{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Родители и дети в современном футболе

Здравствуйте, Олег Владиславович! Как вы выстраивайте отношения с родителями детей воспитанников?

Здравствуйте! Такое ощущение, что от вас и не уходил. Вы мне там место на Матч ТВ ещё не приготовили ещё? Ну а если перейти на более серьёзный лад, то все наверное уже знают, что я очень требовательный. Если мы с родителями хотим добиться какого-то прогресса у ребят, то нужно способствовать этому.

В любом учебном заведении где бы я не находился, будь то Академия, или ДЮСШ, требования у меня для всех одни. На первом месте как вы уже знаете у меня стоит дисциплина.

С родителями я провожу достаточно много времени, это бывают как общие собрания, так и индивидуальные беседы. Все зависит о целей того или иного разговора.

Сами понимаете в наш информационный век все родители сейчас считают себя компетентными, но порой результаты их самодеятельности приводят к противоположным ожиданиям. В связи с этим я постоянно контактирую с родителями, чтобы они через чур не лезли в нашу внутреннюю кухню. Родители не должны разглядывать каждый шаг ребенка под лупой. Они должны получать искреннее удовольствие за своего ребенка, за команду, должна быть поддержка. Я тут выступаю в качестве огромной прозрачной стены, не даю опрометчиво переусердствовать тем или другим.

Просите ли вы родителей приходить на тренировки и наблюдать за процессом?

Я отвечу вам следующим образом. Как показывает практика, родители сами рвутся на тренировку. Я против этого, раз в 2-3 месяца я делаю открытые тренировки для того, чтобы все желающие могли понаблюдать за процессом. Я считаю это вполне достаточным. Если постоянно приглашать родителей, или давать им возможность безгранично посещать тренировки, то дети попросту отвлекаются на своих родителей. Если использовать такие методы на тренировках, то мы попросту будем стоять на месте, что непозволительно.

Команда эта как маленькая семья, там есть свои секреты, свои внутренние приколы, если так можно выразиться. Никто не должен вмешиваться в этот тщательно отстроенный механизм. То что происходит в команде, должно оставаться в команде.

Олег Владиславович, используете ли вы такую меру как дополнительную мотивацию для того, или иного воспитанника?

Дополнительная мотивация для моих воспитанников – это разговор со мной. Я даю им конкретные задачи, ставлю ясные цели. С каждой тренировкой они должны становиться лучше, и когда они чувствуют это, то понимают, что это и есть самая лучшая мотивация.

Самое главное – отдача в работе. Каждый день становится новым вызовом. И каким бы талантливым ты ни был, без дисциплины это не имеет значения.

Бывает ли такое, что родители приходят проверить вашу компетентность, и как вы к этому относитесь?

Как это понять, они же не в магазин за товаром приходят. Это так не работает. Родители не обладают достаточными знаниями и кругозором в этой сфере, чтобы проверить мою компетентность.

Отвечу родителям следующим образом, безусловно важно найти для своего ребенка хорошего детского тренера. Только детский тренер сможет построить тот фундамент, который необходим для продолжения спортивной карьеры. Но прошу заметить, что поиски нужно осуществлять без фанатизма. Нездоровый фанатизм рушит все. Задавайте вопросы тренеру, но не пытайтесь возомнить себе, что вы все знаете лучше него. Если подходить адекватно к выбору тренера, то судя по ответу на вопросы можно сделать все необходимые выводы. Задавать вы можете любые вопросы, не обязательно те, которые отнесены исключительно к футболу. Тренер – это не заводной механизм, не часы, не мотор, не заводной апельсин, если вам угодны отсылки из литературы. Тренер – это человек, такой же человек как и вы сами. Исходя из его человеческих качеств тоже можно многое понять о потенциальном тренере. Так что родители, можете использовать данные критерии для оценки в реальной жизни.

Олег, вы тренируете детей младшего возраста, как вы преподносите себя и ваш клуб, когда к вам приходит родитель и хочет отдать своего ребенка в клуб?

Хмм, отвечу так. Я смотрю в глаза, хочу увидеть рвение, дерзость, неистовое желание. Вы спросите меня, а как же я могу увидеть дерзость в глазах шестилетнего ребенка? А я вам отвечу, это опыт, ко мне на тренировки приходило много детей, и я уже научился разглядывать во взгляде потенциал.

Если желания нет, то ничего не получится, как бы родители не заставляли своё чадо ходить на тренировки. Ребенок должен уходить с тренировки в хорошем настроении, заряженным. Без желания этого не достигнуть.

Поддерживают ли вас родители воспитанников, и что для вас это значит?

Три года назад я приехал в Тулу, устроился на работу тренером. Помимо Тулы я помогал развиваться еще одному клубу, воспитанникам 2014 года рождения, и до сих пор помогаю это делать. Афишировать этот клуб я тут не буду. Когда я пришел туда, я не ожидал, что в этой компании будет такая атмосфера. Вы просто не поймете, это просто нужно видеть. Это особая синергия, меня как тренера, родителей и детей. Это была особая рабочая химия, которая делала рабочий процесс приятным. Лично я ходил на каждую тренировку как на праздник. И знаете, говорю сейчас совершенно искренне, в такие моменты понимаешь своё призвание, радуешься, что выбрал именно этот путь.

Конечно со стороны родителей были и недочеты, вы же не думали, что я этого не упомяну. Ну честно говоря – это такие мелочи, просто ни в какое сравнение не станут с общим фоном, который был у нас тогда.

В каждом городе есть поддержка со стороны родителей, в Саратове, в Туле, просто там – это было впервые, там я по настоящему понял как это должно быть. Конечно покидать такие коллективы очень сложно, но так сложилось. Думаю я доходчиво объяснил, что для меня значит та самая поддержка.

Есть ли у вас общий чат с родителями воспитанников, если есть, то насколько много времени вы можете дистанционно контролировать своих воспитанников?

Да, чат конечно есть. Через чат я не могу контролировать своих воспитанников, скорее я просто выкладываю туда общую информацию для всех родителей.

Олег Владиславович, в предыдущих интервью мы говорили с вашими родителями, ваши родители говорили про вашего первого тренера, в том числе они рассказали мне, что ваш тренер проверял школьные дневники. В связи с этим вопрос, насколько вы переняли повадки своего первого тренера?

Да, на самом деле так и было, мой тренер брал у нас дневники. Сами понимаете, что в первом классе дневники брать нет смысла, оценок там практически нет. Ну я объясню вам для чего это делается, таким образом тренеры воспитывают в своих учениках ответственность. Без ответственности ничего не построить, и это не только про футбол, это про всю жизнь в целом. Футболист должен совершенствоваться во всех направлениях, и учеба это не исключение.

Как вы относитесь к тренерскому контролю за пределами поля?

Отношусь я к этому нормально, другой дело в том, что все должно быть в рамках разумного. Я всегда знал, что есть две вещи, которые приходят к игрокам от тренера. Это знания и поведение. Я уделяю много времени поведению на поле и за его пределами. Если мой футболист за пределами поля наломал дров, то он понесет соответствующее наказание, он не будет играть, а будет сидеть на трибуне и думать о своем поведении. Потом мы проговариваем выводы, которые он сделал.

Футболисты должны быть сосредоточены все время, и даже на фоне отвлекающих факторов

Олег, проверяете ли вы дневники своих воспитанников, мотивируете ли вы их учиться в школе лучше?

Мои воспитанники еще малы, я говорил об этом выше. Но это не означает, что я их не контролирую. Я всегда слежу за дисциплиной в школе, если они её не соблюдают, то вы знаете какие последствия для них наступают. Мои воспитанники знают, что делать можно, а что нельзя. Классный руководитель всегда понимает, что это дело рук тренера. Я смотрю на футболистов как на элиту, а к элите большие требования.

Как относятся родители к такому контролю со стороны вас?

Все по разному. Все что мы делаем в жизни - это про отношения. Футбол это сфера коллективная, поэтому все несут ответственность за свих товарищей и членов команды. С родителями я всегда провожу индивидуальные беседы в случае их возражений. Мы всегда приходим к общим выводам, поэтому в этом плане все в порядке.

Олег Владиславович, по вашему мнению тренер это второй отец?

По-моему мнению да. Тренер это собирательный образ. Родители могут где-то дать слабину, где-то совершить какую-то бытовую ошибку. Тренер нет, тренер это отец в собирательном смысле этого понятия. Поэтому тренер всегда должен давать безукоризненный пример для всех своих детей. Тренер - это левиафан, а воспитанники – это его маленькие чешуйки. Сейчас я объясню вам почему я привел пример с этим библейским существом. Все наши родители любят своих детей несмотря на все их шероховатости. Они закрывают на это глаза, сила любви – это страшная сила. Оно и понятно. Тренер же любит своих воспитанников другой любовью, воплощая совершенно другие формы. Я как раз таки на каждую шероховатость обращаю внимание, и оттачиваю все таким образом, чтобы на месте шероховатостей была настолько гладкая поверхность, чтобы можно было увидеть отражение солнца.

Мой тренер всегда разделял со мной и радость, и печать, но спуску мне не давал. Всегда требовал от меня больше, чем я по моему мнению мог дать. Отец одним словом.

Помогаете ли вы своим воспитанникам в семейных вопросах, если таковые возникают, или предпочитаете соблюдать дистанцию?

Славу богу пока у меня воспитанники не женились, поэтому семейных проблем у них нет. Если бы были, то обязательно бы помог. Только родители могут обратиться с семейными проблемами, там я тоже помогаю, но очень аккуратно. Сами понимаете, семейные вопросы вещь тонкая, тренер не семейный психолог.

Олег, родители детей как правило старше вас, когда вы говорите им что-то про их детей, даете наставления, как они к этому относятся? Принимают как руководство к действию, или бывает такое, что они реагируют на это отрицательно?

Возраст здесь не имеет никакого значения. Например в профессиональном футболе тренера старше своих игроков, и ничего, есть и дисциплина, и субординация.

Каждый должен выполнять свои функции, игрок свои, тренер свои, родители свои. Никто не должен друг другу мешать. Я в этом убежден потому что я не вчера пришел в эту профессию. У меня есть определенный опыт. Решает тут не возраст, а компетентность. Потому родители реагируют положительно.

Я понял, Олег Владиславович, теперь с вашего позволения задам несколько общих вопросов, чтобы понять вашу тренерскую философию. Тренер это своего рода педагог, думаю вы с этим согласитесь. Как вы считаете, какова роль педагога в нынешнее время?

Педагог призван в каждом ученике видеть способности и превращать их в умения, и желания. Ребёнок должен сам хотеть научиться, педагог обязан ему в этом помочь. Три главных условия: желание, повторение и умение.

Современный тренер – не просто человек, который определяет состав, делает замены, составляет тренировочный цикл команды. В том числе он управленец и пример, как для собственных футболистов, так и для широкого круга футбольных специалистов. Тренер в современных реалиях – это публичное лицо и должен постоянно контролировать то, как он выглядит, как общается с коллегами, журналистами и болельщиками.

Кем вы видите себя больше, наставником, который дает указания, или чутким наблюдателем, который не исказит рвение, а лишь аккуратно направит?

У меня в голове информации гораздо больше, чем я выдаю игрокам. Не потому что я берегу ее, а потому что они должны играть в футбол и делать это свободно. По началу, когда новый игрок только приходит, я не даю ему вообще никакой информации - просто даю им играть. Я узнаю игроков все больше с каждым днем, понимаю как с ними обращаться. Многое происходит на индивидуальных беседах, но это с игроками. Если говорить о команде, здесь нужно научить 11 игроков делать нужные вещи в правильное время. Поэтому я комбинирую разные подходы в своей деятельности.

Олег Владиславович, будете ли вы контактировать со своими воспитанниками после того как они уйдут в большой футбол?

Да конечно! Мне кажется для любого тренера это радость, если он воспитает и доведёт ребёнка до большого футбола. В этом и есть вся прелесть детского тренера.

Понимаете, мы в 10 лет уже хотим, чтобы мальчик был звездой. Но такого быть не должно. Нам необходимо составлять план на длительную перспективу. Главное, чтобы он не сейчас всех рвал, а в 16 лет на него был бы спрос от команд ПФЛ, ФНЛ или даже из премьер-лиги. Надо, чтобы он оказался востребован во взрослом футболе на выходе из школы. Не бывает результата здесь и сейчас в раннем возрасте! Нужно готовить личности. А мы уже в раннем возрасте давим на детей, требуем от них результата. И, что самое страшное, убиваем в них любовь к футболу!

Понял вас, будете ли вы лет через двадцать приглашать к себе своих воспитанников, пить чай в тренерской каморке, вспоминать былые годы?

Ну давайте не будем загадывать так далеко. Хотелось бы конечно. Это всегда приятно вспомнить. Сужу тут по себе. Мы много что вспоминаем со своим тренером. И матчи вспоминаем, и шутки всякие. Ностальгия по былому – это всегда хорошо.

Спасибо за уделенное время на интервью, желаю удачи!

Вам спасибо, что взяли у меня интервью. Всего доброго!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда