Как увеличить капитализацию компании в десятки раз только за счёт идеи?

Принято считать, что стоимость бизнеса равна сумме его материальных и финансовых активов. Но что, если такой метод недооценивает бизнес, а равно искажает его ценность для инвесторов? Поговорим о неочевидной теме для бизнеса — активах нематериальных.

Как увеличить капитализацию компании в десятки раз только за счёт идеи?

Друзья, привет! Меня зовут Иван, я предприниматель (IT, производство).

Сообщество предпринимателей CLUB.ORG постоянно проводит онлайн-встречи, где мы друг с другом делимся полезным опытом. Мы решили «переводить» наиболее интересные вебинары в формат статей, и сегодня разберем вопрос отдельного вида активов бизнеса, который может существенно изменить оценку его стоимости.

Спикер — Михаил, предприниматель с 23 годами опыта, основатель компании по оценке HMA (нематериальные активы) компаний, и эксперт по инновациям и цифровым технологиям.

Михаил

Любой бизнес нужно оценивать не в статике, а в его динамике — учитывая внутренние процессы обеспечивающие ее жизнедеятельность, накопления интеллектуальной собственности и информационные ресурсы. Полная оценка компании может отразиться на скоринге при выдаче займов, на тендерах и инвестировании бизнеса.

К сожалению у нас в стране такая оценка распространена слабо, и нематериальные активы, формирующие прибыль, не отображаются на балансе российских компаний.

Нематериальный актив — это интеллектуальная собственность компании, которая приносит ей прибыль

В том числе та, которую нельзя запатентовать. Клиентская база, промышленные образцы, отлаженные бизнес-процессы и самое главное — репутация. Все эти (и многие другие) вещи относятся к нематериальным активам, и наряду с прочими несут ценность для компании.

Если говорить совсем просто — нематериальные активы (далее — НМА) нельзя потрогать и ощутить физически, в отличие от продукции, станков, зданий и денежных средств компании.

Для примера, Coca-Cola имеет порядка 96% процентов нематериальных активов. В них входят рецепты напитков, налаженные каналы сбыта продукции, ноу-хау компании и прочее.

Бухгалтерская сторона

Чтобы поставить НМА на баланс, необходимо соблюсти регламент бухгалтерского учета. Он включает в себя четыре обязательных фактора, которые позволяют оценить ваш НМА:

  1. Актив отделяем — он может быть самостоятельным инструментом, и использоваться вне зависимости от других активов.
  2. Чтобы признать актив нематериальным, к моменту постановки на баланс он должен просуществовать 12 месяцев.
  3. НМА имеет экономическую выгоду, и используется в бизнес-процессах.
  4. Актив создан в результате интеллектуальной деятельности.

Также, с 2024 года, в стандарте бухучета некоторые активы также могут быть признаны как НМА. Среди таких неисключительные права и лицензии. Но некоторые, вроде товарного знака или хард и софт-скиллов кадров компании, перестанут являться НМА. Исключение составляет деловая репутация, т.к. она неотделима от бизнеса.

В чем польза нематериальных активов

Наглядно рассмотрим потенциальные и реальные ситуации:

Юридическая защита компании

Допустим ситуацию, что вы — производственное предприятие, у которого есть промышленные образцы. Вы поставили их на баланс, и оценили в 70 млн. рублей.

Некая компания-конкурент случайным образом делает копию вашей продукции. Вы узнаете об этом, и обращаетесь в суд, для которого ваш нематериальный актив является существенным аргументов.

В случае хищения того же ноу-хау или переманивания сотрудника конкурентом, защитить свои инвестиции в разработки без оформления прав на ноу-хау практически невозможно.

Тендерные преимущества

Кратко разберем на двух конкретных кейсах: компании UDM Pay и OKFIL.

У первой стояла задача — привлечь 70 млн. рублей для выхода на рынок на страны СНГ за счет продажи 10% доли в бизнесе. Компания имела показатели:

  • 170 млн. выручки
  • Собственные активы в 22 млн. рублей
  • 2 патента на изобретение без оценки

На этой основе, они переоценили патенты, и поставили их на баланс, что повысило стоимость активов бизнеса на 60 млн. рублей.

Итог — компания получила оценочное преимущество, и была профинансирована на 70 млн. в виде конвертируемого займа под долю в 10%.

Другой компании требовалось увеличить активы, чтобы соответствовать требованиям зарубежного тендера на 550 млн. рублей.

Согласно условиям тендера, активы исполнителя должны соответствовать стоимости лота, но материальные и финансовые активы имели сумму лишь в 50 миллионов.

Благодаря оценке и постановке HMA компании удалось выиграть тендер, и получить контракт на поставку продукции зарубеж.

Увеличение кредитного лимита

С помощью HMA можно осуществить рост кредитных показателей, и снизить кредитную ставку на 1-2 пункта.

Допустим бухгалтерия у предприятия показывает отрицательный баланс чистых активов, однако ей требуется дополнительное кредитование. Само собой банк откажет в выдаче займа, и здесь также может помочь оценка HMA.

Чистые активы компании увеличиваются, а доля заемного капитала наоборот – уменьшается.

После скоринга компании при наличии оценки HMA, вероятность выдачи кредита возрастает в разы.

Как оцениваются НМА?

Простыми словами: предположим, компания по производству стиральных машин придумала технологию, благодаря которой можно совместно стирать белые и цветные вещи без риска окраски. То есть, данная компания разработала ноу-хау.

Чтобы адекватно оценить ноу-хау, следует изучить его на наличие аналогов в мировом рынке. Если аналог существует, нужно проследить за его историей развития. На основе анализа и сравнительного подхода, через мультипликатор, можно сформировать потенциал роста для конкретной компании.

В другом варианте (в том числе при отсутствии прецедента, а равно уникальности нашего ноу-хау) можно выстроить финансовую модель на 5 лет вперед, относительно продуктов и деятельности этой же компании без внедрения этого ноу-хау (методология Гордона) .Кстати, именно этот метод применяют почти все известные транснациональные компании, оценивая свои НМА, которых у неё порядка 90% относительно всего объема активов.

Само собой, трудно оценить чистую идею без наличия MVP, продукта и его первых тестов/продаж. Дать цену голой идее конечно можно, но вряд ли она получит высокую стоимость, даже если эта идея кажется невероятной, и имеет все шансы на успех.

И разумеется, раздуть собственные НМА может каждая компания. Именно раздуть, а не дать адекватную оценку — нарисовать большие цифры, и приклеить к ним некое обоснование, под силу любому предпринимателю, однако такой подход исключит все выгоды и описанные выше возможности, которые открывает переоценка и учет нематериальных активов.

Надеюсь расшифровка вебинара оказалась вам полезной!

Мы проводим встречи в Zoom каждую неделю — они доступны любому участнику CLUB.ORG

Новые расшифровки уже в процессе разработки, не пропускайте.

Делюсь опытом в ТГ-канале Замятин Иван из CLUB.ORG.

Всем добра и позитивного настроения!

3838
30 комментариев

Интересно, как репутацию можно оценить? Тем более, если это самый главный нематериальный актив

4

Пригласил в комменты Мишу

2

Пока это наиболее отдаленная перспектива именно в текущих российских реалиях, хотя западники это уже «отцифровали». Несколько ссылок, в каких метриках и как системно можно на это смотреть.
1. Методика оценки репутации Reputation Quotient (RQ) от Harris Poll, которая изучает основные атрибуты репутации компании среди покупателей, инвесторов и общественности. Источник: https://theharrispoll.com/reputation-quotient/
2. Исследование Reputation Institute, которое оценивает репутацию компаний на основе опросов потребителей и экспертов. Источник: https://www.reputationinstitute.com/
В нашей случае, мы говорим больше именно про фокус внимания руководителя, что в «экономике знаний» есть другая незадействованная часть активов компании. Это те самые нематериальные активы, которые могут в потенциале быть вовлечены в хозяйственную деятельность. Ниже здесь приводится Иваном Замятиным ссылка, где про это говорится и это ближайшее будущее.

1

И что немаловажно ,кто оценку такую производит и защищает ли перед кем-то?

Особенно если репутация неразрывна связана с физлицом (директором и/или владельцем) такой компании.

Гудвил это все основном тема хорошо работает когда компания хочет быстро выйти на IPO. Это как сейчас Carmoney выходит на биржу через головную компанию ПАО. Вот у этой ПАО и должен был при покупке появиться гудвил.

Если она плохая то оценка ниже неужели это непонятно 😐