Itorum MR: проект, который повышает эффективность систем технического обслуживания и ремонта оборудования
О том, как с помощью AR-очков наша компания Itorum MR помогает клиентам удаленно ремонтировать оборудование, обучать персонал и экономить до 16 миллионов рублей в год.
Наши специалисты больше 10 лет занимаются разработкой технической документации и примерно 3 года назад стали глубже изучать проблемы клиентов. Костяк команды прежде работал в военном НИИ, где изучал лучшие мировые практики в вопросе технического обслуживания оборудования, а затем сконцентрировался на разработке хорошей качественной документации к изделиям. Вскоре мы поняли, что произвести качественное изделие и сделать хорошую документацию к нему недостаточно. По статистике до 80% отказов техники происходит из-за ошибок персонала, и, чтобы она работала хорошо, необходимо снизить воздействие человеческого фактора. Мы решили обратиться к новым технологиям и попробовать решить эту проблему.
У нас уже был большой опыт работы с конструкторскими 3D моделями и попытки использования VR и AR технологий при разработке документации, однако, всё это было достаточно трудоемко в плане создания контента. В итоге сосредоточились на разработке собственной облачной платформы, состоящей из трёх функциональных модулей: «Удалённый эксперт», «Технологические карты» и «Инспектор», которые работают с помощью очков дополненной реальности.
Как это работает
Каждый модуль представляет собой готовое решение, которое позволяет справляться с однотипными проблемами.
«Удалённый эксперт» используется, когда оборудование выходит из строя, а возможности обслужить его нет. Например, у работника нет нужных компетенций, а специалист, который может ему помочь, находится в другом городе или стране. Этот модуль стал особенно популярен во время карантина, и его стали заказывать не только компании, которые используют оборудование, но и те, которые его производят. Они поставляют его в комплекте с нашим решением, чтобы помогать пользователям быстрее решатьпроблемы с оборудованием и контролировать его правильную эксплуатацию на протяжении гарантийного периода.
Работает это так: техник в городе N, где стоит вышедшее из строя оборудование, надевает AR-очки и подключается через наше приложение к эксперту в городе Z. Эксперт видит то же, что и техник, и консультирует его по возникшим вопросам, а также выводит на очки визуальные подсказки, схемы, чертежи. Такая схема работы помогает либо диагностировать причину неисправности, либо решить проблему здесь и сейчас, например, настроить оборудование.
Модуль «Технологические карты» решает три проблемы: автоматизирует процесс обучения персонала, замеряет производительность труда и пошагово фиксирует каждый этап выполнения работ.
Работает это так: специалист надевает очки, видит заранее загруженный список задач, разбитый на шаги, и начинает выполнение. До того, как приступить к работам, специалист может посмотреть обучающие видео по каждому шагу. В ходе выполнения работ очки фиксируют видео и время выполнения каждого этапа.
С помощью этого модуля один из наших клиентов, крупная компания из горно-добывающей отрасли, сократила трудозатраты в 2 раза и начала экономить до 16 миллионов рублей за год при выполнении технического обслуживания и ремонта техники.
Модуль «Инспектор» упрощает процесс проверки оборудования, проведения контрольных проверок качества продукции, а также выполнения различных чек-листов, и по их результатам формирует отчёты. Работает это так: техник надевает очки с загруженным списком инспекций, начинает проверку, и, выполняя каждый шаг инспекции, имеет возможность сделать фото или видео для фиксации выполнения каждого шага и оставить голосовой комментарий, который в итоговом отчете преобразуется в текст. После окончания инспекции система в течение 5 минут автоматически формирует отчет о проведенной инспекции. При этом форму итогового отчета можно настроить индивидуально под каждого пользователя.
Что нас тормозило
Мы изначально знали, что будем работать с промышленными компаниями и сразу же замахнулись на гигантов рынка. Для маленького проекта это очень амбициозно, но, имея в копилке опыт работы, например, с «Газпромом», развиваться и завоевывать рынок дальше гораздо легче.
Проблема сотрудничества с большими корпорациями в том, что цикл заключения сделки с ними длится очень долго: от 6 до 12 месяцев. Сотрудники в таких компаниях часто очень заняты и даже согласовать дату и время встречи — вопрос нескольких дней, а то и недель. Такая же ситуация с согласованием всех документов и договора — бумаги проходили несколько кругов бюрократического ада, прежде чем попадали на подпись к нужному человеку.
Что-то сделать с этим почти невозможно, поэтому оставалось только ждать. На этом этапе важно не сдаться и продолжать быть настойчивыми.
Это был сложный, но очень важный период в нашем развитии. Сейчас мы научились планировать реальные сроки поступления платежей от клиентов. Но в начале для нас был большой неожиданностью тот факт, что сроки поступления денег могут растягиваться на 2-3 месяца и на протяжении этого времени нам, маленькому проекту, нужно было искать возможности для привлечения дополнительного финансирования.
Какому бизнесу помогают наши решения
С самого начала мы ориентировались на крупные производственные организации, изучали их потребности и разработали продукт, который помогает сделать их работу проще и эффективнее. Чем бы ни занималась компания, производством медицинских препаратов, молочной продукции или добычей полезных ископаемых, принцип везде один: «железо» ломается, и его нужно регулярно обслуживать.
За три года наш проект помог компаниям «ГазпромНефть», Enel , «Полюс Золото», «НИПИгаз», Nestle, Danone, Philip Morris и другим. Если говорить о сферах, то это добыча нефти, газа и полезных ископаемых, машиностроение, авиация, сервисные компании, энергетическая отрасль, пищевая химическая промышленность.
Мы работаем с клиентами по годовой подписке, и за это время отказов от её продления у нас практически не было. Причина такой ситуации в том, что мы решаем проблему за 5-7 дней и делаем это технологично. До работы с нами большинство компаний применяли советские методы: использовали секундомер для оценки эффективности рабочего времени, а для обучения персонала – «сухие» инструкции. Насколько нам известно, в России мы стали одними из первых, кто применил AR-технологии в промышленности. На зарубежном рынке есть несколько компаний, которые работают в этом же направлении, но на российском рынке они не особо популярны.
Чем мы занимаемся сейчас и что планируем дальше
Сейчас мы заняты расширением функционала модулей. Работаем над возможностью организации конференц-связи в «Удалённом эксперте», чтобы сразу три специалиста могли решать проблему одновременно, делаем адаптацию «Технологических карт» и дорабатываем блок проверок в «Инспекторе».
Расширять линейку не планируем, но готовы доработать продукт под нужды клиента и развернуться в инфраструктуре заказчика. Если о глобальном, то продолжаем реализовывать проекты с крупными заказчиками, продаем облачные решения для МСП предприятий и изучаем европейский рынок с перспективой выхода на него в ближайшем будущем.
Мы гордимся своим продуктом и тем, что помогли целой отрасли сделать огромный и долгожданный шаг от «скиньте фотки поломки по WhatsApp» до современного и эффективного решения проблемы.