйте заказ своего обычного продуктового набора в один клик.
В Bodro.food уже реализована штатная интеграция с 1С (выгрузка цен и фото товаров, обмен остатками, синхронизация стока).
Какие здесь есть возможности для кастомизации?
- Изменить цветовую палитру в соответствии с фирменным стилем ритейлера или разработать уникальную фронтальную часть;
- Интегрироваться с системой учета ритейлера и сервисом отправки сообщений;
- Подключить выбранную систему оплаты/интернет-эквайринга;
- Задать собственные категории товаров, в том числе сгруппировать их ситуативно (пикник, Новый год и т.д.);
- Использовать свои маркетинговые инструменты: акционные баннеры, короткие видеоролики.
Приложение комплектовщика
Комплектовщик, как и курьер, пользуется специальным терминалом с установленным на него приложением. Когда появляется новый заказ, он получает push-сообщение, отправляет подтверждение и приступает к работе.
Чтобы не пришлось несколько раз обходить весь склад в поисках макарон той самой марки, система построит оптимальный маршрут сбора заказа. Все позиции в приложении отображаются в виде чек-листа. Взял товар — поставил галочку — отправился по маршруту дальше.
Когда сборка заказа подойдет к концу, курьер получит приглашение пройти к соответствующему окну. Заберет пакет и поспешит с ним к покупателю.
Курьерское приложение
Это основной рабочий инструмент курьера — мобильное приложение под систему android для телефона или специализированных банковских терминалов (АРМ).
С его помощью курьер:
- Принимает заказ к доставке;
- Доставляет его до покупателя (следует построенному маршруту);
- Принимает оплату и выдает чек, если был выбран такой способ оплаты;
- Может на месте оформить частичную отмену и возврат заказа.
Система по геоданным терминала определяет эффективность маршрута курьера, рассчитывает примерное время доставки и формирует аналитику по каждому курьеру. На ее основе строится рейтинг.
Административная панель / CRM-система
Это центр управления полетами — агрегатор информации о функционировании всех бизнес-процессов.
Клиенты
Здесь хранятся карточки клиентов с историей заказов, доступными бонусами и пр.
Курьеры
Администратор заводит в систему новых курьеров, следит за общей и персональной статистикой эффективности. Можно даже отслеживать перемещения всех курьеров на карте — прямо как на Flightradar.
Продажи
Все доступные данные обрабатываются и на их основе строятся дашборды — интерактивные таблицы, которые обновляются в реальном времени. Управляющий системой всегда знает, сколько было сделано заказов в определенный промежуток времени, какой по ним средний чек. какое время дня или день недели был пиковым по нагрузкам, какие товары пользуются наибольшей любовью.
Управление веб-версией сайта и клиентским приложением
В админке задаются и редактируются категории, назначаются новинки и акционные предложения, загружаются баннеры и рекламные блоки.
Почему Bodro.food лучше, чем кодинг с нуля
Во-первых, мы спроектировали архитектуру приложений, разработали и проверили продукт в бою.
Bodro.food — это продуманный набор функциональных блоков, которые синхронизированы друг с другом и работают четко, как часы.
Во-вторых, это быстро.
Даже с учетом глубокой кастомизации и особенностей бизнес-процессов заказчика развернуть сервис получится достаточно быстро — всего за 4 месяца.
В-третьих, у системы неограниченные возможности развития.
Продукт масштабируемый за счет выбранного технологического стека. Для бэкэнда используем Node.js с построением микросервисной архитектуры, для фронта — React.js. АРМ курьера и комплектовщика написан на React Native. Если у заказчика появится потребность расширения функционала, это получится реализовать относительно просто.
Что дальше?
Мы продолжаем развивать систему и дополнять ее новыми функциями. Прямо сейчас мы оптимизируем производительность курьерского приложения, работаем над более точным построением маршрутов и полигонов, улучшаем систему выбора курьера, обновляем дизайн. Также расширяем функционал CRM системы — например, внедрили блок «Аналитика».
Если вас заинтересовал Bodro.food, напишите мне на почту [email protected] / в телеграм @maximkravec или прямо тут в комментариях — организуем показ демо-версии.
Буду рад ответить на вопросы. Пишите, если у вас появились мысли и идеи — мы всегда рады новым знакомствам и нам важно услышать обратную связь.
А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?
Проект с названием "Спиздили"!
Хорошее кино!
Любая компания, которая занимается заказной разработкой, набирается опыта в решении задач определенного типа. Именно поэтому клиент охотнее выбирает исполнителей, у которых в портфолио уже есть аналогичные кейсы. Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса. Здесь не идет речь о том, что мы взяли сервис клиента и клонировали его) Это в принципе невозможно, слишком много индивидуальных особенностей у каждого бизнеса.
Прихожу я на заводы фоксконн с уникальным продуктом, проанализировав рынок, составив концепцию и продумав будущее продукта.
Foxconn его выпускают под своим именем со своими ресурсами и говорят "Просто мы пошли дальше и использовали свои знания, опыт и экспертизу, чтобы оптимизировать и максимально ускорить запуск этого бизнес-процесса."
С вашей точки зрения, это правильный подход.
Аналогии с Foxconn на первый взгляд очень хороши, но в конкретно этом случае попросту неуместны, при ближайшем рассмотрении.
И чем же? Вы заплатили за идею? Выкупили бизнес? Разработали свое с 0 в другой нише? Нет, в том же США, в любой такой разработке требовали бы соглашение о не конкуренции.
Такие требования как раз и возникают из-за тех, кто ворует/копирует чужой продукт и делает всё, чтоб запустить его раньше.
К тому же, вы показали "если компания обращается к нам за разработкой продукта, она должна быть готова, что мы можем украсть их идею, бизнес план и всё остальное с целью запуска конкурента на опережение".
Вероятно вы не до конца понимаете специфику заказной разработки и прогресса в целом. По вашей логике человек который занимал пост инженера в bmw не имеет права перейти в корейскую компанию kia и применить свой опыт и знания там. Его участь скончаться в bmw. Похожие сервисы и решения мы производили до этого кейса, производили во время этого кейса и производим после. Именно за нашей экспертизой к нам обращаются. Бодрофуд это результат консолидации наработанной экспертизы. Развитие концепции по доставке товаров на дом.
По моей логике, сотрудник БМВ может пойти и работать. Но, если этот инженер забрал с собой наработки компании/исходники и на их основе создал продукт у конкурента, то он получает срок/сотни миллионов штрафа.
https://www.drive.ru/news/591d64b5ec05c4f73100002f.html
Ну и пример разглашения и использования конфиденциальной информации.
https://vc.ru/social/21705-lucky-500mln
В США, многие крупные компании подписывают с сотрудниками NCA
В иске, поданном Amazon против Брайана Холла (Brian Hall), бывшего вице-президента Amazon Web Services по маркетингу продуктов, утверждается, что его новая роль в Google Cloud нарушает условия его неконкурентного соглашения с компанией из Сиэтла и создаёт угрозу раскрытия ценной информации одному из её величайших соперников.Вы же, публично рассказываете, что сделали платформу на кейсе клиента.
Мне кажется, наш кейс больше похож на следующий:
Верховный суд США встал на сторону компании Google в ее судебном разбирательстве с компанией Oracle, которое продолжалось почти 10 лет. Oracle пыталась доказать, что при создании ОС Андроид Google частично использовал код, написанный Oracle. Google доказывал, что это “распространенная в сфере программирования практика”, и использованный код не подлежит защите об авторских правах, поскольку является функциональным. Иск Oracle к Google оценивался в более чем $8 млрд.
Вы сами верите в то что пишите? "Кража идей, бизнес-плана с целью запуска конкурента на опережение". Зачем вы нам продаете эту идею? Она нам не близка.
Пожалуйста, давайте без конспирологии и заговоров.
Отвечая на вопрос: "А как клиент посмотрел на то что вы запустили платформу по сути на базе его сервиса?". На базе его сервиса ничего не запускалось. Мы сделали custdev, проанализировали конкурентов, выбрали стек и реализовали проект заново за счет собственных средств. Если мы ранее выполняли проект из какой-то отрасли, то разве не можем создать что-то свое? Я предлагаю вам при смене работы не заниматься продуктами, которые ранее вы разрабатывали в другой компании, чтобы не повторить какие-то паттерны и "грабли".
Концепция доставки продуктов не уникальна и любое MVP, будет чьей-то базой, потому что принципиального нового вы не придумаете. Общедоступные библиотеки, готовые компоненты, UI Kit и набор функциональных must have фич. По-моему ценность бизнеса не в этом, потому как все очень легко воспроизводится, а вот каким образом это будет эксплуатироваться и каким будет сервис, вопрос другой. Наличие трактора не делает вас фермером. Тем более успешным.
Вы же говорите не о лендинге за 10т, в котором нет никаких принципиально новых идей и фич, а о большой системе, которая пилилась около года. И одно дело - реюзать какие-то открытые библиотеки и паттерны, а другое дело - набить шишки, запилить mvp, проверить гипотезу на клиентском проекте и потом выкатить платформу для всех конкурентов и пиарить ее на vc на основе этого кейса. Мне кажется, это как минимум не совсем этично.
Мы аутсорс-продакшн с веб-инженерным подходом к разработке. Занимаемся аутстаффингом ИТ-специалистов, а также изобретением, аналитикой, разработкой и тестированием корпоративных систем и бизнес-приложений для ИТ-холдингов, ритейлеров и FMCG-производителей. Тут вы перегнули ИМХО
почему?
Потому что нужно быть проще, Папка.
есть примеры?
Например, потому, что аутстаффинг с 16 года как бы запрещен
можно подробнее, интересно стало
Как одной фразой показать, что никогда не работал с тендерами на нормальные суммы :)
Шикарный кейс!
А что именно понравилось для столь высокой оценки?
"Всем привет! Меня зовут Максим Кравец, я основатель компании Holyweb (экс-Exitiv)."
Кстати, отстойное название выбрали, такой конкурс был, а выбрали.... по интереснее были варианты. Можно на следующий год новый конкурс делать по названию.
Статья интересная. Плюс ставлю.
Какой из вариантов нейминга вам понравился больше всего ?
хабр эффект или оно так работает?)
К сожалению это ошибка передачи информации. Bodro.foood - это название продукта, но не доменное имя )
Всё по существу
Спасибо, приятно слышать.
Молодцы красавы
Я бы не пошёл к Вам за разработкой и другим советовать не буду. А то идею придумаю на миллион, а Вы сначала мне сдадите разработку, а потом ещё SaaS решение на этой базу выпустить немного доработав и получу я себе много конкурентов.
А Вы мне скажите, что не украли идею, а слегкая ее доработали😂
Приложение которое у вас есть не работает, не у меня не у ваших юзеров, отзывы все плохие кроме заказных, а меня минусуют только ваши же типы) потому что никому больше коментить вас не охота)
Простите, но приложение нами не поддерживается, поэтому мы не можем отвечать за его эксплуатацию и результаты на дистанции. Но если клиент того пожелает, мы с удовольствием поможем.
Комментарий удален модератором
Всегда не понимал людей, которые пишут отзывы к приложению не о приложении.
Комментарий удален модератором
Вы не ошиблись дверью?)
Это ппц.
Большая компания пришла к каким-то программистам, переплатила кучу денег за эксперименты чтобы получить продукт, который давал ей (той компании) огромное конкурентное преимущество на ее рынке.
В результате программисты - слили ее конкурентное преимущество, всем ее конкурентам.
Это ППЦ как непорядочно и не честно.
Пожалуйста, прочитайте комменты выше. Речь не идет о том, что мы взяли код клиента, скопировали его и продаем другим компаниям. Это просто невозможно: у каждого бизнеса своя специфика, поэтому мы в любом случае кастомизируем платформу. Простой пример: нештатная интеграция с 1С, уникальные функции в CRM, подключение определенной платежной системы. Если вы думаете, что можно сделать Ctrl+c и Ctrl+v и все заработает, к сожалению, вы не представляете, как устроена разработка ИТ-продукта.
Мы продаем свое решение, в которое вложили собственную экспертизу, опыт, свои результаты custdev, аналитику, свои финансы. Нечестно продавать свои умения, опыт и знания о том, как разработать хороший продукт? Тогда надо уничтожить весь рынок заказной разработки) Потому что именно за это клиенты и платят деньги.
Не обманывайте себя, нет никакой специфике в "доставке".
Это стандартизированная услуга, с понятными метриками.
Ваш первый заказчик "Инвестировал", в полном значении этого слова, брал на себя риски, переплачивал за эксперименты, как деньгами, так и временем. И более того - по своей глупости, отдал свою мегадорогую и секретную экспертизу.
Которую - вы за бесценок раздаете теперь всем его конкурентам.
mozilla (firefox) говорит, что ваш сайт "Deceptive site ahead"
Это первая статья на VC, которой поставил минус.
Точнее, не статье, а директору той компании, передайте ему пожалуйста.
Спасибо за ваше мнение. Надеюсь, у меня получилось объяснить разницу между сливом конкурентного преимущества и разработкой своего продукта на основе личной экспертизы.
молодцы я бы ваш продукт рекомендовал
Дабы закрыть ветку, наша позиция по данному кейсу четко отображена в следующем решении:
"Верховный суд США встал на сторону компании Google в ее судебном разбирательстве с компанией Oracle, которое продолжалось почти 10 лет. Oracle пыталась доказать, что при создании ОС Андроид Google частично использовал код, написанный Oracle. Google доказывал, что это “распространенная в сфере программирования практика”, и использованный код не подлежит защите об авторских правах, поскольку является функциональным. Иск Oracle к Google оценивался в более чем $8 млрд."