D-SIDE и Roblox - новые ниши в сфере онлайн мероприятий
Хочу поделиться своим опытом, как мы влетели в индустрию онлайн ивентов, создали уникальное предложение и какие выводы мы из этого сделали. Материал будет полезен тем, кто тоже столкнулся с вопросом перехода из оффлайна в онлайн и кому привычный формат вебинаров тоже кажется скучным.
Как говорится, в кризис многим приходится закрываться, однако, также открываются новые возможности. В одну из таких возможностей мы случайно попали.
Помню, как всё начиналось. Каждый день главная тема в новостях - коронавирус. Нельзя здороваться за руку, нельзя чихать, нельзя подходить ближе 1,5 м и тем более нельзя, чтобы в одном помещении собиралось много людей. Такая резкая смена привычного образа жизни была для многих шоком и все надеялись, что вот ещё пару недель и ограничения снимут.
Но ограничения продляли неделю за неделей. В итоге организаторы многих оффлайновых мероприятий, которые обычно проходили весной, были вынуждены оперативно искать способы перейти в онлайн. В том числе, видеоигровой конференции DevGAMM, с которой я работаю с 2017 года. Лекционную программу в виде трансляций и базовый нетворкинг взяла на себя платформа Pine Tool. Мне же досталась задача подумать, как можно организовать вечеринку в конце первого дня конференции.
Я тогда сразу решил, что к концу дня пользователи будут замучены сидением перед экраном, а значит им нужно предложить что-то бодрое, динамичное, с активным участием в процессе. Иначе говоря, окунуться в видеоигру. Я же 13 лет профессионально занимаюсь разработкой видеоигр.
В тот момент, в контексте локдауна, на слуху уже были истории про популярные игры:
- Школы и университеты переносили занятия в Minecraft. Однако, эта игра стоит $30. Просить пользователей об этой сумме или предлагать скачивать пиратскую версию - не вариант.
- В конце апреля в популярной игре Fortnite прошел концерт Astronomical певца Travis Scott. И все захотели так же. К тому же Fortnite можно установить бесплатно. Вот только игровой клиент весом более 80 Гб и требование к игровой видеокарте срезало большую часть аудитории. Этого уже достаточно, чтобы не переходить к следующему шагу, где, оказывается, нельзя просто так взять и встроить в игру свой ивент.
- Были и другие онлайн игры, где одни люди проводили встречи, а другие писали про них новости. World of Warcraft, EVE, GTA 5 Online, Read Dead Redemption 2 - все эти игры не только подходят для встреч, но также требуют денег, места на жестком диске, видеокарту и игровых навыков, чтобы найтись в игровом мире. То есть это решения, которые не всем подходит.
И тут из глубин памяти всплыла игра Roblox. Вернее даже не игра, а платформа для игр. Посмотрев повнимательней, я нашел в ней то, что искал:
- Бесплатная
- Игровой клиент весит считанные мегабайты
- Работает даже на стареньких ноутбуках без игровой видеокарты
- Сетевая часть готова и держит до 100 игроков в одной комнате и хоть миллион игроков во всей игре. В будущем разработчики планируют расширять эти ограничения.
- Легко вставлять свой контент.
- Также есть база готового контента.
Следующим шагом было продумывание локации для мероприятия. Поскольку в виртуальном пространстве можно всё, а в нашей реальности карантин закрыл нам дорогу к теплому морю, то выбор пал на создание тропического острова. Яхты, причал, пляж, дискотека, лес, пещеры и секретные места - вот это вот всё.
По итогам вечеринки мы чуть не сожгли весь остров, разломали лекционный зал, сбросили нескольких зазевавшихся со скалы, покатались на яхте, наделали кучу скриншотов и отлично пообщались во время этого дебоша. Так стало понятно, что такому формату быть. Понятно не только нам, но и представителям фестиваля Geek Picnic, которые дали нам следующий заказ.
Поиграть в игру может любой желающий пройдя по вот этой ссылке. Надо будет сначала завести себе аккаунт и скачать игровой клиент. Заранее предупрежу, что скорее всего вы будете страдать проходя капчу, где нужно крутить картинки. К сожалению, на нашей стороне мы ничего не можем сделать. Запасайтесь терпением.
В случае фестиваля мы развернулись в полноценную игру, где игрок в мире будущего летает по планетам, выполняет задания, а в конце истории возвращается на Землю и сажает на ней дерево, чтобы восстановить экологию планеты. Каждое посаженное дерево подписано именем посадившего и его видят все остальные игроки. Так постепенно игровая пустыня превращается в лес.
После этого на нас стали выходить рекламные агентства и мы каждый день обсуждали с ними новые проекты. Тут мы столкнулись с тем, что значит быть первыми на рынке. У нас не было варианта сказать “мы делаем как вот эти”. Поэтому чем дальше наши клиенты были от игровой индустрии и в целом айти, тем сложнее было донести, что же такое мы предлагаем. Лучше всего помогают персональные экскурсии по тем мирам, что мы уже делали для других ивентов.
Однако, не думайте, что всё так просто и сказочно. Да, в теории собирать игры под Roblox могут даже дети, чем они активно и занимаются. Но если вы хотите провести достаточно крупное и ответственное мероприятие, то вам стоит иметь в виду следующее:
- На рынке нет готовых разработчиков под Roblox. Нужно вкладываться в их обучение.
- Те, у кого есть любительский опыт разработки под Roblox, неохотно идут на контакт.
- 3D моделлеры будут издавать странные звуки во время импорта модели в Roblox.
- Бесплатные 3D модели могут оказаться с вредоносным кодом, который нужно уметь находить и лечить.
Таким образом, после нескольких мероприятий у нас сформировалась единственная в России команда профессиональной разработки под Roblox.
Скриншоты из прошедших мероприятий:
Вот только на этом мы не стали останавливаться и разработали собственную платформу для онлайн мероприятий - D-SIDE. Только так мы могли ответить на те запросы заказчиков, которые даже Roblox не мог удовлетворить:
- Убрать регистрацию аккаунта для каждого пользователя. Во-первых, человек идет от компании и у компании есть все необходимые персональные данные. Во-вторых, это игра на один вечер, пользователь не будет возвращаться и ходить на чужие корпоративы. В-третьих, у Roblox такая капча, защищающая от ботов, что не каждый взрослый человек её пройдет.
- Сделать приложение работающим целиком в браузере. Потому что устанавливать приложение для некоторых пользователей слишком сложная задача, а где-то политика безопасности компании вообще запрещает такие фокусы.
- Транслировать внутрь приложения видеотрансляции, в том числе видео лектора и его презентации. Потому что в Roblox так нельзя - там весь контент модерируется заранее, чтобы дети гарантированно не увидели то, что им видеть не полагается по возрасту.
- Создавать аватаров на основе фотографий пользователей, чтобы их лица в виртуальной реальности были максимально приближены к оригиналу. Узнаваемость персонажей важна для нетворкинга.
- Голосовая связь вроде как появится в Roblox рано или поздно, а также её можно легко продублировать звонком в Zoom или каналом в Discord, но гораздо лучше, когда всё работает нативно в самом приложении.
- Возможность самим оптимизировать сетевой код под специфику мероприятия. Мы ведь не игру делаем, поэтому можем применить кое какие трюки, чтобы снизить сетевую нагрузку.
- Не каждый заказчик готов проводить онлайн встречу топов компании в мультяшной стилистике Roblox. На своей платформе нам проще использовать собственную, более деловую стилистику персонажей и окружения.
Таким образом, у нас теперь на руках решения как для развлекательного контента, так и для серьезных конференций. На них можно собирать корпоративы, фестивали, онлайн представительства компаний, шоурумы и галерейные пространства с возможностью экскурсий, новогодние праздники для детей и взрослых, бизнес-игры. Теперь вот сидим, пилим текущие ивенты, обсуждаем сметы предстоящих. И будем рады новым знакомствам!
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
Всё началось с запроса от группы психологов, которые проводят тренинги по профессиональному выгоранию. Они хотели необычную визуализацию для своих корпоративных программ — что-то, что иронично показало бы офисную жизнь и проблемы выгорания.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.
Например, запретить только исходящие звонки и сообщения от компаний.
Отличная идея! В течение карантина я проводила много вебинаров в Зуме и проблема живого общения с аудиторией в онлайн формате мне очень близка. Многие люди стесняются включать камеру на вебинарах, а наличие виртуальных аватаров с лицами, максимально приближенными к реальности, сняло бы эти страхи. И нетворкинг после мероприятия - тоже очень важная составляющая, которая на распространенных платформах отсутствует. Желаю вашей команде успехов и с удовольствием воспользуюсь вашей платформой!
Благодарю за слова поддержки!
Хорошо бы потестить.
А в целом - нужен гостевой вход сразу с сайта, как в Virbella например.
Вы же очевидно и на нее смотрели?
Да, мы смотрели конкурентов. C Virbella познакомился во время мероприятия Laval Virtual, когда голову сломал в поисках ссылки на клиент. Вообще ребята молодцы - уже запаковали свой продукт и сдают в аренду по публичному прайсу. Мы пока ещё движемся к этой цели. И демо, доступное по одному клику, мы тоже выложим.