{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Эксперт: образование, медицина и медиа двигают индустрию смешанной реальности в России

Презентация конкурсного задания на Чемпионате творческих компетенций ArtMasters в номинации "Дизайнер смешанной реальности/программист виртуальных миров" Источник: Youtube-канал ArtMasters

О том, как применяются VR-технологии в искусстве, лечении фобий и профориентации, как цифровая реальность сократит углеродный след и могут ли компьютерные игры заменить фитнес, рассказал эксперт индустрии смешанной реальности XR (mixed reality), основатель компаний VR Sphera, VR Cast, главный эксперт компетенции «Дизайнер смешанной реальности/программист виртуальных миров» Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters Анатолий Горонеско.

— Анатолий, как Вы попали в индустрию смешанной реальности? Где этому можно научиться?

Анатолий Горонеско: Я всю жизнь занимался коммуникациями, удалось поработать на телевидении (Прим.ред.: Анатолий Горонеско был сотрудником Первого канала). Потом попал на Олимпиаду в Сочи в качестве руководителя объектов по телевидению в горном кластере – тогда во время подготовки Игр я впервые узнал, что можно создать полную фотопанораму 360° с помощью мобильного телефона. Как экспериментатора по жизни меня всегда интересовали какие-то новые форматы контента.

В 2015 году, во время работы на первых Европейских играх в Баку, мой коллега-британец Гэвин рассказал о возможности сделать видеосъемку на шесть камер GoPro, где каждая камера – грань куба, смотрящая в разные стороны. Эти записи в последствии можно было объединить в панорамную картинку. Я был настроен скептически, мне тогда показалось, что это очень трудоемко и получается ерунда. А уже в конце года я познакомился с Георгием Молодцовым (Прим. ред.: Георгий Молодцов – кинорежиссер, специалист в области VR) — его без преувеличения называют «патриархом» российского VR-движения. Георгий многим рассказал и показал, что такое VR в шлеме, и я был одним из них. С тех пор я стал интересоваться смешанной реальностью и сразу наткнулся на технологический барьер — все занимаются видеосъемкой, делают постпродакшн, на что уходят недели, иногда месяцы. А меня как телевизионщика всегда тянуло к realtime и прямым трансляциям. Прямые трансляции — это очень захватывающее явление, когда ты не знаешь, что сейчас будет, в этом главное отличие от кино — эффект присутствия и неожиданности.

Внедрение новых алгоритмов и разработка системы телеприсутствия в реальном времени в виртуальной реальности стало неотъемлемой частью моей жизни. Научиться этому было негде, я использовал разные источники информации, друзей, специализированные группы в Facebook, много англоязычной литературы, потому что в России не было полноценной базы знаний в этом направлении.

Сейчас ситуация меняется и ВУЗы начинают обращать внимание на важность компетенций, связанных со смешанной реальностью, как составной части профессий будущего. Также данное направление активно развивают компании, имеющие образовательные центры и возможность изучить вопрос глубже. Этим заняты корпорации первого эшелона, такие как: КРОК, Ланит, Сибур, Сбербанк, Газпром нефть и другие индустриальные лидеры. Они хотят иметь внутри компании образовательные подразделения, которые будут готовить специалистов. Потому что на данном этапе на рынке ощущается большой дефицит профессионалов, а высшее образование в России, к сожалению, пока не готовит таких специалистов. Остаются только платные курсы и возможность попасть в корпорацию, где можно научиться и пощупать передовое оборудование.

— Какие есть примеры интеграции смешанной реальности в жизнь обычного человека? Для какого бизнеса смешанная реальность может быть интересна?

На мой взгляд, востребованность удаленной работы, спрос на качественное новое образование, новые форматы телемедицины и потребления контента в медиа – это те направления, которые поведут отрасль смешанной реальности вперед под общим знаменем «колонизация цифровых миров».

Анатолий Горонеско, Главный эксперт компетенции «Дизайнер смешанной реальности/программист виртуальных миров» Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters

Мы подходим к точке невозврата, происходит исчерпание ресурсов реального мира нашей планеты. Нефти нам хватит на 50 лет, руды — на 100 лет, а что дальше? Американский бизнес говорит, что мы будем покорять Марс, хотя мне это представляется малореалистичным для обычного гражданина Земли.

Будущее я вижу за созданием цифрового двойника нашей планеты, где люди смогут строить виртуальные сообщества и «виртуальные государства» со своими правилами. Мы уходим в эпоху колонизации цифровых миров, поэтому я не могу назвать ни одной индустрии, где не были бы полезны навыки и решения, которые порождает индустрия смешанной реальности.

Очевидно, что флагманским направлением является область образования. Благодаря образовательным симуляциям можно дать человеку попробовать себя в различных ролях, детям — помочь с профориентацией, показать различные профессии через опыт виртуальной реальности, испытать себя в качестве пилота, пожарного или другого работника. Оказаться в этом месте виртуально. Взрослые смогут освоить новые профессии.

Второе по значимости направление — это киберспорт, игры и искусство. Сейчас на взлете новый феномен в области цифрового искусства как NFT- токены (Прим. ред.: Non-fungible tokens (NFT) – новый вид цифровых товаров), которые регистрируют права собственности на результаты цифрового труда. Области развлечения и медиа проходят цифровую трансформацию. Классическое телевидение, которое вещает в один конец, скорее всего уйдет в историю, куда ушли лошади, черно-белые телевизоры и паровозы — сейчас идет спрос на интерактивный контент. Потому что важно не только потреблять, но и быть соучастником, со-создателем и со-продюсером контента.

Пандемия явно высветила проблемы коммуникаций в реальном времени – 2d картинка в системах видеосвязи не может качественно заменить живое общение. А вот работа в виртуальных пространствах – это Next Big Thing. Все наше общество должно быть готово не выходя из дома, не видя друг друга и не находясь рядом, осуществлять кооперативную деятельность над проектами. Пандемия порождает спрос на сервисы присутствия в виртуальных рабочих пространствах.

Еще одно направление — это медицина, например, с помощью симулятора высоты можно лечить фобии. Однажды мы проводили интересный эксперимент: возле мужа и жены поставили камеры 360°, которые записывали их общение друг с другом, затем через VR-очки они смогли посмотреть на себя со стороны. Получилась терапия без слов и психолога, а ведь они просто посмотрели на себя от третьего лица. Им стало понятно, как они выглядят, звучат и артикулируют с позиции своей второй половинки.

— Как Вы стали экспертом ArtMasters?

Анатолий Горонеско: Я достаточно давно сотрудничал с организаторами по другим проектам и когда в прошлом году появилась задумка Чемпионата ArtMasters, я рассказал им, что наша компания VR Сast — технологический лидер в области телеприсутствия и мы давно занимаемся смешанной реальностью, это понравилось организаторам, и нас пригласили к сотрудничеству. Для меня это прежде всего возможность дать шанс ребятам из любого города России в честном состязательном формате получить новые связи, networking, финансовую помощь – это очень важно и, конечно же, я не сомневаясь откликнулся.

— Какими навыками и знаниями надо обладать конкурсанту для того, чтобы принять участие в чемпионате ArtMasters в компетенции «Дизайнер смешанной реальности / программист виртуальных миров»? Опишите портрет участника вашей компетенции.

Анатолий Горонеско: Могу высказать только свое субъективное мнение — буду рад увидеть разных людей, которые не побоятся попробовать свои силы в нашей компетенции. Есть некий усредненный портрет участника, кого бы я хотел увидеть в этом году — это человек, который готов думать свежо, не по шаблону, знает правила и знает, как их нарушать, ведь дизайн – это не копирование существующего, а создание новых форм и смыслов.

Мне хочется иметь дело с мастерами своего дела — сильными, смелыми, креативными, подкованными технически ребятами и девчонками. Они могут действовать автономно, им не нужно руководство, они готовы проявить себя, готовы бороться за результат несмотря ни на что.

Опыт прошлого года показал, что с каждым новым заданием чарт лидеров менялся. Мы как могли с экспертами выносили за скобки наши субъективные симпатии, подошли к оценкам очень сухо и объективно. Смена лидеров говорила о четкой продуманности и многогранности заданий, когда можно прощупать разные навыки людей, для того чтобы финалистом стал человек, который не только хорошо рисует, но и силен в программировании.

Победители цифровых компетенций Национального чемпионата ArtMasters в 2020 году. Источник: ArtMasters

— Что это за правила, которые нужно знать и которые нужно уметь нарушать?

Анатолий Горонеско: Правило золотого сечения, правило третей, композиции, смешения цветов. Возьмем, к примеру, почерк и каллиграфию. В первом классе школы дети пишут примерно одинаково, потому что они знают правила письма, а потом, когда они вырастают, у них появляется свой характерный почерк. Именно по аналогии с почерком хочется увидеть руку мастера, который не боится экспериментировать, смешивать определенные ингредиенты, знает композиционные и художественные правила, и готовый их нарушить, чтобы создать новый формат.

— Какой кейс из прошлого года или из тех заявок, что уже подали в этом году Вам больше всего запомнился?

Анатолий Горонеско: В этом году прием заявок еще идет (Прим.ред. Подать заявку на участие можно до 30 мая 2021 года): и мы еще не отсматривали портфолио.

В каждом участнике я старался разглядеть зерно, которое отличает его от всех остальных. И все ребята, вышедшие в финал, оказались очень достойными людьми с хорошими человеческими качествами. Несмотря на то, что они конкурировали, они поддерживали друг друга, не утаивали информацию. Самое важное то, что участники смогли создать команду. Наследие чемпионата — это чат, где можно консультироваться между собой, обогащать знания друг друга и делать новые совместные проекты.

Из прошлогодних участников мне запомнился Денис Гостев, занявший четвертое место. Он не смог получить приз, хотя я лично ему очень симпатизировал. Вероятно ему не хватило именно классических художественных навыков, скорее всего, он просто не посещал художественную школу, но действовал очень креативно! На финальном кейсе, он превзошел всех участников и за несколько часов фактически создал игру, - выбрав сложный путь работы в Unreal Engine (Прим. ред.: Unreal Engine —базовое программное обеспечение для создания компьютерной игры), когда все остальные работали с полуфабрикатами и заготовками в Unity (Прим.ред.: Unity — межплатформенная среда разработки компьютерных игр) — это сильно отличало его от всех. Он мне импонировал, но судили мы беспристрастно. Его погубили первые задания, к которым он подошел без должной аккуратности и проработки деталей. В финале он объективно показал очень сильную работу, хотя она не помогла ему стать победителем.

— То есть оценивается каждый этап?

Анатолий Горонеско: Конечно! Поэтому совет на этот год: не относитесь халатно к заданиям, даже если они вам кажутся тривиальными и простыми. Это не повод сделать их кое-как.

— Вы упомянули про чат для участников, он есть до сих пор? Ребята и сейчас могут между собой общаться?

Анатолий Горонеско: Безусловно могут. Наследие Чемпионата ArtMasters — это networking, возможность проявить себя, найти новых друзей и иметь возможность общаться, делая совместные проекты. Это не менее важно чем денежный приз.

— Есть ли какие-то определенные критерии, по которым отбирают победителя?

Анатолий Горонеско: Критерии отбора, конечно, есть. Оценивается техническая сложность реализации и креативная составляющая. Проект может быть бесконечно сложным, но некрасивым. Поэтому участникам нужно действовать в балансе между головой и сердцем. Нужно сделать и правильно и так, чтобы цепляло. В этом проявляется сплав креативности и технических навыков исполнения.

— Что победитель получает от ArtMaster помимо наследия?

Анатолий Горонеско: Это денежный приз: 500 000 рублей за первое место, 300 000 рублей за второе место и 150 000 рублей за третье. Эти деньги можно потратить на образование, профессиональное оборудование или реализацию своего проекта. Помимо этого, есть призовое оборудование для финалистов. Для ребят это и материальная мотивация и нематериальная — новые друзья, опыт, стажировки.

— Какие дальнейшие перспективы у финалиста компетенции «Дизайнер смешанной реальности / программист виртуальных миров»?

Анатолий Горонеско: На участников ArtMaster обратят внимание такие топовые компании, как Первый канал, Mail.ru, Яндекс, партнеры Чемпионата. В любом случае, если они приехали в Москву из какого-то далекого города нашей страны, по возвращению они будут чувствовать себя более уверенными. Это поможет проявить себя не только на российской, но и на международной арене.

— В регионах есть спрос на таких специалистов?

Особенность индустрии смешанной реальности сейчас такова, что вы можете не знать, что ваш сосед, ничем не примечательный человек, на самом деле работает в международной компании и много зарабатывает в индустрии смешанной реальности, никак не заявляя о себе в России. Я надеюсь, что именно таких ребят мы найдем, и они захотят проявить себя в нашей стране.

Анатолий Горонеско, Главный эксперт компетенции «Дизайнер смешанной реальности/программист виртуальных миров» Национального открытого Чемпионата творческих компетенций ArtMasters

— Конкурсные работы участников имеют какое-то практическое применение?

Анатолий Горонеско: Я хочу сохранить интригу по поводу финала, единственное что я скажу: это будет задание из области WebXR.

В прошлом году мы делали аудиовизуальную инсталляцию на основе генеративных нейросетей. Ребятами был создан музыкальный инструмент-семплер в смешанной реальности на базе сенсора глубины — человек мог встать перед Kinect и телом, руками и ногами создать аудиовизуальную инсталляцию, которую запрограммировали участники, а генеративные нейросети создавали визуальные ряды. Если еще вчера на вечеринке вам нужен был диджей и танцоры, то сейчас их могут заменить перформеры, которые находясь один на один перед камерой могут в танце создавать аудиовизуальный контент.

— Вот это да!

Анатолий Горонеско: Да! Мы стремимся в финальных заданиях давать новое, что никто еще не делал до нас. Сделать что-то полезное, имеющее практическое применение и потенциал к развитию.

— Это ново для России или для всего мира?

Анатолий Горонеско: Сложно сказать. Абсолютно точно мы стараемся сделать что-нибудь новенькое для России. Объективно мы отстаем от мира по внедрению этих технологий. Мне сложно назвать причины. Наверное, с одной стороны это медленный темп развития нашей страны в области цифровизации, с другой стороны — сложность проникновения устройств виртуальной реальности на массовый российский рынок.

Например, у нас не представлена компания Facebook, и поэтому мы не видим на прилавках ритейлеров очки типа Oculus Quest. Нет устройств — соответственно нет спроса, нет рынка, нет контента, а на западе это все есть и направление VR получило гипер рывок благодаря пандемии. Закрытые по домам американцы покупали шлемы виртуальной реальности и начали проводить совещания и встречи в виртуальных пространствах, не выходя из дома организовывать кооперативную работу. Они начали использовать спортивные симуляторы для поддержания своей физической формы из-за того, что фитнес-клубы и бассейны были закрыты. У нас пока ничего подобного не произошло, но я очень надеюсь, что операторы связи обратят внимание на этот рынок и создадут его в России, это бы сильно продвинуло нас в будущее.

— Получается, что смешанная реальность — это альтернатива фитнесу?

Анатолий Горонеско: Ну конечно! Я в свое время проводил до 4 часов в сутки виртуальном шлеме, играл в спортивные игры и пришел в такую физическую форму, которую никогда не мог достичь путем велосипедного спорта, плавания и упражнений. Я просто стоял на месте и махал руками играя в Beat Saber (Прим. ред.: Beat Saber — музыкальная компьютерная игра с элементами виртуальной реальности).

— Участники Чемпионата ArtMasters создают нечто подобное?

Анатолий Горонеско: У нас есть множество заданий, в которых мы хотим познакомить участников с передовыми устройствами, чтобы они получили практический навык их применения. Каждое последующее задание будет показывать ребятам новые инструменты создания миров смешанной реальности.

— Если говорить об инструментах, то помимо знаний и навыков что нужно XR-специалисту? Какое оборудование?

Анатолий Горонеско: К большому сожалению, специалистам необходимо иметь достаточно мощное оборудование. Нужен хороший процессор и видеокарта. Такое оборудование стоит достаточно дорого, поэтому я возлагаю большие надежды на облачный рендеринг и возможность вынести вычисления в облако. Многие операторы сейчас этим занимаются, это будет еще одним фактором проникновение технологий на массовый рынок.

— ArtMasters — чемпионат, на котором важны как мастерство, так и знания. В рамках конкурса проводится этап, где проверяются теоретические знания. В вашей компетенции это тоже так? Вы проверяете теорию?

Анатолий Горонеско: Очень хороший вопрос. Чтобы быть специалистом в какой-либо области, неважно сантехник ты, программист или дизайнер, нужно знать материально-техническую базу и инструменты.

Нужно хорошо понимать, что такое Computer Science (Прим.ред.: Computer Science — информатика), что такое наука о вычислениях, как работают компьютеры, программы, рендеринг, как создаются формы, что такое растр, что такое 3D-модель. Базовые понятия безусловно нужно знать и понимать на глубоком уровне. Нужно иметь возможность диагностировать: а что не так, если что-то не работает? Может быть, в программе все хорошо, но из видеокарты идет дым или наоборот. Вот поэтому нужно иметь широкие знания по разным дисциплинам.

— Что еще важно знать участнику Чемпионата ArtMasters?

Анатолий Горонеско: Участникам стоит уделить внимание своему портфолио. То, что вы сделали, скажет о вас гораздо больше, чем любые дипломы. Всем известно, что компании вроде Google и Apple принимают на работу людей без высшего образования и дипломов, если они могут показать traction (Прим.ред.: Оценка того, как команда стартапа реализовала проект ) — некий путь, который они прошли, чем были заняты, чего добились и сделали, в каких проектах участвовали.

Наша компетенция «Дизайнер смешанной реальности/программист виртуальных миров» важна для сохранения вида «человек разумный» на планете Земля. Если мы не уберем какую-то часть населения, чтобы они развлекались в смешанной реальности — мы разрушим нашу планету. Человечеству пора отправиться в глубь исследования самих себя и себе подобных в ничем не ограниченный мир грез. Потому что, когда вы оказываетесь в виртуальной комнате, вы можете работать со светом, создавать любые формы, любые правила гравитации или ее отсутствие. Если мы будем открывать свои миры и приглашать в них других, ходить друг к другу в гости виртуально, то тем самым сократим отходы, углеродный след и придем к устойчивому развитию. Самое важное в профессии — ближайшее будущее. Поэтому надо развивать свое сознание, интересоваться технологиями, не бояться пробовать и продвигать идею, делиться замыслами, создавать сообщество единомышленников.

— Опыт, указанный в портфолио, учитывается экспертами ArtMasters?

Анатолий Горонеско: Конечно, портфолио и опыт – это главное для нас. Надо не бояться рассказать и свой негативный опыт.

Как-то раз я наткнулся на факап-шоу в портфолио – это история неудач. Даже если человек покажет что-то, что у него не получилось, но за что он взялся, это тоже будет большой плюс. Если он узнал какой-то способ, который не работает – это же обалденный опыт.

— Как опытный профессионал в сфере смешанной реальности, что бы Вы посоветовали начинающим специалистам?

Анатолий Горонеско: Никогда ничего и никого не бояться. Пробовать. Как мы знаем, Эдисон нашел 10 000 способов, которые не работают, прежде чем он создал лампочку. Над ним все смеялись, но он не останавливался и продолжал пробовать. Поэтому совет один – пробуйте! Делайте как можно больше, ошибайтесь, складывайте опыт в копилку. Не повторяйте промахи, доходите до собственных граней, скользите по ним, но не пересекайте. И это мой самый главный совет новичкам: никогда не останавливайтесь!

— Вы тоже ему следуете?

Анатолий Горонеско: Да. Это мое собственное кредо. Если упал, то встань и иди.

— Это можно посоветовать каждому. Не только специалисту смешанной реальности.

Анатолий Горонеско: Я считаю, что внутреннее настроение и то, как человек осуществляет гигиену своего разума очень сильно помогает ему достигать высот в любой профессии.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда