Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

Всем привет! На связи рекламное агентство Зекслер. Сегодня у нас мега новость – мы запускаем собственный исследовательский проект ZEXLAB, который создан для проведения и публикации наших исследований в интернет сегменте на разные тематики.

Более 10 лет занимаемся комплексным маркетингом и теперь хотим изучить не только локальные задачи компаний, но и рынка в целом – разобраться с фундаментальными первопричинами, и понять, что ещё нужно делать, чтобы всё было ТАК КАК ХОРОШО.

Все цифры и диаграммы сопровождаются трактованием результатов и рекомендациями к действию. Это может помочь принимать более взвешенные и правильные решения касательно маркетинговых, репутационных, PR и в целом бизнес стратегий.

Все инсайты по результатам исследований будут в общем доступе на сайте Zexlab.ru.

Исследование негативных отзывов о работодателях – первый пошёл

Евгения Лю-Ти-Фу
Руководитель отдела репутации Zexler

Первое исследование провели по наболевшей теме: негативные отзывы о работодателе.

Выбор обусловлен двумя причинами:

  • О дефиците кадров не просто говорят, а кричат уже не первый год. Об этой проблеме не знает только глухой или ленивый. С каждым годом кадровый кризис кратно масштабируется, но никак не решается.
Количество упоминаний "кадрового кризиса" на 17.12.2023
Количество упоминаний "кадрового кризиса" на 17.12.2023
Количество упоминаний "кадрового голода" на 17.12.2023
Количество упоминаний "кадрового голода" на 17.12.2023
  • Уже несколько лет наблюдаем рост обращения компаний с запросами на построение HR-бренда и управление HR-репутацией. Каждое второе обращение на управление репутацией приходит именно по теме репутации работодателя.

В связи с этим мы решили выбрать именно эту тематику. Важно, что задача исследования – не изучить ситуацию конкретного работодателя, а посмотреть на рынок глобально и понять, кто и почему оставляет негативные отзывы о работодателе, что мотивирует сотрудников на такой шаг, как работодателям бороться с репутационными рисками до того, как они повлияют на процесс комплектации штата.

Источник информации

Для сбора статистики использовали не классический опрос, а открытую информацию – отзывы потенциальных, действующих и бывших сотрудников на HR-сайтах. Этот доступный и ёмкий пласт информации. Для исследования мы использовали только негативные отзывы. Причина проста – если по положительным моментам всегда есть вопросы (как уже говорили выше, компании все чаще берут под контроль HR-репутацию в интернете), то по негативным вероятность, что озвученная в отзывах информация – это опыт реального человека, достаточно высока.

Это пример только одного запроса, цель которого – разместить отзыв о работодателе.
Это пример только одного запроса, цель которого – разместить отзыв о работодателе.

Благодаря такому подходу для аналитики мы смогли использовать выборку в 23 типах бизнеса с указанием 25 видов проблем. Проблемы выбирали уже во время анализа собранных сообщений. После определения основных проблем, указанных в отзывах, разделили их на 6 классов. В результате ответили на 8 вопросов, определяющих проблематику направления. В этой статье идёт речь о трёх из них. Более подробно изучить результаты и рекомендации, наглядно посмотреть на показатели, а также скачать файлы с данными можно тут.

Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

Инсайты по результатам исследования

Кто рушит репутацию работодателя

После того как все отзывы о работодателях были собраны, мы их рассортировали по типу авторов: соискатели, текущие и бывшие сотрудники.

Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

Треть негативов приходится на людей которые даже не работали в компании – всего несколько часов взаимодействия с представителем компании становятся причиной негатива. В связи с этим, на HR отдел ложится большая ответственность, именно от того, какое впечатление они произведут на соискателя зависит ⅓ репутации компании. Только вдумайтесь – каждый третий негативный отзыв с рейтингом 1 звезда (для нивелирования которого нужно 4 отзыва с рейтингом 5 звезд) пишет соискатель после собеседования.

Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

Из хороших новостей – 2 отзыва из 5 – от текущих сотрудников, с которыми можно и нужно работать. И что самое главное, их не надо искать и договариваться с ними о встрече, достаточно просто подойти в рабочее время и поговорить.

Что делать, чтобы избежать негативов

Самый лучший способ решить проблему – это избежать её. Чтобы избежать негативов в адрес работодателя, необходимо регулярно проводить аудит удовлетворенности сотрудников и соискателей.

Шаг 1 – опрос/анкетирование/интервью (на выбор):

  • Соискатели – не позднее, чем через неделю после собеседования);
  • Текущие сотрудники – раз в месяц;
  • Увольняющиеся сотрудники – пока оформляется увольнение.

Шаг 2 – сегментация опрошенных по степени удовлетворенности:

  • Положительное впечатление;
  • Умеренно негативное;
  • Негативное.

Шаг 3 – изучение проблем, указанных опрошенными. В случае выявления системных проблем – их изучение и устранение первопричин.

С целью контроля качества проведенного среза удовлетворенности и работы с неудовлетворенными сотрудниками, подключить мониторинг HR-репутации, чтобы отслеживать появление неотработанного негатива в открытом доступе.

На какие проблемы чаще всего жалуются сотрудники

На первый взгляд чаще всего упоминается проблема низкой заработной платы – в 15,91% случаях. Однако если классифицировать негативы, то получается совсем другая картина. Вопросы, связанные с взаимоотношениями в коллективе, упоминаются в 26,24% случаев. Вопросы, касающиеся денег, в 20,38%.

Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

Другими словами, если человеку предложить выбор между высокой зарплатой с нечеловеческими отношениями внутри компании и зарплатой пониже с теплым коллективом, в большинстве случаев выбор будет в пользу второго варианта.

Что это значит для работодателя? Негатив по поводу низкой заработной платы можно и нужно нивелировать комфортными условиями труда. И, прежде всего, необходимо начинать именно с отношений в коллективе, так как они упоминаются в негативном ключе в 13,97% случаев. Причем достаточно одного токсичного сотрудника, чтобы испортить впечатление о всей компании.

Сомневаетесь? Тогда вам будет интересно почитать книгу Роберта Саттона и его «Не работайте с м**ками». Кстати после прочтения книги, становится предельно понятно, как дорого компаниям обходятся токсичные сотрудники. Кто читал? Что об этом думаете? Делитесь в комментариях :)

Как поднять уровень счастья сотрудников, не повышая зарплату

Тут два этапа. Первый – это своевременное выявление конфликтных ситуаций. В качестве инструмента используется опрос сотрудников. Схема и технология схожи с аудитом удовлетворенности, описанным выше. Регулярность такого опроса – не реже одного раза в 1 квартал. По результатам опроса, в случае выявления системных проблем, необходимо в них разобраться и запускать работу по корректировке отношений в коллективе.

Второй этап – это Team Building, причем системный (от малого к общему) и регулярный. А именно, организация и проведение неформальных мероприятий за счет компании внутри отделов, подразделений и компании в целом. При этом важно анализировать результаты таких мероприятий. Для этого начальники отделов должны предоставлять отчеты о проведенных мероприятиях и их результатах сотрудникам HR отдела.

Комплекс перечисленных работ позволяет установить связи между сотрудниками как внутри подразделений, так и внутри всей компании. В результате не только повышается уровень удовлетворенности работодателем, но и улучшается взаимопонимание в компании. А это напрямую влияет на результат.

Лидеры по количеству негатива в открытом доступе

30,23% негативных отзывов приходятся на сотрудников торговых компаний. Это только подтвердило факт, что это самый многочисленный по количеству занятых в нём сотрудников сегмент. Поэтому, относиться к этому показателю, как к сигналу о том, что в торговле всё плохо, не стоит.

Большое исследование негативных отзывов о работодателях: кто и как портит репутацию компаний?

А вот вторым по численности негативных отзывов оказалась промышленность – 18,48%. Тут всё иначе. Численность специалистов, задействованных в этом секторе, в разы меньше, и такой перекос в секторе, при учёте уровня кадрового дефицита – это тревожный знак для производителей.

По данным Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП) в июле 42% руководителей предприятий пожаловались на дефицит кадров.

При этом объём негативов в секторе энергетических систем составил всего 0,16%. Это самый редко упоминаемый сектор в нашей выборке.

Вместо заключения

Это только первое исследование в рамках нашего проекта, но результаты получились действительно интересными. Будем изучать и другие темы и делиться результатами с вами.

Спасибо, что дочитали статью, делитесь своим мнением в комментариях. А ещё, подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где мы ежедневно публикуем полезные материалы по маркетингу, продвижению, разработке и немного веселимся:)

2424
174 комментария

Комментарий недоступен

12
Ответить

Согласитесь, так тоже надо уметь, а что за сектор в котором такой сегмент?

1
Ответить

Неужели я один знаю, что все плохие отзывы про работодателей России снимает блогер ASSA на своём канале "Все работы хороши" ?
https://www.youtube.com/watch?v=38QyKBliDSQ

1
Ответить

Миллион раз сказано, не надо читать положительные отзывы. Нету мотивации у сотрудников после сложного дня искать нужный сайт и писать туда положительный отзыва о компании.

Ответить

Для соискателей нужно смотреть всё и лучше искать прямые контакты внутри.

Мы смотрим со стороны работодателя, и там в среднем конь не валялся. Причём начиная с этапа собеседования.

Ответить

Про отзывы от неработающих сотрудников забавно)) Как обычно – я ещё тут ничего не знаю, не работал, но так фигово собеседование прошло, что ставлю 1 звезду))

4
Ответить

Раз не пожалел времени на строчильню отзыва, значит реально фигово прошло)
А может просто отказали)

3
Ответить